ИОП педагога
Документы для скачивания
к раевое государственное бюджетное обще образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Шевляковой Ирины Владимировны Тема: « Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха » Личная карточка педагога Фамилия, имя, отчество: Шевлякова Ирина Владимировна Год, число и месяц рождения: 27. 11. 1977 г. Текущее место работы: Краевое государственное бюджетное обще образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» Занимаемая должность: воспитатель Дата назначения на должность: 08. 02. 2016 г. Сведения об образовании: высшее педагогическое 2001г. - Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, специальность « Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов» Сведения о повышении квалификации: март 2016г. – Красноярское частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации» «Организация образовательной деятельности в условиях ФГОС для обучающихся с ОВЗ», 108ч. май 2016г. – АНО ДПО «Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования» «Специфика коррекционной учебной и воспитательной работы педагога с детьми, имеющими нарушения слуха», 72ч. апрель 2019г. - Профессиональная переподготовка, г. Москва ООО «Столичный учебный центр» по программе «Воспитатель: психолого- педагогическая работа воспитателя дошкольной организации, разработанной в соответствии с ФГОС и Федеральным законом №273- ФЗ», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста», 300 часов январь 2020г. - ООО «Академия развития образования», г. Красноярск, «Современная система развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушением слуха», 72ч. Общий трудовой стаж: 19 лет Общий педагогический стаж: 19 лет Стаж в текущей должности: 7 лет 7 месяцев Награды: 2015г. - благодарственное письмо Администрации г. Минусинска, 2016г. – почётная грамота КГБОУ «Минуси нская общеобразовательная школа- интернат» 2017г. - Благодарственное письмо Минусинского Совета депутатов. Ученая степень: нет Текущая квалификационная категория: высшая, 12. 12. 2019 г. Дата заполнения: 21 августа 2023 г. Актуальность « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»( В. А. Сухомлинский) Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств. На рубеже 60- 70- х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном. Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил( Ожегов) . Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок. Терапия – уход, забота, лечение. В научно – педагогической литературе, сказкотерапия- это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений( т. е. сказками) . Цель метода сказкотерапии- активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие. Сказкотерапия- терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное- возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души. Несмотря на то, что лечение сказкой – занятие очень интересное, увлекательное и веселое, оно еще и непростое. Сказкотерапия и взрослых, и для детей особенно, является самой настоящей работой. Работой хоть и очень занимательной, но требующей времени и кропотливости. Результатов от сказкотерапии не стоит ждать сразу, но они точно будут – это несомненно. Сказкотерапия- через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку- дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место отдается театральной деятельности, в частности, постановке сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Тема: Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством сказкотерапии Задачи: Изучить современные подходы по использованию метода сказкотерапии в работе с детьми с нарушением слуха. Создать у словия для развития творческой активности, воображения, оригинальности мышления детей. Развивать творческие способности, коммуникативные навыки детей, нравственные качества детей. Принимать активное участие в конкурсах различного уровня в рамках ИОП. Обобщать и транслировать накопленный педагогический опыт. План работы над ИОП этапы ресурсы форма сроки результат 1. Разработческий: - Проанализировать свои профессиональные затруднения. - Составить план по самообразованию. - Изучить работы педагогов( через публикации, сайты) . - Собрать банк данных по теме: « Сказкотерапия »- как средство р азвития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха»( презентации, статьи) Изучить литературу: - «Практикум по сказкотерапии » Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. - «Основы сказкотерапии » Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. - «Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми» Сертакова Н. М. - «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» Карпов А. - разработать диагностику с учетом темы по самообразованию- разработать проект «В гостях у сказки». - пройти курсы ПК « Использование метода сказкотерапии как эффективного средства воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО »- научно- методическая, психолого- педагогическая, литература; интернет- ресурсы- и спользование научно- методической литературы, интернет- ресурсов; - посещение мастер- классов; - прохождение курсов Сентябрь 2021г. – май 2023 г. - Изучила и овладела методом сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста; - разработала проект «В гостях у сказки»; - прошла курсы ПК 2. Экспериментальный- провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. - Составить картотеку игр и занятий с использованием сказкотерапии- подобрать методический материал; - Разработать консуль тации и презентации для родителей воспитанников основанных на содержании сказок: - подготовить памятки по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок; - составить список рекомендованных сказок; - подготовить презентации для проведения занятий с использованием сказкотерапии; - изготовить демонстрационный материал, атрибуты связанные со сказкотерапией; - Подготовить консультации для воспитателей по теме самообразования: - « Сказкотерапия как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка»- « Сказкотерапия в работе с детьми»- «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»- «Как с помощью сказки развивать речь ребенка»- создать предметно- развивающую среду и условия для развития творческих способностей детей; - внедрить проект « В гостях у сказки »; - научно- методическая, психолого- педагогическая, литература; - интернет- ресурсы диагностические упражнения; - комплекс занятий, упражнений, игр Октябрь 2022 г. – май 2024 г. - выявила уровень творческих способностей; - оформила театральный уголок, изготовила атрибуты к сказкам; - разработала цикл занятий с внедрением коммуникативных упражнений, игр; - оформила папки- передвижки, буклеты для родителей 3. Внедренческий- использовать в работе разработанные занятия, игры, упражнения, сказки; - принимать участие в профессиональных конкурсах, конкурсах для детей различного уровня; - театрализова нные постановки, мини спектакли, настольные театры. - Развлечения, праздники. - Публикация материалов по теме. - Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях. - выступление на МО педагогов ДО. Театральный уголок Открытые занятия Презентации упражнений, игр, театральных постановок Доклад ы Сентябрь 2022г. – май 2024 г. - участие в конкурсах; - обобщение и распространение опыта; - представление д етских спектаклей. 4. Итоговый: - анализировать работу за год Презентация Отчет о проделанной работе в рамках ИОП Май 2022- 2024 гг. Анализ ы Список литературы 1. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. - СПб. , 2001. 2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г. 3. Н. А. Сакович « Использование креативных методов в коррекционно- развивающей работе психологов системы образования»( Учебно- методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г. 4. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. / Сборник программ по сказкотерапии- СПб. : Речь 5. В. Гнездилов «Авторская сказкотерапия », СПб. : Речь, 2004 6. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь 7. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984. 8. Былкина Н. Д. , Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе/ / Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 23- 27. 9. Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев, 1987. 10. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ / Эмоциональное развитие дошкольника. – М. , 1985. 11. Запорожец А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М. , 1985. 12. Изотова Е. И. , Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М. , 2004. 13. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М. , 2002. 14. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М. , 2002. Сказкотерапия Все малыши любят сказки, и практически все родители читают детям. Сейчас, в связи с широким развитием психологии, развивается много направлений помощи детям, в том числе и терапия сказками или сказкотерапия. Что такое сказкотерапия? Зачем она нужна? И могут ли сами родители использовать ее приемы в воспитании детей? Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. . . Вот основные принципы, позволяющие с помощью сказки, достигать целей: Во- первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. . . Во- вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В- третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3- 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую( коррекционная) и прогностическую. Цель сказки- не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребенку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребенка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. « Сказкотерапия »- здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально- волевом развитии. Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости. Сказкотерапия- это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.