Все наши определенные движения называются — праксическими. То есть праксис - это и есть движение, действие.
Оральный праксис - это способность выполнять те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции (подуть, поцокать, надуть щеки).
Зачем это знать?
Оральный праксис лежит в основе артикуляции. От качества и объема оральных навыков во многом зависит правильное усвоение звукопроизношения.
Как выявить нарушения?
Чтобы обследовать оральный праксис, мы выполняем различные артикуляционные упражнения.
- «Улыбка-трубочка» – растянуть губки в улыбке, затем собрать в трубочку, под счет.
- «Толстячок-худышка» - надуть щеки, затем втянуть в себя, под счет
- «Конфетка» - спрятать кончик язычка за одну щечку, затем за другую
- «Лопатка- Иголочка» -высунуть язычок сделать лопаткой, затем иголочкой, под счет с чередованием.
- «Качели» -поднимаем широкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю
- «Часики» -кончик язычка поместить сначала вправо затем влево.
Нарушения орального праксиса обычно встречаются у детей с артикуляционной диспраксией, дизартрией и нередко при моторной алалии.
На что еще влияет оральный праксис?
Если у ребенка есть нарушение орального праксиса, ему будет сложно хмуриться, улыбаться, или улыбка будет слабо выражена, двигать бровями, так же когда совсем сложно выполнять упражнения, описанные выше.
Если есть нарушения орального праксиса в губах, то у ребенка будут нарушены губные звуки, такие как: М, Н, П, Б, У, Ф, В. В этом случае можно применять различные артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности губных мышц, такие как «Дудочка», «Лягушка», «Забор» и тд.
Если есть нарушения орального праксиса в языке, то нарушение будут во всех остальных звуках. В этом случае так же можно использовать артикуляционную гимнастику на подвижность языка. Артикуляционная гимнастика помогает развивать четкость движения, чтобы ребенок произносил звуки правильно, и в дальнейшем мог использовать их в речи.
Если есть нарушения орального праксиса в губах, то у ребенка будут нарушены губные звуки, такие как: М, Н, П, Б, У, Ф, В. В этом случае можно применять различные артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности губных мышц, такие как «Дудочка», «Лягушка», «Забор» и тд.
Если есть нарушения орального праксиса в языке, то нарушение будут во всех остальных звуках. В этом случае так же можно использовать артикуляционную гимнастику на подвижность языка. Артикуляционная гимнастика помогает развивать четкость движения, чтобы ребенок произносил звуки правильно, и в дальнейшем мог использовать их в речи.
Артикуляционная диспраксия — неумение выполнять определенные движения языком, губами, ртом, у ребенка не получается переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Как отличить дизартрию от артикуляционной диспраксии
Приведем несколько ярких отличий:
- При диспраксии ребенку сложно удерживать артикуляционный уклад, для какого-то звука.
- Дизартрия – это всегда нарушение тонуса языка, при диспраксии крайне редко нарушение тонуса языка.
- Слоговая структура слова, при дизартрии может упрощаться, так как не хватает воздуха, а при диспраксии часто бывают повторы или перестановка слогов в слове.
- При дизартрии речь воспринимается, как будто «каша во рту», при диспраксии сложность в целенаправленном переключении.
- При дизартрии наблюдается всегда нарушение темпа, ритма речи, при диспраксии, темп и ритм в большинстве случаев сохранен.
Логопедическая работа над оральным (артикуляционным) праксисом - это одна из основных частей коррекции речи.