a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

судьбы народов

Автор: Ковалышина Венера Рашитовна Опубликовано: 2024-10-13 08:47:24

Документы для скачивания

Ковалышина В. Р kovaliwu@ mail. ru Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей №20 » город Междуреченск Судьбы национальных культур в условиях глобализации. Аннотация. Эта статья о сохранении традиций, языка, татарского народа в условиях глобализации. Глобализация сегодня — это многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств. Страны и народы всего мира существуют в условиях взаимовлияния. Быстрые темпы развития общества ведут к неизбежности глобальных взаимоотношений, их углублению, укреплению и ликвидации изоляции стран и народов. Г лобализация предстает как новый этап развития человеческого сообщества со своими отрицательными и положительными сторонами. Сохранение и развитие каждой культуры каждого народа – это сохранение и развитие генофонда человечества. Но как влияет процесс глобализации на этнокультур у? Насколько он а мо жет быть устойчив а, что поможет и что, наоборот, будет препятствовать сохранению этой устойчивости? М ожно ли изучить и применять национальные языки в современных условиях? С позиции ценности- язык является не только средством коммуникации, но и средством мировоззрения народа- носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти. . . Итоги международной Олимпиады 2016 года по татарскому языку и литературе, , впечатляют. В Казань на финальные испытания приехали 500 учащихся из 10 стран мира и 22 регионов России. Всего на отборочных конкурсах приняло участие более 11 тыс. изучающих татарский язык. В прошлом году, когда гран- при олимпиады завоевал японский юноша, на предварительных отборах состязались только 5 тыс. детей, а на первой олимпиаде в 2013 году — только 1, 5 тыс. изучающих татарский язык. Татары являются вторым по численности этносом в Российской Федерации после русских. В РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Даже образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае, США, Японии, Австралии, Швеции. Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России: Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы. Татары во многих оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. " Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. По числу" Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ- первое. В мирной жизни татары дали Отечеству немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения. В нашем городе живут хранители национально- культурных традиций татар. Гульсум Абдуллаяновна Рахимзянова родилась 05. 11. 1948 года в селе Сабанчино Кукморского района Татарской АССР. До Казани 3 часа езды на автобусе. Мама Хатира работала в колхозе овощеводом, папа Абдуллаян- председателем колхоза. В семье 6 детей, как и принято во многих татарских семьях. При рождении каждого ребёнка родители Гульсум высаживали тополь. Работать в селе было нелегко, мужских рабочих рук не хватало, многие не вернулись с войны. Давали о себе знать раны, полученные Абдуллаяном в годы Великой Отечественной войны. С 1941по 1945 год защищал наше Отечество от фашизма. Участвовал в знаменитой переправе через Днепр. В 1954 году семья Рахимзяновых остаётся без главы семейства. Осколки от снаряда времён Великой Отечественной войны сделали своё чёрное дело. Татарские женщины покорны, но и сильны. Хатира, мама Гульсум приложила все усилия, чтобы дети получили образование. После окончания средней школы, Гульсум работает в колхозе «Рассвет» освобождённым секретарём комсомольской организации( 1962- 1970гг. ) Комсомольцы проводили спортивные соревнования, праздники, субботники. В КПСС Гульсум с 1969 года. В 1972 году с мужем Мансуром Рахимзяновичем Рахимзяновым уезжает из деревни в сибирский город Междуреченск. Здесь начинает работать одна из крупнейших шахт страны шахта «Распадская». По направлению Горкома партии Гульсум устроилась работать в школу №20 заведующим по хозяйственной части. На протяжении 28 лет, её рабочий день оставался неизменным с 7. 00 до 20. 00. И как с таким ритмом жизни ещё успевала и воспитывать своих дочерей: Гульнара 1975 года рождения и Зульфия 1977 года рождения. В дали от малой родины не забывала родной татарский язык. Выписывала газеты и журналы на татарском языке( «Огни Казани», « Азат хатын») . Обучала родному языку дочерей. Так как в городе много было татар, с концертами приезжали артисты из Казани Ильхам Шакиров, Фанира Гиззатулина, Зуфар Белалов с Зайной Фаркетдиновой. Полный зал собирал Дк ленина ценителей татарской культуры. Такие концерты проводились 2, 3 раза в год. С 1989 года по субботам Гульсум была частым гостем на вечерах, организованных ДК Ленина ансамблем «Яшлек»( молодость) . С 2005 года Гульсум посещает мечеть. Татары дорожат дружбой. И этому пример многолетней дружбы Ахмадулиной Накии Мустафановны 1941 года рождения и Шакировой Альфии Ахметшиновны 1942 года рождения. Их дружбе 62 года. Обе из деревни Кызыл –Чишма Батеровского района Чувашской АССР. Учились в одной школе. Волей судьбы оказались в Таджикистане. В 1957 году подруги вместе работали на прядильной фабрике в городе Канибадаме Согдийской области Таджикистана. Были активными комсомолками: собирали хлопок, ездили на бахчу, выступали на концертах( акапельно пели татарские песни) . Сохранился подарок за выступление на одном из таких концертов фарфоровая «узбечка». Татарские песни в Таджикистане воспринимались на ура! Родной язык Альфия и Накия не забывали. Да! Для старшего поколения язык- нечто святое. Сибгат Хаким писал: Судьба! Меня лишила ты отца И матери. Осиротело слово. Лишь об одном прошу я: до конца Оставь мне радость языка родного. С 1966 года Накия Мустафановна в Междуреченске. Работала секретарём- машинистом на разрезе «Междуреченский» бессменно до 2001года. В 1967 году в город приезжает и Альфия. Работа нашлась и для Альфии, медсестра во 2 поликлинике в отделении «хирургия». Проработав 15 лет вынуждена была уйти в Госстрах из- за аллергии на химические препараты. Живя в Междуреченске подруги поддерживали давнюю дружбу. Дружили уже семьями. В 1989 году в ДК Ленина Рамзия Хасанова создаёт татарский ансамбль «Яшлек»( «Молодость») . Ни один праздник не обходился без концерта «Яшлек». Главный сценарист ансамбля Накия. Полный зал собирал ДК Ленина представителей татарской национальности. Программа концерта: стихи, песни, прибаутки, пляски и конечно же чаепитие. 1990 год, Казань, Всесоюзный конгресс татар. Из Междуреченска тоже были представители татар, хранители национально- культурных традиций Альфия Ахметшиновна и Накия Мустафановна. В 1995 году на турбазе «Восход» подруги помогли организовать праздник для жителей нашего города- сабантуй. Сабантуй- это праздник успешного завершения весенне- полевых работ и будущего урожая, а также праздник плодородия и благополучия. Сегодня подруги активные члены Мусульманской общины. Оказывают помощь больным, малообеспеченным. В культурной жизни города, стремление к сохранению культурных традиций татар продолжает ансамбль «Сандугач», созданный в 2011 году Коноваленко Светланой Борисовной. Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она взаимодействует со многими народами мира. На концертах «Сандугач» выступают и гости- представители узбекской. . киргизской, русской культуры. Общение с другой культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Список литературы 4. Гидденс Э. Социология. М. , 1999. С. 43. 5. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тб. , 1984. С. 36.

Оставить комментарий: