a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КАРТОТЕКА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ и ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Автор: Хабибуллина Вероника Ильгизовна Опубликовано: 2024-09-15 13:58:54

Документы для скачивания

КАРТОТЕКА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ и ЭКСПЕРИМЕНТОВ( с таршая группа) Составила: в оспитатель Хабибуллина Вероника Ильгизовна 202 3 г. Тема « Песок » Опыт №1.   « Чудо- песок » Цель: ознакомление со   свойствами песка( рыхлый) Ход: Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый? Что нового узнали. На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты. Песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с  детьми рисуют коллективную картину песком. В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки. ( сухая, твёрдая) . Опыт № 2. «Определение цвета». Цель:   ознакомление со цветом песка( цвет) . Ход:   Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? ( Светло – желтого) . Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? ( Темного) Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный. Опыт № 3. « Из чего состоит песок? » Цель: ознакомление со свойствами песка. Ход: у  вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?  Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачны х, круглых, не прилипающих друг к другу. А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.   Тема «Воздух»   Опыт № 1 «Как работает воздух» Цель:  увидеть, как воздух может поддерживать предметы. Материал: два одинаковых листа бумаги, стул. Ход опыта: Предл агаем детям скомкать один лист бумаги пускай вста ть на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше? Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.   Опыт № 2 «Воздух есть везде» Цель:  определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде. Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик. Ход опыта: Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки. А теперь – пусть нажмет на бутылку. Что заставило шарик надуться? Пускай малыш зарисует то, что у него получилось. Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик. Опыт №3 « Поиск воздуха » Цель:   Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Ход опыта: Докажем, что вокруг нас есть воздух. Как? Не размахивайте сильно предметами, особенно, когда рядом есть другие дети. Предлагаем детям самостоятельно или по выбранной модели дуть в трубоч ку, конец которой опущен в воду, надува ть воздушный шарик или целлофановый пакет) . Вывод:  Вокруг нас есть воздух.   Тема « Вода »   Опыт №1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха» Цель:   выявить свойства воды( прозрачная, без запаха, текучая) . Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Что происходит с водой? Она льётся.  Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? ( Жидкая) Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.   Опыт № 2 «Вода прозрачная» Цель:   выяв ить свойства воды( прозрачная) . Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.  В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?   Вода прозрачная, а молоко — нет. Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?  Нет.  Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя. Опыт №3 «Во да – растворитель» Цель:   выявить свойства воды( прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества) . Описание опыта: На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой. Опыт проводит воспитатель. В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился. Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий. Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель. Опыт №4 Тема. «Определяем температуру воды». Цель: Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей( гейзер, пар, температура, водоросли) , развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы. Ход опыта: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? ( ответы детей) . Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру». Игровое задание: «Определи температуру воды». Воспитатель: «Вода может иметь разную т емпературу прибором( термометром) ) . Как получить тёплую воду? ( кипятить) . Потрогаем руками стакан холодной водой, измерим температуру. Измерим температуру горячей воды. А почему нельзя потрогать руками стакан с горячей водой? ( можно получить ожог) Давайте смешаем горячую и холодную воду. Измерим температуру воды. Какой стала вода? ( Тёплой) . А теперь в тёплую воду положим кубики льда. Как вы думаете, какой станет вода? Потрогайте воду руками. Почему вода стала холодной? ( добавили лёд, он холодный) ». Рассматривание иллюстраций: «В реках, озёрах, морях вода разной температуры- тёплая и холодная. Некоторые животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть места, где горячая вода выходит из- под земли. Их называют гейзерами. От них идёт пар. В гейзерах живут одни только водоросли ». Вывод: Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура».   Тема «Бумага, ткань » Опыт №1 «Бумага мнется» Цель:   научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества( цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства( мнется, рвется, режется, горит) .   Описание опыта: Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? ( гладкая, шершавая, шероховатая) . Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? ( ответы детей) . Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть- потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? ( ответы детей) . Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? ( ответы детей) . Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все- таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. значит, бумага мнется. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? ( ответы детей) Опыт № 2 «Бумага намокает» Цель:   научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества( цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) . Описание опыта:  Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? ( ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? ( мокрая) . Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? ( бумага размокла и расползлась) Вывод: Бумага намокает в воде и расползается. Она непрочная. Опыт № 3 « Бумага для рисования» Цель:   научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества( цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) . Описание опыта: в озьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.  Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? ( ответы детей) . Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы. Что вы узнали о бумаге нового, интересного? Вывод: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная. Опыт 4 « Мир ткани » Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. М атериал: Небольшие кусочки ткани( вельвет, бархат, бумазея) , ножницы, емкости с водой. Ход: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала( мнется, рвется, режется, намокает, горит) . Дети сравнивают анализа разны е вид ы ткани: смять ткань, разрезать на две части, каждый кусок попытаться разорвать пополам, опустить в емкость с водой и определить с корость намокания, сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Воспитатель рассказывает детям о применени и того или иного вида ткани от ее качеств при пошиве. Тема « Глина, почва » Опыт №1 «Какими свойствами обладает глина? » Цель. Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства( мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает) . Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей( глина, твердеет, мнётся, мягкая) . Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира. Ход опыта. Воспитатель приносит детям коробку с шариками. « Ребята, как вы думаете, из чего я сделал все эти шарики? »( Ответы детей) . Оказывается, лепить можно не только из пластилина. Есть такой материал, который называется глина. Хотите узнать, какая глина и как из неё лепить? » Дети вместе с воспитателем рассматривают глину, обследуют её пальчиками. Вопросы: «Как вы думаете, на что похожа глина? ( На песок) . Каким она цветом? ( Коричневая) . Глина твёрдая или мягкая? ( Мягкая) ». Воспитатель: делает шарик из глины. Показывает шарик, который уже сделан раньше( из коробки) Сравнение шариков из сырой и сухой глины: «Давайте сравним два шарика из глины: Шарики одинаковые или разные? Чем они отличаются? Какой шарик можно сжать? Что будет с шариками, если бросить их на пол? »( Один изменит форму, другой раскрошится на кусочки) Вывод: Глина бывает влажной и сухой. Из влажной глины можно лепить, она мягкая, пластичная, вязкая; сухая глина твёрдая, может крошиться, влажная г лина мягкая, вязкая, пластичная. Опыт №2 «Зачем нужна почва? » Цель. Формировать представ ления детей о свойствах почвы( мягкая, состоит из мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной) . Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы. Оборудование. Ёмкость с почвой, палочки, лейка с водой, сито, горшочек с песком и завядший в нём росточек растения. Ход опыта: Воспитатель: ребята перед вами почва. « Расскажите, как она выглядит? Дети рассматривают почву, определяют цвет, трогают руками. Игровое действие «Разомни комочек». Воспитатель: «Я насыпала на стол почву. Почва состоит из разных комочков. Попробуем размять комочки. У вас получается? Почему? Какие комочки на ощупь? ( Мягкие) » Игровое упражнение «Пересыпание и просеивание». Воспитатель: «Пересыпьте почву в стак анчики. Пересыпается ли почва? Почва пересыпается, потому что она сухая. Давайте пропустим землю через сито. Просеивается ли земля? ( Не вся) . Что остаётся на дне сита? ( Комочки) . Разомнём эти комочки пальчиками». Игровое упражнение «Волшебная палочка». Воспитатель: «Проводите палочками по сухой почве. Остаётся ли почва на палочке? ( Нет) . Сухая почва не липнет. Теперь я полью почву водой. Куда спряталась водичка? Какой стала сухая почва? ( Сухая почва впитала воду и стала влажной) . Теперь поводите палочкой по влажной почве. Какой стала палочка? ( Грязной) . Почему? Влажная земля липнет. Какой цвет у влажной земли? ( Чёрный) . Давайте просеем влажную почве через сито. Просевается ли почве? ( Нет) . Почва мокрая, не просеивается и не рассыпается». Опыт 3. «Как происходит загрязнение почвы? » Цель. Выяснить последствия загрязнения почвы. Развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать бережному отношению к миру природы. Оборудование. Четыре ёмкости с землёй, баночки с чистой и мыльной водой, картон, палочки. Ход опыта. Воспитатель: «Ребята, я получил письмо от Почвы. Она просит меня о помощи. Говорит, что ей угрожает опасность. Если она заболеет, то все деревья, растения, цветы и травы не смогут расти и получать питание. Чего может бояться почва? » « Почва плачет от загрязнения. Как вы думаете, как мы можем загрязнять землю? ( ответы детей) . Очень часто мы выкидываем мусор на землю, топчем газоны». Исследование 1: «Посмотрите, перед вами две баночки с землёй. В одну баночку я вылью дождевую воду, в другую- воду после мыльную. Сравните баночки с водой. Какой стала земля? ( Влажной) . Одинаковая земля или разная? Есть ли изменения в банке с землёй, в которую вылили дождевую воду? ( Нет) . Что можно увидеть на земле, которую полили мыльной водой? ( Мыльные пузыри, потёки) . Исследование 2: «Теперь возьмите картон. Разорвите его на мелкие кусочки и положите в землю. Перемешаем землю с картоном. Воткните палочки в ёмкость с одной землёй и ёмкость с землёй и картоном. В какую землю легче воткнуть палочку? ( в чистую землю) . В чистой земле больше воздуха». Воспитатель: В земле растут не только деревья и растения, но и живут многие насекомые, животные. Загрязняя землю, мы губим их». Как спасти землю? Куда надо складывать мусор? Выливать грязную воду? Вывод. «Почва загрязняется мусором и грязной водой» Тема « Зернышко » Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю» Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность. Оборудование.   Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок. Описание опыта:   К ак отделить мелкую крупу от крупной? Предложить попробовать отделить руками. Трудно и долго. Показать, как можно быстро, ( например, гречку от манки) используя сито. Отметить, что это более удобно. Раздать ситечки, песок и камешки. Дети просеивают песочек самостоятельно. Почему камешки остались в ситечке? Делают вывод. Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу» Цель: сравнить свойства крупы. Оборудование:  стеклянная банка( именно прозрачный сосуд, для того, чтобы дети могли видеть, какие изменения происходят, горох, фасоль, греча( можно брать любые другие крупы, самое главное, что бы они были разной формы, величины, цвета) . Описание:   воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит: «Посмотрите, какой беспорядок! ». Д ети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Подбежать могут все, но постепенно останется несколько человек, остальные могут пойти и заниматься дальше своими делами. Вскоре они замечают, что крупа в банках перемешена. Педагог: ребята, вы когда- нибудь помогали маме перебирать крупу? ( Ответы детей) . У всех этих зерен, есть один маленький секрет… Я хочу с вами поделиться… Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? ( Ответы детей) А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? ( Ответы детей) Вспоминаем правила безопасности! Но сначала, ребята, нам нужно вспомнить, чем же могут быть опасны мелкие предметы? ( Ответы детей) В уши, нос нельзя совать мелкие предметы, Могут там они застрять, Помните об этом! А теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потряхивайте банку. Что вы видите? ( Ответы детей) Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху. Педагог: переложите фасоль и горох в баночки( вовремя перекладывания обсудите с детьми форму, размер, цвет) . Педагог: Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности? Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.   Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Описание опыта: р ассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история. «Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: « Работяги дружные. Эти вещи нужные! » Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа.  Она все больше начинала ворчать и возмущаться: - Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу! А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно! Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше. - Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и   незабываемые   рисунки!   Смотри! Рисование на подносе Насыпьте слой манки толщиной примерно 2- 3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д. Опыт № 4 «Проращивание фасоли» Цель: расширить представления детей о росте растений. Последовательность наблюдения опыта: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей( ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток.   На втором этапе- дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают.   Наблюдают за появлением первого листа у растения. В дальнейшем наблюдают за ростом растения. Тема « Камешки » « Каждому камешку свой домик » Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности( гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. Материалы: различные камни, четыре коробочки, поднос ы с песком, модель обследования предмета, картинки- схемы, дорожка из камешков. Ход: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью( рис. 2) : надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами.   В се вместе рассматривают,  как разложен камни, считают количество камешков. •Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки- схемы( рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут поднос ы с песком, и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. •Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки? Опыт 1. «Какими бывают камни» Определить цвет камня( серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д. ) . Вывод: камни по цвету и форме бывают разные Опыт 2. «Определение размера» Одинакового размера ли ваши камни? Вывод: камни бывают разных размеров. Опыт 3 «Определение характера поверхности» Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? ( Дети делятся открытиями. ) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Опыт 4. «Определение формы» Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? Вывод: камни- твёрдые. Опыт 5. «Рассматривание камней через лупу» Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? ( Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д. ) . Опыт 6 «Определение веса» Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Опыт 7 «Определение температуры» Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? ( Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень. ) Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Опыт 8 «Тонут ли камни в воде? » Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Тема «Предметы» Опыт 1 « Из чего птицы строят гнезда? » Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов. Опыт № 2 « Как устроены перья у птиц » Цель: Установление связь между строением и образом жизни птиц. Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет. Ход: Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась( перо легкое, так как внутри стержня – пустота) . Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями( перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность) . Рассматривают опахало через сильную лупу( на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера) . Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера( пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья( они служат для сохранения тепла) . Вывод: Перья птицам необходимы для тепла, устроены перья сложно. Опыт 3 «Волшебный магни тик» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Игровой материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. Ход: Опыт1. В оспитатель демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов — рукавичка перестает быть волше бной. Определяют почему( в рука вичке есть «что- то», что не дает упасть металлическим пр едметам) . Дети рассматривают ру кавичку, находят магнит, пробуют применить его. Далее проводят исследование с магнитом. используя рукавичку с магнитом, бумажн ую салфе тку, стакан с водой, иголку, де ревянн ую игрушку с металлической пластиной внутри. Ход игры: В оспитатель вместе с детьми рассматривает бумаг у, делает из нее самолетик, под вязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пла стиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться( нет) . Взрослый подменяет их предметами с м еталлическими пластинами, подно сит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяю т, почему это про изошло( внутри должно быть что- то металлическо е, иначе рукавичка не будет дей ствовать) . Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки( поднести рукавичку с магнитом к стакану) . Опыт 2 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал: Тазик с водой железные предметы. Убирая скрепки после экспериментов детей Воспитатель «случайно» роняет часть из них в тазик с водой( такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами) . Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже. Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой. Опыт 3 «Компас» ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его( как это сделать, показывает взрослый) , наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг( на этот раз – с помощью компаса) . Игра «Команды». Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например, сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т. д. Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса Опыт 3 «Сосновая шишка» Цели: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку. Материал:  2 сосновые шишки, теплая вода. Оборудование:  ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. Белка шишку сорвала, А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, очень скучно ей одной. Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай! - Что станет с шишкой, если ее на сутки опустить в воду? Потрогайте шишку, рассмотрите чешуйки, понюхайте, покатайте между ладоней. – Какая она, с какого дерева и почему стала такой? ( Созрела. Чешуйки раскрылись, семена вылетели) – Почему чешуйки не сгибаются? ( Они высохли и стали твердыми) Давайте опустим шишку в теплую воду. Что происходит? ( Она плавает на поверхности, потому что она легкая) . На следующий день: Шишка изменила форму. Почему? ( Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид) . Почему шишка опустилась на дно? ( Стала тяжелой, воды в ванночке стало меньше) Рисуют сухую и влажную шишки. Вывод:  Сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой – опускается на дно. Объем влажной уменьшается, вес увеличивается.

Оставить комментарий: