Консультация для родителей 1. «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях» подготовительная группа.
Документы для скачивания
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях» Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой( звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова. Причинами трудностей при обучении чтению являются: 1. Педагогическая запущенность- форсированность темпов обучения- недостаточный контроль за усвоением знаний- равнодушием семьи и др. 2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях «расцветает». Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе: - буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе. - развивается аналитико- синтетическая деятельность; - уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования; - появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе. Сформировать стабильный, графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование в другую, наиболее целесообразным способом. Очень важным является развитие зрительно- пространственной ориентировки. Целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии( рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв( из магнитной азбуки, наждачной бумаги) . В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам. Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни( нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д. ) Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода». Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения: Изучение алфавитных названий букв. Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным. 2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов; Неправильный подход при обучении: - М и А будет МА. - побуквенное чтение: М, А, М, А. - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу. Правильное обучение навыкам чтения Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК. Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно. На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ? Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, –развивать умение концентрироваться при помощи игры. Можно выделить следующие характеристики данного процесса: Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании. Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем- то определенном. Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность. Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов. Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое. Задача родителей –заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики. Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека –наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Безсосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ Для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Вот несколько хитростей и приемов, которые можно использовать: Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно. Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4- х лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки. Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому –послушать ивоспринять то, что сообщает родитель. Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат( например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое- как. Чтение и вниманиевзаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал. Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как лучше преподнести материал для восприятия ребенка» Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5- 6- 7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить" по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка. На этапе подготовки: • избегайте чрезмерных требований к ребенку; • предоставляйте право на ошибку; • не думайте за ребёнка; • не перегружайте ребёнка; • не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам( логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр) ; • устраивайте ребенку маленькие праздники. Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей? 1) Организуйте распорядок дня: • стабильный режим дня; • сбалансированное питание; • полноценный сон; • прогулки на воздухе. 2) Формируйте у ребенка умение общаться: • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать. 3) Уделите особое внимание развитию произвольности: • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. 4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка: • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы( дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат) ; • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках; • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение. • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов; • составляйте рассказы по картинкам; • следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки; • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов( дом, лес, шар, суп) . Научите находить слова имеющие, например, звук «л». • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву; • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , сравнивать и различать предметы по величине( больший, меньший) и цвету; • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов( больше, меньше, столько же) . Познакомьте с изображением цифр( не надо учить их писать, только знать) ; • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Преодоление детских капризов, противостояния, воспитание ответственности и аккуратности» Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: 1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве 2. Детским негативизмом, т. е. непринятием чего- либо без определённых причин. 3. Своеволием 4. Недисциплинированностью Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия" капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы. УПРЯМСТВО –это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому" стоит на своём" . Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. КАПРИЗЫ- это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё! " . Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. • в недовольстве, раздражительности, плаче. • в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Правила воспитания ребенка в семье НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: • достигнуто не своим трудом. • не подлежит похвале ( красота, сила, ловкость, ум) . • из жалости или желания понравиться. НАДО ХВАЛИТЬ: • за поступок, за свершившееся действие. • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. • уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого) . НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: 1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. 2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. 3. во всех случаях, когда что- то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки) . 4. после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват) . 5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д. , но очень старался. 6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. 7. когда вы сами не в себе. Грани воспитания ответственности. 1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. 2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается, как нужно, ваша задача- убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. 3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу( или за некорректный поступок) , сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. 4. Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя. 5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие- либо сигналы- " напоминалки" . Например, звонок будильника или картинка( в тему) . 6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать( и посчитает) , что ему не доверяют, он слишком маленький. . . 7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы. 8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других( и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями. Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если: - Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню. - Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может. - Если забываете поощрять( благодарить, награждать, отмечать, хвалить) . - Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что" он такое насоветует! " . Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения. Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.
- Адаптация детей раннего возраста
- Система управления репутацией, мониторинга СМИ и соцмедиа
- Уход за гранитными памятниками: продление долговечности и сохранение внешнего вида
- Компьютерная академия: новые возможности для детей и подростков
- Инновационный проект: " Самообразование педагога- одна из составляющих его профессиональной компетенции»
- Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «День Конституции»
- Памятка для родителей "О пользе зимних прогулок с детьми"
- Консультация для родителей «Семейные традиции – основа духовно – нравственного воспитания дошкольников»
- Консультация
- Консультация для родителей 1. «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях» подготовительная группа.