a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

методический материал

Автор: Зубарева Ольга Михайловна Опубликовано: 2024-10-03 12:51:02

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка» Анкета для родителей «Нравственно- патриотическое воспитание детей в семье». Воспитатель: Зубарева О. М. Анкета для родителей «Нравственно- патриотическое воспитание детей в семье». Данная анкета является анонимной( вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны) . 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? - Воспитание любви к Родине; - Воспитание уважения к старшему поколению; - Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; - Знание истории своей страны; 2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания? - Да. - Нет. 3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственн о- патриотических чувств? - Да. - Нет. 4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? - Да. - Нет. - Затрудняюсь ответить. 5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? - Прививать детям уважение к людям своей страны. - Познакомить с обычаями и традициями своего народа. - Расширять представления о ро дной земле, её столице, городах. - Ознакомлени е с историческим прошлым России. - Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. В каких местах нашего города( поселка) вы любите бывать со своим ребенком? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Спасибо за сотрудничество. Анализ анкетирования родителей «Нравственно- патриотическое воспитание детей в семье». Цель:  изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ. В анкетировании приняло участие 100% родителей, дети, которых посещают Старшую группу № п/ п Вопрос/ варианты ответа% от числа опрошенных 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? Воспитание любви к Родине 80 Воспитание уважения к старшему поколению 12 Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа 3, 5 Знание истории своей страны 4, 5 2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания? да 89 нет 11 3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств? Да 7 1 Нет 29 4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? да 9 0 нет 7 Затрудняюсь ответить 3 5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? Прививать детям уважение к людям своей страны. 52 Познакомить с обычаями и традициями своего народа. 16 Расширять представления о родной земле, её столице, городах. 12 Ознакомление с историческим прошлым России. 8 Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 12 6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? 8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? 9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?   Проанализировав анкеты было выявлено, что дл я основной части опрошенных – 80% термин «патриотическое воспитание» - это Любовь к Родине, у важение и почитание ее традиций. Для 12% опрошенных- это  воспитание уважения к старшему поколению. Для 4, 5% - это знание истории своей страны. Для 3, 5% это воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа. На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? »  9 0% опрошенных ответили «Да». На вопрос «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? Прививать детям уважение к людям своей страны- 52% Познакомить с обычаями и традициями своего народа 16% Расширять представления о родной земле, её столице, городах 12% Ознакомление с историческим прошлым России 8% Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка 12% . 23% из числа опрошенных родителей посещают с детьми музеи и выставки,   7% - лишь иногда посещают, и 70% не посещают по различным причинам, либо еще маленькие дети, либо их нет в нашем городе. В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: н равственно- патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому воспитатели группы буду т продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с родителями по данному вопросу.

« Воспитание вежливости у ребёнка ». Консультация для родителей. Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего воз раста в семье, в детском саду. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Вежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. В оспитывая вежливого ребенка, н е забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому, если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в пост упках, то постепенно тоже приобретают эти качества.   «Волшебные слова», часто употребляемые при общении в семье, легко запоминаются ребёнком. Вежливое общение между членами семьи должно быть своеобразным обязательным ритуа лом. Ведь, научившись выражать благодарность родителям, воспитанный ребенок уже не забудет побл агодарить постороннего человека или попросить его о чем- то, употребив слово «пожалуйста». Постепенно у ребенка сформируется словарный запас вежливых слов и понимание, в каких ситуациях следует их употреблять. Кроме этого, восхищение окружающих от поведения ребенка, умеющего вести себя в обществе, является дополнительным стимулом быть вежливым. Следует помнить, что научить ребенка элементарным правилам вежливости необходимо до трех лет. В дальнейшем он уже будет осознанно понимать необходимость в ежливого отношения к окружающим и развиваться самостоятельно. Но, тем не ме нее, пример родителей в любом возрасте очень важен. Взрослые дают детям модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Находясь в детском саду или дома, дети е же минутно в течение всего дня учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характ ерным жестам, мимике. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Но следует заметить, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная,   « как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета. Велика также роль  художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения. Не следует уменьшать и роли иллюстративного дидактического материала в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения. Памятка для родителей   «Как помочь ребенку быть  вежливым ». 1. В обязательном порядке употребляйте  вежливые  слова сами в тех ситуациях, где они необходимы. 2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование  вежливых слов нормой. 3. Покажите ребенку «волшебство »   вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например  «дай мне», без слова  «пожалуйста». 4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок. 5. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила  вежливости. Например: з дороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п. 6. Учите  вежливости вежливо!

МАДОУ ЦРР дс «Сказка» «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- 1727203625850 ВОСПИТАТЕЛЬ: Зубарева О. М. Актуальность: Родина, Отечество, л юбовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах- героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Н о н аши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины- священным долгом. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля. Анализируя все вышесказанное, исходя из предпосылки, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания патриотических чувств, ц елью нашего проекта мы определили: создание системы работы направленной на формирование и обогащение детей старшего дошкольного возраста знаниями о Российской Армии; государственном празднике – Дне Защитника Отечества и его назначении. Задачи: Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники. Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии. Познакомить с былинными и сказочными богатырями, рассказать о том, что объединяет их с людьми военных профессий, живущими в настоящее время. Найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом. 47936157995285 Повысить уровень педагогических знаний родителей. Вид проекта:  Информационно- творческий, краткосрочный. Срок реализации проекта:   3 февраля – 28 февраля 2020 г. Участники проекта: Дети старшей группы «Цветик семицветик » Воспитатели Зубарева О. М. Махова Н. В. Семьи воспитанников; Музыкальный руководитель; Инструктор по физической культуре. Описание ресурсной базы реализации проекта Материально- техническая база: Музыкальный зал/ спортивный зал: музыкальный центр, проектор, интерактивная доска, фонотека, музыкальный репертуар( песни военных лет) , костюмы разных родов войск, спортивное оборудование и мн. др. Методический кабинет: компьютер с выходом в интернет, иллюстративный материал, репродукции картин, дидактические игры, карты, глобус. Группа: интерактивная доска, компьютер, проектор. Финансовая база: использование внутреннего резерва ДОУ. Возможные риски и компенсационные меры по их устранению: Низкая заинтересованность родителей, сопротивление проведению тех или иных мероприятий. Коррекция родительских установок( беседы, дискуссии, совместные мероприятия, консультации) . Содержание деятельности проекта на каждом этапе: Проект реализуется в три этапа: I – подгот овительный( 1неделя февраля 2023 г. ) : постановка проблемы и ее концептуальное осмысление, подготовка ресурсной базы, разработка планов работы с детьми и их семьями. II – практический( 2, 3 неделя февраля 2023 г. ) : реализация проекта. III – обобщающий( 4 неделя февраля 2023 г. ) : объективное оценивание процесса и результатов реализации проекта; смотр строя и песни «Бравые ребята». Ожидаемые результаты Дети: - у детей повысится интерес к истории своей семьи, родного края, страны, они гордятся защитниками Родины; появилось желание самостоятельно передавать знания, э моциональное отношение к празднику в художественно- творческой деятельности; Родители: - увеличилось количество семей, активно участвующих в педагогическом процессе МАДОУ; 47593257766050 Педагоги: - разработано содержание организации совместной деятельности взрослых и детей по нравственно- патриотическому воспитанию; - обогащена предметно- развивающая среда ОУ. Образовательная область Мероприятия Познавательное развитие НОД ««Богатыри Земли русской». Беседы: «Кто такой русский богатырь? », «Для чего нужна армия», «Наша Родина- Россия», «История праздника – 23 февраля». Виртуальная э кскурсия в музейно- мемориальный комплекс «Победа». Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, рассматривание армейских альбомов, рассматривание иллюстраций о Российской армии( родах войск) . Конструирование:   «Крепость», «Танк», «Корабль»( из строительного материала, лего- конструктора, конструктора ПОЛИДРОН) , «Самолет», «Танк»( из бумаги) .   Речевое развитие НОД Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Картотека художественного слова по теме: «Защитники отечества». Чтение былин «Илья Муромец и Соловей- разбойник», про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Чтение сказок « Финист – Ясный сокол», «Иван крестьянский сын и чудо- юдо». Слушание стихов и рассказов о героях нашей Родины Художественно – эстетическое развитие Лепка из пластилина «Военная техника». Рисование   «Портрет моего папы( дедушки) », раскрашивание  картинок военной техники в свободное время. Мастер класс, организованный сотрудниками исторического парка «Россия- Моя история» на базе ДОУ Прослушивание песни «Богатырская сила» муз. А. Пахмутовой; песен на военную тему: «Катюша», «Синий платочек». Заучивание песен: «Будем в армии служить» слова В. Малкова, «Песня о Родине» слова А. Познанская Раскраски « 23 февраля ». П раздник «День защитника отечества» Итоговое мероприятие  – конку рс стр оя и песни   «Бравые ребята». Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: «Собери флаг», «Найди дорогу», «Назови профессию», «Военные профессии», «Кому без них не обойтись». Картотека художественного с лова и игр по теме: «Защитники О течества». Выложи из палочек самолет, танк, лодку, вертолет. Игротека по теме: « Защитники отечества» Сюжетно- ролевые игры: «Моряки», «Госпиталь», «Пограничники», «Летчики», «Танкисты», «Строим крепость», «Готовим обед для солдат», «Разведчики». Физическое развитие Досуг «Чтобы в армии служить, надо мне здоровым быть». Динамические паузы «Солдат», «Полоса препятствий » и др. Подвижные игры: «Стрелок», «Самый меткий». 30746704330700 Список литературы Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ / Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26. Великая Победа/ / Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2. Виноградова Н. Ф. , Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984. – 304 с. Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно- методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С. 107 – 127. Долгополова Л. А. Воспитываем патриотов/ / Музыкальный руководитель С. 45. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников/ / Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6. Комратова Н. Г. , Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет: Методическое пособие. – М. : Сфера, 2007. Корчажинская С. Воспитываем патриотов/ / Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27. Федеральный закон «О днях воинской славы( победных днях) России»/ / Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь? »/ / Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. 6. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…»/ / Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/ П од ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990. – 420 с. Сюжетно- ролевые игры, используемые в работе над проектом. Сюжетно- ролевая игра «Моряки». Цель: Формирование игровых умений. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Оборудование: атрибуты для игры: гюйс, фуражка капитана, медицинский халат, медицинский набор, якорь, штурвал, бинокли. Описание игры: Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров. Отправляются в путешествие на корабле. Капитан определяет курс корабля и отдаёт команды, рулевой у штурвала, матросы надраивают палубу, радист сообщает о движения судна, врач следит за здоровьем команды на корабле, кок готовит еду для всей команды. Все находятся в плавании. Потом возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан. Сюжетно- ролевая игра «Лётчики». Задачи: помогать, детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Описание игры: Первый пилот – командир экипажа, управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа. Второй пилот – дублирует действия первого пилота. Штурман – следит за навигационной обстановкой, работает с картой. Пассажир – покупает билет, соблюдает правила поведения во время полёта. Бортмеханик – обслуживает системы самолёта и двигателя. Стюардесса – обслуживает пассажиров и экипаж( подаёт воду, чай, кофе) , следит за состоянием пассажиров. Сюжетно- ролевая игра «На боевом посту». Цель: Знакомить и учить детей игровым действиям( наблюдать, охранять, защищать, преодолевать препятствия, оказывать помощь) . Описание игры: Берём все необходимые атрибуты. Строим из модулей горы, где будут нести дозор пограничники. Из скакалок имитируем рвы и реки. Мелом рисуем леса, болота и т. д. Пограничникам нужно будет преодолеть все препятствия. Ставим палатку, где медсёстры оказывают помощь при необходимости. Выбираем командира, распределяем роли пограничников, лазутчика и медсестёр. Подвижные игры, используемые в работе над проектом «Самолеты». Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге. Содержание: Дети строятся в 3- 4 колонны в разных местах площадки, отмеченных флажками. Дети изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу «К полету готовься! » дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. По сигналу «Летите! » дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную, в разных направлениях. По сигналу «На посадку! »- летчики находят свои места и приземляют самолеты, строясь в колонны, и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой. Правила: Летчики должны взлетать только после сигнала «Летите! ». По сигналу «На посадку! »- летчики должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак( поставлен флажок) . « Сапер». Задачи: Развивать быстроту, ловкость. Правила: По залу разбросаны шары двух цветов- мины. Напротив каждой команды стоит корзина. По сигналу «Собрать мины» каждая команда собирает шары своего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее соберет шары. «Танки». Задачи: развивать двигательные умения, быстроту, ловкость. Правила: На полу в центре зала лежат обручи – танки, по количеству на один меньше, чем детей. Под музыку дети бегают вокруг обручей. Как закончилась музыка, каждый участник торопится занять место в «танке»( становится в обруч) . Тот, кому не хватило «танка»( обруча, выходит из игры) . После чего убирают один обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока и один обруч. «Салют». Цель: Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками. Описание: Детям раздают мячи разных цветов. Воспитатель вместе с детьми произносит: Это не хлопушки: Выстрелили пушки. Люди пляшут и поют. В небе – праздничный салют! «Меткие стрелки». Цель: Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель. Описание: Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит: Крепки руки, меток глаз. Трудно армии без нас. В цель мячи кидаем – Точно попадаем. Дидактические игры, используемые в работе над проектом. «Узнай род войск». Задачи: Развивать внимание, закреплять и активизировать словарь, воспитывать самостоятельность. Описание: На столе изображения солдат различных родов войск. Воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого он загадал. Можно отвечать только да или нет( далее игра проводится с кем- то из детей в качестве ведущего) . «Военные профессии». Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях( танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др. ) ; развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине. Описание: Ведущий( ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим. «Соберём картинку». Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук. Описание: Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение. «Что нужно человеку военной профессии». Задачи: Развивать внимание, закреплять и активизировать словарь, воспитывать самостоятельность. Описание: играющим раздаются большие карточки «игровые поля». Они называют профессию изображенного человека. Затем по очереди, переворачивая маленькие карточки, играющие называют, то что изображено( транспортное средство, атрибуты формы, вид войск) и определяют, подходит она или нет. Если подходит тогда играющий выкладывает ее на «игровое поле». Физкультминутки, используемые в работе над проектом. «Пилоты». Мы отважные пилоты. ( Руки в стороны с наклонами) Водим в небе самолеты. ( Имитация) Над родной землей летаем, ( Вращение туловище) Обгоняя птичьи стаи. ( Махи руками) Хоть взлетаем высоко –( Прыжки на месте) Приземляемся легко! ( Посадка на место) «А теперь на месте шаг». А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! ( Ходьба на месте. ) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. ( Поднимать и опускать плечи. ) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. ( Руки перед грудью, рывки руками. ) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! ( Прыжки на месте. ) Мы колени поднимаем- Шаг на месте выполняем. ( Ходьба на месте. ) От души мы потянулись, ( Потягивания- руки вверх и в стороны. ) И на место вновь вернулись. ( Дети садятся. ) «Мы военные». Мы станем все военными, Шагают на месте. Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через стороны. Будем в Армии служить, Будем Родину любить. Движения повторяются. Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». Будем мир мы защищать! Шагают на месте. «Богатыри» Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Руки в стороны. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Поворот вправо. Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поворот влево. Поглядеть из- под ладошек. И направо, и еще Поворот вправо. Через левое плечо. Поворот влево. «Самолет». Мы летим под облаками, А земля плывет под нами: Роща, поле, сад и речка, Махать руками, словно крыльями. И дома и человечки. Мы летать устали что- то, Приземлились на болото. Несколько глубоких приседаний.

МАДОУ ЦРР дс «Сказка» Конспект занятия в старшей группе( 5 – 6 лет) на тему: «9 Мая- День Победы» Подготовила: воспитатель старшей группы Зубарева О. М. Тема « 9 Мая – День Победы» Возраст Старшая группа( 5 – 6 лет) Цель Д ать представление детям о празднике, отмечаемом 9 Мая Задачи- Познакомить детей с т е м, как живущие помнят об участниках ВОВ, вспомнить семейные традиции; - Р асширять представ ление детей об армии( в годы ВОВ воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов) ; - З акрепить умение отвечать полным предложением на поставленны й вопрос по содержанию рассказа; - Р азвивать у детей воображение, наблюдательность и способ ность сопереживать другим людям; - А ктивизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путё м уточнения понятий: Россия, Отечество, защищать, оборонять, гордиться, сражаться, справедлив ая, народная, героическая война, пехота, танкисты, лётчики, фашизм, блокада, окопы, траншеи, г енералы, маршалы, военачальники; - Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам; - В оспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. Методы и приемы Наглядные методы и приемы: показ, рассматривание, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи. Словесные методы и приемы: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, указания, разговор, рассказ, использование художественного слова. Практические методы и приемы: физминутка, рисование Наглядные средства обучения Ноутбук, проектор( слайды, картины о ВОВ) , магнитофон для прослушивания песен военных лет, подборка книг на военную тематику, альбомы, изготовленные детьми совместно с родителями, георгиевские ленточки. Предварительная работа 1. Рассматривани е и обсуждение иллюстраций о ВО В. 2. Чтение рассказов и стихов о войне. 3. Разучивание стихов о ВОВ, о Дне   Победы. 4. Заучивание и обсуждение пословиц по теме  «Родина». 5. Прослушивание песен военных лет. Содержание деятельности детей. Звучит музыка – детская песня  «Солнечный круг». Воспитатель вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова: « пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я ». Воспитатель: Потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… Что же это за времена такие? Дети вместе с воспитателем расс матривают и обсуждают слайды ВО В. Воспитатель: Сегодня мы не просто так рассматриваем эти слайды картины. В один торжественный  день  наша страна отмечает очень важный и памятный праздник. Какой? У меня для вас есть небольшая подсказка.  ( Воспитатель показывает открытку. Дети:   День Победы. Воспитатель: Правильно! Это  День Победы   в Великой Отечественной Войне, которая длилась четыре года и закончилась  победой нашего народа. Давайте еще раз вспомним, что это была за  победа, над кем? Дети: Н ад фашистами. Воспитатель: Да, это была очень страшная война. Фашисты очень хотели захватить нашу страну, но у них ничего не получилось. Целых четыре года  день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал  победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда  побеждает. А сейчас я вам расскажу, как начиналась война. Звучит песня  «Священная война». Воспитатель( рассказывает под чуть слышное продолжение песни) : Рано утром 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков, грузовиков. Немецко- фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. ( показ картинок) Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. ( показ картинок) Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями. Как вы думаете, что такое  «подвиг»? Дети: Э то смелый, отважный, хороший поступок. Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг? Дети: Герой. Воспитатель: Вот и во время ВОВ тоже было много людей, совершивших героические поступки. ( показ картинок) На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Зачем нужны командиры? Кто командует бойцами? ( показ картинок) Дети: Г енералы, полководцы, офицеры. Воспитатель: Ребята, а каким должен быть герой? Дети: С ильным, см елым, выносливым, отважным. Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой. Физкультминутка   «Самолёт»: Вот мотор включился, Пропеллер закрутился Ж- ж- ж- ж- ж- ж- ж- ж- ж- ж К облакам поднялись, И шасси убрались. Вот лес – мы тут, Приготовим парашют. Толчок, прыжок, Летим дружок! Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились. Воспитатель: Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Есть они и в нашем городе. Давайте посмотрим, что это за памятники?  ( показ картинок) Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат. Чтение стихотворения «Никто не забыт и ничто не забыто»   Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. Над могилой, в тихом парке Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, Тут солдат советский спит. Мы склонились низко- низко У подножья обелиска, Наш венок расцвёл на нём Жарким, пламенным огнём. Воспитатель: В народе сложились образные выражения о Родине, о её защитниках. Н апример:  - «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». - «Враг хотел пировать, а пришлось воевать». - «За правое дело стой смело». Воспитатель: А какие пословицы вы знаете? Дети: - Родина- мать – умей её защищать. - Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет. - Родину любимую защищай, как мать родимую. Воспитатель: Молодцы! Всегда интересно поговорить с людьми, которые видели войну своими глазами, жили и воевали в те трудные для всех времена. Сейчас ещё живы те, кто много лет назад защитил нашу Родину от врага. Но они уже очень  старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить. Их называют ветеранами. В  День Победы  они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В  День Победы  люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают? Ответы детей. Воспитатель: Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. Ребята! Скоро будет великий праздник –  День Победы! Кто- то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему  «Спасибо! »  за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной  победе. А поздравить ветеранов можно открыткой, которую мы сейчас сделаем.

МАДОУ ЦРР дс «Сказка» Конспект занятия к проекту «Россия – Родина моя» в старшей группе( 5 – 6 лет) на тему: «Москва- столица нашей Родины» Подготовила: воспитатель старшей группы Зубарева О. М. Тема «Москва – столица нашей Родины» Возраст Старшая группа( 5 – 6 лет) Цель Дать представление о столице нашей Родины- Москве, как о сердце России. Задачи- Познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; - Развивать устную речь, активизировать словарь; - Учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; - Воспитывать чувство патриотизма; - Расширять детский кругозор. Методы и приемы Наглядные методы и приемы: показ, рассматривание, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация. Словесные методы и приемы: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, разговор, напоминание, художественное слово, рассказы детей. Практические методы и приемы: физминутка. Наглядные средства обучения Портрет президента России, герб Москвы и России, стенд в патриотическом уголке, аудиозапись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов; слайд – шоу( Московский Кремль, Красная площадь, метрополитен, могила неизвестного солдата, Московский цирк, Спасская башня, Архангельский собор и т. д. ) , разрезные картинки на каждого ребенка.   Содержание деятельности детей. 1. Введение. Воспитатель:  Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. В какое? А вот послушайте стихотворение Ф. Глинки и узнаем об этом: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! . . Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит, И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных. . . Это матушка Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля- богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана- звонаря? . . Кто Царь- колокол подымет? Кто Царь- пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? ! Ты не гнула крепкой выи В бедовой твоей судьбе: Разве пасынки России Не поклонятся тебе! . . Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурно пламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною! . . Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! - Сегодня мы побываем в Москве. О этом городе говорят так: «Москва- белокаменная, златоглавая, красно звонная, хлебосольная и приветливая. » Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади, и разберемся, что значит каждое из этих слов.   2. Знакомство со столицей России. Беседа о Москве. Воспитатель:   Москва по- особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. Послушайте запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов. ( Дети слушают запись и рассматривают слайды с видами Москвы. ) Воспитатель:   Голос города похож на биение большого сердца. И вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали златоглавой, белокаменной, красно звонной и хлебосольной?  ( Ответы детей. ) Воспитатель:   Москва – столица нашей Родины, нашей России. Ребята, кто знает, что значит слово «столица»?  ( Ответы детей. Столица – главный город нашей страны. ) Воспитатель:   К ак вы считаете, правильно ли то, что какой- то один из го родов называют главным или нет?  ( Ответы детей. ) ( Все города хороши по- своему, но как в любой семье бывает кто- то, кого больше всего слушаются, так и должен быть город, в котором решаются важные для всей страны вопросы и принимаются важные по этим вопросам решения. А иначе будет полная неразбериха и хаос в стране. Но еще на главном городе страны лежит и очень большая ответственность, от него ждут помощи и защиты. ) Воспитатель:   Рассмотрите изображение герба Москвы и России. Давайте соберем герб из разрезных частей ( Р аздать части герба на каждого) . Вот перед вами – герб России. Что изображено на нашем гербе?  ( Ответы детей) .   Правильно, это двуглавый орел. Как вы думаете, почему именно орел?  ( Ответы детей) .   Чем отличается орёл от других птиц?  ( Ответы детей) .   А давайте мы представим себя орлами. Динамическая пауза. Широко раскинув крылья, Мы летим над облаками,  ( Расставив руки, покачиваемся из стороны в сторону) И вокруг мы грозно смотрим Очень зоркими глазами.  ( Повороты вокруг своей оси) Всё мы видим, всё мы слышим, Всё вокруг мы замечаем,  ( Руки на поясе – наклоны вправо – влево) И страну свою большую Любим мы и защищаем!  ( Руки раскинули – и обняли себя)   Воспитатель:   Да, орел – смелая, гордая птица, которая летает высоко – высоко, видит все вокруг. Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. А кто может сказать, почему над орлом золотая корона?  ( Ответы детей) .   Золотая корона потому, что орел самый главный! В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. С равните герб России и герб Москвы.     На гербе Москвы изображен герой- Святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные?  ( Ответы детей: золотой, красны й, белый, синий. ) Красный цвет значит, что мы чтим память воинов, оставшихся на поле битвы. Черный дракон – силы зла. Серебряный и золотой цвет амуниции и оружия Георгия — успех, превосходство над противником. Воспитатель:   Ребята, а что они могут означать? Как вы думаете? ( Ответы детей) . ( Золотой- цвет хлеба, пшеницы, цвет золотых куполов на храмах; белый цвет- цвет чистоты и добра; синий цвет- цвет мирного неба; красный цвет- цвет победы. А все вместе напоминает хлеб- соль на красной скатерти: знак уважения к гостям открытой и щедрой души города. Ведь именно по этому старому обычаю всегда на Руси встречали гостей: хозяева дома выходили встречать гостей хлебом и солью. ) Воспитатель:   Как мы уже говорили, Москва- столица России. В каждой стране есть главный город – столица.  Москва – очень большой, красивый город, в котором есть много удивительных мест.  Например, это-  Покровский Собор( Храм Василия Блаженного на Красной площади) , Поклонная гора, московское метро, Государственная Третьяковская галерея, самый знаменитый в стране спортивный комплекс «Лужники», московский Цирк на Цветном бульваре, всем известный памятник Петру 1 и многое другое. А теперь перед вами, ребята, центральное место Москвы-  Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль. В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президент. Кто знает, как зовут нашего президента?  ( Путин Владимир Владимирович) . Воспитатель: А вы знаете, что делает пре зидент страны? Как он работает? ( Ответы детей) . Воспитатель:   «Молодцы, ребята! Совершенно верно, наш президент решает важные государственные вопросы, утверждает законы, заботится обо всех нас и обо всей России, потому что он очень любит свою страну. А вы любите свою страну?  ( Ответы детей. )   А за что? Кто может ответить на этот вопрос?  ( Ответы детей) . Любовь к Родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней.   Ведь Родина у нас всех одна. Слово «родина» происходит от слова «род». А что такое род? Это родной, родимый. Ведь мы любим свою семью, свою мамочку, они нам родные. Так и Родина- она нам как мать. Она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!     Каждый гражданин России знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг.   Итак, наше путешествие закончилось. Мы побывали в столице нашей Родины. Составили герб России. Любите свой край, свою Родину!

Открытое занятие для детей старшей группы по теме: «Наша Родина- Россия» Цели и задачи: • Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице; • Закреплять и обобщать знания детей о символах России; • Воспитывать эмоционально- положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному краю, городу, улице; • Учить рассказывать о достопримечательностях поселка; • Воспитывать чувство патриотизма; • Обогащать и активизировать словарный запас детей; Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, экскурсии, чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Воспитатель: Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! Настроение у всех хорошее? Давайте пройдем на стульчики. Сег t дня вам предлагаю поговорить о Родине? Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? ( Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём) . Родина- это и дом, в котором мы живём, и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. Ребенок читает стихотворение о Родине( Лиза. З) Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём. Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. ( В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете о родине? - Дома и стены помогают. - Всякому мила своя сторона. - Родная землица и во сне снится. - Нет земли краше, чем Родина наша. - Если народ един, он непобедим. - Кто за Родину горой- тот и герой. - Береги землю родимую как мать любимую. - Одна у человека мать- одна и Родина. “Мой поселок” Воспитатель: А сейчас мы будем говорить о нашей малой Родине. - А как вы понимаете, что такое малая Родина России? ( Это уголок России, в котором вы родились, живете с род ителями, ходите в дс. И это что…? ( Город, поселок или деревня) Сегодня мы будем говорить о нашем поселке. В этом нам поможет мячик, кому в руки попадет тот и отвечает. . - Как называется наш поселок? - Р асскажите мне, что вам нравится в нашем поселке? Наш поселке большой, в нём много улиц. - К ак называется улица, на которой ты живёшь? ( ответы 3- 5детей) - На какой улице находится наш детский сад? - Что находится рядом с детским садом? ( Демонстрация слайдов, узнай место) - К ак люди должны от носиться к своему родному поселку? Мы с вами- одна большая дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят- это земляки. Мы живем с вами в Красных Баках, значит мы …. ( Краснобак- ы) Мы любим свой поселок, свою землю. Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. - Как она называется? ( Россия) - Правильно, Россия. - А какая она наша Россия? ( Очень большая, любимая, богатая, сильная. . . ) - А как называют людей, живущих в нашей стране? ( Россияне) . Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, ка к Россия. Посмотрите на карту. ( Слайд) . Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. « Государственная». Воспитатель: В каждом стране есть самый главный город. Главный город страны называется столица. - Ребята, как называется столица России? ( Москва) стихотворение о Москве( ребенок) Денис Москва- это Красная площадь, Москва- это башни Кремля, Москва- это сердце России, Которое любит тебя. Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной? ( президент) . - Президентам нашей страны является. . . ? { В. В. Путин) - А кто избирает президента? ( народ) «Знаки и символы» Воспитатель: У всякой страны есть три обязательных символа( знака) . По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. - Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны? - Найдите ф лаг нашей страны среди других. ( Слайд) - Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? - Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? - Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий- синее небо над землёй; белый- мир, чистоту. стихотворение о флаге( ребенок) Матвей Белый цвет- березка, Синий- неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет. – А сей час найдите герб нашей страны. ( Слайд) Герб у нашей страны вот такой. Давайте п ослушаем стихотворение( Алеша) У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он- России дух свободный. Воспитатель: ( Дети) Посмотрите, что вы видите на гербе. ( Рассматривание. ) На нашем гербе мы видим птицу- это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но в сех нас связывает одна Родина. Воспитатель: А что же такое- гимн? ( Гимн- это главная песня страны, его слушают стоя. ) У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна- мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Прослушать отрывок. А теперь мы немножко поиграем. Физминутка: Ветер веет над полями, И качается трава. ( Дети плавно качают руками над головой. ) Облако плывет над нами, Словно белая гора. ( Потягивания — руки вверх. ) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо- влево, взад- вперёд, А потом наоборот. ( Наклоны вправо- влево, вперёд- назад. ) Мы взбираемся на холм, ( Ходьба на месте. ) Там немного отдохнём. ( Дети садятся. ) Воспитатель: Послушайте стихотворение Зинаида Александрова «Родина» Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка- скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнит ся Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бы вает разная, Но у всех она одна. Воспитатель: Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что- то своё, очень- очень родное. Для многих людей символом России является белоствольная берёзка, потому что таких берёз, берёзовых рощ нет больше нигде в мире( показ слайда) . О ней поют песни, пишут стихи, складывают сказки. Наши предки верили, что берёза может исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, садились около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту. Ещё одним символом России является цветок. Отгадайте, какой? Отгадайте, какой? Стоит в лесу кудряшк а- Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? ( ответ детей – ромашка) . Воспитатель: Ромашка, как и береза, символ русской природы. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда. Итог занятия. Воспитатель: Мы россияне – граждане своей страны. И мы должны, гордится своей прекрасной, могучей, великой страной, любить, знать символы и уважать свою Родину. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка! ”

МАДОУ ЦРР дс «Сказка» Конспект занятия в старшей группе( 5 – 6 лет) на тему: «Наша Родина- Россия» Подготовила: воспитатель старшей группы Зубарева О. М. Тема «Наша Родина- Россия Возраст Старшая группа( 5 – 6 лет) Цель Р азвивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи- С истематизировать знания детей о России. - З акрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ ( о значении цветов Российского флага) . - У точнить представление детей о главе российского государства, президенте РФ. - Р азвивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу. - А ктивизировать словарь детей: столица, россияне, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент. - Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России. Методы и приемы Наглядные методы и приемы: демонстрация, рассматривание, прослушивание аудиозаписи. Словесные методы и приемы: рассказ, беседа, вопросы, использование художественного слова, указания, пояснения, разговор, загадки. Игровые методы и приемы: словесные игры, физминутка. Практические: рисование, игровые задания. Наглядные средства обучения Глобус, карта России, изображения президента РФ, герба и флага. Предварительная работа 1. Б еседы на темы  «Наша страна – Россия»,   «Главный город нашей страны». 2. Беседы о российской символике. 3. Ч тение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. 4. Р ассматривание глобуса, фотографий городов и рек на глобусе. 5. Д/ и  «Найди свой флаг»,   «Узнай наш герб». Содержание деятельности детей. Воспитатель: - Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим! На ноге стоит одной, Крутит- вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Воспитатель: Ребята что это такое?   Дети: Г лобус. Воспитатель: А что такое глобус?   Дети: М одель земли. Воспитатель: А что на нём изображено?   Дети: М оря, океаны, страны. Воспитатель: Правильно. Н а глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, р еки, границы государств, города. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?   Дети: Россия. Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она наша Россия?   Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная. Воспитатель: Россия – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Дети: Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/ с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна. Воспитатель: Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. - Человек без Родины что соловей без песни. - Нет в мире краше Родины нашей. - Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. - Тот герой кто за Родину горой. - Жить- Родине служить. - Если дружба велика, будет Родина крепка. - Родина поучает – Родина выручает. Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы? Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родин е, умению ее защищать от врагов. Воспитатель: Граждане России называются …  Дети: Р оссияне. Воспитатель: В каждой стране есть главный город. О н называется столицей. Столица России – город … Дети: Москва. Воспитатель: А как вы думаете, почему Москва является столицей нашей Родины – главным городом нашей страны?   Предположительные ответы детей. Воспитатель: В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны. А кто управляет такой могучей и сильной страной?   Дети: Президент. Воспитатель: В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента?  ( Показ фото президента) . Дети: Владимир Владимирович Путин.   Воспитатель: Дорогие ребята, а что нужно сделать что бы лучше узнать нашу Родину?   Дети: О тправиться в путешествие Воспитатель: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрай ней Родине – России. А завершит ся оно в детском саду. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие?   Дети: Н а самолёте, автобусе, поезде, теплоходе. Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка. Воспитатель: Билеты куплены – занимайте места в вагоне. ( Дети садятся в  «поезд») А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем! Пальчиковая игра" Поезд" Это наш веселый поезд, Много в нем вагонов дружных, ( быстро соединять Всем на свете очень нужных. пальцы в замок и разъединять) Раз- вагончик, ( загнуть один пальчик вниз) Два- вагончик, ( загнуть второй пальчик вниз) Три, четыре, пять и шесть. ( загнуть по одному четыре пальчика) Есть места, где можно сесть. ( загнуть все остальные пальчики) Проходите по порядку( разгибать пальчики по одному) И поехали, ребятки! ( потрясти всеми пальчиками) Воспитатель: Ну что же, вот и первая остановка. Символ нашей страны России- Ф лаг. У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете?   Дети: Ф лаг, гимн, герб. Воспитатель: А какие цвета мы видим на полотнище российского флага?   Дети: Белый, синий, красный. Воспитатель: Что вам напоминает белая полоса?   Дети: Белоствольные берёз ы, снег, облака, ромашки на лугу. Воспитатель: Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают ся сверкающим снегом.   « Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет », - сказал снег и на флаге появилась белоснежная полоска. А синяя что напоминает?   Дети: Небо, реки, озёра, моря. Воспитатель: В России много озер, больших и маленьких рек. В се вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска. Ну, а красная полоса, что вам напоминает?   Дети: Цвет солнца, огня, тепла. Воспитатель: По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной. Белый цвет – березка, Синий – неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет ( В. Степанов) Поехали дальше. А вот и вторая остановка. В торой государственный символ – Государственный Г имн. А что такое гимн? Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Когда звучит гимн страны – нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине. Послушайте я сейчас вам прочитаю 1 куплет гимна России: Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Державная – это значит независимая. Твое достояние – это значит право на все времена. Отечество – это значит страна где жили  предки: бабушки и дедушки. Братских народовсоюз  вековой: в нашей стране живет много разных народов и все они живут дружно. А какая красивая природа в России. Давайте это покажем! Физкультминутка: Руки подняли и покачали Это – березы в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки согнули назад. Молодцы! Воспитатель: Ну что же еде м дальше. Приехали. Третий государственный символ – это Г ерб России. Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах. Что изображено на гербе России? Дети: Воин на коне с копьем. Воспитатель: На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец. А кто ещё изображён на гербе?   Дети: О рёл с двумя головами. Воспитатель: А почему он изображен я вам сейчас расскажу маленькую  сказку: О днажды на лесной поляне собрались звери и птицы, к оторые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица  белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! » Звери и птицы  засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе! » Тут вперёд вышел огромный бурый  медведь: «Ну мне- то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! » Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая  сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну  видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! » Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел – является символом единства и независимости государства. Чтение стихотворения В. Степанова: У России величавой. На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток. Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. Воспитатель: Р ебята вот мы с вами и попутешествовали, и вернулись в детский сад. Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня были?   Дети: П утешествовали по родной стране. Воспитатель: О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось?   Ответы детей Воспитатель: Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине, правда? Ребята садитесь за столы. Ч то изображено на листках бумаги?   Дети: Герб. Воспитатель: Раскрасьте его, пожалуйста. Давайте вспомним какими цветами мы можем раскрасить наш герб: золотистым раскрасим орла( можно желтым цветом) , щит красный, Георгий Победоносец – белый мы его не закрашиваем, змей – черного цвета. ( Дети раскрашивают символы государства)

Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников( М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) Адаптирова под своих детей Задание 1. «Родной город» Цель:  Определить уровень знаний о родном городе( знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов) Оборудование:  Развивающая игра «Где находится памятник? » фотографии с достопримечательностями города. Ход проведения:  Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность. Оценка результатов. Высокий уровень( 3 балла) Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь. Средний уровень( 2 балла) Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Низкий уровень( 1 балл) Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Задание 2 «Символика родной страны, города» Цель:  Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города( герб и флаг) . Ход проведения:  Беседы и рассматривание герба и флага России, города Оценка результатов. Высокий уровень( 3 балла) Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес. Средний уровень( 2 балла) Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении. Низкий уровень( 1 балл) Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Задание 3 «История народной культуры и традиций» Цель:  Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа. Ход проведения:  Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали. Оценка результатов: Высокий уровень: ( 3 балла) Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение. Средний уровень( 2 балла) Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. Низкий уровень: ( 1 балл) Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого. Задание 4. «Патриотические чувства к стране» Цель:  Определить чувство и эмоциональное отношение к стране. Ход проведения:  Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь? - Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал? - Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему? - Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/ не гордишься? - Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему? Оценка результатов: Высокий уровень( 3 балла) Дошкольник проявляет положительное эмоционально- окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе( стране) , чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну Средний уровень( 2 балла) Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво. Низкий уровень( 1 балл) На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер. Задание 5 «Личностное отношение к родному городу» Цель:  Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить. Ход проведения:  Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь? - Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему? - Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе? - Что тебе нравится в нашем городе? - Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься? Оценка результатов: Высокий уровень( 3 балла) Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия Средний уровень( 2 балла) Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений. Низкий уровень( 1 балл) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия. Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям: Высокий уровень( 13- 15 баллов) Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает( по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Средний уровень( 8- 12 баллов) Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города( делает это после пояснений взрослого) ; затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности. Низкий уровень( 5- 7 баллов) Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.

Оставить комментарий: