Картотека сезонных опытов
Документы для скачивания
КАРТОТЕКА СЕЗОННЫХ ОПЫТОВ ДЕКАБРЬ ОПЫТ № 1 « Вы ращивание грибка под названием «хлебная плесень» Цель. Вырастить грибок под названием «хлебная плесень» Материалы. Пипетка, ломтик хлеба, пластиковый пакет. Ход. Положите хлеб в пластиковый пакет. Капните в пакет 10 капель воды. Закройте пакет. Положите пакет в темное теплое место на 3- 5 дней. Рассмотрите хлеб через пластик. Рассмотрев хлеб, выбросьте его вместе с пакетом. Итоги. На хлебе растет что- то черное похожее на волосы. Почему? Плесень- вид грибка. Очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния по воздуху. На куске хлеба уже были споры, когда мы положили его в пакет. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет и хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус и запах пищи, но благодаря ей же некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время сыры очень вкусны. Зелен оватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для изготовления лекарства, которое называется “пенициллин”. ДЕКАБРЬ ОПЫТ № 2 «Как к ошка языком чистит себе шерстку» Цель. Выяснить, как кошка чистит себе шерстку. Материалы. Ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш. Ход. Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Потрите пилку о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон. Итоги. Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона. Почему? Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски. ДЕКАБРЬ ОПЫТ № 3 « Вода защищае т растения от низких температур» Цель. Показать, как вода влияет на растения в зависимости от температуры. Материалы. Два термометра, алюминиевая фольга, бумажные салфетки два блюдца, холодильник Итоги. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из- за чего тепло выделяется или поглощается. Как видно из показаний термометров, выделяемое тепло нагревает окружающее пространство. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой. Однако этот мето д не пригоден, когда заморозки продолжаются довольно долго или когда температура опускается ниже точки замерзания воды. ЯНВАРЬ ОПЫТ № 1 «Определение возможности проживания в ерблюдов в пустыне, неделями о бходясь без воды» Цель. Показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды. Материалы. З еркальце. Ход. Подышите на зеркальце. Итоги. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается у верблюда в носу, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходится без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание. ЯНВАРЬ ОПЫТ № 2 « Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки» Цель. Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки. Материалы. Стеклянная бутылочка, лист плюща на стебельке, пластилин, карандаш, соломинка, зеркало. Ход. Налейте в бутылочку воды, оставив ее незаполненной на 2- 3 см. Возьмите кусок пластилина и обмажьте им стебель ближе к листу. Вставьте обмазанный пластилином стебель в горлышко бутылки, погрузив его кончик в воду и замажьте горлышко пластилином как пробкой. Карандашом проделайте в пластилине отверстие для соломинки. Вставьте в отверстие соломинку так, чтобы ее конец не доставал до воды. Закрепите соломинку в отверстии пластилином. Возьмите бутылку в руки и встаньте перед зеркалом, что бы видеть в нем ее отражение. Через соломинку высасывайте воздух из бутылки. Если вы хорошо замазали горлышко пластилином, это будет нелегко. Итоги. Из погруженного в воду стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Почему? В листе есть отверстия, называемые устьицами, от которых к стеблю идут микроскопические трубочки- ксилемы. Когда вы высасываете воздух из бутылочки через соломинку, то он проникает в лист через эти отверстия- устьица и по ксилемам поступает в бутылочку. Так лист и стебель выполняют роль соломинки. В растениях устьица и ксилемы служат для движения воды. ЯНВАРЬ ОПЫТ № 3 «Иней» Цель: Показать детям образование инея. Материалы. Таз с горячей водой, ветка. Ход. Вынести на мороз очень горячую воду и подержать над ней ветку. Итоги. Ветка покрылась снегом, а снег не идет. Века все больше и больше снегу. Почему? Ветка покрылась инеем. Загадать детям загадку: - Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. ( ИНЕЙ) Не колючий, светло- синий По кустам развешен. ( ИНЕЙ) ФЕВРАЛЬ ОПЫТ № 1 «Замерзшая вода двигает камни» Цель. Узнать, как замерзшая вода двигает камни. Материалы. Вода, пластилин, соломинка, морозильник. Ход. Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком, отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите е е из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в холодильник. Итоги. Одна из пластилиновых пробок выскочила, и из соломинки виден лед. Почему? В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает менее прочные камни. На дорогах из- за этого могут образовываться выбоины. ФЕВРАЛЬ ОПЫТ № 2 « Растение может обеспечить себя питанием» Цель. Показать, как растение может обеспечить себя питанием. Материалы. Большая( литра на 4) широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке. Ход. Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где быв ает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. Итоги. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Почему? Капельки воды- это испарившаяся из почвы и самого растения влага. Растения используют содержащийся в своих клетках сахар и кислород из воздуха для выработки углекислого газа, воды, энергии. Это называется реакцией дыхания. Растения используют углекислый газ, воду, хлорофилл и энергию света, чтобы вырабатывать сахар, кислород, и энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Продукты реакции дыхания поддерживают реакцию фотосинтеза, и наоборот. Так растения сами производят себе питание. Од нако после того как питательные вещества в почве заканчиваются, растение погибает. ФЕВРАЛЬ ОПЫТ № 3 « Вл ияние температуры на рост бактерий» Цель. Продемонстрировать эффект, который оказывает температура на рост бактерий. Материалы. Молоко, мерная чашка( 250 мл) , две банки по 0, 5л, холодильник. Ход. Налейте в каждую банку по чашке молока. Закройте банки. Поставьте одну банку в холодильник, а вторую в теплое место. В течение недели ежедневно проверяйте обе банки. Итоги. Теплое молоко кисло пахнет и содержит плотные белые комки. Холодное молоко выглядит по- прежнему и пахнет вполне съедобно. Почему? Тепло способствует развитию бактерий, которые портят пищу. Холод замедляет рост бактерий, но рано или поздно находящееся в холодильнике молоко испортится. Когда холодно, бактерии все рано растут, хотя и медленнее. МАРТ ОПЫТ № 1 «Как маскируются животные» Цель. Выяснить, как маскируются животные. Материалы. Светло- желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Ход. Желтым мелом нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Итоги. Желтая птичка исчезла. Почему? Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один веет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников. Глаза хищников не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы и травы. МАРТ ОПЫТ № 2 « Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещен ности» Цель. Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности. Материалы. Зеркало. Ход. Минуты две посидите при ярком свете. Один глаз держите открытым, другой закрытым. Рассмотрите в зеркале зрачок открытого глаза. Откройте глаз, который держали закрытым, рассмотрите его. Заметьте, есть ли разница в размере зрачка сразу после того, как вы раскрыли глаз, некоторое время спустя. Итоги. Зрачок глаза, который оставался открытым, меньше закрытого. Когда вы открыли глаз, зрачок за несколько секунд уменьшился в размере. Почему? В темноте мускулы в передней части глаза расслабляются и зрачок- отверстие, через которое в глаз поступает свет, - становится больше. При ярком свете зрачок уменьшается, уменьшается количество света, поступающего в глаз. При этом глаз не только избавляется от излишков света, но и изображение на сетчатой оболочке становится четче. Таким образом, при ярком свете мы видим лучше. МАРТ ОПЫТ № 3 « Влияни е силы тяжести на рост растений» Цель. Выяснить, как сила тяжести влияет на рост растений. Материалы. Домашнее растение, несколько книг. Ход. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положением листьев и стеблей. Итоги. Стебли и листья поворачиваются кверху Почему? В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует растений. Благодаря силе тяжести, ауксин конвертируется в нижней части стебля. Эта часть, где накапливается ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх. АПРЕЛЬ ОПЫТ № 1 « Ка к змея меняет кожу» Цель. Продемонстрировать, как змея меняет кожу. Материалы. Перчатка – предпочтительно кожаная или резиновая. Ход. Наденьте на руку перчатку. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой. Усилием пальцев руки, на которую одета перчатка, придерживайте ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться на изнанку. Итоги. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой на изнанку. Почему? Это напоминает то, как змея снимает кожу. Змее приходится сначала порвать кожу на голове возле пасти, для этого она трется головой обо что- нибудь твердое. Порвав кожу, змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесно й и протирается. По мере роста на ней вырастает новая кожа, а старую оно сбрасывает. Молодые змеи чаще меняют кожу. АПРЕЛЬ ОПЫТ № 2 « Влияние состава почвы на рост растений» Цель. Определить, как состав почвы влияет на рост растений. Материалы. Три ведерка, песок, глина, чернозем, семена фасоли. Ход. Набрать для опыта в ведерки: песок, глину, почву( чернозем) . Рассмотреть семена фасоли. Затем посадить фасоль в три горшка- в песок, в глину, чернозем. Сравнить прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок( хорошо пропускает воду) , глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускает воду хуже, чум песок, но, в конце концов, тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшочках. Итоги. Ростки фасоли в трех горшочках растут по- разному. Почему? В черноземной почве растение выросло лучше, чем в песчаной или глинистой почве. АПРЕЛЬ ОПЫТ № 3 «Летающие семена» Цель. Продемонстрировать детям, что одни семена “летают”, другие нет. Материалы. Семена клена, семена фасоли. Ход. Дать детям по одному летающему и одному нелетающему семени( фасолинку и семечка клена) . Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена. Итоги. Чем с большей высоты отпускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Семена клена можно немного “подкрутить”, тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее. Почему? Семен клена более легкие, чем семена фасоли. АПРЕЛЬ ОПЫТ № 4 «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч» Цель. Узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч. Материалы. Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги. Ход. ВНИМАНИЕ! ! ! Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Поместите зеркальце внутри прот ивня, положив его верхний край на край противня, а нижний- в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. Итоги. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Почему? Вода от поверхностного слоя до зеркала выполняет роль призмы. Призма- это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета- спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ода плещется и изменяет направление света, из- за чего цвета напоминают огоньки. МАЙ ОПЫТ № 1 «Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров” Цель. Выяснить, почему зленые растения, растущие в океане, не живут глубже сто метров. Материалы. Два маленьких, одинаковых растения в горшочках. Ход. Пом естите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Оставьте на неделю. Сравните их цвет. Итоги. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло. Почему? Для того чтобы в растении произошла реакция фотосинтеза, нужен солнечный свет. Хлорофилл- зеленый пигмент, необходимый для фотосинтеза. Когда не солнца запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из- за этого растение бледнеет и умирает. Зеленые водо росли растут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше солнца, тем они зеленее. На глубину ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зеленые водоросли не растут. МАЙ ОПЫТ № 2 «Гром и молния» Цель. Познакомить детей с таким явлением, как молния. Материалы. Два надутых продолговатых воздушных шарика, шерстяная тряпочка. Ход. Загадать детям загадку: Раскаленная стрела Дуб свала у села. ( Молния) . Меня ни кто не видит, А всякий слышит, А спутницу мою Всяк может видеть, Но никто не слышит. ( Гром и молния) . Предложить ребятам познакомится с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт производить в темной комнате. Взять два надутых продолговатых воздушных шарика. На тереть их чем- нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближать один шарик к другому, оставляя не большой промежуток. Итоги. Между шариками проскакивают искры- как молния в небе, вспышки, слышится не сильное потрескивание, как гром. Почему? Между шариками возникает электрический разряд. 0
- Игры на развитие мелкой моторики
- Цикл бесед по безопасности
- Картотека игр "Дружные ребята" на развитие межличностных отношений
- Статья "Инклюзивные практики в работе с детьми с нарушением слуха", г.Москва
- Статья "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха"