a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительного образования

Автор: Утяева Валерия Евгеньевна Опубликовано: 2024-10-30 15:29:20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №52» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « В мире народного творчества»( возраст 6 – 7 лет, срок реализации – 1год) Автор- составитель: Суслова В. Е. музыкальный руководитель УТВЕРЖДЕНО на Педагогическом совете МБДОУ №52 Г. Салавата Протокол 1 от «31» августа 2020 г. Салават- 2020 г. Пояснительная записка. Народное творчество- совокупность народных обрядовых действий. Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что- то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что- то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные произведения исполняются немного по- разному. Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. На сегодняшний день нет единой классификации жанров детского фольклора. Каждый ученый предлагает свою классификацию, но все они согласны, что воспитательный потенциал детского фольклора велик. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью ч естушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки( которые иначе называли чистоговорками) . В играх дети использовали веселые считалки. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук. Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире народного творчества» ориентирована на изучение и сохранение культурного наследия Республики Башкортостан, России, нравственного воспитания подрастающего поколения. Востребованность данной программы очевидна, так как она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства народа, и основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа( далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  - Федеральный   закон   №273- ФЗ  от29. 12. 2012" Об   образовании   в   Российской Федерации" Актуальная редакция  закона   273- ФЗ  от 03. 08. 2018 с изменениями, вступившими в силу с 14. 08. 2018 г. ; - 2. 4. 4. 3172- 14 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2018 г. - Концепция дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726- р. - Конвенция ООН о правах ребенка 2018 г- Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. ( Приложение к письму Минобразования России от 11. 06. 2002 г. № 30- 15- 433/ 16) . - Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006№ 06- 1844. - САНПИН 4. 2. 2821- 10( введённые 20. 06. 2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 04. 2003 г. № 27с) . В программе образовательных учреждений занятиям народного фольклора и театральной деятельности выделено мало учебного времени, потому на данный момент актуальность программы определяется тем, что восполнить этот пробел должны учреждения дополнительного образования. При изучении фольклора и вокального творчества и театральная деятельность предполагается также тесная связь содержательного компонента программы со школьными и дошкольными предметами: музыкой, ознакомление м с окружающим миром, рисование м, развитие м речи, лепкой\ аппликацией, что позволит расширить базовые знания, получаемые детьми в общеобразовательной школе и дошкольных учреждениях. Работа по программе предполагает связь с родителями, их участие в изучении обычаев и обрядов, а также и совместное проведение праздников. Работая с учащимися, приходится сталкиваться с рядом проблем развития речи: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; - неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; - бедность речи, недостаточный словарный запас; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно; - неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; - отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; - плохая дикция. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение дают прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет учащемуся успешнее овладевать родным языком. Поэтому новизной данной программы является не только приобщение учащихся к народной культуре и формирование у них патриотических чувств и развития духовности, но и усовершенствование устной речи, и формирование навыков свободного речевого общения с окружающими на основе овладения языком своего народа. - Цель программы « В мире народного творчества »- изучение культуры народов с опорой на фольклорные и театрализованные традиции, развитие творческих способностей учащихся через их образовательную деятельность в различных сферах народного творчества. В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи: Образовательные задачи: - Освоить главные формы фольклора( игры, декламации, пения, движения) , стремление к максимальному раскрытию индивидуальных свойств и качеств личности учащегося в условиях коллективной работы. - Прививать интересующимся учащимся традиции русской, башкирской, украинской культуры. - Формировать интерес учащихся к традициям русской, укр аинской культуры и родного края. - Освоить язык различных видов искусства( поэтического, музыкального, прикладного, хореографи ческого) , его особенностей в РБ. - Формировать исполнительские н авыки в области пения, движения. - Ф ормировать интерес учащихся и их родителей к миру традиционной русской и украинской ку льтуры и культур других народов. - Учить понимать роль семьи, свое место в семье. Развивающие задачи: - Развивать активное восприятие культур ы народов посредством фольклора. - Развивать специальные способности( чувство ритма, ладовое чувство, муз ыкально- слуховые представления) . - Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у учащихся. - Развивать творчески активную личность. Воспитательные задачи: - Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, толерантность и терпимость к людям разных национальностей, к представителям м ногона циональных и социальных культур. - Воспитывать у учащихся чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре. - В оспитывать творческую активную личность. Сроки реализации образовательной Программы 1 год, для учащихся 6- 7 лет. Форма обучения: групповая. Возраст обучающихся по группам: Подготовительная к школе группа 1- 6- 7 лет Подготовительная к школе группа 2- 6- 7 лет Данная программа предусматривает занятия 2 часа в неделю по 30 минут( всего 76 часов) . Часть учебного времени выделена на, концерты, проведение фольклорных обрядовых праздников и других культурно- массовых мероприятий, посещение и участие в Международных, Республиканских, городских мероприятиях. Рекомендуется использовать сочетание фронтальной, индивидуальной и комбинированной форм работы. Методы работы: - о бъяснительно-  иллюстративный( беседа, художественное слово) ; - р епродуктивный( разучивание, закрепление материала) ; - и сследовательский( оценка, самооценка) ; - м етод побуждения к сопереживанию( эмоциональная отзывчивость) ; - м етод поисковых ситуаций( побуждение к творческой и практической деятельности) . В процессе обучения необходимо сформировать у учащихся интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных им материалов народного творчества: потешек, сказок, загадок, скороговорок, игр, считалок, народных песен, пословиц и поговорок, далее происходит дальнейшее расширение и обогащение знаний учащихся. Содержание программы на этом этапе предполагает углубленное изучение обрядовых и календарных народных праздников, более сложных фольклорных форм. Основной формой проведения занятий для учащихся является слушание – восприятие материала, его повторение, игры( музыкальные и словесные) . Этот же материал является основой их этнографического образования. В программу заложено много песен, частушек, потешек, которые учащиеся должны слышать из уст близких им взрослых( педагога) . Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение метко говорить, воспроизводить движения танца или хоровода. Игра очень важна для ребенка – как путь включенности в общее действо. Практический материал( песни, игры, танцы) подобран в соответствии с народным календарем. Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение года с сентября по май, содержат региональный компонент. После изучения новой темы проводится проверка полученных знаний, умений и навыков. Контроль проходит в теоретической и практической форме: конк урсы, викторины, устный опрос уча щихся, тестирование, концерт, развлечение, открытое занятие, беседа, наблюдение. Формы занятий: Занятие- введение, углубление, обобщение. Занятие- сказка, спектакль, праздник, путешествие. Занятие- викторины, конкурсы. Занятие- экскурсия- в концертный зал, на природу. Развлечение. Практическое занятие. Наблюдение. По результатам освоения программы, учащиеся должны знать: - и сторию возникновения русского, башкирского и украинского народного фольклора, их особенности и развитие; э лементы фольклора; н ародный календарь( по временам года) , народные обычаи и обряды; п равила дорожного движения; э тнографический материал; ф ольклорные традиции. Должны уметь: - с вязывать музыку, слово и движение; - у частвовать в различных видах деятельности( исполнительство, творчество, слушание и музыкально- образовательная деятельность) ; - ч итать, анализировать и инсценировать элементы фольклора, иметь навыки: оказывать взаимную поддержку и выручку во время проведения конкурсных мероприятий; участвовать в конкурсах, соревнованиях; исполнять фольклор, фольклорные импровизации, включающие танцевальные движения и игру; освоить народную культуру. Учебно- тематический план для учащихся 6 – 7 лет № п/ п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Теория Практика Всего 1 Вводное занятие. Беседа о фольклоре. 1 1 2 Беседа, устный опрос 2 Времена года. Приметы, праздники. 4 4 8 Беседа Устный опрос 3 Сказки народов Республики Башкортостан. 2 2 4 Беседа Инсценировка 4 Национальная одежда народов Республики Башкортостан. 2 2 4 Беседа, устный опрос, наблюдение 5 Народные игры. 1 3 4 Развлечение 6 Пословицы и поговорки. 1 1 2 Открытое занятии, беседа 7 «Мама моя милая, мамочка любимая ». 1 1 2 Беседа, открытое занятие 8 Легенды, притчи, былины. 2 2 4 Развлечение 9 Хлеб- всему голова. 1 1 2 Беседа 10 Песни народо в Республики Башкортостан. 1 1 2 Беседа. Слушанье. 11 Традиционные народне праздники. 1 3 4 Развлечение 12 Народные символы России и народов Республики Башкортостан. 4 4 8 Устный опрос 13 Считалочки. Заклички. 1 1 2 Развлечение 14 Мифологическиесущества. 1 1 2 Развлечение 15 Сценический фольклор( хоровод, инсценировка) . 2 2 4 Открытое занятие 16 Народный календар. 3 3 6 Беседа 17 Детские национальные куклы. Игрушки. 1 1 2 Беседа 18 Дразнилки. Небылицы. 1 1 2 Рзвлечение 19 Мир народних музыкальных инструментов. 1 1 2 Развлечение 20 Семейные обычаи и традиции. 2 2 4 Беседа 21 Изба, хата, юрта. Быт народов РБ. 2 2 4 Беседа 23 Итоговое занятие. Викторина- игра. 1 1 2 Развлечение, викторина 24 Итого 36 40 76 Содержание программы: Вводное занятие. Беседа о фольклоре. «Мир фольклора – мир народной мудрости». Знакомство с предм етом, виды народного фольклора. ( 2 ч) Времена года. Приметы, праздники. Беседа о временах года, их приметах. Народные праздники. Пословицы и погово рки. Воспитание любви к природе. ( 8ч) Сказки народов Республики Башкортостан. Прослушивание сказок. Виды сказок. Герои сказок. Загадки, рисование главных героев. ( 4ч) Национальная одежда народов Республики Башкортостан. Иллюстрация одежды народов РБ. Отличительные особенности. Элементы одежды. Раскраска народных костюмов. ( 4ч) Народные игры. Игры. Виды игр. Постановка игр. Знакомств о с игрой. Разучивание игр. ( 4ч) Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки как вид народного фольклора. Употребление, сравнение, разучивание. ( 2ч) «Мама моя милая, мамочка любимая ». Мама в жизни ребенка. Беседа о маме. Поделка для мамы. ( 2ч) Легенды, притчи, былины. Различия и их значение. Прослушивание и обсуждение. ( 4ч) Хлеб- всему голова. Беседа о хлебе. Его значение в жизни разных народов. Виды хлеба. Беседа «Откуда хлеб пришел? ». Зна комство со старинными орудиями тру да— плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Поделка. ( 2ч) Песни народов Республики Башкортостан. Фольклорные песни разных народов, их значение в жизни людей. Прослушивание песен, разучивание текста. ( 2ч) Традиционные народне праздники. Традиционные народные праздники: Рождество, Новый год, Масленица, Пасха и др. Традиции и обычаи их празднования. Поделки. ( 4ч) Народные символы России и народов Республики Башкортостан. Что такое народный символ? Виды народных символов, их назначение. Матрешка, русский самовар, береза, валенки, курай, чак- чак, украинский венок, рушник. Поделки. ( 8ч) Считалочки. Заклички. Считалочки как вид народного творчества, их назначение. Разучивание считалочек, умение применять их на практике. Разучивание закличек- разновидности обрядового фольклора. ( 2ч) Мифологические существа. Беседа про мифологические существа в народном фольклоре, их значение в жизни и быту. Рисование. ( 2ч) Сценический фольклор( хоровод, инсценировка) . Разнообразные формы народного театра. Разбор сценария. Разучивание слов. Древнее происхождение хороводов. Виды хороводов. ( 4ч) Народный календарь. Народный календарь на каждый день. Виды народных календарей. Пословицы и поговорки. Загадки. ( 6ч) Детские национальные куклы. Игрушки. Знакомство учаащихся с возникновением первых игрушек( какие они были и из чего их делали) . Знакомство с русски ми народными игрушками — дымков скими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюст раций, игрушек. Рисование дымков ских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка». Беседа о мире кукол. Значение куклы в жизни ребенка. Виды кукол. Поделка. ( 2ч) Дразнилки. Небылицы. Дразнилки как вид детского фольклора, их смысл. Выучить наизусть дразнилку. Небылицы – особ енности данного вида творчества. Значение слова небылицы. Сочинение небылиц. Работа с картинками- небылицами. ( 2ч) Мир народних музыкальных инструментов. Беседа о народных инструментах. Игра на народных инструментах. Загадки. ( 2ч) Семейные обычаи и традиции. Беседа о семье. Кто такие родственники? Значение семьи для ребенка. Традиции и обычаи семьи. Составление родового древа. ( 4ч) Изба, хата, юрта. Быт народов РБ. Знакомство с жилищем и предметами народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстра ций. Знакомство с пословицами, пого ворками, прибаутками, народ ным бытом и гостеприимством разных народов. Загады вание загадок о предметах крестьянского труда и быта. ( 4ч) Итоговое занятие. Викторина- игра. Беседа. Подведение итогов обучения. Викторина- игра. ( 2ч) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Русские народные сказки. Гуси- лебеди. – М. : ООО « Фирма СТД», 2015. – 256 с. Шитов. С. Н. Башкирская народная одежда. – 1- е узд. – Уфа; Китап, 2015- 240 с. Цирулик Н. А. , Проснякова Т. Н. Уроки творчества – Учебник для начальной школы. – М. : 2016г. Календарный учебный график по предмету « В мире народного творчества »( 1 год обучения) № п/ п Дата Форма занятия Кол- во часов Тема занятия Форма контроля 1 Беседа 2 Вводное занятие. Беседа о фольклоре Беседа 2 Беседа. Экскурсия 8 Времена года. Приметы, праздники Беседа 3 Беседа, практическое занятие. 4 Сказки народов республики. Инсценировка 4 Беседа Экскурсия 4 Национальная одежда народов Республики Башкортостан. Устный опрос, Наблюдение 5 Игры 6 Народные игры Развлечение 6 Беседа 2 Пословицы и поговорки Открытое занятие 7 Беседа, Практическое занятие 2 «М ама моя милая, мамочка любимая». Развлечение 8 Беседа 4 Легенды, притчи, былины. Устный опрос 9 Беседа, практич еское занятие. 2 Хлеб- всему голова. Практическое занятие 10 Беседа 2 Песни народов Республики Башкортостан. Устный опрос. 11 Беседа, развлечение. 4 Традиционные народные праздники. Устный вопрос, наблюдение 12 Беседа, Практическое занятие. 8 Народные символы России и народов РБ. Устный опрос, практическое занятие 13 Беседа, игра. 2 Считалочка, заклички. Наблюдение 14 Беседа 2 Мифологические существа. Устный опрос 15 Практическое занятие 2 Специфический фольклор( хоровод, инсценировка) . Наблюдение 16 Беседа 6 Народный календарь. Беседа 17 Беседа, Практическое занятие 2 Детские национальные куклы, и грушки.   Развлечение 18 Беседа 2 Дразнилки, н ебылины. Беседа, устный опрос. 19 Беседа 2 Мир народных музыкальных инструментов. Наблюдение 20 Ролев ая игра 4 Семейные обычаи и традиции. Беседа, практическая работа 21 Экскурсия, беседа 4 Изба, хата, юрта. Быт народов РБ. Устный опрос 22 Практическое занятие. 2 Итоговое занятие, викторина- игра. Викторина

Оставить комментарий: