a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Организация развивающей предметно-пространственная среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: проблемы и пути их решения»

Автор: Иванова Екатерина Павловна Опубликовано: 2015-02-18 18:11:06

Документы для скачивания

«Организация развивающей предметно- пространственная среды в ДОУ   в соответствии с ФГОС ДО: проблемы и пути их решения»( СЛАЙД №1) Современная система дошкольного образования в настоя щее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных образовательных учрежде ний( ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обес печивающей творческую деятельность каждого ребенка, по зволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. ФГОС дошкольного образования — документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к орга низации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогиче ского процесса. Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. На учные исследования акцентируют внимание на построении предметно- развивающей среды и дают рекомендации по ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Особое значение в ДОУ придается предметно- игровой сре де, так как основным видом деятельности ребенка является иг ра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно- игровой среды. ( СЛАЙД №2) Развивающая предметно- пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством( помещениями, участком и т. п. ) , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно- развивающая среда — составная часть развива ющей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно- развивающую среду предполагает пони мание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и по требности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Большинство ученых, занимающихся изучением пробле мы среды, единодушны во м нении, что качество воспитатель но- образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно- развива ющей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. Требования к развивающей предметно- пространственной среде( Слайд №3) Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность: • общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых • двигательной активности • уединения( СЛАЙД № 4) «Совместная деятельность взрослого и детей»- деятельность двух и более участников образовательного процесса( взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской( равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации( возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) . Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. «Самостоятельная деятельность детей»- 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей( эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др. ) . ( СЛАЙД №5) Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных ОП • необходимые условия в случае организации инклюзивного образования • уч ѐ т национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность • уч ѐ т возрастных особенностей детей( СЛАЙД №6) Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: 1) содержательно насыщенной 2) трансформируемой 3) полифункциональной 4) вариативной 5) доступной 6) безопасной( СЛАЙД №7) Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности • Игровая: для сюжетной игры( предметы оперирования, игрушки- персонажи, маркеры игрового пространства) ; для игры с правилами( на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие) . • Продуктивная: оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения. • Познавательно- исследовательская: объекты для исследования в реальном действии, образно- символический материал. • Двигательная: оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. ( СЛАЙД №8) Типы игрового материала • «Предметы оперирования »- это игрушки имитирующие реальные предметы • «Игрушки – персонажи»- это разного рода куклы, фигурки людей и животных • «Маркеры( знаки) игрового пространства»- игрушки, игровой материал указывающий на место действия, обстановку в которой оно происходит( СЛАЙД №9) Вариативность среды • Наличие различных пространств Деление группового пространства на две части: 1) зона для спокойной деятельности небольшой ковер, уголок уединения, два легких столика. ( ФОТО) На собственных границах зоны, на стеллажах: • для чтения художественной литературы — подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; • для познавательно- исследовательской деятельности — книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно- символические и нормативно- знаковые материалы; • для игровой деятельности — настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры; 2) зона для активной деятельности Ковер( небольшой, легко перемещающийся или убирающийся — по ситуации) . ( ФОТО) На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах: • для сюжетной игры — игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; • для продуктивной деятельности — крупные напольные конструкторы. ( ФОТО) В настоящее время недостаточное финансирование детских садов приводит к тому, что становится проблематично создавать соответствующую предметно- развивающую среду. Эту проблему помогает решать педагогическая смекалка и оп ы т. ( СЛАЙДЫ С ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДОЙ САДА) ( поделки из подручных материалов, изготовление масок из поролона, )

Оставить комментарий: