a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека нейропсихологических игр и упражнений

Автор: Чернова Елизавета Николаевна Опубликовано: 2025-02-04 10:36:48

Документы для скачивания

Картотека нейропсихологических игр и упражнений   Игра «Веселые мячики» Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения. Возраст: 5- 7 лет Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо- влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т. п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки. Игра « Hос — пол — потолок» Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать,  что называет взрослый, игнорируя его показывание. Игра «Волшебные обводилки» Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и тонко моторного взаимодействия. Инструкция: Обведи рисунок сначала только правой рукой, потом только левой. Затем обведи рисунок двумя руками одновременно. Игра «Класс – заяц» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания. Материал: не требуется. Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость. Игра «Колено – локоть» Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно- обусловленный уровень мышления. Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. Игра «Грибы да ягоды» Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: - ладонь одной руки лежит на кулаке другой. Дождь грибочек поливал, - пальцы ласково глядят по щекам. И грибочек подрастал- руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг, называем грибы. Ягодка росла в лесу, я домой ее несу- кулак одной руки лежит на ладони другой( меняем) . Солнце ягодку согрело- пальцы ласково гладят по щекам. Наша ягодка поспела- делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках, называем ягоды. Упражнение «Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т. д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. Упражнение «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений( 6- 8 раз) . Упражнение «Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках. Упражнение «Ухо- нос». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Упражнение «Симметричные рисунки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др. «Серия упражнений на развитие межполушарного взаимодействия» Цель: развитие межполушарного взаимодействия; снятие синкинезий мышечных зажимов; улучшение возможности приема и переработки информации( движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого   мозга, активизируют вестибулярный аппарат) . «Звуковая тропинка»  Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука[ А] , наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука[ У] , наступать нужно левой ногой. ( можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы) .   «Перекрёстные шаги». Нужно  пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. « Хлопни, топни».  Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук[ А] – хлопни, на звук[ У] – топни. ( сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А( хлоп, топ, хлоп) У А А( топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы. «Червячок в яблочке»  Дети показывают два кулачка( яблочки) , на правом кулачке выставляют большой палец вверх( это червячок) , затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз. «Кулачок — ладошка»  Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. На поляне большой Стоит печка с трубой. «Кошка».  Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. «Зеркальное рисование».  Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально- симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. «Молоток- пила »( упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Игра «Поймай ладошки» Возраст от 3 лет Задачи: - Развитие концентрации внимания, усидчивости. - Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей. - Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. Ход игры:          Ребенок и педагог располагаются лицом друг к другу. Педагог меняет положение рук, а задача ребенка хлопнуть по ладошкам педагога, поймать ладошки. Например 1положение ладошки обращены к ребенку. 2 положение ладошки обращены вверх 3 положение – вниз 4 положение – левая вниз, правая вверх 5 положение- меняем руки. 6 положение – ладошки повернуты в разные стороны 7 положение- ладошки обращены внутрь Меняем положения в разном порядке, увеличиваем темп. Игра «Мемори тренажер» Возраст от 3 лет Задачи: - Развитие зрительной памяти. - Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета. - Развитие концентрации внимания, усидчивости. - Синхронизация работы левого и межполушарных связей. - Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. Оборудование: 2 набора( можно изготовить из цветного флиса, фетра картона) . В центре белый лист размером А4, по периметру белого листа располагаются цветные листы размером А5 семи цветов. Ход игры: Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен коврик. Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. ( усложняем задачу, увеличивая количество действий) Можно проговаривать названия цвета. Игра «Классики для пальчиков» Возраст от 5 лет- Развитие концентрации внимания, усидчивости. - Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей. - Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки Ход игры: Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками. Игра «Падишах» Возраст от 5 лет- Развитие концентрации внимания, усидчивости. - Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей. - Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. - Развитие навыка контроля своего поведения. Ход игры: Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в л адошку партнера: правая в левую, левая в правую. На алтайских горах( хлопок, правая- левая, хлопок, левая- правая) ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам Жил великий падишах( хлопок, правая- левая, хлопок, левая- правая) ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ- потом – хлопок по бедрам Захотелось падишаху( хлопок, правая- левая, хлопок, левая- правая) ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу- потом – хлопок по бедрам Съесть большую черепаху( хлопок, правая- левая, хлопок, левая- правая) ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу- потом – хлопок по бедрам Но большая черепаха( хлопок, правая- левая, хлопок, левая- правая) Игра « Нейроритмические ряды» Возраст от 5 лет- Развитие концентрации внимания, переключения. - Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей. - Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. - Развитие навыка контроля своего поведения. Оборудование: набор фигур для создания ритмического рисунка. Ход игры: На столе разложены карточки с кругами в ритмическом порядке( например, 2- 3- 2- 3- 2- 3- 2- 3) 1 Отстукиваем ритм ладошкой об стол. 2 На 2- хлопоки в ладоши, на 3- хлопки об стол 3 На 2- хлопки об колени, на 3- хлопки об стол 4 На 2 щелчки пальчиками, на 3- хлопки об стол

Оставить комментарий: