Макеты
Документы для скачивания
Введение. Познавательное развитие в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный характер и основывается на любознательности ребёнка. Образы природы не всегда возможно рассмотреть с детьми в реальном формате, поэтому педагоги прибегают к рассмотрению иллюстраций, презентаций, видеофильмов, роликов.
Работа с макетами способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Применение макетов природных зон помогает :
- знакомить детей с разнообразием и природных форм;
- поддерживать и развивать положительную мотивацию деятельности в природе;
- формировать и удовлетворять познавательный интерес;
- активизировать речь детей;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы;
- поощрять стремление быть в гармонии с природой, которая его окружает.
Цель нашей работы в этом направлении - формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста к объектам и явлениям окружающего мира с помощью использования в работе макетов природных зон.
- В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, формируют первоначальные представления о природных объектах.
С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании макетов, использовании их на занятиях как объёмной наглядности, манипулировании с предметами их наполняющим, проведении бесед о природе и её объектах, особенности которых наглядно изображает макет.
- В жизни старших дошкольников большое место занимает образовательная деятельность, где макетывыступают объектом рассмотрения, изучения, проведения бесед, создания проблемных ситуаций, составления рассказов. Интересной становится игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные, эколого-направленные отношения в игровой форме.
Возможности макетов природных зон, их видовое разнообразие не имеет границ, как не имеет границ фантазия педагогов. Их можно создать из разных материалов, они могут быть разного размера, главное, чтобы их было удобно использовать в работе с детьми, они были эстетически привлекательны и, конечно, несли познавательную направленность.
Таким образом, использование макетов в образовательном процессе с дошкольниками – это вид деятельности, ориентированный на естественно научное познание мира. Оно формирует целостное представление детей о разнообразии природы в разных уголках нашей страны и мира, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе, и с природой, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Назначение: оформление природного центра, использование в качестве наглядного и дидактического пособия, для самостоятельных игр.
Цель работы: создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения экологической культуры дошкольника. Расширение представлений детей о природных зонах окружающего мира.
Задачи:
- Систематизировать представление о разнообразии природы, климата, растительного и животного мира климатических зон .
- Учить детей по внешнему виду животного определять место обитания;
- Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
- Систематизировать представление о разнообразии природы, климата, растительного и животного мира климатических зон .
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Целевая аудитория: для детей дошкольного возраста
Методическая разработка содержит макеты:
- Макет «Лес»
- Макет «Подводный мир»
- Макет «Пустыня»
- Макет «Крайний север»
- Макет «Ферма. Домашние животные»
К каждому макету подобраны разнообразные дидактические игры, которые знакомят или закрепляют знания детей о природе; закрепляют умения сравнивать, находить сходства и различие; формируют навыки составления короткого рассказа; развивают у детей память, мышление, воображение;
воспитывают у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
Данные макеты позволяют расширить и систематизировать знания детей по теме «Природные зоны». Они содействуют общему развитию дошкольников, раскрывают творческие способности. В игровой форме дети закрепляют знания о растительном и животном мире природных зон, климатических условиях.
Сравнивая природные объекты, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, развивается словарь и речь. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми и в самостоятельной деятельности.
Требования к макету:
Макет устойчив, легко перемещается с места на место, не боится случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служит длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Он удобен в обращении.
Наборы персонажей, аксессуаров и сами макеты доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Требование:
1 Макет должен отражать и содержать в себе существенные особенности натуры.
2 Макет должен в удобной форме воспроизводить самые значимые стороны и признаки макетированного объекта.
3 Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
4 Важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
5 Должен быть удобным в обращении.
6 Готовый макет должен иметь возможность дополняться разнообразным предметным материалом.
7 Должна быть обеспечена возможность свободного перемещения объектов по всей поверхности макета.
8 Макет должен предусматривать возможность использования его детьми в самостоятельной деятельности.
9 Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Рекомендации для воспитателей
«Как организовать деятельность детей с макетом».
1.Макеты можно использовать как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.
2.Макеты используют в образовательной деятельности познавательного цикла, в совместной деятельности педагога и детей, и в игровой самостоятельной деятельности детей.
- Макет можно использовать как на протяжении всей образовательной деятельности, так и как часть деятельности.
4.В процессе работы с макетом можно решаются все виды образовательных задач: обучающие, закрепляющие, обобщающие.
5.Наполнение-дополнение макета разнообразным предметным материалом осуществляют сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания предметов.
6.Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
7.Процесс игры с макетом должен начинаться практически с момента его создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и игровые ситуации.
- Подбирать предметный материал к макетам педагог должен в зависимости от возраста детей. Это могут быть многозначные (условно-обобщенные) персонажи или тематически определенные, или их сочетания.
9.Следует предоставить детям право для самостоятельной игры. Если игры детей однообразны и примитивны, воспитатель должен помочь им, но только на правах равного партнера, а не в роли указующего.
10.В качестве одного из эффективных методических приемов усложнения и развития игры с макетом можно использовать совместное придумывание детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем обыгрываются как игровые сюжеты. Совместное придумывание и игра в сказку воспринимаются детьми очень эмоционально, вызывают у них большой интерес. Часто дети самостоятельно вводят в игру новые эпизоды, которых не было в сказке. Такая игра протекает динамично, способствует повышению взаимопонимания между детьми, делает общение в игре более содержательным.
- Чтобы у детей было больше времени для игры, советуем вам организовывать игры с макетами во второй половине дня.
Макет «Ферма. Домашние животные».
Цель - расширение знаний о ферме и домашних животных.
Задачи:
- побуждать отмечать характерные признаки жизни в деревне
- знакомить с домашними животными и их детенышами, строением, особенностями питания и образа жизни;
-развивать умение сравнивать, находить сходства и различия домашних животных;
- дать понятие о том, какую пользу приносят домашние животные человеку;
- развивать у детей интерес к живой природе;
- развивать внимание, логическое мышление, речь;
-знакомить детей с профессией животновода, птичница.
-воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.
Макет «Лес»
Цель - развитие познавательного интереса к природной зоне «Лес».
Задачи:
- обогащать представления у детей о природе леса;
- расширять и укреплять знания детей о растениях леса;
- расширять и уточнять знания детей о животных леса, их детенышах, строении, особенностях питания и образе жизни;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;
- формировать навыки правильного поведения в природе;
-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
Макет «Пустыня»
Цель – расширение и уточнение знаний дошкольников о многообразии и условиях развития растений и животных жарких стран.
Задачи:
-обогащать представления у детей о природной зоне «Жаркие страны»;
- расширять знания детей о видах природного климата, более теплого в отличие от того, в котором они проживают;
- знакомить с многообразием растительного мира жарких стран;
- знакомить с миром животных, проживающих в жарком климате, их строением и особенностями жизни;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;
- формировать навыки правильного поведения в природе;
-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
Макет «Крайний Север»
Цель – знакомство с природной зоной «Север.
Задачи:
-обогащать представления у детей о природной зоне «Север»;
- расширять знания детей о видах природного климата, более холодного в отличие от того, в котором они проживают;
- знакомить с многообразием растительного мира Крайнего севера;
- знакомить с миром животных Крайнего Севера, их строением и особенностями жизни;
-развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;
- развивать умение сравнивать условия климата и его влияние на жизнь и строение растений и животных;
-формировать навыки правильного поведения в природе;
-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
Макет «Подводный мир»
Цель – расширение и уточнение об особенностях подводного мира моря.
Задачи:
-обогащать представления у детей о подводном мире морей;
- расширять знания детей о морских природных богатствах;
- продолжать знакомить с многообразием растительного мира;
- уточнять знания детей о животном мире, их строением, условиями и особенностями жизни;
- поощрять желание сравнивать представителей флоры и фауны различных природных зон;
-развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;
-формировать навыки правильного поведения в природе;
-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
Дидактические игры:
Макет «Ферма. Домашние животные»
Цель: формирование представлений о домашних животных; познавательное развитие и развитие игровой деятельности.
Назначение: Можно использовать в индивидуальной работе с детьми, в непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности.
Способы использования макета в ООД и индивидуальной работе с детьми: беседа с использованием фигурок животных для рассматривания, чтение стихов и рассказов о животных по программе.
Дидактические задачи:
- Воспитывать доброе отношение к домашним животным;
- Развивать интерес к образу жизни животных;
-Закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах, умение их различать и правильно называть.
Дидактических игр
«Кто где живёт».
Цель: закреплять представления о животных и местах их обитания, формировать умение детей отчетливо и громко произносить слова, развивать слуховое внимание
Ход игры:
У воспитателя животное, на столе макет. Воспитатель показывает животного. Ребёнок должен определить, где оно живет, и е «поселить» в домик на макете и проговорить название животного.
«Кто как передвигается»
Цель: расширить знания о животных, птицах, живущих на ферме, знать их особенности, питание, врагов : анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.
Ход игры:
Воспитатель называет разных животных, птиц, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры:
Педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, называет детёныша этого животного. Показывает его и ставит рядом с мамой.
«Кто что ест?»
Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние животные; развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Ребенку предлагается игровое поле с изображениями продуктов, которыми питаются заявленные в игре животные. Ребенок прикрепляет к нужному изображению продукта животного.
«Какую пользу приношу»
Цель: закрепить знания о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.
Ход игры:
Воспитатель называет домашнее животное, дети должны сказать, какую они приносят пользу. Правильно ответившему ребенку дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются, называется победитель.
«Сложи животное»
Цель: закреплять знания детей о домашних животных, учить описывать их признаки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть животных и картинки с ними, потом дает разрезные картинки и ребенок складывает свое животное, называет его и признаки животного.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Педагог поочерёдно показывает и называя животных. Дети, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Макет «Подводный мир»
Цель:
- расширять представление детей о растениях и животных подводного мира;
- формировать интерес к подводным обитателям;
- создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.
Назначение: Макет «Подводный мир» может быть использован в самостоятельных играх детей, воспитателями - в качестве наглядного и дидактического материала, при оформлении природного уголка в группе (образовательная область - познавательное развитие).
Дидактические задачи:
- Познакомить или закрепить знания детей о жителях водоемом.
- Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
- Формировать навык составления короткого рассказа об обитателях, природе.
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Развивать у детей интерес к живой природе.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
Дидактические игры:
«Где живут животные? »
Цель: закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания; формировать навык пользования моделями.
Ход игры:
На столе макет и животные. Ребенку надо выбрать подводных обитателей и разместить их на макете. Назвать их и описать.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Ход игры:
Маленькая рыбка решила «поиграть в прядки». Дети закрывают глаза, и воспитатель прячет её за растение или предмет. Воспитатель описывает предмет, за который она спряталась и дети отгадывают.
«Кто лишний?»
Цель: развивать мышление, зрительное внимание, обобщать.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть обитателей и определить что лишнее. Объяснить свой выбор.
«Что умеют делать рыбы?»
Цель: расширять в сознании смысловое содержание слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Ход игры:
Дети рассматривают макет с рыбами, затем рассказывают, что они умеют делать . можно, чтобы ребенок показал, как рыба плавает, виляет хвостом.
«Назови ласково»
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры:
Воспитатель показывает водных обитателей , а дети должны назвать животное и подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
«Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры:
Воспитатель или ребенок показывает рыбку, ракушку или другого обитателя и просит подобрать к нему признаки, отвечая на вопрос какой ? какая?.
«Путешествие под водой»
Цель: развивать и закреплять знания о рыбах; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.
Ход игры:
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие. Дети подбирают обитателей водоема, описывают их, располагают на макете.