Рабочая программа кружка "Мир сенсорики"
Документы для скачивания
Содержание 1. Информационная карта ……………………………………………… …………… 3 2. Пояснительная записка …………………………………………… …………… … 4 3 Календарно- тематический план …………………………………… …………… 9 4. Содержание изучаемого курса………………………………… ……………… 10 5. Методическое обеспечение дополнительной образоват ельной прог раммы… 13 6. Список литературы………………………………………………… …………… 14 Информационная карта 1. Учреждение: МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» 2. Назван ие программы: «Мир сенсорики » 3. Ф. И. О. , должность руководителя: Иконникова Вера Алексеевна, воспитатель. 4. Тип программы: познавательное развитие 5. Вид программы: развивающая 6. Направление деятельности: с оздание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов( ощущение, восприятие, представление) у детей 3- 4 лет 7. Продолжительность освоения программы: 1год( 2раз в неделю) , ( понедельник, среда, 15: 15- 15: 30) 8. Количество участников: 17 детей. 9. Возраст участников: 3- 4 года 10. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей. 11. Форма организации: г рупповая 12. Продолжительнос ть занятий- старшая группа- 15 мин. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы. Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3- 4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие». Новизна программы. Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях Актуальность программы. Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3- 4 лет. Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2- й младшей группы( возраст 3- 4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами( сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия) . Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе. Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке( дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой) . Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий. Также в данной программе предпринята попытка, по- новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй. Педагогическая целесообразность программы. Основными принципами, заложенными в основу программы являются: - Принцип учёта возрастных особенностей детей. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он 7 считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета. - Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности. - Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. - Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми. - Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха. - Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи. Цель программы. Целью дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов( ощущение, восприятие, представление) у детей 3- 4 лет. Задачи программы. Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы: - обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине; - обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов; - закрепить представления о разновидностях каждого свойства; - формировать представления о простейших перцептивных действиях( погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее) ; - учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности. Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы: - развивать у детей внимание, мыслительные операции( сравнение, анализ, синтез, обобщение) ; - развивать мелкую моторику рук; - развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия( потрогать, просунуть, погладить и другие) , качества и свойства; - развивать мотивацию личности ребенка к познанию Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»: - формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим( доброжелательность, чувство товарищества и т. д. ) ; - воспитание усидчивости, целенаправленности. Возраст детей. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики»- 3- 4 года. С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др. Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма детского образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 2 раз а в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы воспитанники будут: - знать: - шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов, - пять геометрических форм( квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия, - вкусовые качества овощей и фруктов; - уметь: - идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности, - подбирать предметы по образцу, - группировать предметы по одному из признаков( форма, цвет, оттенок, вкус, величина) , - сравнивать оттенки цвета, предметы по величине, - чередовать предметы по величине, - расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей, - сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета, - обозначать величину предметов словами, - воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, - находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу, - словесно описывать формы предметов; - владеть: - приёмами обследования формы, - действиями подбора по образцу, - способами соотнесения предметов по величине( наложение и приложение) , зрительно по осязательно воспринимаемому образцу. В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий. Форма подведения итогов. Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений: - различать предметы по величине( большой – маленький, больше- меньше) ; - различать предметы по форме( кубик, шарик) ; - образовывать группы однородных предметов; - выделять цвет предметов( красный, синий, желтый, зеленый) ; Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехб алльной шкале Календарно- тематический план работы кружка «Мир сенсорики» на 2024- 2025 уч. г. № п/ п Наименование разделов и тем Количество часов всего теория практика кол- во занятий мин. 1 Диагностика на начало учебного года. 1 15 мин 5 мин 10 мин 2 Шесть цветов и оттенки. 11 2 часа 45 мин 55 мин 1 час 50 мин 2. 1 «Спрячь мышку». 1 15 мин 5 мин 10 мин 2. 2 Лото «Цвет». 2 30 мин 10 мин 20 мин 2. 3 «Окраска воды». 2 30 мин 10 мин 20 мин 2. 4 «В царстве царя- Разноцвета». 2 30 мин 10 мин 20 мин 2. 5 «Магазин». 2 30 мин 10 мин 20 мин 2. 6 «Радуга». 2 30 мин 10 мин 20 мин 3 Геометрические формы 10 2 часа 30 мин 50мин 1 час40 мин 3. 1 «В царстве фигурокчеловечков» 1 15 мин 5 мин 10 мин 3. 2 «Кто где спит? » 2 30 мин 10 мин 20 мин 3. 3 «Гости». 2 30 мин 10 мин 20 мин 3. 4 «Найди предмет такой же формы». 1 15 мин 5 мин 10 мин 3. 5 «Чудесный мешочек». 2 30 мин 10 мин 20 мин 3. 6 «Составные картинки». 2 15 мин 5 мин 10 мин 3. 7 «Какой формы предметы в нашей группе». 2 15 мин 5 мин 10 мин 4 Величина 5 1час 15 мин 25 мин 50 мин 4. 1 «Бусинки большие и маленькие». 2 30 мин 10 мин 20 мин 4. 2 «Три квадрата» 1 15 мин 5 мин 10 мин 4. 3 «Достроим домики». 2 30 мин 10 мин 20 мин 5 Вкусовые качества 2 30 мин 10 мин 20 мин 5. 1 «Кислое, сладкое, соленое» 2 30 мин 10 мин 20 мин 6 Расположение фигур на плоскости. 2 30 мин 10 мин 20 мин 6. 1 «Орнамент» 2 30 мин 10 мин 20 мин 7 Диагностика на конец учебного года. 1 15 мин 5 мин 10 мин Итого: 32 8 часов 2 часа 40 мин 5 часов 20 мин Тема Раздел, тема Содержание Методы обучения Формы работы Работа с родителями Тема №1 Диагностика Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Беседа. Практическое занятие индивидуальная Индивидуальные беседы по результатам диагностики. Тема №2 «Спрячь мышку» Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет Беседа. Практическое занятие Фронтальная Анкетирование" Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" ( Приложение 3) . Тема №3 «В царстве фигурок человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. Беседа. Практическое занятие Фронтальная Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования" Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" Тема №4 Лото «Цвет» Закрепление названий основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов Беседа. Практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии Тема №5 «Кто где спит? » Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу Беседа. Практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Тема №6 «Гости» Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. Беседа. Практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Тема №7 «Окраска воды» Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Беседа. Эксперимент. Практическое занятие Фронтальная Фотоотчёт по итогам проведения занятий. Тема №8 «Бусинки большие и маленькие» Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки. Показ, беседа, практическое занятие фронтальная, индивидуальная Выставка изделий детей( бусы на ёлку) . Тема №9 «Кислое, сладкое, соленое» Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов Беседа, практическое занятие Фронтальная Оформление консультации «Игровая деятельность в семье». Тема №10 «Найди предмет такой же формы». Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы. Беседа, практическое занятие фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Тема №11 «Три квадрата» Обучение детей способам соотнесения предметов по величине( наложение и приложение) , обозначению величины предметов словами. Беседа, практическое занятие Фронтальная Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях. Тема №12 «Достроим домики» Развитие и совершенствование глазомера детей. Беседа, демонстрация, практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Тема №13 «В царстве царяРазноцвета» Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Беседа, рассматривание, практическое занятие Фронтальная День открытых дверей. Организация посещения занятия. Открытое занятие. Тема №14 «Орнамент» Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу Рассматривание, объяснение, практическое занятие фронтальная Выставка работ детей( аппликация) . Тема №15 «Магазин» Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета. Беседа, рассматривание, практическое занятие фронтальная, парная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Тема №16 «Радуга» Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. Рассматривание, беседа, практическое занятие Фронтальная Выставка работ детей( аппликация) . Тема №17 «Чудесный мешочек» Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Рассматривание, объяснение, практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии Тема №18 «Составные картинки» Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей. Рассматривание, обсуждение, практическое занятие Фронтальная Выставка работ детей( конструирование) . Тема №19 «Какой формы предметы в нашей группе» Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе. Рассматривание, обсуждение, практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Тема №20 Диагностика на конец учебного года Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Беседа. Практическое занятие индивидуальная Индивидуальные беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсорного развития детей. Отчёт о работе кружка. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Приемы и методы организации. При проведении занятий педагогом используются следующие методы: - наглядный метод( наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий) ; - словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему; - практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера- прием соотнесения по величине( наложению и приложению) . При знакомстве детей с геометрическими фигурами- прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры. 2. Дидактический материал. Проведение занятий предполагает использование следую щего дидактического материала: - Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д. - Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета». - Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3- 5 шт. , пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы- вкладыши, шнуровки и т. д. - Раздаточный материал( по количеству человек в подгруппе) : игровые поля, геометрические фигуры из картона( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов) , баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки. - Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков. - Свежие фрукты и овощи: манд арины, лимоны, соленые огурцы. - Конспекты занятий 4. Техническое оснащение занятий. Для проведения занятий имеется следующее оборудование: - ноутбук СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алимова С. В. , Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции( г. Челябинск, январь 2016 г. ) / С. В. Алимова, О. В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18- 20. 2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада/ Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с. 3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с. 4. Высокова Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО/ Т. В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с 5. Кудрявцева Е. А. Сенсорное развитие детей 2- 3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения/ Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с. 6. Петрова И. , Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие/ И. Петрова, Т. Лиханова. - М. : Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с 7. Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста( с 1 года до 3- х лет) / И. С. Погудкина- СП. : Детство- Пресс, 2015. – 176 с. 8. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно- методическое пособие/ Ю. М. Хохрякова. - М. : Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с