a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

опыт работы по ПДД

Автор: Червякова Марина Павловна Опубликовано: 2024-11-17 14:22:23

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 «Ромашка» Старооскольского городского округа Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Воспитатели: Червякова М. П. Горетая Г. П. СОДЕРЖАНИЕ В ВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы деятельности воспитателя по обучению дошкольников правилам дорожного движения 5 Психофизиологические особенности дошкольника как участника дорожного движения 5 1. 2. Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице. 2. Система обучения дошкольников правилам дорожного движения …. 1 1 Диагностика знаний детьми правил дорожного движения и ее результаты 10 Система обучения дошкольников ПДД З АКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 16 С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. ………………………………………………. 18 П РИЛОЖЕНИЯ …. . ………………………………………………………………. 20 В ВЕДЕНИЕ Актуальность. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно- транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Сегодня, в соответствии с новыми ФГОС, детский сад должен обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого нужно изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Мы выбрали эту тему, потому что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по обучению и актуализации у детей ПДД так важно в учреждениях дошкольного образования. Цель работы: раскрыть систему обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге. Задачи: изучить психолого- педагогическую, методическую литературу, посвященную проблеме обучения дошкольников правилам дорожного движения; проанализировать формы и методы при обучении детей дошкольного возраста ПДД; выявить значимость построения единой системы обучения детей безопасному поведению на дороге, определив результативность практической деятельности. Новизна опыта. Новизна нашего опыта заключается в использовании инновационных технологий в работе по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. 1. Теоретические основы деятельности воспитателя по обучению дошкольников правилам дорожного движения Психофизиологические особенности дошкольника как участника дорожного движения Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека является одной из самых значимых потребностей, которые стоят перед обществом. Эта тема была предметом исследований многих отечественных ученых, таких как М. В. Ломоносов, В. А. Левицкий, И. М. Сеченов и А. А. Сочинский. Их работы заложили основы для понимания важности безопасности в различных аспектах жизни. В то же время, зарубежные исследователи, включая А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда и П. Маслоу, также внесли значительный вклад в изучение вопросов самосохранения и выживания человека. Их исследования помогли раскрыть глубинные психологические механизмы, влияющие на поведение людей в условиях риска. Дошкольный возраст представляет собой критически важный период в жизни ребенка, когда он активно осваивает окружающий мир. В этот период формируются основные навыки и знания, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. Педагогам и воспитателям необходимо не только обучать детей, но и понимать их психофизиологические характеристики, чтобы эффективно взаимодействовать с ними и обеспечивать их безопасность. Исследования показывают, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны адекватно оценивать окружающую обстановку, особенно в контексте дорожного движения. Например, они могут не осознавать опасности, связанные с движущимися транспортными средствами, или неправильно интерпретировать сигналы, которые подают водители. Эти недостатки в восприятии могут привести к трагическим последствиям, что подчеркивает необходимость обучения детей основам безопасного поведения на дороге. Психологи установили, что предрасположенность детей к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена рядом психофизиологических факторов. К ним относятся: недостаточная развитость восприятия, ограниченные когнитивные способности, а также высокая степень импульсивности и недостаток опыта. Дети могут не учитывать скорость движения автомобиля или расстояние до него, что делает их особенно уязвимыми в ситуациях, требующих быстрой реакции. Важно отметить, что для повышения уровня безопасности детей необходимо внедрять программы обучения, которые помогут им развивать навыки безопасного поведения на дороге. Это может включать в себя как теоретические занятия, так и практические тренировки, например, игры на тему дорожной безопасности. Таким образом, сочетание знаний о психофизиологических особенностях детей и образовательных мероприятий может значительно снизить риск несчастных случаев и повысить общую безопасность дорожного движения. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми, предлагаются различные подходы к созданию организационно- педагогических условий по обучению правилам дорожного движения. Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; - обучение дошкольников дорожной лексике включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; - формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Принципы воспитания и обучения правилам дорожного движения: единство; наглядность; постепенность; доступность и др. Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Главная цель образовательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять: через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания( например, бежать, когда это опасно, и т. д. ) . Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие( автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д. ) . Дидактические игры по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук. На прогулках с детьми дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. 2. Система обучения дошкольников правилам дорожного движения Диагностика знаний и умений дошкольника и ее результаты Система действий по обучению правилам дорожной безопасности первоначально предполагает анализ состояния знаний, умений и навыков по соблюдению правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе. С целью выявления уровня освоения программных задач образовательной области «Безопасность» по поведению на дорогах дошкольниками группы №8 МБДОУ ДС №68 «Ромашка» в начале 2023- 2024 учебного года нами были проведены наблюдения, беседы, а так же использован тест «Проверь себя»( для детей от 5- 7 лет) . Задача ребенка найти лишнее слово. Знаки сервиса включают в себя …( больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку) . В специальный транспорт входит. . . ( скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед) . В понятие «транспорт» входит. . . ( машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор) . Общественный транспорт включает в себя. . . ( автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси) , У машины есть. . . ( колеса, руль, парус, педаль, фары) . Пешеход имеет право. . . ( переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части) . Запрещающие знаки включают в себя. . . ( поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение) . Водителю велосипеда можно. . . ( ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам) . Дорожные знаки делятся на- ( предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие) . Светофор состоит из цветов( зеленого, желтого, красного, синего) . Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов. Ниже среднего уровень – предполагает частичные, «мозаичные» знания, не умение переносить их в практическую деятельность и ситуации. Низкий уровень- ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно. Результаты освоения программных задач на начало года оказались следующими. Из 20 исследуемых детей: С высоким и выше среднего уровнем – 1 человек, Средний уровень освоения – 8 человека, Ниже среднего – 8 человек, Низкий уровень – 3 ребенка Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками находятся большей частью на низком уровне и необходимо проводить работу по его повышению. Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети, получая знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Итак, вновь было обследовано 20 детей, и получены следующие результаты: Система обучения дошкольников ПДД Итак, главной целью нашей работы стало: формирование у дошкольников особых ориентиров в сознании, которые условно называются «безопасность – опасность» и умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватным этим понятиям. Наш подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно- транспортном процессе. Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Мы разработали поэтапную систему педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения на дорогах: этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о ПДД; этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через моделирование возможных угрожающих ситуаций на дорогах; этап проектирования действий с применением освоенных детьми знаний при участии взрослых. При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения мы имели в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: Ребенок – пешеход; Ребенок – пассажир городского транспорта; Ребенок – водитель детских транспортных средств( велосипед, санки, ролики и др. ) . Нами разработан перспективны й план, разработаны конспекты, праздников( см. приложение) . Для большей результативности мы используем разнообразные виды деятельности: игры, досуги, целевые прогулки, наблюдения, конкурсы и т. д. Подобранные нами компьютерные игры и мультимедийные презентации в рамках информационно- коммуникационных технологий развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются. Вся работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводилась нами планово, систематически, постоянно. Она охватывала все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. В группе создан Центр безопасности дорожного движения. Он содержит: макет перекрёстка, с помощью которого ребята могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно- указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Дидактические игры: «О чём говорят знаки? », « Дорожные знаки », « Транспорт », « Правила дорожного движения », «Наша улица» и др. , атрибуты инспектора ДПС: жезл, костюм инспектора ДПС Картотека «опасных ситуаций на дороге »( приложение №4) З АКЛЮЧЕНИЕ Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности. Целью образовательной деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые». Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям. В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли необходимость построения систематической работы по обучению детей безопасному поведению на дороге и необходимость использования различных форм и методов, как во время занятий, так и в свободное время. Нами была изучена методика руководства занятиями по ПДД. Мы считаем, что выбранная нами тема актуальна, а проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети не только получают знания в игровой форме, но и охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Антюхин Э. , Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности/ / Основы безопасности жизни. - 2018. - N 5. - С. 34- 37. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1- 4: Для детей старшего дошкольного возраста. . Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. ; Просвещение. - 20 19. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова. . - Наб. Челны, 20 19. Вахрушев А. А. , Кочемасова Е. Е. , Акимова Ю. А. , Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова- М. : «Балас», 20 20. - 304с. Кириллов Г. Н. , Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности/ / " Право и безопасность" , N 1( 10) Март 2 020 г. Кислова Т. Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. . - М. : Баласс, 20 21. – 80с. ( образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100») . 7 Кислова Т. Р. По дороге К Азбуке. ( Лесные истории) . Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. изд. 2- е, испр. - М. : Баласс, Издательский Дом РАО, 20 20. – 160с. ( Серия «Свободный ум») . Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. / В. Р. Клименко- М. «Просвещение» 2017 г Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - 2- е издание, исправленное. / Т. С. Комарова- М. : Мозаика – Синтез, 20 20. - 96 с. , Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. / В. И. Лапшин- М. «Транспорт» 1999 г Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. / И. А. Лыкова- М. : «Карапуз- дидактика», 20 17. - 144 с. : 16 л. вкл. , переиздание дораб. и доп. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/ . И. А. Лыкова- М. : «Карапуз- дидактика», 20 20. - 144 с. : 16 л. вкл. , переиздание дораб. и доп. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. / / Основы безопасности жизни. - 20 18. - N 7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 20 19. - 64с. –( вместе с детьми) . http: / / vk- detsad3. ru/ pdd http: / / doshvozrast. ru/ metodich/ metodichkabinet02_ 4. htm http: / / detsad- kitty. ru/ oformlenye/ 11465- pdd. html http: / / doshkolniku. ru/ http: / / www. pdou. ru/ Приложение №1 Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Цель. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правила дорожного движения. Действующие лица. Рассеянный. Сотрудник ГИБДД. Дорожные знаки. Помеха- неумеха. Незнайка. Светофорики- Желтый, Зеленый, Красный. ( Скрип тормозов, сирена. В зал вбегает человек Рассеянный, мечется под музыку по залу и поет. ) Рассеянный. Что только что со мною было На перекрестке двух дорог? Машина чуть не задавила, Я еле ноги уволок. Спасите, спасите, спасите Разбитое сердце мое! Спешите, спешите, спешите, Найдите, найдите её. ( Рассеянный оглядывается) Это что за остановка? Бологое или Поповка? Снова я не разобрался. Где же я это оказался? Дети. Это наш детский сад. Рассеянный. Вот так каждый раз. Зовут Рассеянным меня. Без приключений нет и дня. Все путаю, теряю, все вечно забываю. Машины, машины… Целый поток во всю широкую улицу. Где и как перейти улицу? ( Входит сотрудник ГИБДД- воспитатель в форме сотрудника ГИБДД) Сотрудник ГИБДД. Здравствуйте, разрешите представиться: сотрудник ГИБДД… Нарушаете, нарушаете, гражданин Рассеянный. В неположенном месте дорогу переходите. Рассеянный. Так я же страшно тороплюсь. Некогда мне по сторонам смотреть. Да и вообще тут какие- то рисунки болтаются. Башня елочная с огоньками, полоски белые на дороге нарисованы. Сотрудник ГИБДД. Так вы, молодой человек, совсем не знаете правил дорожного движения. Рассеянный. А зачем они нужны? Сотрудник ГИБДД. Ребята, а как вы думаете, нужны ли Правила дорожного движения? И зачем? ( Ответы детей) . Давайте поможем Рассеянному и все вместе отправимся в страну Дорожных знаков. А чтобы было веселее, в путь мы отправимся с песней. ( Звучит музыка. Дети делают круг по залу, выходят и входят через вторую дверь. В это время расставляется реквизит. ) Рассеянный. Это что за остановка? Сотрудник ГИБДД. Мы с вами пришли в страну дорожных знаков. ( Входят, плача дорожные знаки. Знаки на них развернуты изображением внутрь. ) й знак. Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Нас заколдовала Помеха- неумеха. И теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. й знак. й знак. Все исчезли переходы. Сильно плачут переходы И не выберут пути. Как дорогу перейти? Светофор не светофорит. Ах, какое это горе? Красный свет, зеленый свет – И дорожных знаков нет! Все знаки. Помогите нам ребята! ( Вбегает Помеха- неумеха) Помеха- неумеха. Помощи захотели! Не будет вам никакой помощи! Да и кто вам поможет? Сотрудник ГИБДД. Мы поможем. Ребята вы согласны? Дети. Да! Помеха. А вы кто такие? Помочь захотели? Не выйдет я вам таких пакостей наделаю! Сотрудник ГИБДД. Ребята вы испугались Помехи- неумехи? Помеха. Сейчас посмотрим… Вот дорожные знаки. Откроются они только тогда, когда вы отгадаете мои загадки. Подошли мы к мостовой. Знак висит над головой: Человек шагает смело По полоскам черно- белым. Дети. Пешеходный переход. Помеха. Шли из сада мы домой, Видим знак на мостовой: Круг, внутри велосипед. Ничего другого нет. Дети. Велосипедная дорожка. Помеха. Я хочу спросить про знак, Нарисован он вот так: В треугольнике ребят Со всех ног бегут куда- то. ( Открываются знаки на детях) Дети. «Осторожно дети! »( После того как дети отгадывают знаки, открываются изображения) Рассеянный. Ну что, Помеха- неумеха? Расколдовали мы знаки? А сейчас давайте поиграем в игру « Кто быстрее сложит машину? »( Дети складывают машину из геометрических фигур на фланелеграфе. ) Помеха. Ха, а про самое главное вы забыли? Рассеянный. Вот я вам сейчас и загадаю самую трудную загадку. Слушайте: Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горят и день и ночь Зеленый, желтый, красный! Сотрудник ГИБДД. Что это ребята? ( Ответы детей) Эй, помощники мои, разноцветные огни! К нам на праздник поспешите, Свои таланты покажите! ( Выходят Светофорики. ) Красный. Желтый. Зеленый. Самый строгий – красный цвет. Если он горит – стой! Дороги дальше нет! Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: жди! Увидишь скоро желтый В середине свет! А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди, скажет он: «Препятствий нет, Смело в путь иди»! Помеха. А вот в эту игру вы со мной не сумеете сыграть. Я предлагаю вам игру на внимание. Когда я скажу «Зеленый», все будут маршировать на месте. Когда скажу «Желтый»- все перестают маршировать. Если же я скажу «Красный»- значит, никакого движения не может быть, все присядут. ( Проводиться игра. Помеха пытается запутать детей, делая движения, не соответствующие командам. ) Помеха. Фу как неинтересно с вами. Пойду- ка я посоветуюсь со своим другом Драндуляйчиком. ( Уходит) ( Въезжает Незнайка) Незнайка. О, наконец- то светофор починили, заработал. А то я все не туда заезжаю, то на Луну, то в Цветочный город. А что вы тут делаете? Рассеянный. Здравствуйте, я Рассеянный. Правила движения учим. Незнайка. Так это я знаю. Сотрудник ГИБДД. Вот и сейчас и проверим. Скажите, пожалуйста, как надо переходить улицу? Незнайка. Как, как – где хочу там и иду. Сотрудник ГИБДД. Ребята он правильно ответил? ( Ответы детей) А как нужно переходить дорогу? Ребенок Пешеход, пешеход, помни ты про пешеход! Подземный, наземный, похожий на зебру. Знай, что только пешеход от машин тебя спасет! Сотрудник ГИБДД. Правильно. А тебе, Незнайка, второй вопрос: как следует себя вести, если ты вышел из автобуса, а тебе надо перейти на другую сторону улицы? Незнайка. Надо обойти автобус спереди, а еще лучше пролезть между колесами. Сотрудник ГИБДД. Ребята, поможем Незнайке, он совсем запутался. Ребенок. Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть сначала налево, затем направо и потом переходить, а если рядом есть обозначенный переход, надо переходить только по нему. Сотрудник ГИБДД. А теперь, Незнайка, ответь на последний вопрос. Можно ли играть на проезжей части? Незнайка. Смотря во что, в шахматы нельзя. Рассеянный. А почему? Незнайка. Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно, Еще как! Сотрудник ГИБДД. А вы ребята, согласны с Незнайкой? Дети. Нет! Ребенок. Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить вам не мешало. На основное из правил движения Знать как таблицу должны умножения. Все дети. На мостовой не играть, не кататься, если хочешь здоровым остаться! ( Вбегает Помеха, обращается к Незнайке) Помеха. Не слушай ты их, не слушай. Здорово, да еще как здорово играть на мостовой! Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они тебе все вопросы задают? Сами- то они знают хоть что- то? Сотрудник ГИБДД. Конечно, знают. И сейчас вам про это скажут. ( словесная игра на внимание « Это я, это я, это все мои друзья») Сотрудник ГИБДД. Кто из вас идет вперед только там, где переход? Дети. Это я, это я, это все мои друзья. Сотрудник ГИБДД. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? ( Дети молчат. ) Сотрудник ГИБДД. Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт? А что желтый свет всегда нам о вниманье говорит? Дети. Это я, это я. Это все мои друзья. Сотрудник ГИБДД. Знает кто, что красный свет – это значит хода нет? Дети. Это я, это я. Это все мои друзья. Сотрудник ГИБДД. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? ( Дети молчат. ) Сотрудник ГИБДД. Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? Дети. Это я, это я. Это все мои друзья. Помеха. Все, пропала я! Мое колдовство теперь бессильно! Все против меня! Ухожу я от вас! Инспектор. Ну и уходи, нечего нам мешать. Мы совершили сегодня хорошее дело. Молодцы, ребята спасли от Помехи- неумехи дорожные знаки. На улицах страны Дорожных знаков не будет больше беспорядка. Светофор и знаки дорожные нашли надежных друзей. ( Если присутствует сотрудник ГИБДД, ему предоставляется слово, и на этом развлечение заканчивается) Приложение №2 Консультация для родителей «Дорожная азбука» Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Причиной дорожно- транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно- идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения. Правила безопасного поведения на улице На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части. Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу. Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше. Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть. Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились. Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт. Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад. Не запугивайте ребенка улицей- панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность! Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу- малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых- регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра- хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте. ПОМНИТЕ! ! ! Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! Памятка для родителей по обучению детей п равилам дорожного движения. Причины детского дорожно- транспортного травматизма 1. Неумение наблюдать 2. Невнимательность 3. Недостаточный надзор взрослых за поведением детей Рекомендации по обучению детей ПДД При выходе из дома: Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару: 1. Придерживайтесь правой стороны. 2. Взрослый должен находится со стороны проезжей части. 3. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны крепко держать ребенка за руку. 4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. 5. Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя. Это может привести к неприятностям. 6. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите только по тротуару. Готовясь перейти через дорогу: 1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть. 2. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. 3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. 4. Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся автомобили. 5. Не стойте с ребенком на краю тротуара. 6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. 7. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части дороги: 1. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках. 2. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. 3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. 4. Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно. 5. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. 6. Никогда не выходите на проезжую часть с ребенком из- за транспорта или деревьев( кустов) , не осмотрев предварительно дорогу. 7. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите детей, что это опасно. 8. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. 9. Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка. При посадке и высадке из транспорта: 1. Выходите первыми, впереди ребенка, иначе он может упасть, выбежать на проезжую часть. 2. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. 3. Не садитесь в транспорт в последний момент( может прищемить дверями) . 4. Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место, ( плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу) . При ожидании транспорта: Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Рекомендации по формированию навыков правильного поведения на улицах: 1. Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях. 2. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. 3. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей. 4. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Приложение №3 Проведенная нами работа по обучению детей правилам дорожного движения Картотека «Опасные ситуации на дороге» https: / / disk. yandex. ru/ i/ kRb_ bIHNm6ncLA Приложение № 4 Перспективное планирование по обучению ПДД в старшей и подготовительной группе https: / / disk. yandex. ru/ i/ byq3xVx5EvncOQ Приложение №5 Проект Ватутина Вани «Что такое дорожная безопасность» Структура проекта Задание: - поручить Ватутину Вани, расспросить своих родственников о том, что такое дорожная безопасность? Интервьюирование Капустиным Витей взрослых на тему: «Что такое дорожная безопасность? Запись рассказа Вани воспитателем: история, рассказанная бабушкой; что посоветовал Ване папа как водитель; интересные сведения о светофоре, рассказанные сестрой; какие правила поведения пешеходов узнал Ваня от мамы. Организация встречи Ватутина Вани с детьми подготовительной группы. - Рассказ ребенка о том, что он узнал у своих родных о безопасности дорожного движения. Обобщение полученных данных путем составления схематических рисунков- памяток. Презентация рисунков- памяток в уголке безопасности. Информация, собранная Ватутиным Ваней в результате интервьюирования взрослых. Рассказ бабушки Оксаны: Не так давно в нашем селе были очень плохие дороги, не покрытые асфальтом. Передвигаться по дорогам было трудно даже пешему, не говоря уже о технике. Да и её было мало: одни трактора да грузовики. Редко у кого были велосипеды. Передвигаться по дороге было сплошным мучением: ямы, огромные колеи от техники. Играть на ней было невозможно, тем более кататься. Поэтому, не было и несчастных случаев. А чтобы сейчас не случилась беда, ты должен переходить дорогу только держась за руку взрослого, потому что еще маленький, и только в том месте, где дорога хорошо просматривается. А играть только на игровой площадке или во дворе. От папы Ваня узнал, что… Жизнь в селе стала лучше, дороги не такие как раньше, люди живут богато, почти в каждом доме есть автомобили. И если бы не дорожные знаки, правила дорожного движения, ездить было бы невозможно. Для того чтобы прочитать книжку, надо выучить буквы, а для того, чтобы управлять автомобилем, надо знать дорожные знаки, которые предупреждают водителя об опасностях, дают ему необходимую информацию. Папа показал Вите водительские права. «Это маленькая карточка, без которой садиться за руль строго – настрого запрещено. Для того, чтобы получить права, надо долго учиться, сдать экзамены строгим инспекторам ГИБДД, быть дисциплинированным водителем. Пешеходы и пассажиры тоже должны себя правильно вести, чтобы путь их был безопасным. Дорогу переходить только по пешеходному переходу. Прежде, чем начать движение посмотреть налево, затем направо, и если нет поблизости транспорта спокойно, точно по зебре идти на противоположную сторону. Пассажирам же нельзя высовываться в окна. Это может обернуться бедой. Неграмотные водители и пешеходы очень опасны на дороге, потому что создают аварийные ситуации. А сестра Маргарита рассказала… Моя сестра Маргарита была в городе Белгород. Там еще больше машин, чем у нас в селе. Есть даже троллейбусы. Люди переходят улицу только по пешеходным и подземным переходам. Водители останавливаются перед зеброй и пропускают пешеходов. На каждом перекрестке стоит светофор. Есть в Белгороде даже говорящий светофор. Он регулирует движение и помогает переходить улицу стареньким людям и инвалидам. В настоящее время у светофора три сигнала: красный, желтый и зеленый, а раньше было только два – зеленый и красный. Он стоял в Москве, похожий на часы. Управлял стрелкой светофора регулировщик. Если она указывала на красный цвет, это означало – проезда нет, а если на зеленый, - путь свободен. Что рассказала мама… Это очень хорошо, когда и водители, и пешеходы знают и соблюдают правила дорожной безопасности. Взрослые обычно всегда торопятся, стараются быстро перебежать дорогу. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь они не только создают опасность, но и подают плохой пример своим детям. В нашем селе нет пешеходных дорожек, - это плохо! Приходиться идти по проезжей части дороги. А маленьким детям так и хочется поиграть с мячиком, побегать или покататься на велосипеде, ведь дорога такая ровная и гладкая. Этого делать нельзя! Ведь по ней на большой скорости едут машины и порой, даже невинная забава, может спровоцировать дорожно- транспортное происшествие. По проезжей части дороги надо ходить только со взрослыми за руку, и только с левой стороны дороги, навстречу движущемуся транспорту, потому что вы видите водителя, а водитель видит вас. На дороге все должны друг друга уважать: и пешеходы, и шоферы. Тогда путь ваш будет безопасным. Обобщение рассказа Вани детьми: « Дорожная безопасность – это движение без опасности». Дети формируют алгоритм поведения перехода через дорогу и выполняют схематические рисунки- памятки. Схематические рисунки – памятки, нарисованные детьми, крепятся в уголке безопасности. Акция для родителей: « Пристегни самое дорогое »! Цель акции: - пропаганда правил дорожного движения среди детей и населения; - предупреждение дорожно- транспортного травматизма; - обеспечение безопасности детей. Задачи: 1. Закрепить у детей навыки безопасного, культурного поведения на дорогах. 2. Провести массово- разъяснительную работу по пропаганде правил дорожного движения среди населения с использованием технических средств пропаганды. 3. Вовлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс. Участники акции: - Воспитатель- Дети старшей подгруппы- Родители детей. Предварительная работа: - разукрашивание детьми листовок «Пристегни самое дорогое! »- повторение правил дорожного движения с детьми в группе; - разучивание стихотворений о ПДД; - чтение художественной литературы( Серия рассказов из книги А. Дорохова «Зеленый! Желтый! Красный! », С. Волков «Про правила дорожного движения», стихотворения С. Маршака «Милиционер», «Светофор»; С. Михалков «Шагая осторожно», «светофор»; Я. Пишумов «У любого перекрестка», «Регулировщик»; В. Кожевников «Светофор», В. Семерин «Запрещается- разрешается» и др. ) .

Оставить комментарий: