a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка "Послушный язычок"

Автор: Аверина Любовь Викторовна Опубликовано: 2024-10-07 20:46:52

Документы для скачивания

Программа дополнительного образования Кружок «Послушный язычок» на 2021- 2022 учебный год Учитель- логопед МБДОУ д/ с № 27 Л. В. Аверина г. Зеленогорск Программа работы кружка «Послушный язычок» Содержание программы дополнительного образования 1. Пояснительная записка 2. Информация о программе 3. ожидаемый результат 4. Перспективный тематический план занятий 5. Список литературы 6. Приложения Пояснительная записка Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём –пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей. – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Кружок «Послушный язычок»- это интегрированные занятия для детей среднего дошкольного возраста, которые строятся в доступной и интересной для детей игровой форме. Актуальность За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Среди них есть многочисленная гр уппа детей, страдающих фонетико – фонематическ им недоразвитием речи. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи рассматривается как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи имеет место при таких формах речевых расстройств как: дислалия, дизартрия или стёртая дизартрия, ринолалия. У детей с ФФНР интеллект и биологический слух не нарушены. Однако отмечается ряд особенностей мыслительной деятельности вторичного характера. Так, внимание носит неустойчивый характер, отмечаются трудности концентрации, переключаемости. Объём слухо- речевой памяти, нередко снижен. Формирование навыков самоконтроля и планирования собственной деятельности запаздывает. Комплексный характер проблем в структуре ФФНР обуславливает значимость и востребованность образовательных программ, направленных на преодоление данных нарушений у детей дошкольного возраста. Направленность программы дополнительного образования. Данная про грамма рассчитана на детей средн е го дошкольного возраста( детей 4 – 5, 5 лет) . Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных средств, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В ходе проведения занятий с детьми, предусмотрено выполнение творческих домашних заданий: систематическое повторение комплекса артикуляторной гимнастики, повторение слоговых рядов, слов, чистоговорок, заучивание стихов, составление рассказов на стадии автоматизации звука. Предлагаются задания на развитие графиче ских навыков( обводка, раскрашивание) . Сочетание специально организованных занятий и продуктивной домашней работы способствует более успешному и скорому усвоению речевых навыков. В связи с этим проводится консультационная работа с родителями детей, даются рекомендации, анализируются результаты коррекционной работы. Цель представленной программы: создание оптимальных условий для подготовки артикуляционного аппарата и коррекции нарушений звукопроизношения, недоразвития фонематических процессов, а так же оптимизации развития лексико- грамматического строя речи и навыков связной речи. З адач и: Образовательные: - Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/ дефектно произносимых. - Развивать фонематическое восприятие, элементарные навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления. - Расширить представления о под ходах к дифференциации звуков. Развивающие: - Развивать слуховое восприятие и слухо- речевую память. - Развивать общие речевые умения и навыки. - Обогащать словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания. Воспитательные: - Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим занятиям. - Активизировать коммуникативную деятельность детей. - Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений. Сроки реализации программы: Занятия проводятся с октября по апрель месяцы включительно. Форма проведения занятий: подг рупповая( до 4- х человек) . Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 20 – 25 минут, 4 занятия в месяц. Каждое занятие включает в себя: - артикуляционные упражнения; - пальчиковые игры и упражнения; - дыхательные и голосовые упражнения; - дидактические игры на развитие фонематического слуха. Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме: - дидактическая игра, создающая мотивацию; - затруднения в игровой ситуации; - открытие новых знаний и умений; - воспроизведение нового в типовой ситуации; - повторение и развивающее задание; - итог занятия. Ожидаемые результаты работы связаны с повышением подвижности органов артикуляционного аппарата, уровня развития фонематических процессов, улучшением звукопроизношения, совершенствованием лексико- грамматического строя речи и навыков связной речи. Важным предполагаемым результатом является со здание предпосылок для успешной постановки и автоматизации звуков в речи. В д/ с созданы условия для проведения кружка. Занятия проводятся в специальном кабинете речевой коррекции, оснащенном зеркалами, столами. Дети имеют возможность свободно перемещаться. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы: чистота звукопроизношения; автоматизация звуков в речи; умение строить предложения; умение произносить монолог, чётко высказываться; умение вступать в диалог. Виды контроля и мониторинг: Вводный- проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандарто м( ФГОС) . Текущий- проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме. Итоговый- проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей. Перспективное тематическое планирование Н едели Тема Методические приемы Цели и задачи Октябрь 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 3 нед. 4 нед. 5 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. Веселый язычок. 1. Беседа «Веселый язычок»   2. Игра на дыхание «Шторм в стакане»                                 3. Артикуляционная гимнастика «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка», «Накажем непослушный я зычок»       4. Д/ и «Собери бусы» Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции. Фрукты. Сад. 1.   Упражнение на дыхание и голос «Сбор урожая», «Разговоры фруктов» 2. Координация речи с движением «С веток ягоды снимаю» 3. Мимические упражнения «Сладкое яблоко» 4. Игра на выкладывание «Я по садику гуляла» 5. Д/ и «Посчитай фрукты» Уточнить артикуляцию звука «О». Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание. Овощи. Огород. 1. Упражнение на дыхание и голос «Разговоры овощей» 2. Пальчиковая гимнастика «Сколько грядок в огороде? » 3. Пластический этюд «Сажаем огород», «Уборка урожая» 4. Игра «Не скажу, а покажу» Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «О». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику. Осень золотая. Деревья. 1. Упражнение на   дыхание      «Листопад» 2. Артикуляционные упражнения" Окошко" " Чистим, зубки" " Чашечка" 3. Пластические этюды «Осенние забавы» 4. Д/ и «Когда это бывает» Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции, правильное речевое дыхание. Ноябрь Мой город, поселок, улица. 1. Упражнение на речевое дыхание «Футбол», «Бабочка», «Ветерок» 2. Артикул. у пр. «Качели», «Индюк», «Барабан» 3. Подвижная игра «Топай, хлопай».  4. Игры с прищепками, бусинами, грецкими орехами. Продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат, развивать мелкую моторику рук. Мой дом. Мебель. 1. Упражнение на дыхание и голос «Шагаем по этажам» 2. Чистоговорка «Ом- ом- ом, мы построим новый дом» 3. Артикуляционная гимнастика « Лягушка», «Хобот», «Маляр», «Чистим верхние зубки» 4. «Стул» из гороха. 5. Пальчиковая игра   «Дом на поляне» 6. Д/ И  «Что есть в твоей комнате? » Вырабатывать правильный артикуляционный уклад( л- ль) ; продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса,  мелкую моторику рук. Посуда. 1. Координация речи с движением «Мы посуду перемыли»     2. Артикуляционная гимнастика           3. Нарисуй на манной крупе «Чашку».                                  4. Чистоговорки «Я пыхчу», «Взял Валерка тарелку»                   5. Д/ И  «Съедобное, не съедобное». Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков( ш- щ) ; продолжать развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью. Домашние животные. 1. Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание 2. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Лягушка», «Хоботок», «Качели» 3. Д/ и  «Чем угостить? »                       4.   Пальчиковые игры с массажным шариком Су- Джок «Черепаха» 5. «Кошка» из геометрических фигур. Уточнить артикуляцию звука «ж». Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание. Декабрь Зима 1. Упражнение на   дыхание и голос «Вьюга»,  «Снежинки»   2. Артикуляционная гимнастика" Вкусное варенье" , " Забор" , " Дудочка" 3. Проговаривание чистоговорки при массаже кистей рук массажным шариком С у- Джок                         4. Игра «Доскажи словечко» 5. Обведи по точкам елку Уточнить артикуляцию звука «ш». Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную моторику. Зимние забавы 1. Упражнение на дыхание и голос «Вьюга», «Снегопад» 2. Артикуляционная гимнастика «Барабан», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка» 3. Пластические этюды «Зимние забавы» 4.   Самомассаж шариком Су- Джок       5. Игра «Снежки» 6. Д/ и «Когда это бывает? » Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью, научить выражать свои чувства и эмоции, продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание Игрушки. 1. Упражнение на дыхание «Ветерок» 2. Артикул. у пр. «Лошадка», «Фокус», «Грибок» 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 4. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку» 5. Д/ и «Что делают игрушки? » 6. Повтори чистоговорку Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звука «ц», продолжать развитие мелкой моторики рук. Новогодний праздник 1. Логоритмическое упражнение «Елка»                                   2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабан»                                        3. Игра «Найди игрушки» в рисовой крупе                                           4. Игра «Построй по росту» «Елка» из счетных палочек. 5. Самомассаж «Ищем снеговичка »    6. Игра «Построй по росту» Учить расслаблять кисти рук, продолжать развивать мелкую моторику рук Январь Ура, каникулы! 1. Упражнение на   дыхание и голос «Вьюга» 2. Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка» 3.   Выкладываем снеговика из бумаги.                                                     4.   Пальчиковые игра «Зима». 5. Рисуем на манной крупе «Снежинки». 6.  Пластические этюды «Зимние забавы» Продолжать развивать мелкую моторику рук, учить выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений. Семья. 1. Речевая зарядка «Футбол»    2. Артикуляционные упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Чашечка», «Бублик», «Лошадка»                            3. Пластический этюд «Покажи, изобрази»                 4. «Дом» из счетных палочек.             