a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Стимулирование речевой деятельности

Автор: Рассадникова Юлия Михайловна Опубликовано: 2024-09-15 19:56:45

Документы для скачивания

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста( из опыта работы) Рас с адникова Ю. М Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В период младшего дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность. Проблема развития речи детей сегодня актуальна; т. к. овладение речью является основой для дальнейшего развития ребенка, постоянно растет число детей имеющих  нарушение речи, значительно снизилось живое общение родителей с детьми. В речевом развитии ребёнка дошкольного  возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, воспитания звуковой культуры речи, развитие речевого слуха, приобщение к художественной литературе, а также расширения зоны общения с взрослыми. Для успешного речевого развития детей, в нашей группе созданы все условия, которые способствуют формированию хороших речевых навыков. Развивающая среда насыщена разнообразными  игровыми и образовательными материалами. Я слежу, что бы эти материалы соответствовали возрасту детей и были доступны для них. В своей работе для стимулирования речи детей, я использую основные методы это наглядный, словесный и практический. Которые, в процессе  деятельности, переплетаются между собой. В нашей группе есть мультимедийная доска, которую я активно применяю  для наглядности на различных занятиях. Показываю картинки, сюжеты, героев из сказок, дети увидев называют их, описывают, считают. ( миленький, беленький, большой слон) . С помощью доски провожу игры «Что лишнее», «Что изменилось» в которых дети могут сами с помощью специальной ручки дотронуться и узнать правильно ли ответили.  Даю возможность рисовать на доске, раскрашивать различные фигуры, дети, рисуя, просят те цвета, которыми хотят рисовать, называют формы. Так же у нас  в группе есть книжный уголок, где дети берут книги, рассматривают их, называют героев, названия сказок, предметы,   книги стимулируют детей, они вспоминают отрывки из сказок Чуковского, стихотворений А. Барто, Маршака.  Так же для стимуляции речи использую магнитную доску, я вывешиваю разные картинки, дети рассматривают их, показывают друг другу, называют что изображено. Во время занятий по развитию речи, так же для наглядности  использую  мультимедийную доску, дети пересказывают короткие сказки по картинкам, использую различные игрушки, картинки и предметы,   побуждая детей описывать их, давать имена, задания. Во время продуктивной деятельности дети получают знания о форме цвете, размере. Тут я использую прием «проблемная ситуация», забыла положить лист или кисточку. Это вынуждает ребенка просить недостающее, тем самым проявлять речевую инициативу. Во время простых экспериментов дети эмоционально рассказывают, что у них получилось. Например сухая рука, бумага утонула. Прогулка, я считаю, является одним из эффективных способов стимулирования речи детей. Наблюдения на участке за различными растениями, птицами, насекомыми, посадка огорода, цветов и уход за ними, приносят  детям множество впечатлений. Дети начинают задавать вопросы, выражают свои эмоций и мысли с помощью слов. Так дети узнают новые слова и понятия, обогащая свой словарный запас. Практические методы стимулирования речи детей это различные виды игр которые я использую в работе с детьми. Во время игр с конструктором, дети строят разные замки, сооружают гаражи, дома, машины и предметы. Показывают их и называют. Так появляются лимузины, ракеты, машины, сумки, короны. Дети  так же называют различные  детали  которые у них получились; хвост,  окно, дверь. Проблемные ситуации, возникшие во время конструирования вынуждают детей просить о помощи, недостающие детали. В игровых зонах, я предлагаю  детям обыграть разные сюжеты, например пробка на дороге, или авария. Дети  с удовольствием  вступают в игру и в процессе вызывают по телефону эвакуатор, скорую, полицию. Подражают звуку мигалок, звонка телефона.  Так же для стимулирования речи у детей использую сюжетно- ролевые игры, в уголках «Магазин», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская» выкладываю новые атрибуты, дети пользуются ими, произносят звуки подражая им,   например шумит фен, кипит чайник. В помощь идет уголок «Ряженья», после переодевания дети меняют интонацию, находят нужные слова для ведения игры.  Не менее значимы дидактические игры,   «Большой – маленький», «Чей домик? », «Детеныши животных» и другие, они  позволяют  детям усваивать лексико- грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей. Малоподвижные, подвижные игры. Во время которых дети подражают различным животным, транспорту. Проговаривают слова сопровождающие действия, для выбора ведущего мы разучиваем считалочки. В дальнейшем дети сами применяют их. Дети сами объясняют правила игры.  Очень люблю хороводные игры и музыкальные игры. «Грибок», «Каравай» где дети начинают подпевать, пританцовывать. Игры под музыку Железновых, «Цветочек», «Гусеница». дети запоминают движения и слова и в дальнейшем сами без музыки повторяют их. Часто играем с детьми  в игры- пантомимы, Эти игры являются хорошими стимуляторами речевого развития. Когда без слов показываю какие то действия( Причесываюсь, поливаю, рисую, ем) а дети отгадывают. Потом дети сами загадывают действия друг другу.  Пальчиковые игры для стимуляции речевого развития так как чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Применяю игры с песком, эти игры близки детям так как они с раннего детства играют в песочнице, игра с песком помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивает мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Во время игры с песком дети свободно общаются и высказываются. Так же в своей работе для развития звуковой культуры и речевого аппарата детей использую такие приемы  проговаривание чистоговорок, заучивание  стихов, потешек, утренних приветствий. Для приобщения детей к художественной литературе читаю сказки и рассказы.

Оставить комментарий: