Картотека речевых и словесных игр в средней группе
Документы для скачивания
Картотека речевых и словесных игр в средней группе Как тебя зовут, где ты живешь? Дидактическая задача: Упражнять слуховой анализатор, развивать произвольное внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения. Формировать монологическую речь дошкольника. Игровые правила: Правильно и отчетливо называть свое имя и адрес, находить фотографию своей улицы. Игровое действие: Диалог детей с Незнайкой. Дидактический материал: фотографии знакомых улиц родного города. Кукла Незнайка. Ход игры Дети сидят полукругом перед магнитной доской. Поочередно берут в руки куклу Незнайку, называют свое имя, фамилию и адрес. Находят фотографию с изображением этой улицы и выкладывают на магнитной доске. Если улица повторяется, то ребенок указывает на это. - Незнайка, меня зовут Олег Кулешов. Я живу на улице Домостроителей, дом 25, квартира 51. И т. д. Как нас можно назвать по- другому? Дидактическая задача: Закрепить названия членов семьи, родственные отношения. Развивать слуховой анализатор и речь дошкольников. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, терпеливость. Игровые правила: Правильно отвечать на вопрос воспитателя. Игровое действие: Рассматривание семейных альбомов. Диалог детей с воспитателем. Дидактический материал: семейные фотографии воспитанников. Ход игры Дети рассматривают фотографии в семейных альбомах и отвечают на вопрос воспитателя: - Кто изображен на этой фотографии? ( на этой фотографии изображен я. Меня зовут Олег. ) - Кто ты для своей мамы? ( сыночек) - Кто ты для своей бабушки? ( внучек) - Кто ты для своей сестренки? ( братик) - Кто ты для Андрея? ( друг) и т. д. Мыши Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг. Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу. Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: — Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек( 3 — 4 детей) , они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой. Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Развелось их, просто страсть! Все погрызли, все поели. Всюду лезут — вот напасть! Берегитесь вы, плутовки! Доберемся мы до вас. Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек. Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг. Кто в домике живет? Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет? » нужно только тем детям, кто сидит в домике( дети издают звуки животных, которых они изображают) . Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц. Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп( сначала на 3, потом на 4—5) . Дети изображают знакомых им птиц или животных. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: — Тук- тук- тук, кто в этом домике живет? Дети отвечают: — Му- му- му. — Ме- е. — Мяу- мяу. — Бе- е, бе- е. — Га- га- га. — Ко- ко- ко. Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо( недостаточно четко и громко) , воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет? » дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают? » И т. д. Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается. Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них. Гуси- гуси Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной. Игровое правило. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите! » Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей. Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне. Слова хозяйки гусей Ответы гусей Гуси! Гуси! Га- га- га! Есть хотите? Да- да- да! Ну, летите! Нам нельзя! Почему? Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Ну, летите как хотите, Только крылья берегите! Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто- то убегает. Так бывает или нет? Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Игровое действие. Отгадывание небылиц. Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: — Сейчас я буду вам о чем- то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть. Примерные рассказы воспитателя: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники! » — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям». «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись? » «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать». Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают. Мы космонавты Дидактическая задача: Упражнять детей в поиске среди карточек с изображениями людей различных профессий профессии космонавта. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость, монологическую связную речь. Игровые правила: Соблюдать очередность. Действовать по сигналу воспитателя. Игровое действие: Нахождение среди фотографий фотографиюи космонавта. Дидактический материал: фотографии представителей разных профессий летчик, космонавт, кондитер, шофер, и т. д. Ход игры Дети должны выбрать среди карточек с изображением людей разных профессий- космонавта. - Как вы догадались, что это космонавт? ( ответы детей обсуждаются) Как меня будут звать, когда я вырасту? Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о том, как их будут звать, когда они вырастут. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость, монологическую связную речь Игровые правила: Соблюдать очередность. Начинать со слов «Когда я вырасту. . . » и говорить только после сигнала воспитателя. Игровое действие: Рассматривание семейных альбомов и составление небольших рассказов. Дидактический материал: семейные альбомы. Ход игры Дети берут свои семейные альбомы и рассказывают друг другу, как его будут звать, когда он вырастет, и почему. — Когда я вырасту, меня будут звать Сергей Владимирович, потому что моего папу зовут Владимир. И т. д. Какие мои обязанности по дому? Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении небольших рассказов о домашних обязанностях и поручениях. Развивать речь, внимание. Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Умение слушать товарища. Игровое действие: Монолог детей при рассматривании семейных альбомов. Дидактический материал: семейные альбомы детей. Кукла Незнайка. Ход игры Дети в произвольной форме рассказывают своим сверстникам и Незнайке о своих обязанностях по дому. «Меня зовут Максим. Я живу с мамой, папой и старшей сестренкой Мариной. Мои мама и папа работают на механическом заводе. Сестра Марина ходит в школу. Я люблю помогать по дому моей старшей сестре Марине. Я помогаю протирать пыль на комоде и столе. Помогаю поливать цветы на подоконнике» и т. д. Зеркало Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей. Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий. Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений. Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка( Анечка, Валечка и т. д. ) покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. Где позвонили? Дидактическая задача: развивать слуховое внимание. Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. Закончи фразу. Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход. Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу. Не послушал зайка папу, отдавили зайке. . . ( лапу) . Дети в скверике сидели и мороженое. . . ( ели) . А возле этой елки бродили злые. . . ( волки) . Часто к озеру напиться ходит рыжая. . . ( лисица) . Стала жаба важно квакать: «Ква- ква- ква, не надо. . . ( плакать) ». Мы не ели, мы не пили, бабу снежную. . . ( лепили) . Я не бегаю к врачу, я сама его. . . ( лечу) . Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал. . . ( щенок) . Как у нашей дочки розовые. . . ( щечки) . Лучше мама не пищи, ты мне няньку. . . ( поищи) . Назови предметы Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают( назвать только те, что находятся в поле их зрения) . Следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, педагог может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене? » и т. д. Добавь слово Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве. Игровое правило. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель. Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом. Ход игры. Воспитатель говорит: — Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? ( Уточняет и эти понятия. ) А сейчас мы поиграем. ( Дети садятся за стол. ) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает: — Стол стоит. . . ( бросает мяч одному из играющих) . - — Позади. — Полочка с цветами висит. . . ( бросает мяч другому ребенку) . — Справа. — Дверь от нас. . . — Слева. Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. — Какая рука у тебя ближе к окну? — Правая. — Значит, где находится от тебя окно? — Справа. Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении. Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве. Какой предмет? Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку( величина, цвет, форма) ; развивать быстроту мышления. Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает. Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей. Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: — Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом. В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать. — Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу. — Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети. — Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др. Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов. Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит: — Красный. Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или: — Круглый. Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить. К акой? К акая? К акое? Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе. Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов. Ход игры: в центре- картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой? » и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. ( Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д. ) . Аналогична работа с предметами женского и среднего рода. У знай по описанию Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д. Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай»( Лимон) . Г де начало рассказа? Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ. Р аздели на группы Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам. Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки. Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя». Б лизкие слова Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений. Материал: Фишки. Осенью дни пасмурные, … серые, унылые… Осенью часто погода бывает холодной, … ветреной, дождливой… Осенью настроение грустное, … печальное, тоскливое… Осенью дожди частые, … холодные, проливные… Небо покрывают серые тучи, … тёмные, дождевые… В начале осени бывают ясные дни, … безоблачные, светлые… Поздней осенью на улице холодно, … пасмурно, ветрено… Ч ей? Ч ья? Ч ьё? Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос( чей? чья? чьё? ) , ребёнок отвечает. Шарф( чей? ) — мамин, Шляпка( чья? ) — бабушкина, Поднос( чей? ) – дедушкин, Книга( чья? ) – бабушкина, Тапочек( чей? ) – дедушкин.