5. Д/ и  «Кто, что делает»( с мячом)  6.   Пальчиковые  игры   с кольцом Су- Джок «Мальчик- пальчик» Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «з- зь »; продолжать совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук Одежда. Обувь. 1.   Упражнение на дыхание и голос «Шитье одежды», «Укололи пальчик» 2. Артикуляционные упражнения «Чистим нижние зубы», «Трубочка», «Качели», «Упрямый ослик» 3. Речевая зарядка «Где мой пальчик? » 4. Игра « Развяжи узелки» 5. Игра «Оденем куклу»( мальчика, девочку) Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков  «с- сь- з- зь », продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса Февраль Части тела. 1. Игры с водой «Водичка» Самомассаж. 2. Пальчиковая гимнастика «Ну- ка, братцы» 3. Мимические упражнения «Настроения» 4. Упраж. для жевательно- артикуляц. мышц «Жуем ириску» 5. Упражнение для щек и губ «Малыш сосет соску», « Толстячки- худышки », «Надуваем шар»   6. Игра «Плечо к плечу» Закреплять названия частей тела человека, уметь их показывать; развитие жевательно- артикуляционных мышц; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции Транспорт. 1.   Упражнения  на дыхание и голос «Прокололась шина», «Насос», «Сигналит машина»                            2. Пальчиковая гимнастика «Самолет»                                               3. Артикуляционная гимнастика «Посчитаем верхние зубки», «Маляр», «Барабан», «Гармошка»       4. «Кораблик» из геометрических фигур.                         5. Д/ и «Дружит или не дружит» Закрепить с детьми артикуляцию звука «ч». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. Наша Армия. 1. Упр. На дыхание «Чей пароход лучше гудит? » 2. Артикуляционная гимнастика «Пароход», «Индюк», «Вкусное варенье» 3. «Танк» из счетных палочек. 4.   Самомассаж грецким орехом             5.   Игра: «Шнуровка» Уточнить артикуляцию звука «ч». Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. Профессии. 1. Игра на дыхание «Шторм в стакане». 2. Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»             3.   Д/ И «Кому что надо»                     4. «Башня» из кубиков. 5. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»       6. Игры  «Гармошка» с бумагой. Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков, вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса Март Весна. 8 марта. 1. Мимические упражнения «Медведь в берлоге» 2. Артикуляционная гимнастика «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубки» 3. Игра на тактильное восприятие «Горячая – холодная» 4. Игры с бумагой «Цветок» 5. Самомассаж «Су- Джок » 6. Игра «Ответь правильно». Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « л- ль», выражать свои чувства и эмоции. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. Дикие животные весной. 1. Упражнение для жевательно- артикул. м ышц, щек и губ «Бобры пилят дерево», «Зайчик»,  «Сердитый волк» 2. Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»         3. Пластические этюды «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчелы»       4. Игры с бумагой.                                 5. Д/ И  «Кто с кем играет? »    6. Пальчиковые игры с массажным шариком Су- Джок «Ежик». Продолжать развивать артикуляционный аппарат, выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений Перелетные птицы. 1. Упражнение на  дыхание и голос «Птицы поют» 2. Пальчиковая игра «Где обедал воробей? » 3. Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Лопатка», «Иголочка» 4. Нарисуй на манной крупе «Птица». 5. Игра «Ответь на вопросы» 6.   Пальчиковые  игры   с кольцом Су- Джок «Мальчик- пальчик». Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «ль». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику. Продукты. 1. Упражнение на дыхание «Ветреная мельница». 2. Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка» 3. Нарисуй на манной крупе «Пшеница». 4.   Пальчиковая игра с кольцом Су- Джок  «Ш» 5.   Игра: " Выложи бусины по контуру" Учить расслаблять кисти рук, продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков( ль- л) , развивать правильное речевое дыхание Апрель Рыбы. 1. Пальчиковые игры «Рыбка»,  «Зайчик», «Кошка».                             2. Артикуляционная гимнастика «Поймай звук «л»,  «Индюк», «Посчитаем зубки»                               3. «Рыбка» из счетных палочек.           4. «Аквариум» из пуговиц. 5. Заучивание стихотворения про рыбку. Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « л- ль », развивать мелку моторику рук Космос. 1. Упражнение на   дыхание и голос  «Взлет »   2. Координация речи с дв ижением «Мы космонавты » 3. Мимические упражнения «Настроения» 4.   Игра" Подскажи словечко" 5. Д/ И ««Построй по росту» Вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса, совершенствовать пластику движений, продолжать развивать мелкую моторику рук Насекомые. 1. Пальчиковая игры «Гусь», «Бабочка», «собачка», «Очки» 2. Речевая подвижная игра «Стрекоза». 3. «Б абочка» из счетных палочек. 4. Обведи по точкам муравья 5. Д/ и «Кого ты видел? » Формировать длительность речевого выдоха. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. Цветы. 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2. Самомассаж. 3. Обведи по точкам цветок 4. Повтори чистоговорку 5.   Игры с прищепками. «Весёлые пальчики». Продолжать развивать мелкую моторику рук, расслаблять кисти рук Список литературы: 1. Ди а гностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольн ого образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб. , 2000. 2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М. , 1985. 3. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. , 1998. 4. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические для детей с ФФНР. – М. , 1998. 5. Лопатина Л. В. , Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПБ. , 2001. 6. Лопухина И. В. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб 1995. 7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. – Минск, 1997. 8. Фили чева Т. Б. , Чиркина Г. В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М. , 1978. 9. Фил и чева Т. Б. , Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М. , 1993. 10. Фили чева Т. Б. , Туманова Т. В. Учись говорить правильно. – М. , 1993. 11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб. , 1999. 1 2. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различных звуков. СПб. , 1995. 13. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей. М. , 1999. 14. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков: “л”, “р”, “с”, “з”, “ш”, “ж”, “щ”, “ч”, “ц” М. , 1999- 2000. 15. Корнев А. Н. , Старосельская Н. Е. Как научить ребёнка говорить, читать и думать СПб. , 1999. 16. Репина З. А. , Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург 2000. 17. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения М. , 2000. 18. Филичева Т. Б. , Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екате ринбург 2000. Приложение 1 Упражнения артикуляционной гимнастики «Лягушка» Цель:  подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ. Методические рекомендации:  перед зеркалом просим ребёнка максимально растянуть губы( улыбнуться) , показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних зубов. Необходимо проверить наличие расстояния между ними( 1 мм) . Следить, чтобы ребёнок не морщил нос. Удержать под счет до 5. «Окошко» Цель:  уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации:  из положения «Лягушка» медленно открывать рот. Расстояние между зубами от 1 см до 1, 5 см, но не более. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5. «Слоник» Цель: в ыработать подвижность и активность губ. Методические рекомендации: из положения «Лягушка» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре губ не было дырочки. Круговая мышца губ собирается в морщинки( вокруг контура губ незначительное побледнение кожи) . Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5. « Лягушка» – «Слоник»( чередование) Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. М етодические рекомендации: из положения «Лягушка» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5 – 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка. «Месим тесто» Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки « пя- пя- пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. «Вкусное варенье»( «Чашечка») Цель:  продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации:  из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2 – 3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе. «Чашечка» Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка»- «Окно»- «Мост»- «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 4 раза. Широкий кончик языка загибается вверх. «Лопаточка» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». «Мост» Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Лягушка» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев надо провести логопедический массаж для подавления гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции «Иголочка» Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. «Лопата копает» Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка»- «Окно»- «Мост»- «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 4 раза. Широкий кончик языка загибается вверх. Упражнение" Индюки" Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части. Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки" бл- бл" ( как индюк болбочет) . Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался. 2. Чтобы движения языком вперед были вперед- назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. «Часики» Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. «Качели» Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы( тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. «Лошадка» Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка( как лошадка цокает копытами) . Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т. е. , чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. «Наказать непослушный язычок" Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки" п я- п я- п я" . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти—десяти. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи «Барабан» Цель: подготовка артикуляции для звука[ р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Лошадка цокает» стучать языком и произносить звук[ д] . Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук[ т] . Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос, и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком[ д, т] 5 – 6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком[ д] или[ т] . «Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков[ р] , [ л] , а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в переднезаднем направлении 3 – 4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной( контролируется рукой) . Язык движется по нёбу вперед- назад. «Парус» Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков[ р] , [ л] . Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Лягушка» – «Окно» – «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был одновременно напряженным и широким, и определялась подъязычная связка. Удерживать под счет до 5. Язык поднят кверху. «Холодный ветер» Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука[ с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Лягушка» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3 – 4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука[ с] . Подуть на язык. Кисть руки под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха. «Пароход» Цель: подготовка артикуляции для звука[ л] . Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук[ а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы( упражнение «Вкусное варенье») . Слышаться слоги ла–ла–ла. Повторить 5 раз. «Пароход гудит» Цель: вызвать звук[ л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук[ а] . Слышится слог «ла». Повторить 3 – 4 раза. «Приклей конфетку» Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1, 5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами( тогда он не будет закрывать рот) . 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. «Дятел» Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука[ р] . Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Барабан» произносить звук[ д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: « Д – ддд », « Д – ддд »( один удар и несколько ударов в быстром темпе) . Выполняется 3 – 5 таких серий. «Пулемет» Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука[ р] . Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: « Д – ддд » плюс толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «д рррр ». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение «Фокус». Язык вверху стучит по альвеолам со звуками « Д – ддд ». После произнесения «Д – ддд » – сильно подуть на язык. «Цокает лошадка» Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука[ р] . Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Удерживается рукой. Выполнить 5 – 6 раз. Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья. Приложение 2 Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук Использование Су- Джок терапии Массаж Су- Джок шарами. ( дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Я мячом круги катаю, Взад- вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Пальчиковая игра «Ёжик» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. ( дети катают Су- Джок между ладонями) На спине иголки( массажные движения большого пальца) очень- очень колкие. ( массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, ( массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, ( массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже( массажные движения мизинца) на ежа похожи. ( дети катают Су Джок между ладонями) . Пальчиковая игра « Капустка » Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой. Мы капустку рубим, рубим, ( ребром ладони стучим по шарику) Мы капустку солим, солим, ( подушечками пальцев трогаем шарик) Мы капустку трем, трем( потираем ладошками о шарик) Мы капустку жмем, жмем. ( сжимаем шарик в кулачке) Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять» Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, ( разгибать пальцы по одному) Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. ( надеваем кольцо Су- Джок на большой палец) Этот пальчик для того, чтоб показывать его. ( надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец) Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. ( надеваем кольцо Су- Джок на средний палец) Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. ( надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец) А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. ( надеваем кольцо Су- Джок на мизинец) . Пальчиковая игра «Мальчик- пальчик» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. - Мальчик- пальчик, Где ты был? ( надеваем кольцо Су- Джок на большой палец) - С этим братцем в лес ходил, ( надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец) - С этим братцем щи варил, ( надеваем кольцо Су- Джок на средний палец) - С этим братцем кашу ел, ( надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец) - С этим братцем песни пел( надеваем кольцо Су- Джок на мизинец) . Пальчиковая игра «Пальчики» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика. Этот пальчик — в лес пошёл, ( надеваем кольцо Су- Джок на мизинец) Этот пальчик — гриб нашёл, ( надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец) Этот пальчик — занял место, ( надеваем кольцо Су- Джок на средний палец) Этот пальчик — ляжет тесно, ( надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец) Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. ( надеваем кольцо Су- Джок на большой палец) Пальчиковая игра «Семья» Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Этот пальчик — дедушка, ( надеваем кольцо Су- Джок на большой палец) Этот пальчик — бабушка, ( надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец) Этот пальчик — папенька, ( надеваем кольцо Су- Джок на средний палец) Этот пальчик — маменька, ( надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец) Этот пальчик — Ванечка( Танечка, Данечка и т. д. ) ( наде ваем кольцо Су- Джок на мизинец) . Приложение 3 Дидактические игры для формирования фонематических процессов Игра «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1- 2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали. Игра «Угадай, на чём играю» Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза( «настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали. Игра «Узнай по звуку» Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: ( деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник) . Игра «Шумовые баночки». Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. - дифференциация по способу воспроизведения( хлопки, притопы) . Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили» Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните( гремите, шуршите) . Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». - дифференциация по темпу( быстро- медленно) . " Кто быстрее? " - дифференциация по ритму( ритмические рисунки) . Игра «Высоко – низко» Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки( на баяне) . Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают. Игра « Тихо- громко » Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями. 2 этап- развитие речевого слуха. Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе: - различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса Игра «Метель» Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. - Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие. Игра «Дует ветер» Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Дует лёгки й летний ветерок: у- у- у( тихо- тихо) . Подул сильный ветер: У- У- У( громко) . Можно использовать картинки. Игра « Громко- тихо » Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие- тихо. Игра «Близко – далеко» Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход( у- у- у) - далеко( тихо) или близко( громко) . Какая дудочка играет: большая( у- у- у низким голосом) или маленькая( у- у- у высоким голосом) . - дифференциация сло в, близких по звуковому составу Игра « Правильно- неправильно » 1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: " Вагон" . Затем объясняет: " Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь- хлопни в ладоши. 2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван. Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин. Игра «Слушай и выбирай» Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак сок, сук дом, ком, лом, сом коза, коса лужи, лыжи мишка, мышка, миска Логопед называет 3- 4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке. Игра» «Какое слово отличается? » Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Ком- ком- кот- ком Канава- канава- какао- канава Утёнок- утёнок- утёнок- котёнок Будка- буква- будка- будка Винт- винт- бинт- винт Минута- монета- минута- минута Буфет- букет- буфет- буфет Билет- балет- балет- балет Дудка- будка- будка- будка- дииференциация слогов Игра « Одинаковые или разные» Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор. Игра «Похлопаем» Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова( па- па, ло- па- та, ба- ле- ри- на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра «Что лишнее? » Логопед произносит ряды слогов" па- па- па- ба- па" , " фа- фа- ва- фа- фа" … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний( другой) слог. Игра «Инопланетянин» Цель: дифференциация слогов. Оборудование: шапочка инопланетянина. Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА- ПА- ПО… МА- МО- МУ… СА- ША- СА… ЛА- ЛА- РА … С начала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок. - дифференциация фонем. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова. - выделение гласных из ряда звуков. - узнавание гласных на фоне слога и односложных слов. - узнавание гласных на фоне многосложных слов. - выделение согласных из ряда других звуков. - узнавание согласных на фоне многосложных слов. Игра «Что просит мышка» Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование: игрушка «би- ба- бо » – заяц, муляжи продуктов. Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А ». Аналогично с другими звуками. Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. Игра «Найди звук» 1. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым. 2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук. Игра «Угадай слово» Цель: составление слов с определенным количеством слогов Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого- нибудь из детей. Игра «Слоговой поезд» Цель: упражнять детей в делении на слоги. Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м- и з 2х слогов, на 3м- из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон. Игра «Пирамида» Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах. Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки. Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов. Игра «Поезд» Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове. Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончико в- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточк а- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство- правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых- последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова. Игра «Чудесная удочка» Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Оставить комментарий: