a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для родителей "Этот сложный возраст: кризис трех лет"

Автор: Логвиненко Полина Валентиновна Опубликовано: 2025-02-13 15:15:51

Слайд 2 Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о наших детях.

Но для начала  я предлагаю вам познакомиться поближе, и рассказать о себе то, что никто о вас здесь еще не знает. 

Для этого нам необходимо встать в круг. Мы будем передавать мяч от одного участника к другому. Тот, кто получает мяч, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…»

Комментарий: каждый из вас рассказал о себе и своих интересах.

Слайд 3 Вступление.

Цель: настрой на совместную работу, введение в тему.

Ведущий: присаживайтесь на места и послушайте стихотворение:

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно не доволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я — самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Так один из современных психологов Людмила Алексеевна Булдакова увековечила особенности возрастного развития ребенка 3-х лет в стихотворной форме.

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Что происходит с ребенком и что это за период мы с вами сегодня и поговорим.

Слайд 4 Упражнение «Что меня в моём ребёнке радует»

Цель: осознание родителями положительных качеств своего ребенка.

Ведущий: поочреди называйте всё, что вас радует в своем ребёнке, его положительные качества.

Комментарий: наши дети для нас самые лучшие, но есть особенности поведения детей, которые огорчают родителей.

Слайд 5 Упражнение «Особенности поведения»

Цель: определение и осознание родителями особенностей поведения 3 летних детей.

Ведущий: на карточках отметьте те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей. (Приложение № 1)

Обсуждение: какие утверждения вы отметили? Мы вместе с вами выявили характерные особенности поведения 3-х летних детей. На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Слайд 6

давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,  поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т. е. кризисы – это переходы между стабильными периодами.

 В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».

Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает и беспокоит даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» - именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-летнего возраста.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка  организма, в результате чего у детей наблюдается: ранимость центральной нервной системы; повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды; подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.

Далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет - это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

          Слайд 7 каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов».

Слайд 7 негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

Слайд 8 для определения второго симптома кризиса посмотрите на картинки с изображениями разных животных (Приложение № 4)

В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет. Командам нужно выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять».

Правильный ответ: осел.

Комментарий: приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т.е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

Слайд 9 чтобы узнать третий симптом кризиса, командам необходимо в таблице с набором букв найти слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность. (Приложение №  5)

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий: ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.

Слайд 10 чтобы узнать четвертый симптом кризиса, командам нужно отгадать ребус. (Приложение № 6)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий: ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

Слайд 11 чтобы узнать пятый симптом кризиса, командам необходимо в таблице с набором букв найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание. (Приложение № 7)

Правильный ответ: протест, бунт против окружающих.

Комментарий: поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

Слайд 12: для определения шестого симптома командам необходимо из частей  сложить слово и назвать симптом. (Приложение № 8)

Правильный ответ: обесценивание ребенком личности близких.

Комментарий: ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения. Например, ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес. 

Слайд 13 для определения шестого симптома командам нужно решить анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом. (Приложение № 9)

Правильный ответ: деспотизм (подавление окружающих).

Комментарий: ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.

Слайд 14: как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте попробуем поставить себя на место ребенка, когда он слышит постоянные указания и запреты взрослых. Для этого мы поиграем в игру «Тоннель».

Слайд 15  Игра «Тоннель»

Цель: осознание родителями роли запретов и указаний на эмоциональное состояние ребенка.

Ведущий: предлагаю построиться в две колонны. Каждый получает карточку с написанным на ней указанием или запретом например: «Завяжи шарф!», «Выпей молоко!», «Собери игрушки!». (Приложение № 10). Один из родителей пройдет по коридору, выслушав все команды.

Обсуждение: как вы себя чувствуете? Приятно ли вам было слышать все указания? Дети от нас очень часто слышат: не делай, не ходи, собери, быстро. В кризисный период они особенно остро реагируют на такие указания.

Слайд 16 Упражнение: «Обратная фраза»

Цель: оказание помощи родителям в формулировании указаний и запретов.

Ведущий: предлагаю попробовать заменить подобные фразы на альтернативные, чтоб в них не было указаний и запретов. Эти фразы не желательны, если ваш ребенок переживает кризис 3х лет. Давайте придумаем альтернативу.

На бланках указания и запреты, которые мы говорим ребенку и переформулированные утверждения перепутаны. Вам необходимо соединить фразу-запрет с альтернативной. (Приложение № 11)

Обсуждение: легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запреты, указания? Будете ли вы стараться это делать? Как вы уже поняли, если мы будем что-то запрещать ребенку, давать указания в этот период, то это может привести к протесту с его стороны.

В основе кризиса 3х лет лежит мечта ребенка о том, чтобы взрослые изменили свое отношение к нему. Уважение и терпение – вот главные помощники в переживании этого трудного периода.

 

Слайд 17 «Магазин»

Ребёнок — в роли продавца. Родитель управляет любимой куклой, которая является в данной ситуации покупателем. Она капризничает, всё разбрасывает, плачет, кричит, катается по полу, требует отдать ей товар без денег. Малыш должен не только увидеть со стороны, как ужасно смотрится такое поведение, но и узнать в игрушке себя. Допускается в конце игры сделать вывод: «Ты ведёшь себя так же. Разве это хорошо?».

Слайд18 «Семейка»

Играть может любое количество человек. Ребёнок — в роли одного из родителей. Его задача — уложить своего малыша (это может быть любая игрушка или кто-то из взрослых) спать или накормить. Если игра проводится в первой половине дня, можно разыграть ту же ситуацию, что в «магазине»: капризы, истерики, слёзы. Если время уже ближе к вечеру, всё должно проходить тихо, мирно, спокойно. Пусть он споёт колыбельную, расскажет сказку, укроет, ласково поговорит. В итоге это и на него повлияет умиротворяюще. Он сам быстрее уснёт, когда придёт пора.

Слайд 19 «Сказочники»

Родители сочиняют вместе с ребёнком сказки, сюжет которых похож на то, что они проживают каждый день. Например, принцесса утром отказалась есть манную кашу. Из-за этого она поссорилась с папой-королём, тот рассердился и запер её в высокой башне, в которой ей пришлось томиться без прогулок и любимых игрушек. Или непослушный зайчик, который убежал далеко в лес от мамы, заблудился, и его чуть не съел серый волк. Конкретных аналогий с ребёнком проводить не нужно, выводы, как в игре «магазин», не делаются. Он сам должен понять смысл сказки и сказать, почему с её героями случились такие несчастья.

 

 

Слайд 20 закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности – в нас самих.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем». И тогда кризис трех лет пройдет благополучно. Счастья и взаимопонимания Вам с детьми!

Оставить комментарий: