Подготовка дошкольника к овладению графикой письма
Документы для скачивания
Семинар на тему «Подготовка дошкольника к овладению графикой письма » Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, к новому режиму при поступлении в школу часто сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. К этим симптомам присоединяются сдвиги в иммунной реактивности, сначала однократные, затем частые заболевания верхних дыхательных путей, констатируется нарушение процессов роста и развития. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированное во многом зависит успех ребенка в обучении. Письменный способ выражения мысли- одно из величайших достижений человечества. Однако этот вид деятельности, как показали многие исследования, является для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе, так как этот вид учебного труда предъявляет к ребенку значительные требования, выполнить которые не всегда могут даже прилежные и старательные ученики. Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. В процессе обучения письму отмечается большое напряжение сил ребенка, так как в работу вовлекаются мышцы руки, плеча, всей верхней части тела. Длительная работа может сопровождаться даже болезненными ощущениями в кисти руки ребенка, на что указывают поза, мимика и сильное сжатие пальцами карандаша( Е. В. Гурьянов, Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова) . При слабой подготовке к этому виду учебной деятельности, как следствие напряженной работы в статической( часто неправильной) позе, снижается работоспособность, появляются головные боли, вялость, повышается раздражительность( В. И. Теленчи и др. ) . Э то и многое другое и определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Ещё одна из специфических сложностей формирования графических навыков письма в том, что они относятся к сенсомоторным навыкам человека, но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность( шитье, выпиливание, работа с каким- то инструментом) , либо в спортивную деятельность( катание на коньках, танцы, игры в мяч и т. д. ) , графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. Этап овладения графикой письма для начинающего школьника связан также и со значительными эмоциональными переживаниями: затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату. Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма? Координация движений. В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление не только опыта движений, но и развитие двигательного и зрительного контроля. Координация движений- это согласование работы всех мышц тела, в результате чего движения оказываются размеренными, пластичными, экономными и при этом незаметно, что отдельные мышцы( антагонистические) действуют противоположно. Роли координации движений в процессе письма была посвящена значительная часть исследований Е. В. Гурьянова. Он отмечает, что существенной характеристикой письма начинающих является неумение координировать движения звеньев пишущей руки- пальцев, кисти, предплечья и плеча. Неумение начинающего ученика приспособить свои движения к непрерывно изменяющимся во время письма условиям и является одной из основных причин нарушения хорошо известных ученику графических правил. Одновременно Е. В. Гурьянов акцентирует внимание на создании для письма благоприятных психофизиологических условий, в числе которых снятие излишней мышечной напряженности, повышение подвижности руки путем правильной координации движений ее частей и обеспечение эффективного контроля движений. Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза. «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает», - говорил Микеланджело. Однако на различных этапах овладения графическими навыками зрительный и двигательный контроль соотносятся по- разному. Таким образом, многие исследователи сходятся во мнении, что степень развития зрительного и двигательного контроля за движениями у детей к моменту поступления в школу в значительной мере определяет успешность овладения ими графикой письма. Координация движений развивается наиболее успешно в детском возрасте и сохраняется длительное время. Поскольку структура любого двигательного действия всегда характеризуется временными, пространственными и динамическими параметрами, важно хорошо ориентироваться в этих параметрах и на этой основе эффективно управлять своими движениями. Установлено, что точность оценки этого признака может быть повышена с помощью физических упражнений, так как большинство из них представляют собой перемещение в пространстве собственного тела и его звеньев. Физическое воспитание обладает значительным потенциалом и в развитии системы «глаз- рука». Особенно полезны в этом отношении игры с мячом, обручем, палкой и другими предметами. Упражнения. Развитие ловкости непосредственно связано с совершен ствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется уме нием быстро перестраивать двигательную деятельность в соответ ствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообрази тельности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно. Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие уп ражнения: В которых есть быстрая смена позы( например, из поло жения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот( спину) , пере вернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть) . Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей( например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне- при передаче мяча и т. д. ) . С некоторыми предметами( мячи, скакалка и пр. ) . Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолиро ванных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения( например, упражнения с мячами) . Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте. Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия. На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают сле дующие общеразвивающие упражнения: Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу( поочередно) . Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге. Повороты( прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т. д. ) . На уменьшенной площади опоры( стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед) . Другие у пражнения на развитие координации движений: Бег наперегонки из разных исходных положений( стоя на коленях, сидя по- турецки, лежа на спине и т. п. ) . 5457825113665 Бег с изменением направления по сигналу. Челночный бег; длина одного отрезка – 4- 5 м. Прыжки с одной ноги на другую по кружкам( «слалом») . Балансирование гимнастической папкой на ладони правой и левой руки. Прокатывание мяча в ворот а, игра в «кегли», броски мяча в горизонтальную мишень( корзину) . Метание в вертикальную мишень( игры типа «Дарц») . Набрасывание колец. Игры типа «День, ночь». Пространственные представления. Красивое письмо обязательно требует соблюдения не только одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. Каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, соединения букв между собой. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений. Восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом( Б. Г Ананьев, Е. Ф. Рыбалко) . Зрительно- пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Различение ребенком пространства складывается постепенно. Дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси( верх- низ) и по горизонтальной оси( спереди- сзади) . С более значительными затруднениями и позднее у детей развивается различение правой и левой стороны. Вначале у ребенка формируется различение правого и левого направления в собственном теле. На этой основе затем образуется ориентировка в окружающем пространстве, которая в свою очередь требует образования и закрепления довольно сложной системы связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами. Чем раньше у детей разовьется чувство пространства, тем легче они будут преодолевать трудности в процессе обучения, так как при поступлении ребенка в школу начинается новый этап в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины. В понятие «пространственная ориентировка» ребенка до школьного возраста включается следующее( Т. А. Мусейибовой) : Ориентировка и различение направлений, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различение: правая- левая, вперед- назад, вверх- вниз. Определение направления в статике( с обязательным называнием) . Определение местоположения окружающих предметов отно сительно себя( близко расположены, находятся на значитель ном расстоянии( видимом) и т. п. ) . Определение своего местоположения относительно окружа ющих предметов( «от объектов») . Различение направлений в движении. Ориентировка на предметах, выделение сторон: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая. Ориентировка в пространственных отношениях между пред метами( использование в речи предлогов и наречий) . Ориентировка на плоскости( листа, стола) , т. е. в двумерном пространстве. Ориентировка на близком, далеком расстоянии, пони мание перспективы. Ориентировка в уличном движении. Упражнения. «Справа – Слева». С ребёнком обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади. 1 вариант: Бросая ребенку мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него( шкаф – справа, стол – слева) . 2 вариант: Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа. Игра в «солдатики». В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира»- взрослого «солдатик»- ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую( правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого( правого) уха, глаза и т. п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой( в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет. Игра «Левее – правее». Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз. Игра «Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты( с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т. п. Далеко и близко, высоко и низко. В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади. Поиски. В зрослый прячет какую- либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. заранее продумайте маршрут. В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево. Уборка. Взрослый просит ребенка помочь ему навести порядок, разложив вещи на места( руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п. ) Ходьба спиной вперед. Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами. На расстоянии 3- 4 метров от играющего ставится кегля. Ребенку предлагается запомнить расстояние до кегли. После этого играющему завязываются глаза и он двигается по направлению к кегле. Когда он считает, что дошел до кегли, то останавливается и пытается взять кеглю. Взрослый развязывает ему глаза и оценивает, насколько правильно ребенок выполнил задание. «Следопыт». ( наподобие «Поиски» только с усложнением) В игре участвуют двое детей: один- «следопыт», другой- «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик! ». Упражнения на ориентировк у на листе бумаги. Прежде всего объясните ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый( правый) угол, левый( правый) нижний угол. 1. Диктанты. Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проведите серию «зрительных» диктантов. На листе выложите орнамент из геометрических фигур, предложите ребенку составить такой же( по образцу) . Позже образец можно убрать, ребенок составляет узор по памяти. И, наконец, ребенок действует под диктовку взрослого( «слуховой» диктант) . Взрослый говорит, где какие фигуры нужно положить, например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников( острым углом к кругу) , между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т. д. В дальнейшем ребенок может самостоятельно составлять орнаменты из фигур, а затем рассказывать, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга. Организуйте с ребенком игры «Найди такой же узор»( подобрать одинаковые варежки, коврики) , «Найди узор по описанию», «Что изменилось? »( некоторые фигуры поменять местами) , «Составь узор по описанию» и др. В таких играх развивается внимание, наблюдательность, зрительная память. 2. В клеточку. . . Особенно полезны( и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку. Начинайте с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки( вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку) . В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка( чередование элементов) . Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки( подготовка к безотрывному письму) . Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины( от руки, без линейки) . Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т. п. Это уже элементы геометрии, черчения! Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур( квадратов, прямоугольников, треугольников) , стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему. 3. «Где находится? » Необходимо: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры( овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета, Можно геометрические фигуры заменить различными изображениями животных( медведь, лиса, заяц, корова) , видами транспорта( корабль, самолет, машина, камаз) , игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг. «Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг? , овал? , квадрат? , треугольник? , прямоугольник? , Покажи, что нарисовано справа от круга? , слева от круга? , Что изображено в правом верхнем углу? , в левом нижнем углу? Что нарисовано выше круга? , ниже круга? » Чувство ритма. Многие педагоги( например, К. Д. Ушинский) , рассматривая проблему овладения графическими навыками, указывают, что одним из компонентов четкого каллифафического почерка( когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены) является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. Исследования свидетельствуют о том, что ритмическое чувство развиваемо. Значительный вклад в решение этой задачи могут внести физкультурные занятия, проводимые с дошкольниками, так как многие физические упражнения являются циклическими( бег, ходьба и др. ) . Занимающимся необходимо постоянно осваивать ритмические структуры упражнений. Многообразие таких структур обогащает опыт ребенка. Подсчет, используемый руководителем при выполнении общеразвивающих упражнений, также способствует развитию чувства ритма. Включение в занятия ритмических движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться. Упражнения. Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки с различными хлопками и их чередованием, а также с различными звучащими жестами; с переменой скорости ритма, громкости, интонации; с повторением по образцу. Например: Ритмизация текста. «Смелый заяц не боится, не поймать его лисице»( Н. Нищева) Ребенок проговаривает текст и вместе со взрослым ритмично хлопает в ладоши, по столу, по коленям. Затем текст произносится с переменой громкости, скорости, интонации( как медведь – размеренно4 как сорока – скороговоркой; как мышка – тихо и быстро и т. п. ) . «Шумит оркестр». Р ебенок по показу взрослого повторя е т. Далее идет воз можное усложнение( см. выше) Кыш- кыш( свободное движение рук) Хлоп- хлоп( в ладоши) Шлеп- шлеп( по коленям) Топ- топ( ноги поочередно) Также развивают чувство ритма следующие физические упражнения: Ходьба под счет; Прыжки че рез длинную и короткую скакалку с заданием или без. Бег со скакалкой. Ритмическая гимнастика. « Ручная умелость». Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость». Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. На особую важность развития мелкой моторики руки указывает и тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев руки имеют здесь отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук, ног и туловища представлены суммарно. Кроме того, проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка( М. М. Кольцова) , показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и после, способствуя стойкому повышению работоспособности коры. Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше. Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. К 7- ми годам мышечная система руки ребенка имеет сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников. Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой- готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе. Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов- потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях таких как рисование, лепка, конструирование, специальная графическая подготовка и т. п. . Однако из- за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Продолжительность непрерывных графических упражнений не должна превышать: у старших дошкольников- 5 минут, в 1 классе – 8- 9 минут. При большем объеме и продолжительности письменных работ у детей развивается утомление под влиянием комплексного воздействия умственной работы и статической нагрузки. Оно выражается в возбуждении, проявляющемся двигательным беспокойством, частыми изменениями положения тела. Это важно учитывать при планировании занятий. При выполнении упражнений большего объема( в силу необходимости) следует организовывать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз( прикрыть, посмотреть вдаль, в стороны и т. п. ) . Такой короткий отдых важен и для корректировки позы учащихся. В ходе специальных исследований выявлено, что они теряют рабочую посадку через каждые 2- 7 мин. Упражнения. Упражнения «для пальчиков» 1. «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же- пальцами левой руки; то же- пальцами обеих рук одновременно. 2. «Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным и т. д. 3. «Оса». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же- указательным пальцем левой руки; то же- пальцами обеих рук одновременно. 4. «Маленькая волна». Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнообразные движения кистью с продвижением руки вправо; то же- левой рукой. 5. «Большая волна». Кисти рук на уровне лица, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимается вверх, затем поднимается правое предплечье, а правое плечо опускается, далее поднимается правая кисть с одновременным опусканием правого предплечья. Затем поднимается левая кисть одновременно с опусканием правой, и так волнообразное движение передается с правой руки на левую и обратно. 6. «Муравейник». Кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются; беспорядочное движение пальцами. 7. «Дельфин». Правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев( нос «дельфина») ; то же левой рукой; то же двумя руками( два «дельфина») . 8. «Хвост рыбки». Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Волнообразные движения кистями: правая кисть опускается- левая поднимается, левая кисть опускается- правая поднимается. 9. «Моторчик». Пальцы рук сцеплены перед грудью. Вращательные движения кистями. 10. «Прятки». Руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак, - на уровне головы. Разжать кулаки, пальцы растопырены( «пальчики появились») , сжать кулаки( «пальчики спрятались») . 11. «Улитка». Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний подняты вверх( «рога улитки») . Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой руке; то же- левой рукой по правой руке. 12. «Фонарики». Руки согнуты в локтях, кисти повернуты ладонями вперед слева и справа от головы. В таком положении дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков. 13. «Собачка». Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец( «глаз») и большой( «ухо») . Дети сгибают и разгибают большой палец( «собачка шевелит ушами») , сгибают и разгибают указательный палец( «собачка моргает глазами») , выполняют отведение и прижимание мизинца( «собачка лает») . Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой. 14. «Лягушка». И. п. - ладонь прижата к полу; счет «раз»- сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперед лучезапястный сустав; счет «два»- лучезапястный сустав прижимается к полу, а пальцы выпрямляются вперед. Движение повторяется 5- 6 раз. 15. «Змея». Правая рука вытянута вперед, ладонь вертикально; волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи; то же левой рукой. Упражнения «для пальчиков», сопровождаемые речитативом( потешки) – Пальчиковые игры. Упражнения с предметами «Катись, мячик». И. п. — сидя на пятках, опустить руки с мячом вниз. Перебирая пальцами правой руки, прокатывание мяча справа вокруг себя за спину; перехватывание за спиной мяча левой рукой; прокатывание мяча слева вокруг себя вперед, перебирая пальцами левой руки; перехватывание перед собой мяча правой рукой. Упражнение повторяется 2—3 раза в одну сторону, затем 2—3 раза в другую. Упр. с лентами. Межполушарное взаимодействие. П исьмо не простой двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры. Ряд авторов( А. Р. Лурия, 1950, и др. ) , прослеживая нарушения навыка письма при поражении отдельных участков коры головного мозга, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма. Височные области левого полушария головного мозга( у правшей) связаны со слуховым анализом в процессе письма; их поражение больше всего вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям. Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц( и, следовательно, позволяющие оценить положение тела) , она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как такие движения могут быть осуществлены только в тех случаях, когда они находятся под контролем постоянно поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве. Соблюдение чередования в нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Лобные доли- моторный центр речи- больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не в се участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры( Л. Я. Желтовская. Е. Н. Соколова, 1987) . И это, в свою очередь, тоже затрудняет процесс обучения письму. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Правое полушарие является творческим, гуманитарным, образным. Оно ответственно отвечает: За координацию движений, Пространственное, Зрительное Кинестетическое восприятие( ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его) . Левое полушарие считается математическим, знаковым, речевым, логическим и аналитическим. Оно отвечает за: восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого. Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, развивают мелкую моторику. Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–10 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Но преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция( один участок мозга развивается быстрее за счет другого) . Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8- 8, 5 лет. Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно- подавляющего типа. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте. Мероприятия по развитию мозолистого тела, которые необходимо проводить при помощи специальных комплексов упражнений. Начало обучения ребенка счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных сетей в правом полушарии. Дело в том, что энергия мозга конечна. Если ребенок развивается в правом полушарии, а его начинают обучать знакам( функция лобных отделов левого полушария) , то он перестанет «простраивать» нервные сети в правом полушарии и начнет развитие в левом. Так возникают минимальные мозговые дисфункции( ММД) . Особенно это относится к мальчикам. Упражнения развивают мозолистое тело, т. е. развивают и выстраивают новые межполушарные связи- повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма, «ручную умелость» и межполушарное взаимодействие для подготовки его к овладению графикой письма. Конечно, выполняя рекомендованные выше упражнения, ребенок не научится писать. Письмо- особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку- то есть дадут ему все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.