a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Автор: Винявская Александра Александровна9 Опубликовано: 2024-10-13 18:55:03

Игры на развитие фонематического слуха для старшего дошкольного возраста Умение сосредотачиваться на звуке, а также различать и анализировать их в словах называется  фонематическим слухом. Для  развития фонематического слуха  с детьми можно провести различные  игры и упражнения, в которых нужно выделять слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или подобрать слова с заданным звуком. Предлагаем вам поиграть в  игры  со своими детьми дома. Эти  игры помогут  развить фонематический слух у вашего  ребенка. 1. «Будь внимательным! » Задача –  развивать  умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук  «М»  : м, н, к, м, л, п, м; ма, ка, ша, му, ки, ми; мама, нос, мыло, кот, лак, мак, маска, кит, молоко и т. д. Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные ( Р, Ж, Н)  оглушаются в конце слова или перед другими согласными( например,   «дуб»  - в конце слышим звук П. )   Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим  « малако »  и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем  «молоко». 2.   «Хлопни в ладоши, топни ногой». Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит мягкий звук[ ть] . Топнуть ногой, если услышит твердый звук[ т]  ( звуки могут быть разными)  . 3. «Н азови картинки» Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например,   картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. д. 4.   «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. А ребенок определяет количество слогов( можно произносить слово, одновременно отбивая слоги мячом,   например: ТА- РЕЛ- КА – 3 слога) . 5.   «Придумай имя». Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику ( девочке)  на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера. 6.   «Назови первый звук в слове» Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА- Б. Для этой  игры  не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале( Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки ( ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ) . При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ, не МЭ, а М, например, в слове  «МАМА». 7.   «Назови последний звук» Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах.   Например: дом – М, дуб – Б. Для этой  игры  не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце( Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки ( ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО) . 8.   «Отгадай слово» Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово.   Например: лебедь, иголка, стол, арбуз ( лиса) . 9. « Добавлялки » Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало ( конец)  слова, назовите получившиеся слова.   Например: звук Ш. уба( шуба, . апка( шапка, . ар( шар, мы. ( м ышь, но. ( нож, ду.  ( душ) . 10. Игра  «Определи место звука в слове» Задача-   развивать  умение определять место звука в слове ( начало, середина, конец) Определите, где  «живет»   заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например,   звук Ш в словах : мышь( в конце, шапка( в начале, машина ( в середине) . 11. « Прохлопай слово» Задача – учить делить слова на слоги. П рохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, мА – ли- на( 3 слога) . Напоминаю правило русского языка:   «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».   Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз( произнося гласные, столько и слогов в слове. 12.   «Исправь ошибки» Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические ошибки, пусть ребёнок их исправит. Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес! Все эти  игры  помогут вам и вашим детям в речевом  развитии. Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой. Успехов Вам и вашим детям!

Для  развития чистой грамотной речи  ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура  речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и  скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, с логов, трудных для произношения детьми.   Скороговорки  заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в  ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки. 1. Ткёт ткач ткани на платки Тане. 2. В поле Фрося полет просо, Сорняки выносит Фрося. 3. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб  : Сено граблями, краб, грабь. 4. Дали Клаше каши с простоквашей Ела Клаша кашу с простоквашей. 5. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. 6. В пруду у Поликарпа Три карася и три карпа. 7. Гроза грозна, грозна гроза. Скороговорки на отдельные звуки. Съел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку. Кефаль не кафель, А кафель не кефаль. Архип осип, Осип охрип. Дед Додон в дуду дудел. Димку дед дудой задел. 5. Добр бобр до бобрят. 6. От топота копыт пыль по полю летит. Скороговорки  на шипящие и свистящие согласные. 1. Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках. Санки вбок, Сенька с ног, Сонька с Санькой в сугроб. 2. Косил косой косой косой. 3. Течёт речка, печёт печка. 4. Прекрасен зрелый, твёрдый сыр. Незрелый сыр невкусен, сыр. 5. У ежа ежата, а у ужа ужата. 6. Сшила Саше Маша шапку. 7. У Сени и Саши дома хлеб да каша. 8. Купила бабуся бусы Марусе. 9. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 10. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. 11. Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. 12. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по две гроши. 13. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. От груза арбузов  развалился кузов. 14. Шалит и машет Сашка Игрушечною шашкой, А на кушетке в шашки Играют Яшка с Пашкой. 15. Стакан сметаны съел Софрон, Сосиску с соусом- Самсон. Ставридку – Стас, салатик – Стелла. Сусанна сайку с маслом съела. 16. К арбузу на грядку пришёл карапуз. Крупней карапуза огромный арбуз. 17. Встретил в чаще ё  ж ежа:   «Как погода, ёж? » «Свежа! » И пошли домой дрожа, горбясь, ёжась Два ежа. 18. Летят три пичужки через Три пустых избушки. 19. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. 20. Наступила сороконожка сороке на ножку. Скороговорки   на сонорные согласные: 1. Разрослись у Ратибора три берёзки у забора. Рад берё   зкам Ратибор: приукрасили весь двор. 2. Стоит гора, в горе- нора. 3. В норе зверёк, зовут сурок. 4. Рубанок в руки взял мастак, Встал спозоранок за верстак: Тарасу, Рустику, Марусе Строгает на салазки брусья. 5. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. 6. Маланья – болтунья молоко болтала, Выбалтывала, не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. 7. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила. 8. Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. 9. Пошла Поля полоть в поле. 10. Не бывает улова у ленивого рыболова. 12. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят, Тараторят, тарахтят. 13. Свинья тупорыла, белорыла Весь двор перерыла. Вырыла полрыла, До норы дорыла. 14. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 15. Вбили кол в частокол, Подприколошматили. 16.   Корили Кирилла:   «Не дразни гориллу». Корили гориллу:   «Не дразни Кирилла». 17. Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. 18. Три сороки – тараторки тараторили на горке. 19. Перепёлка перепелят прятала от ребят. 20. Проворонила ворона воронёнка. 21. У ёлки иголки колки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА( общий комплекс) Уважаемые родители! Совместная работа учителя- логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. 3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое- либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. «Заборчик » Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10. «Трубочка» Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. Чередовать « Заборчик»- « Трубочка». «Массаж десен и щек( маляр красит домик язычка) » Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны. «Помидорчик» Одновременно надуть обе щеки. «Огурчик» Одновременно втянуть обе щечки. «Орешек» Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой. «Покатай орешек» Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек». «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: « пя- пя- пя », а потом покусать зубами: « тя- тя- тя ». «Часики » Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней( по кругу) . За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать. «Крестик» Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта. «Качели» Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать. «Кошечка лакает молоко» Лакательные движения языком( голова не опускается, работает только язычок) . «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка( как лошадка цокает копытами) . Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются. «Почистим верхние и нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать( зубы можно чистить и снаружи, и внутри) .

Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять? Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка. Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука( ш) ребенок заменяет им звук( с) : « ширость » вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду. Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами. Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы. К примеру: « вставаю », вместо «встаю»; « лизаю » вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую- нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на другие. * Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги М. М. Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов ». Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3- 4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный. Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое- то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие. Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов( большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий и т. д. ) и людей( добрый, злой, сильный, слабый) .

Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя. Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания. В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха( через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3- 5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее. Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми: • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков; • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха; • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь. Дыхательные упражнения: «Загнать мяч в ворота» 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик( диаметром 2- 3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами( это «футбольные ворота») . 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами. «Загнать мяч подальше» 1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу( «Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола. 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е. , чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель- желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. «Трубач» Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, - п роизносит: тру- ру- ру, бу- бу- бу, подудим в свою трубу. «Надуй шарик» Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик»- широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул»- хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух»- малыш произносит « шшш », делая губы хоботком и опуская руки. «Жук» Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу- у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу. «Подуем на плечо» Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох( подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой( подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока») . «Подуй на одуванчик» Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. «Подуй на одуванчик, Как дует этот мальчик, Подуй, подуй сильнее И станешь здоровее». «Косарь» Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: « зз- уу », возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: « зз- уу » «Косарь идет косить жнивье: зу- зу, зу- зу, зу- зу, Идет со мной косить вдвоем: зу- зу, зу- зу, зу- зу, Замах направо, а потом налево мы махнем, И так мы справимся с жнивьем, зу- зу, зу- зу вдвоем». «Игра «бульканье» Ребенок сидит, перед ним – стакан( или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль- буль- буль ». Игра «мыльные пузыри» Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый. Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов( порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего- либо) . Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ».

Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р ». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед. Да, мы учим правильно  произносить звуки  ( и не только Р) , но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе. Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не  развиты пальчики  – трудно будет вообще научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Таким образом,   задача логопеда  – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности. И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация. У Олесика всегда с буквой «ЭР» была беда Скажет «РАК» — выходит «ЛАК». Вместо «РОЖЬ» — выходит «ЛОЖЬ». Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы обязательно вам поможем! И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2- 6 лет — в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что  логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки. Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений? На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам( например, при некоторых заболеваниях) , а также уже имеющим какие- то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах. На что же обратить внимание у своего ребенка: если в 3- 3, 5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь( при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных( р, л) звуков является нормой) ; если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас( в норме — около 2000 слов) , не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй( при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками — норма) ; если в 5- 6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т. ч. с сонорными согласными( звуками « р » и «л») ; ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений( при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании) . Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как  логопед в детском саду   или детский логопед  в поликлинике. Детский логопед поможет: скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми « вибрантами » — твердой и мягкой « р » — одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм( нечеткость произношения, «проглатывание» слов) , заикание и другие; подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии( неспособность к чтению) или дисграфии( к письму) , вовремя направив ребенка с специалисту; провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т. д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.

Правильно ли говорит ваш ребенок? Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует а детском саду.   Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого- либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что- то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из- за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во- вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.         В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные Моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года мы приглашаем взрослых на итоговое занятие- праздник, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за это время. Со старшими дошкольниками, помимо занятий по формированию лексико- грамматических категорий, я провожу занятия и по обучению грамоте. Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного — хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Развитие речи детей дошкольного возраста В первую очередь, каждый родитель должен помнить, что ребенок обучается речи ТОЛЬКО ПО ПОДРАЖАНИЮ! Если Вы не будете говорить со своим малышом, обращать его внимание на название различных предметов уже с раннего возраста, то речью ребенок овладеть не сможет. Детский логопед всегда выделает несколько основных этапов становления речи ребенка. Мамам и папам желательно не только обращать внимание на то, когда их сын или дочка начали тянуть звуки или говорить первые слова, но и фиксировать эти данные в блокноте, чтобы ничего не перепутать и не забыть. Когда родители и ребенок приходят на прием, то детский логопед им обязательно задаст ряд вопросов о развитии речи их чада.   И заполненный блокнотик поможет легко на эти вопросы ответить, а значит, детский логопед сможет дать маме и папе более полные рекомендации на будущее. Итак… Развитие речи детей дошкольного возраста: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА К началу второго месяца  младенец начинает реагировать на общение с ним: фокусирует взгляд на взрослом, прекращает плач, сосредотачивается на обращенной к нему речи. Чуть позднее реакцией на общение становится улыбка, уже в 1, 5 месяца кроха осознанно улыбается маме или папе. В 3 месяца  можно наблюдать «комплекс оживления» в тот момент, когда к малышу подходит знакомый взрослый, берет его на руки, разговаривает. Возникает то, что обычно  детский логопед  или педиатр назовет « гулением ». Ребенок издает звуки в ответ на улыбку и речь. Кроха « пропевает » гласные звуки, а также согласные н, к, и г. В следующем месяце  малыш порадует родителей смехом, который к 4, 5 месяцам становится продолжительным. На 5 месяце малыш поворачивает голову к источнику звука, начинает реагировать на направление, откуда доносится звук. « Пение- гуление » приобретает интонационную окраску. К полугоду счастливые родители могут услышать первые слоги, чаще всего это слоги – МА и БА. Ребенок не только слышит обращенную к нему речь – он начинает прислушиваться к голосу мамы или папы – это время характеризуется становлением начального понимания обращенной речи. Малыш безошибочно узнает знакомый голос. В 7 месяцев  карапуз начинает включаться в игру с взрослым, малыш осознанно начинает обращать на себя внимание родителей с помощью голосовых реакций. Уже  в конце 7 месяца  появляется один из главных показателей развития речи ребенка в норме – « лепетные слова» или просто «лепет». Малышок повторяет несколько( как правило, два) одинаковых слога. И родители говорят, что наконец- то сын или дочка начал говорить – МА- МА, БА- БА, ПА- ПА. Но лепетные слова, это пока что только тренировка, они не являются словами в общепринятом понимании. Ребенок не называет маму или бабу, он просто развивает умение своего речевого аппарата. В это время кроха начинает обращать внимание на лица незнакомых взрослых, и могут выдать реакцию плача или явного нежелания идти на контакт – отказываются идти на руки к чужим, отворачиваются, кричат. На 9 месяце  малыш добавляет к своему речевому общению жесты. В этот период особую важность и актуальность получают игры- потешки.   Детский логопед  настоятельно порекомендует в этот период освоить с малышом «ладушки», « сороку- белобоку » и так далее. В 10 месяцев  малыш уже умеет называть несколькими лепетными словами( типа « ляля », « кака ») определенные вещи или предметы. Т. е. словом « ляля » малыш называет именно куклу. Далее ребенок начинает называть все больше предметов словами, понятными в конкретной ситуации. Очень часто это даже не целые слова, а, например, первый слог слова( ка – для называния коровы) , сочетание слогов, когда из слова берутся несколько звуков, не всегда по порядку( мана – машина) или звукоподрожания( ав- ав – собака) . Детский логопед рекомендует С самого рождения нужно все время разговаривать с ребенком. Отговорку – «он же ничего не понимает» — детский логопед не примет. Грудничок не понимает значения слов, но улавливает интонацию и общий настрой, учится различать голоса родных и постепенно начинает копировать Вас. Обращенная к малышу речь, должна быть тягучей, напевной, медленной, с ласковой интонацией. Ваша речь( как собственно и прикосновения) должна показывать все ваши чувства к маленькому человечку. Не даром, существует столько народных напевок, пестушек, коротких песенок для общения с крохой. Воспользуйтесь опытом наших бабушек, и Ваш труд окупится сторицей, когда малыш подрастет. Старайтесь не говорить с ребенком грубо, раздраженно или торопливо( и даже просто в его присутствии) , помните, что слова несут энергетику. Пусть для Вашего ребенка она будет только положительной. Годовичок способен понимать простые инструкции( дай лялю, иди ко мне) , особенно если они подкреплены жестами. Количество лепетных слов, понятных в конкретной ситуации возрастает. Это связано еще и с тем, что ребенок выходит на новый уровень познания мира – в буквальном смысле – начинает ходить. Теперь детка уже самостоятельно может подойти к заинтересовавшей его вещи, а не ждать пока ее поднесут или мама подведет ребенка к предмету. Все, что находится в зоне досягаемости, изучается с помощью всех анализаторов( органов чувств) – трогается, нюхается, рассматривается, пробуется на зуб. Задача родителей называть, называть и называть без устали. Все, чего касается малыш или к чему бы он только еще хотел прикоснуться, должно обозначаться названием. Побуждайте ребенка говорить, называть, повторять сказанное Вами слово раз за разом. Не предвосхищайте все его желания и потребности. Если мама будет давать ребенку воды еще до того как он ее попросит, в речевой просьбе не будет необходимости. Старайтесь говорить полное название – например – это машина – машина би- би; это собака – собака ав- ав и т. д. Если Ваш малыш немного не поспевает за данными этапами, не нужно пугаться. Каждый ребенок индивидуален, и темп его развития может быть несколько иной, нежели указано в нормах. Подождите немного, внимательно наблюдая за ребенком. Но родители должны обязательно обратиться к детскому логопеду, сурдологу или невропатологу, если малыш абсолютно не реагирует на внешние раздражители, не поворачивает голову в сторону шумящей погремушки, не «поет» звуки и т. д. Своевременная помощь позволит скорректировать все недостатки в развитии. Развитие речи детей дошкольного возраста: ОТ ГОДА ДО ШКОЛЫ Постепенно ребенок научается понимать простую инструкцию, не подкрепленную жестами. Малыш по просьбе взрослого показывает знакомые слова на картинке, знакомые предметы и людей в комнате, на улице. К полутора годам  детки могут показывать части тела – своего и собеседника. В словаре ребенка может быть около 20 слов. Объем словаря зависит от того, как много времени родители уделяют объяснению, показыванию, называнию предметов и явлений. Пассивный словарь – те слова, которые ребенок понимает, но не использует в своей речи, как правило, больше, чем активный. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно больше слов переходило из пассивного в активный словарь. Ближе к двум годам  ребенок начинает использовать в своей речи простую фразу – предложение из 2 слов( дай пи – дай пить, мама на) . Слова, которые ранее обозначались одним слогом, постепенно приобретают более правильную слоговую наполняемость. То есть добавляется второй, третий слог. Несовершенство звукопроизносительной стороны все еще делают речь малопонятной, но ребенок уже начинает улавливать слоговой рисунок слов. После 2- х лет  запас слов ребенка приближается к 50 и более. Дети способны понять и правильно выполнить двухэтапную инструкцию( найди колготки и принеси маме) , начинают осваивать и правильно употреблять местоимения. До этого вместо местоимения Я, ребенок часто называет свое имя. К этому возрасту, если нет серьезных физических нарушений( расщелина губы, неба, короткая подъязычная уздечка) малыш правильно произносит звуки: м, н, п, б, в, ф, д, т, г, к, х. К 2, 5 годам  ребенок осваивает понятие «один». Начинает использовать в своей речи слова- действия, показывает их на картинке( кто плачет, кто бежит) . Около 3 лет  словарный запас ребенка может составлять до 700 слов. Малыш понимает множественное число глаголов и существительных. Составляет предложения из 4- 6 слов. Называет свое имя, показывает на пальчиках и называет возраст. Может выполнить задание типа «спрячь конфету в карман, положи куклу на стул», связанное с пониманием пространственных предлогов. Ребенок понимает содержание прочитанных произведений, мультфильмов, может пересказать его с опорой на вопросы или картинку. Как правило, в этом возрасте ребенок начинает правильно произносить свистящие – с, сь, з, зь, ц. Словарный запас ребенка 4- х лет  может быть более 2000 слов. Малыш заучивает и рассказывает небольшие стихи, запоминает песенки. Использует в речи предлоги и союзы. Часто в этом возрасте начинается «словотворчество» — не зная правильную форму слова, ребенок начинает действовать по аналогии с уже известными вариантами, придумывает свои названия некоторым вещам и понятиям( прихожая – куда приходят, ухожая – откуда уходят) . Ребенок начинает правильно произносить шипящие звуки ш, ж, ч, щ. После 5 лет  ребенок овладевает обобщающими понятиями – птицы, фрукты, обувь и т. д. запас слов превышает 3000. Речь становится более чистой и внятной. Шипящие и свистящие уже не пропускаются и не заменяются. Как правило «западают» только сонорные звуки – л, ль, р, рь. Дети используют все части речи в своих высказываниях. До момента поступления ребенка в школу словарь ребенка активно увеличивается, ребенок узнает, запоминает, начинает использовать в речи устойчивые словосочетания, модели высказываний, образные слова, сравнения. В этом возрасти ребенок начинает правильно произносить звуки л, ль, р, рь. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Мамы и папы, бабушки и дедушки! Помогайте своим детям и внукам в овладении речью – объясняйте значения незнакомых слов( если ребенку не сказать, что такое «рельсы», он просто не будет знать это слово, не сможет его употреблять) ; исправляйте, если малыш неправильно употребил форму слова( ухи вместо уши) , будьте внимательны к своей речи – говорите внятно, не проглатывая окончаний и предлогов. Расспрашивайте малыша, как прошел день в саду, что ребенок ел, во что играл, о чем был просмотренный мультик? Разговаривайте с ребенком, и он расскажет Вам что- то настолько интересное, о чем знают только дети!

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звуки речи – это умение называется фонематическим слухом. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить нужно развивать у него слуховое внимание и фонематический слух. Ниже вашему вниманию предлагаются игры по развитию слухового внимания. «Отгадай, что звучит? » Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы( как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т. д. ) . Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук. «Найди игрушку» Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет какую- нибудь игрушку( в шкаф, за штору и т. д. ) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан( бубен, погремушка, колокольчик, хлопки в ладоши) . Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется от неё – тихо. «Кто играл в барабан? » Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл. «Солнышко дождик» Взрослый говорить ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко( при этом взрослый звенит бубном) . Затем взрослый говорить, что пошёл дождь( при этом он ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему и спрятаться от дождя) . Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». «Разговор шёпотом» Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом( например, можно попросить малыша принести игрушку) . «Слышим звон и знаем, где он» Попросите ребёнка закрыть глаза( или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок дожжен не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук. «Угадай, кто кричит? » Взрослый достаёт приготовленные игрушки( корову, собаку, кошку, козу и др. ) , обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, Затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости. «Угадай части тела» Взрослый спрашивает: Где же наши ручки? Ребёнок показывает ручки и отвечает: Вот наши ручки( хлопает в ладоши) . Взрослый спрашивает: Где же наши ножки? Ребёнок отвечает: Вот наши ножки( топает ножками) . Взрослый спрашивает: Где же наши губки? Ребёнок отвечает: Вот наши губки( изображает поцелуй) . Взрослый спрашивает: Где же наш носик? Ребёнок отвечает: Вот наш носик( нюхает носиком) . Затем ребёнок отворачивается, о взрослый то хлопает руками, то топает ногами, то изображает поцелуй, то нюхает. Ребёнок слушает и показывает, что делал взрослый.

Оставить комментарий: