Самообслуживание
Документы для скачивания
Самообслуживание детей раннего возраста. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Ранний и младший возраст( 1- 3 лет) - начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте- самообслуживание. Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя( одевание – раздевание, прием пищи, санитарно–гигиенические процедуры) . Ребёнок раннего возраста- это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того чтобы избежать проблем в период «я сам», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас, научить его всем навыкам самостоятельности: аккуратно есть, и использовать столовые приборы; одеваться и раздеваться, используя различные виды застёжек; пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него. Особенностью развития ребёнка раннего возраста является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые. Дети младшей группы ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности( умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности) Дети раннего возраста овладевают компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе, они с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с показа действия с объяснением и выполнения действия вместе с детьми. Важно сохранить их стремление к самостоятельности и не погасить детскую инициативу. Эффективный прием – положительная оценка. Необходим и контроль за правильным, добросовестным выполнением операции. Вместе с тем формировать навык взаимопомощи. Особое внимание надо обращать, на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно, усложнять с возрастом навыки самообслуживания. Приучать детей бережно относиться к вещам, уметь ухаживать за ними. Постоянно ребенок приобретает определенную значимость от взрослого, он становится более самостоятельным, у него формируется чувство уверенности в себе. Ребенок раннего возраста очень любит играться, и труд для него вполне можно превратить в игру. Трудовое воспитание детей раннего возраста заключается в том, чтобы суметь поддержать все начинания ребенка. На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями( расстегнуть пуговицы, снять чулки и т. п. ) . Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам. Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания 1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию. 2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых. Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий( трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки, расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д. Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки, учатся самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части одежды, не разбрасывать их. На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых. В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие- нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п. Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата( «Я сам! ») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результата, малыша нужно научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно- бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки- они стали чистые; вытерли полотенцем- стали сухие, чистые; выгладили куклам платья- они стали красивые, глаженые. Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально- положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые- можно идти обедать. По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок( сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д. ) . Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата. Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия: показ, пояснение и упражнение в действиях; постоянство требований к детям в детском саду и в семье( дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию) ; постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату; спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка; переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого. Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формировании таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия- разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями. С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию( одевание, раздевание, умывание и т. д. ) проводятся занятия с использованием игровых приемов. Трудовое воспитание детей раннего возраста не остается без внимания разработчиков игрушек. Сейчас в магазинах можно купить специальные игрушки, развивающие различные трудовые навыки у детей. К примеру, это доска в виде ботинок, с настоящими шнурками, которые нужно не только связать, но и прежде зашнуровать. Или же игрушка, одежда, на которую прикрепляется методом шнурования через дырочки и привязывания. Помимо этого есть и много других интересных игрушек, что развивают трудовое воспитание детей раннего возраста. Важную роль в трудовом воспитании детей раннего возраста играют также ролевые игры. Пусть кто- то будет дворником, а кто- то – поваром. Дайте ребенку приготовить себе кашу самому – добавить в готовую кашу заранее подготовленное вами количество соли, масла и размешать. Это своеобразный труд, но в то же время игра. Развитие детей в игровой форме намного лучше воспринимается детьми. Помимо этого трудовое воспитание детей раннего возраста также можно проводить в активных играх с куклами. Что это значит? Ребенок должен сам умыть, раздеть куклу и уложить ее спать, а пока она спит приготовить кукле покушать. Можно также перед прогулкой предложить взять куклу с собой, но, чтобы кукла не замерзла, пусть ребенок сам ее оденет. Конечно же, прежде чем требовать от ребенка какого- то действия нужно хорошо ему объяснить, как именно все это делается и даже показать. Если ребенок что- то делает неправильно, просто покажите ему как нужно делать. Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т. д. Таким образом, трудовое воспитание предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.