a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинары

Автор: Фоменко Наталия Николаевна Опубликовано: 2025-02-06 19:50:56

Муниципальное бюджет ное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» Семинар- практикум для педагогов «Использование телесно- ориентированных игр и упражнений в коррекционно- развивающей работе с детьми 5- 7 лет с ОВЗ» Подготовил а: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна Р. п. Самойловка Слайд 2. Дети с ОВЗ -  это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития( речи, зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, интеллекта и др. ) , и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание. 60% детей посещающих наше дошкольное учреждение- это дети с ОВЗ с диагнозом ОНР( общее недоразвитие речи) I- III уровня. Из них 16 детей- инвалидов. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессивным поведением или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, тревожностью. Все это в целом свидетельствует о нарушениях психического развития детей с речевыми расстройствами. Слайд 3. Психологическая к оррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода. Одним из таких является телесно- ориентированный подход. В основе телесно- ориентированного подхода в коррекционно- раз вивающей работе с детьми с ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретн ых изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Использование т елесно- ориентированныхупражнений дают возможность ребенку почувствоватьсебя, понять свои настоящие ощущения, распознать и выразить полноту своих чувств. Этопомогает ребенку не только развить свою эмоционально- волевую сферу, а так жеотреагировать негативные эмоции и переживания, научится справляться со стрессовымисостояниями. С помощью телесно- ориентированных игр и упражнений, эмоциональная сфера ребенка приходит в стабильное, гармоничное состояние. Так же телесно- ориентированные упражнения помогают смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, а так же пространственно- временныеотношения. Телесные взаимодействия являются способом поддержания контакта и выходаиз него, учит ребенка понимать другого человека, то есть развивать чувство эмпатии ипринятия, а значит, повышает уровень развития коммуникативных навыков ребенка. Таким образом, с помощью телесно- ориентированного подхода можно решитьзадачи развития психических функций, коммуникативных навыков и эмоционально- волевойсферы детей с ОНР. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов( Алябьевой У. А. , Ганичевой И. В. , Зуевой Т. Л. , Касицыной М. А. , Панфиловой М. А. , Сиротюк А. Л. , Н. М. Погосовой и др. ) .   На их основе составлены комплексы игр, занятий по сказкам и упражнений в русле единого тематического планирования ДОУ. Слайд 4. В рамках телесно- ориентированного подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми активно используются подвижные и м алоподвижные игры, элементы психогимнастики, приёмы массажа и самомассажа, ды хательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др. Остановимся на использовании релаксационных техник в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОНР. Слайд 5. Немного терминологии. Релаксация( от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.   Цель релаксационных игр и упражнений с детьми: - снятие психоэмоционального напряжения; - создание положительного эмоционального фона. Слайд 6. Существует множество релаксационных техник. Одна из них- релаксационная техника «напряжение- расслабление»- это хороший способ научить ребенка распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Слайд 7 Правила проведения релаксационных игр и упражнений с дошкольниками: 1. Необходимо первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение детям. 2. Комментировать выполнение упражнений с детьми. 3. Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд. . 4. Желательно закрыть глаза во время выполнения упражнений. 5. Фаза покоя длится минимум 30 секунд- в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы педагог продолжает комментировать. 6. Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе. 7. Повторяйте каждое упражнения не более 2- 3 раз. 8. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно. Слайд 8. Начинаем разучивание с детьми простых релаксационных упражнений. Например, упражнение «Драгоценность» где осознания своих телесных ощущений используется игрушка или другие реальные предметы камешки, ракушки, грецкие орехи и др. Слайд 9. Постепенно упражнения усложняются. Дети выполняют игры и упражнения по представлению. Это игры «Снежные комочки», «Лимон» др. Уважаемые коллеги предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений. Упражнение «Лимон » Опустите руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Возьмем лимон в левую руку.    Я возьму в ладонь лимон.    Чувствую, что круглый он.  Я его слегка сжимаю –   Сок лимонный выжимаю.  Все в порядке, сок готов.    Я лимон бросаю, руку расслабляю. Слайд 10. На слайде упражнение «Штанга» способствует расслабление рук и плечевого пояса. Слайд 11. На слайде представлена релаксационная игра «На лесной полянке». Дети подражают зверям «Зайчик боится, дрожит, потому что близко бродит лиса. А лисонька сегодня добрая лапки у нее ласковые, расслабленные» Слайд 12. Упражнение «Травинка на ветру» направлено на расслабление рук, плечевого пояса, спины. Слайд 13. Предлагаю вашему вниманию релаксацию по представлению. Дети ложатся на спину на ковер, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Педагог включает  музыку  и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и энергии. . » На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт( прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставах. Возможна дополнительная мотивационная поддержка. Например,   педагог говорит, что котенок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать( «котенок» должен обязательно подойти ко всем детям) . По окончании релаксации  дети  медленно садятся, затем встают и выполняют 3 – 4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Продолжительность полной релаксации – от 2 до 7 минут. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или для них детскими эмоциями. Наша задача состоит не в том, чтоб подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Слайд 14. Видеосюжет Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Слайд 15. Хочу познакомить еще с одним телесно- ориентированным упражнением. Я его называю по- разному в зависимости о ситуации или сюжета «Куча мала», «Бутерброд», «Сэндвич». Дети по очереди укладываются сверху друг на друга. Ребёнок, который находится внизу необходимо выбраться( освободится) . Игра продолжается пока внизу не побудет каждый участник. Девочки и мальчики вып олняют это упражнение отдельно. Слайд 16. Более подробно познакомимся с техникой проведения телесно- ориентированных игр и упражнений с детьми в процессе проведения практикум а. Практикум для педагогов- психологов «Использование телесно- ориентированных игр и упражнений в работе с детьми 5- 7 лет с ОВЗ» Занятие п о мотивам русской народной сказки «Снегурочка» Вхождение в сказку Психолог: «Сегодня я приглашаю Вас в сказку «Снегурочка». Только тот попадет в сказку, кто сможет выполнить фигуры и постоять неподвижно, будто это фигуры из снега» Упражнение «Крюки Деннисона » Упражнение состоит из двух частей. Часть 1. Встать, скрестив ноги. Ступни должны опираться на пол. Вес тела распределен на обе ступни. Вытянуть руки вперед на уровне груди ладонями наружу. Скрестить их, образуя замок ладонями. Сгибая локти, вывернуть этот «замок» вовнутрь и прижать к груди. Язык должен быть прижат к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх, но голова при этом не поднимается. При желании глаза можно закрыть. Дыхание и тело расслаблены. Часть 2. Поставить ноги параллельно на небольшом расстоянии друг от друга. Разомкнуть замок из ладошек и соединить кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой. Пальцы смотрят вниз чуть ниже пупка. Взгляд направлен вниз, язык остается по- прежнему на нёбе. Постоять. Психолог: «Вы все замечательно выполнили задание. Раз, два повернись в сказке окажись. Займите удобную для вас позу, сказка начинается. Жили- были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. Давай, — говорит старуха. Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить » Упражнение «Снежные комочки» Участники «загребают снег и лепят комочки». Психолог: «Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали тугими, упругими. Наблюдайте, в каком месте руки устают больше всего. А теперь отложите «комочек», потрясите кистями. . . Хорошо. . . Вылепим следующий комочек. . А теперь из маленьких комочков надо скатать большие. Катим комочки по снегу, напрягается спина. Остановились, отдохнули стоя, расслабили все тело. Ох, какие большие комки получились! Покачаем комки, чтобы они стали крепкими». Упражнение «Катание комочков» Участники разбиваются на пары. Один в паре — «снежный ком», другой — «дед» или «баба». «Ком» садится так, чтобы опорой были седалищное бугры, подтягивает ноги к животу, а голову к груди. «Дед» качает «ком». Затем участники меняются ролями. Психолог: «Скатали снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегуроч ки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головой, зашевелила ручками, нож ками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба. Упражнение «Снегурочка» Участники превращаются в Снегурочку, стоят не двигаясь с закры тыми глазами, слушают ощущения в теле. По сигналу ведущего сначала чуть- чуть моргают ресничка ми, затем открывают глаза, медленно поводят глазами вправо, влево( только глазами! ) . Делают глубокий вдох носом, ощущая, как входит в ноздри воздух, наблюдают за своим дыханием, за тем, как воздух мягко входит и выходит. . . входит и выходит. . . Затем «Снегурочка» гримасничает, улыбается, медленно поворачивают го лову в одну сторону, в другую; плавно и медленно разводят в сто роны руки и делают шаг вперед. Психолог: «Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Кончилась зима. Начало пригревать весеннее солнышко. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождик» Упражнение «Солнце и дождик» На слово «солнышко» участники приседают и сжимаются в комо чек, накрыв голову руками. На слово «дождик» все встают, улы баются, прыгают по «лужам», танцуют, выражают радость. Психолог: «Так проходили день за днем. Однажды Снегурочке приснился сказочный сон» Упражнение. Релаксация «Сказочный сон Снегурочки» Участники ложатся на ковер на спину. Психолог: Руки положите вдоль туловища, расслабьтесь. Снится Снегурочке сон, что она путешествует по небу на легком белом облаке, а вокруг в вальсе кружатся разноцветные снежинки. Она чувствует как это пушистое и нежное облаконежно её обнимает… Снегурочка легкая, воздушная… Ей хорошо и приятно… Снегурочка расслаблена и спокойна… Но вот облачко опустило ее на землю. Снегурочка улыбнулась облачку, потянулась и открыла глаза» Участники встают и занимают свое место в кругу Психолог: «Как то весною надвинулась черная туча, с неба посыпался град. » Упражнение «Град» Участники барабанят пальцами по жесткой поверхности до устало сти в пальцах рук. Затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев. Ведущий спра шивает, на что похожи эти ощущения. Какие они? Ведущий рассыпает по полу «град»( бусины белого цвета) . Участники собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются, пересыпают из одной ладони в другую. Психолог: «Об радовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. За весной и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу и Снегурочку с собой позвали. Стали в лесу цветы соби рать, песни петь да хороводы водить. Упражнение «Хоровод» Участники вместе с ведущим водят хоровод, выполняют движения в соответствии со словами. В хоровод включены движения телесно- ориентированного упражнения «Рулет». Психолог: «Поводили хороводы и стали в игры играть» Игра «Куча мала» Участники по очереди укладываются сверху друг на друга. Участнику, который находится внизу необходимо выбраться( освободится) . Игра продолжается пока внизу не побудет каждый участник. Психолог: « А как свечерело, набрали девушки хворосту, разложили кос тер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать» Упражнение «Костер» Ведущий кладет на пол красный шарф, и участники прыгают через «костер». Психолог: «Позади всех и Снегурочка встала. А теперь через костер будет прыгать Снегурочка. Как вы ду маете, страшно ей было? Почувствуйте ее состояние, ее страх, печаль. . . Покажите ее печаль, ее страх. Справилась Снегурочка со страхом? Побежала она в свой черед за подружка ми. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в облачко. Поднялось облачко высоко- высоко и поплыло по небу. Упражнение «Облачко» Участники по одному прыгают через «костер». Сразу после прыжка ведущий набрасывает на участника газовый платок, и «Снегурочка» превращается в «облачко». «Облачка» мягко, плавно плывет по небу. Заключение Психолог: «Закончилось наше путешествие по сказке «Снегурочка». Пора нам возвращаться» Участники снимают платки. Психолог: «Раз, два повернись в зале окажись» Психолог: «Ка ким показался вам конец сказки: грустным, радостным или спо койным? Вы порадовались за Снегурочку или пожалели ее? Почему по радовались? Почему пожалели? Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо? Что интересного может увидеть облачко? Что хорошего может сделать облачко? Вам понравилось путешествовать по сказке Снегурочка? »( участники отвечают на вопросы ведущего) Психолог: « А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, сделаем глубокий вдох и на выдохе скажем до свидание»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Д етский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Семинар- тренинг для воспитателей « Формирование произвольной саморегуляции у гипердинамичных дошкольников в процессе развития речевой деятельности» Подготовила: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна Сформированная саморегуляция ребенка 7 лет- одно из условий готовности к обучению в школе. Этот параметр готовности к обучению в школе ложно формируется у гипердинамичных детей. Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности является условием развития не только речевой функции ребёнка, но и его личностных качеств – регулирование эмоционально- волевой сферы, регулирование поведенческих действий, а так же, развития высших психических функций. Мы столкнулись с проблемой: с одной стороны всё больше детей дошкольного возраста с патопсихологическими синдромами регуляторного развития и, независимо от природы данного синдрома. дети нуждаются в коррекции, с другой стороны воспитатели недостаточно готовы к коррекции функционального развития детей в процессе повседневного общения с ребёнком и разных видах деятельности. Предложенный семинар- тренинг позволит воспитателю приблизиться к пониманию мира и речи ребёнком. Цель: совершенствовать психолого- педагогические компетенции воспитателей в области коррекции функционального развития речевой деятельности гипердинамичных детей дошкольного возраста. Требования к группе: воспитатели групп дошкольного образоват ельного учреждения, группа 10- 15 человек. Материал работы: большая мягкая игрушка, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, маски Маши и Медведя, картинки овощи и фрукты, бумага для рисования. Организация пространства: участники группы сидят в рабочем круге. Ход работы. 1 этап. Вопросительная функция человеческой психики. Задача сегодняшнего семинара- тренинга – подняться ещё н а одну ступеньку профессионализма, чтобы, руководя развитием речи ребёнка одновременно формировать его произвольную саморегуляцию. Произвольная саморегуляция это и есть психологический модуль, который обеспечивает возможность выбора путём постановки вопроса и ответа на него. Вопросы: - Попробуйте вспомнить, какой последний вопрос вы слышали от детей? - Какие вопросы, чаще всего задают дети? - Можно ли современных детей назвать почемучками? Упражнение. На середину круга ставиться игрушка. Вопросы воспитателям: «Что вы думаете? ». П осле ответов предложить посчитат ь, сколько возникло вопросов, сколько субъективных мнений. Вопрос Субъективное мнение Зачем поставлена эта игрушка? Что всё это значит? Что от нас хотят? Симпатичная игрушка. Сейчас что- то предложат Играть не хочу. Будем описывать игрушку. «Не ждите ответа на незаданный вопрос», - сказал в своё время крупнейший ученый эволюционист С. Н. Шноля. Проблема современных детей – они мало задают вопросов. Однако сформировать и автоматизировать у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы- первостепенная з адача психологической коррекции, потому что отсутствие потребности в вопросах свидетельствует о недостаточно сформированном функционале лобных отделов мозга. Научить задавать вопросы и получать на них ответы– значит заложить алгоритм поведения. в основе которого лежит выбор. Умение выбирать закладывает основы произвольно поведения. 2этап. Функция глаголов. Задание( 15 м и н. ) . Группа делиться на пять подгрупп и каждая получает своё задание. «Вы все хорошо знаете сказку «Машенька и Медведь». Нужно каждой группе, согласно своего задания, передать фрагмент этой сказки ». 1 группа. Составьте рассказ по данной сказке в 4- 5 предложений, который бы отразил содержание всей сказки. 2 группа. Нарисовать фрагмент содержания сказки. 3 группа. Слепить фрагмент содержания сказки. 4 группа. Пропеть фрагмент сказки в один куплет. 5 группа. Придумать танец на осно вное содержания сказки. Каждая группа представляет свои результаты работы. Обратите внимание, что в основе вашей работы лежит действие как в речи, так и в других видах деятельности. Любое действие обозначается в речи глаголом. Глагол – это несущая конструкция любого речевого высказывания, которое составляет основу продуктивной психической деятельности. Глаголы отражают в нашей речи движения, действия, а действия и есть наиболее базовые конструкции любой деятельности и поведения в целом. А момент когда действие переводится во внутренний, невербальный план, способствует формированию внутренних контрольно- регуляторных функций. Упражнение. Работа в парах Нужно рассказать друг другу подробно и последовательно одно из действий по схеме цель- действия- результат- оценка результата, например: пишу заявление – деру ручку, буру лист бумаги, сажусь за стол, думаю о требованиях к док ументу, пишу заявления по форме, написал заявление, смотрю и анализирую правильно ли всё написано. Рефлексия: какие испытывали чувства и ощущения? Многие действия взрослого человека уходят во внутренний план контроля и не полежат вербально- регуляторному анализу. Однако для дошкольников важно проговаривать последовательность действий т. к. это способствует развитию и формированию произвольной регуляции. Упражнение. 1. Показываю, а вы повторите за мной все действия: сижу нога на ногу, встала, повернулась кругом и т. д. 2. Послушайте и выполните: встаньте, повернитесь кругом через левое плечо, сядьте нога на ногу, причем левая нога сверху и т. д. Обсуждение: в чём разница выполнения действий в первом и втором упражнении. Вербальная регуляция возбуждает контрольные функции мозга и развивает саморегуляцию. Задание: перед вами картинки фруктов и овощей, придумайте 2- 3 задания с использованием этих картинок( классификация «овощи- фрукты», «что лишнее? », «Чего не стало» и т. п. ) . Расскажите правила игры. Подобные задания следует предлагать детям в своей группе. Задание: придумайте задания д ля детей своего возраста, которое способствует формированию их регуляторных способностей. Обсуждение: какие цели поставлены, какие действия регулируются в вашем задании. Вывод. Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности является условием развития не только речевой функции ребёнка, но и его личностных качеств – регулирование эмоционально- волевой сферы, регулирование поведенческих действий, а так же развития высших психических функций. Надо сказать, что о сформированности таковых можно судить только к 13- 15 года, однако очень важно понимать, что не сформированные функции дошкольного периода практически не компенсируются. В дошкольный период регуляторные функции развиваются при помощи вопросов и управление действием. В завершении нашего занятия хочу предложить вам подумать о роли воспитателя в жизни ребёнка и о себе как о воспитателе, прослушав притчу «Карандаш». Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. - Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть. Первое: ты сможешь сделать м ного великих вещей, но лишь в т ом случае, если ты позволишь Кому- то держать себя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать. Итоговая рефлексия. В результате семинара- тренинга воспитатели пересмотрели формы и цели каждого слова в общении с детьми, нацеливаясь на формирования саморегуляции каждого ребёнка. Результаты диагностики сформированной саморегуляции у детей улучшились на 12% .

Семинар- практикум для педагогов по теме: « Профилактика агрессивного поведения у детей » Цель семинара: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми. Материалы: презентация, карточки с упр. «Продолжи предложение  Ход занятия Разминка Игра «Фруктовый салат» Группа сидит в кругу. Участники рассчитываются по принципу: «яблоко», «груша», «виноград», «банан». Каждый должен запомнить свой фрукт. Когда водящий назовёт какой- то фрукт, например: яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Водящий называет разные фрукты, но иногда он будет говорить: «Фруктовый салат! » Это означает, что все играющие должны поменяться местами.                               2. Сообщение темы и целей занятия Сегодня на занятии наш разговор пойдет о том как справиться с детской агрессией.       3. Основная часть Каждому участнику предлагается продолжить фразу:                                                                                                                                                         Способность ребёнка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать конфликты является важным показателем развития личности. Агрессия как форма поведения встречается у большинства детей как отражение слабой  социализированности личности и отсутствия конструктивных коммуникативных навыков. Впоследствии агрессивность может трансформироваться в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. Возникает конфликт общества и личности.                   Агрессия —  мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт( отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и др. ) . Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева — одна из самых важных из стоящих перед педагогами.   В чем же причины возникновения детской агрессивности?                 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия или игнорировать эти действия, не поддаваясь на уловку. Если агрессия является  выражением гнева,  возможно применение разнообразных стратегий воздействия: 1) Обучение детей контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей. Это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов. 1.  " Обзывалки"  ( КряжеваН. Л. , 1997)   Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.   Скажите детям следующее: " Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели) . Каждое обращение должно начинаться со слов: " А ты, . . . , морковка! " Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что- нибудь приятное, например: " А ты, . . . . солнышко! " Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.   2. " Бумажные мячики"  ( Фопель К. , 1998)   Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем- то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.   Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги( газеты) так, чтобы получился плотный мячик. " Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: " Приготовились! Внимание! Начали! " Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду" Стоп! " , вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию" . Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.   3" Попроси игрушку" — невербальный вариант  ( Карпова Е. В. , Лютово 6. К. , 1999)   Цель: обучение детей эффективным способам общения.   Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения( мимики, жестов, дистанции и т. д. ) . После проведения обоих его вариантов( вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: " Когда было легче просить игрушку( или другой предмет) ? " , " Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова? " Эту игру можно повторять несколько раз( в разные дни) , она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. 4. Игра « Тух- тиби- дух! ». Цели:  « Тух- тиби- дух! " — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово" тух- тиби- дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. Инструкция:   Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, п ротив всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по- настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито- сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово —" тух- тиби- дух" . В это время другой ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито- сердито произнести: " Тух- тиби- дух! " . После этого продолжайте прогуливаться по группе. Время от времени останавливайтесь перед кем- нибудь и снова сердито- сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.   5. " Жужа"  ( Кряжева Н. Л. , 1997)   Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.  " Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. " Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет" Жужей" . Взрослый должен следить, чтобы" дразнилки" не были слишком обидными.   6. Игра «Король ». Цель: предоставить детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания и высказать все свои желания, не боясь «потерять лицо». Ход игры. Ведущий выбирает одного ребенка, который играет роль короля. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, подавали ему питье и т. д. Важно, чтобы со временем каждый ребенок получил возможность побыть королем. Когда время правления короля заканчивается, происходит обсуждение его п оведения Стаканчик для криков 2) Развитие у ребёнка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию, обучение способам саморегуляции, самообладания. ( для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т. д. ) 1. «Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». 2. «Драка». Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук. Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот- вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться? ». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! ». 3. «Дудочка». Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр! ». 4. «Ласковый мелок». Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений. Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено. 5. «Волны». Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость. Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий. 6. «Врасти в землю». Цель: снятие психо- эмоционального напряжения. Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно- сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко сцепив зубы. Ты- могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека». 7. «Гора с плеч». Цель: снятие эмоционального напряжения. Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что- то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5- 6 раз, и тебе сразу же станет легче». 8. «Техника разрывания бумаги». Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам. Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги. 3) Обучение умению предъявлять партнёру по общению свои чувства через проигрывание и приглашение к сотрудничеству. 4) Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Необходимо учить позиции «Встань на моё место».   Используя сказкотерапию, игротерапию, драмотерапию предлагать ребятам различные ситуации конфликта, с тем чтобы они сами предлагали различные выходы из конфликта.                                   Заключительная часть Упражнение «Комплименты» Выберите кого- нибудь из членов группы, кому бы Вы хотели сказать комплимент, и скажите, что Вам в нём нравится. Начинайте со слов: Мне в тебе нравится. . . », «У тебя лучше, чем у меня получается. . . », «Я тебе благодарен за то, что ты. . . » Литература: М. Ю. Михайлина — Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград: Учитель, 2009. Л. Орлова, Н. Семёнова. - Освободим принцессу Доброту. Как справиться с детской агрессией. - ж урнал «Школьный психолог», октябрь 2013. Павлова М. А. - Психогимнастические упражнения для школьниуов. Разминки, энергизаторы, активаторы. - Волгоград: «Учитель», 2011. Под ред. Н. М. Платоновой. - Агрессия у детей и подростков. - Спб: Речь, 2004.  

Муниципальное бюджет ное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» Семинар- практикум для педагогов «Использование телесно- ориентированных игр и упражнений в коррекционно- развивающей работе с детьми 5- 7 лет с ОВЗ» Подготовил а: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна Р. п. Самойловка Слайд 2. Дети с ОВЗ -  это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития( речи, зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, интеллекта и др. ) , и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание. 60% детей посещающих наше дошкольное учреждение- это дети с ОВЗ с диагнозом ОНР( общее недоразвитие речи) I- III уровня. Из них 16 детей- инвалидов. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессивным поведением или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, тревожностью. Все это в целом свидетельствует о нарушениях психического развития детей с речевыми расстройствами. Слайд 3. Психологическая к оррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода. Одним из таких является телесно- ориентированный подход. В основе телесно- ориентированного подхода в коррекционно- раз вивающей работе с детьми с ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретн ых изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Использование т елесно- ориентированныхупражнений дают возможность ребенку почувствоватьсебя, понять свои настоящие ощущения, распознать и выразить полноту своих чувств. Этопомогает ребенку не только развить свою эмоционально- волевую сферу, а так жеотреагировать негативные эмоции и переживания, научится справляться со стрессовымисостояниями. С помощью телесно- ориентированных игр и упражнений, эмоциональная сфера ребенка приходит в стабильное, гармоничное состояние. Так же телесно- ориентированные упражнения помогают смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, а так же пространственно- временныеотношения. Телесные взаимодействия являются способом поддержания контакта и выходаиз него, учит ребенка понимать другого человека, то есть развивать чувство эмпатии ипринятия, а значит, повышает уровень развития коммуникативных навыков ребенка. Таким образом, с помощью телесно- ориентированного подхода можно решитьзадачи развития психических функций, коммуникативных навыков и эмоционально- волевойсферы детей с ОНР. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов( Алябьевой У. А. , Ганичевой И. В. , Зуевой Т. Л. , Касицыной М. А. , Панфиловой М. А. , Сиротюк А. Л. , Н. М. Погосовой и др. ) .   На их основе составлены комплексы игр, занятий по сказкам и упражнений в русле единого тематического планирования ДОУ. Слайд 4. В рамках телесно- ориентированного подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми активно используются подвижные и м алоподвижные игры, элементы психогимнастики, приёмы массажа и самомассажа, ды хательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др. Остановимся на использовании релаксационных техник в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОНР. Слайд 5. Немного терминологии. Релаксация( от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.   Цель релаксационных игр и упражнений с детьми: - снятие психоэмоционального напряжения; - создание положительного эмоционального фона. Слайд 6. Существует множество релаксационных техник. Одна из них- релаксационная техника «напряжение- расслабление»- это хороший способ научить ребенка распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Слайд 7 Правила проведения релаксационных игр и упражнений с дошкольниками: 1. Необходимо первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение детям. 2. Комментировать выполнение упражнений с детьми. 3. Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд. . 4. Желательно закрыть глаза во время выполнения упражнений. 5. Фаза покоя длится минимум 30 секунд- в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы педагог продолжает комментировать. 6. Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе. 7. Повторяйте каждое упражнения не более 2- 3 раз. 8. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно. Слайд 8. Начинаем разучивание с детьми простых релаксационных упражнений. Например, упражнение «Драгоценность» где осознания своих телесных ощущений используется игрушка или другие реальные предметы камешки, ракушки, грецкие орехи и др. Слайд 9. Постепенно упражнения усложняются. Дети выполняют игры и упражнения по представлению. Это игры «Снежные комочки», «Лимон» др. Уважаемые коллеги предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений. Упражнение «Лимон » Опустите руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Возьмем лимон в левую руку.    Я возьму в ладонь лимон.    Чувствую, что круглый он.  Я его слегка сжимаю –   Сок лимонный выжимаю.  Все в порядке, сок готов.    Я лимон бросаю, руку расслабляю. Слайд 10. На слайде упражнение «Штанга» способствует расслабление рук и плечевого пояса. Слайд 11. На слайде представлена релаксационная игра «На лесной полянке». Дети подражают зверям «Зайчик боится, дрожит, потому что близко бродит лиса. А лисонька сегодня добрая лапки у нее ласковые, расслабленные» Слайд 12. Упражнение «Травинка на ветру» направлено на расслабление рук, плечевого пояса, спины. Слайд 13. Предлагаю вашему вниманию релаксацию по представлению. Дети ложатся на спину на ковер, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Педагог включает  музыку  и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и энергии. . » На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт( прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставах. Возможна дополнительная мотивационная поддержка. Например,   педагог говорит, что котенок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать( «котенок» должен обязательно подойти ко всем детям) . По окончании релаксации  дети  медленно садятся, затем встают и выполняют 3 – 4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Продолжительность полной релаксации – от 2 до 7 минут. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или для них детскими эмоциями. Наша задача состоит не в том, чтоб подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Слайд 14. Видеосюжет Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Слайд 15. Хочу познакомить еще с одним телесно- ориентированным упражнением. Я его называю по- разному в зависимости о ситуации или сюжета «Куча мала», «Бутерброд», «Сэндвич». Дети по очереди укладываются сверху друг на друга. Ребёнок, который находится внизу необходимо выбраться( освободится) . Игра продолжается пока внизу не побудет каждый участник. Девочки и мальчики вып олняют это упражнение отдельно. Слайд 16. Более подробно познакомимся с техникой проведения телесно- ориентированных игр и упражнений с детьми в процессе проведения практикум а. Практикум для педагогов- психологов «Использование телесно- ориентированных игр и упражнений в работе с детьми 5- 7 лет с ОВЗ» Занятие п о мотивам русской народной сказки «Снегурочка» Вхождение в сказку Психолог: «Сегодня я приглашаю Вас в сказку «Снегурочка». Только тот попадет в сказку, кто сможет выполнить фигуры и постоять неподвижно, будто это фигуры из снега» Упражнение «Крюки Деннисона » Упражнение состоит из двух частей. Часть 1. Встать, скрестив ноги. Ступни должны опираться на пол. Вес тела распределен на обе ступни. Вытянуть руки вперед на уровне груди ладонями наружу. Скрестить их, образуя замок ладонями. Сгибая локти, вывернуть этот «замок» вовнутрь и прижать к груди. Язык должен быть прижат к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх, но голова при этом не поднимается. При желании глаза можно закрыть. Дыхание и тело расслаблены. Часть 2. Поставить ноги параллельно на небольшом расстоянии друг от друга. Разомкнуть замок из ладошек и соединить кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой. Пальцы смотрят вниз чуть ниже пупка. Взгляд направлен вниз, язык остается по- прежнему на нёбе. Постоять. Психолог: «Вы все замечательно выполнили задание. Раз, два повернись в сказке окажись. Займите удобную для вас позу, сказка начинается. Жили- были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. Давай, — говорит старуха. Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить » Упражнение «Снежные комочки» Участники «загребают снег и лепят комочки». Психолог: «Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали тугими, упругими. Наблюдайте, в каком месте руки устают больше всего. А теперь отложите «комочек», потрясите кистями. . . Хорошо. . . Вылепим следующий комочек. . А теперь из маленьких комочков надо скатать большие. Катим комочки по снегу, напрягается спина. Остановились, отдохнули стоя, расслабили все тело. Ох, какие большие комки получились! Покачаем комки, чтобы они стали крепкими». Упражнение «Катание комочков» Участники разбиваются на пары. Один в паре — «снежный ком», другой — «дед» или «баба». «Ком» садится так, чтобы опорой были седалищное бугры, подтягивает ноги к животу, а голову к груди. «Дед» качает «ком». Затем участники меняются ролями. Психолог: «Скатали снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегуроч ки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головой, зашевелила ручками, нож ками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба. Упражнение «Снегурочка» Участники превращаются в Снегурочку, стоят не двигаясь с закры тыми глазами, слушают ощущения в теле. По сигналу ведущего сначала чуть- чуть моргают ресничка ми, затем открывают глаза, медленно поводят глазами вправо, влево( только глазами! ) . Делают глубокий вдох носом, ощущая, как входит в ноздри воздух, наблюдают за своим дыханием, за тем, как воздух мягко входит и выходит. . . входит и выходит. . . Затем «Снегурочка» гримасничает, улыбается, медленно поворачивают го лову в одну сторону, в другую; плавно и медленно разводят в сто роны руки и делают шаг вперед. Психолог: «Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Кончилась зима. Начало пригревать весеннее солнышко. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождик» Упражнение «Солнце и дождик» На слово «солнышко» участники приседают и сжимаются в комо чек, накрыв голову руками. На слово «дождик» все встают, улы баются, прыгают по «лужам», танцуют, выражают радость. Психолог: «Так проходили день за днем. Однажды Снегурочке приснился сказочный сон» Упражнение. Релаксация «Сказочный сон Снегурочки» Участники ложатся на ковер на спину. Психолог: Руки положите вдоль туловища, расслабьтесь. Снится Снегурочке сон, что она путешествует по небу на легком белом облаке, а вокруг в вальсе кружатся разноцветные снежинки. Она чувствует как это пушистое и нежное облаконежно её обнимает… Снегурочка легкая, воздушная… Ей хорошо и приятно… Снегурочка расслаблена и спокойна… Но вот облачко опустило ее на землю. Снегурочка улыбнулась облачку, потянулась и открыла глаза» Участники встают и занимают свое место в кругу Психолог: «Как то весною надвинулась черная туча, с неба посыпался град. » Упражнение «Град» Участники барабанят пальцами по жесткой поверхности до устало сти в пальцах рук. Затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев. Ведущий спра шивает, на что похожи эти ощущения. Какие они? Ведущий рассыпает по полу «град»( бусины белого цвета) . Участники собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются, пересыпают из одной ладони в другую. Психолог: «Об радовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. За весной и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу и Снегурочку с собой позвали. Стали в лесу цветы соби рать, песни петь да хороводы водить. Упражнение «Хоровод» Участники вместе с ведущим водят хоровод, выполняют движения в соответствии со словами. В хоровод включены движения телесно- ориентированного упражнения «Рулет». Психолог: «Поводили хороводы и стали в игры играть» Игра «Куча мала» Участники по очереди укладываются сверху друг на друга. Участнику, который находится внизу необходимо выбраться( освободится) . Игра продолжается пока внизу не побудет каждый участник. Психолог: « А как свечерело, набрали девушки хворосту, разложили кос тер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать» Упражнение «Костер» Ведущий кладет на пол красный шарф, и участники прыгают через «костер». Психолог: «Позади всех и Снегурочка встала. А теперь через костер будет прыгать Снегурочка. Как вы ду маете, страшно ей было? Почувствуйте ее состояние, ее страх, печаль. . . Покажите ее печаль, ее страх. Справилась Снегурочка со страхом? Побежала она в свой черед за подружка ми. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в облачко. Поднялось облачко высоко- высоко и поплыло по небу. Упражнение «Облачко» Участники по одному прыгают через «костер». Сразу после прыжка ведущий набрасывает на участника газовый платок, и «Снегурочка» превращается в «облачко». «Облачка» мягко, плавно плывет по небу. Заключение Психолог: «Закончилось наше путешествие по сказке «Снегурочка». Пора нам возвращаться» Участники снимают платки. Психолог: «Раз, два повернись в зале окажись» Психолог: «Ка ким показался вам конец сказки: грустным, радостным или спо койным? Вы порадовались за Снегурочку или пожалели ее? Почему по радовались? Почему пожалели? Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо? Что интересного может увидеть облачко? Что хорошего может сделать облачко? Вам понравилось путешествовать по сказке Снегурочка? »( участники отвечают на вопросы ведущего) Психолог: « А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, сделаем глубокий вдох и на выдохе скажем до свидание»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Д етский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Семинар- тренинг для воспитателей « Формирование произвольной саморегуляции у гипердинамичных дошкольников в процессе развития речевой деятельности» Подготовила: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна Сформированная саморегуляция ребенка 7 лет- одно из условий готовности к обучению в школе. Этот параметр готовности к обучению в школе ложно формируется у гипердинамичных детей. Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности является условием развития не только речевой функции ребёнка, но и его личностных качеств – регулирование эмоционально- волевой сферы, регулирование поведенческих действий, а так же, развития высших психических функций. Мы столкнулись с проблемой: с одной стороны всё больше детей дошкольного возраста с патопсихологическими синдромами регуляторного развития и, независимо от природы данного синдрома. дети нуждаются в коррекции, с другой стороны воспитатели недостаточно готовы к коррекции функционального развития детей в процессе повседневного общения с ребёнком и разных видах деятельности. Предложенный семинар- тренинг позволит воспитателю приблизиться к пониманию мира и речи ребёнком. Цель: совершенствовать психолого- педагогические компетенции воспитателей в области коррекции функционального развития речевой деятельности гипердинамичных детей дошкольного возраста. Требования к группе: воспитатели групп дошкольного образоват ельного учреждения, группа 10- 15 человек. Материал работы: большая мягкая игрушка, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, маски Маши и Медведя, картинки овощи и фрукты, бумага для рисования. Организация пространства: участники группы сидят в рабочем круге. Ход работы. 1 этап. Вопросительная функция человеческой психики. Задача сегодняшнего семинара- тренинга – подняться ещё н а одну ступеньку профессионализма, чтобы, руководя развитием речи ребёнка одновременно формировать его произвольную саморегуляцию. Произвольная саморегуляция это и есть психологический модуль, который обеспечивает возможность выбора путём постановки вопроса и ответа на него. Вопросы: - Попробуйте вспомнить, какой последний вопрос вы слышали от детей? - Какие вопросы, чаще всего задают дети? - Можно ли современных детей назвать почемучками? Упражнение. На середину круга ставиться игрушка. Вопросы воспитателям: «Что вы думаете? ». П осле ответов предложить посчитат ь, сколько возникло вопросов, сколько субъективных мнений. Вопрос Субъективное мнение Зачем поставлена эта игрушка? Что всё это значит? Что от нас хотят? Симпатичная игрушка. Сейчас что- то предложат Играть не хочу. Будем описывать игрушку. «Не ждите ответа на незаданный вопрос», - сказал в своё время крупнейший ученый эволюционист С. Н. Шноля. Проблема современных детей – они мало задают вопросов. Однако сформировать и автоматизировать у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы- первостепенная з адача психологической коррекции, потому что отсутствие потребности в вопросах свидетельствует о недостаточно сформированном функционале лобных отделов мозга. Научить задавать вопросы и получать на них ответы– значит заложить алгоритм поведения. в основе которого лежит выбор. Умение выбирать закладывает основы произвольно поведения. 2этап. Функция глаголов. Задание( 15 м и н. ) . Группа делиться на пять подгрупп и каждая получает своё задание. «Вы все хорошо знаете сказку «Машенька и Медведь». Нужно каждой группе, согласно своего задания, передать фрагмент этой сказки ». 1 группа. Составьте рассказ по данной сказке в 4- 5 предложений, который бы отразил содержание всей сказки. 2 группа. Нарисовать фрагмент содержания сказки. 3 группа. Слепить фрагмент содержания сказки. 4 группа. Пропеть фрагмент сказки в один куплет. 5 группа. Придумать танец на осно вное содержания сказки. Каждая группа представляет свои результаты работы. Обратите внимание, что в основе вашей работы лежит действие как в речи, так и в других видах деятельности. Любое действие обозначается в речи глаголом. Глагол – это несущая конструкция любого речевого высказывания, которое составляет основу продуктивной психической деятельности. Глаголы отражают в нашей речи движения, действия, а действия и есть наиболее базовые конструкции любой деятельности и поведения в целом. А момент когда действие переводится во внутренний, невербальный план, способствует формированию внутренних контрольно- регуляторных функций. Упражнение. Работа в парах Нужно рассказать друг другу подробно и последовательно одно из действий по схеме цель- действия- результат- оценка результата, например: пишу заявление – деру ручку, буру лист бумаги, сажусь за стол, думаю о требованиях к док ументу, пишу заявления по форме, написал заявление, смотрю и анализирую правильно ли всё написано. Рефлексия: какие испытывали чувства и ощущения? Многие действия взрослого человека уходят во внутренний план контроля и не полежат вербально- регуляторному анализу. Однако для дошкольников важно проговаривать последовательность действий т. к. это способствует развитию и формированию произвольной регуляции. Упражнение. 1. Показываю, а вы повторите за мной все действия: сижу нога на ногу, встала, повернулась кругом и т. д. 2. Послушайте и выполните: встаньте, повернитесь кругом через левое плечо, сядьте нога на ногу, причем левая нога сверху и т. д. Обсуждение: в чём разница выполнения действий в первом и втором упражнении. Вербальная регуляция возбуждает контрольные функции мозга и развивает саморегуляцию. Задание: перед вами картинки фруктов и овощей, придумайте 2- 3 задания с использованием этих картинок( классификация «овощи- фрукты», «что лишнее? », «Чего не стало» и т. п. ) . Расскажите правила игры. Подобные задания следует предлагать детям в своей группе. Задание: придумайте задания д ля детей своего возраста, которое способствует формированию их регуляторных способностей. Обсуждение: какие цели поставлены, какие действия регулируются в вашем задании. Вывод. Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности является условием развития не только речевой функции ребёнка, но и его личностных качеств – регулирование эмоционально- волевой сферы, регулирование поведенческих действий, а так же развития высших психических функций. Надо сказать, что о сформированности таковых можно судить только к 13- 15 года, однако очень важно понимать, что не сформированные функции дошкольного периода практически не компенсируются. В дошкольный период регуляторные функции развиваются при помощи вопросов и управление действием. В завершении нашего занятия хочу предложить вам подумать о роли воспитателя в жизни ребёнка и о себе как о воспитателе, прослушав притчу «Карандаш». Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. - Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть. Первое: ты сможешь сделать м ного великих вещей, но лишь в т ом случае, если ты позволишь Кому- то держать себя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать. Итоговая рефлексия. В результате семинара- тренинга воспитатели пересмотрели формы и цели каждого слова в общении с детьми, нацеливаясь на формирования саморегуляции каждого ребёнка. Результаты диагностики сформированной саморегуляции у детей улучшились на 12% .

Оставить комментарий: