Консультация : Детское упрямство
Документы для скачивания
Муниципальное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Золотая рыбка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Упрямый ребёнок и что с ним делать» Воспитатели: Петрович Н. В. 2023 г. Тема: «Упрямый ребёнок и что с ним делать». Цель: оказание педагогической помощи родителям в разрешении конфликтных ситуаций в общении с ребёнком. Задачи: помочь родителям определить причину упрямства ребёнка; формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать упрямство ребёнка; развивать навыки общения родителей с ребёнком. Нет, наверное, ни одного родителя, который бы избежал борьбы с упрямством собственных детей, но не каждый родитель умеет использовать упрямство на пользу себе и в интересах ребёнка. Упрямство – это такой тип поведения человека, при котором он отвергает или игнорирует предъявляемые к нему требования и отказывается их выполнять. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Упрямство рассматривается как составляющая отклоняющегося поведения, наряду с: непослушанием, выражающимся в озорстве; детским негативизмом, т. е. непринятием чего- либо без определённых причин; своеволием и недисциплинированностью. Все эти формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Для того чтобы найти решение проблемы, необходимо понять причину возникновения упрямства, что оно собой представляет и к какому виду относится. Различают 3 вида упрямства: врождённое – это свойство темперамента. По типу высшей нервной деятельности врождённым видом упрямства обладают холерики. С самого юного возраста ребёнка- холерика отличают ярко выраженные лидерские качества. Он точно знает, чего хочет и как этого добиться. Такой ребёнок очень активен, порой кажется, что только научившись ходить, он находится во всех комнатах дома одновременно. Холерики быстро увлекаются интересным для них делом, но быстро теряют к нему интерес. У него высокая степень настойчивости, реактивности, отвлекаемости. Ребёнку- холерику присуща агрессия, частая смена настроения. Такой ребёнок не обязательно устраивает драку, но употребление грубых, а порой и бранных слов в порядке вещей, он может устроить истерику даже в общественном месте. Ситуативное упрямство – бывает у всех детей. Ребёнок упрямится без видимых причин, в зависимости от настроения. Возрастное упрямство – развитие ребёнка имеет различные стадии и одна из них – «упрямый негативизм», когда ребёнок противоречит не только родителям, но и себе. Этот возраст обычно наступает в 2, 5- 3 года, когда ребёнок делает так, как решил сейчас, хотя, возможно, потом передумает. Со стороны может показаться, что ребёнок бунтует против самого себя, хотя в это время никто на него не давит. В это время у ребёнка начинает возникать стремление делать всё самостоятельно, но из- за отсутствия умений и навыков появляется внутреннее напряжение. Следующий возраст – 6- 9 лет, когда ребёнок уже полностью хочет выйти из- под родительской опеки, когда он берёт на себя ответственность за своё поведение и выражает неудовольствие и упрямство, если родители его поправляют или на чём- то настаивают. В кризисный период приступы упрямства случаются у детей от 5 до 19 раз в день. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо найти способы и выработать тактику по преодолению упрямства у ребёнка. Советы родителям по преодолению упрямства у ребёнка: во время приступа оставайтесь рядом с ребёнком, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете; не пытайтесь в это время что- нибудь внушать своему ребёнку – это бесполезно. Не применяйте физическую силу по отношению к ребёнку: шлепки, подзатыльники и другие телесные наказания негативно влияют на детскую психику; изберите в общении с ребёнком спокойный тон; не придавайте большого значения упрямству, примите к сведению приступ, но не показывайте ребёнку своего волнения; в общении с ребёнком будьте настойчивы, говорите чёткое «нет» и придерживайтесь своего решения; не изменяйте своего мнения даже тогда, когда приступ происходит в общественном месте. В этом случае единственно верным решением будет взять его за руку и увести; в целях предупреждения приступа упрямства у ребёнка, чаще используйте отвлекающие манёвры: «Посмотри, какая интересная книжка! У тебя есть такая? »; определяйте чёткие границы, вместо частых повторений и напоминаний: «Убери свои игрушки и только после этого иди на улицу»; не подкупайте, не проповедуйте, не давайте неясных указаний, не умоляйте и не спорьте, вразумления и даже игнорирование плохого поведения – неэффективны; не делайте замечаний, если ребёнок не делает ничего опасного и запретного. Излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и физические наказания ребёнка провоцируют его на упрямое поведение даже в тех случаях, когда он знает, что не прав; наберитесь терпения, чтобы правильно реагировать на требования ребёнка, не унижая его, но и не потакая детским капризам; не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми и не приводите их в пример; предоставляйте детям свободу действий в разумных пределах, чтобы они могли самостоятельно получать опыт в различных ситуациях; чаще ставьте себя на место ребёнка и смотрите на мир его глазами; всегда выполняйте свои обещания; предоставляйте ребёнку право выбора; уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса; пытаясь добиться от ребёнка хорошего поведения, помните, что поощрять предпочтительнее, чем наказывать. Чтобы ваши отношения с ребёнком были гуманными, нужно знать и использовать в общении важнейшие правила поощрений и наказаний: Похвала обязательна, если: ребёнок совершил хороший поступок; ребёнок достиг определённых результатов своим трудом; Будьте осторожны в похвале красоты, ума, силы ребёнка! Не хвалите из жалости или желания понравиться! Чаще просите ребёнка о помощи или о совете, как у взрослого! Правила наказания: исключите физические наказания, наказания не должны приносить вред психике и здоровью ребёнка; исключите наказание, если есть сомнения в проступке вашего ребёнка или в том, что совершённое действие достойно наказания; не наказывайте ребёнка «на всякий случай»; не наказывайте ребёнка с опозданием, если с момента проступка прошло время; всегда объясняйте ребёнку причину наказания; наказывайте ребёнка за конкретный проступок, не вспоминайте «старые грехи»; после наказания должно наступать прощение. Наказания недопустимы, если: ребёнок болен, испытывает недомогание или не оправился после болезни, т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема; перед сном, после сна, во время приёма пищи; если у ребёнка не развиты умения или навыки( например: завязывания шнурков, застёгивания пуговиц, умения самостоятельно одеваться или раздеваться и т. д. ) ; ребёнок не справился со страхом, невнимателен, не достаточно подвижен; ребёнок не достиг положительного результата, но очень старался; когда вам непонятны внутренние мотивы поступка; если у вас плохое настроение или вы раздражены; «Ребёнок хорош, плох его поступок! Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом». ( А. С. Макаренко) Упрямство, как черта характера, развивается на основе врождённого упрямства, как защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, как попытка защитить свою самостоятельность, независимость, личное пространство. И это вполне нормально. Не надо ломать характер ребёнка, любой ценой избавляясь от упрямства. Ведь часто – это признак взросления, в дальнейшем это качество преобразуется в упорство и целеустремлённость. Добиться неукоснительного послушания – не самое главное в процессе воспитания, есть куда более важные вещи, которые можно погубить в радикальной борьбе с упрямством. Помните о законе «золотой середины».
- Консультация для родителей "Как рассказать детям о Дне народного единства"
- Консультация «Как воспитывать детей с нарушением зрения»
- План воспитательно-образовательной работы на неделю
- "Укрась одежду узором"
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта