Проект Внедрение технологии «Говорящая стена» в практику ДОУ в группу раннего возраста
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 с. Месягутово Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ Внедрение технологии «Говорящая стена» в практику ДОУ в группу раннего возраста Выполнил а: Камалова Р. Б. Воспитатель МБДОУ д/ с №4 с. Месягутово Содержание Введение……………………………………………………………………. . . . . . 3 ТЕХНОЛОГИЯ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА»… …………………………. 6 Описание технологии и ее потенциала для развития речи у детей…………………………………………………………… ……. . 6 Примеры успешного применения в других образовательных учреждениях…………………………………………………… ……. 9 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………… ……. . 1 2 2. 1. Анализ потенциала технологии для образовательного процесса………………………………………………………………… …. . . . . 1 2 2. 2. Реализация проекта………………………………………………. . . …1 3 3. Проведение занятий с детьми с использованием «Говорящей стены»… ……………………………………………………………………. . . . 26 3. 1. Наблюдение за изменениями в познавательном развитии у детей…………………………………………………………………………. . . 28 3. 2. Формулирование рекомендация для ДОУ…………………… ……. 30 4. Заключение……………………………………………………………. . . 34 5. Список использованных источников…………………………… ……. 36 Введение Современное дошкольное образование сталкивается с рядом вызовов, связанных с развитием речи и коммуникативных навыков у детей. Наиболее актуальной проблемой является недостаточное внимание к формированию этих навыков в раннем возрасте, что может негативно сказаться на дальнейшем обучении и социализации детей. В связи с этим, внедрение инновационных технологий, способствующих развитию речи, становится важной задачей для педагогов и специалистов дошкольных учреждений. Объектом нашего исследования являются дети дошкольного возраста, находящиеся в группе раннего возраста. Предметом исследования выступает влияние технологии" Говорящая стена" на развитие речи и коммуникативных навыков у детей. Эта технология представляет собой интерактивный метод, который позволяет детям взаимодействовать с окружающей средой, а также друг с другом, через визуальные и аудиовизуальные элементы. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и технологий, способствующих развитию речи у детей. В условиях стремительного развития информационных технологий и изменения подходов к обучению, использование инновационных методов становится особенно важным. Технология" Говорящая стена" может стать одним из таких методов, позволяющим создать благоприятную образовательную среду для детей, способствующую их речевому развитию и коммуникативным навыкам. Н овизна нашего проекта заключается в первоначальном внедрении технологии" Говорящая стена" в практику дошкольных учреждений и изучении ее эффективности на раннем этапе развития детей. Данная технология еще не была широко исследована в контексте дошкольного образования, что делает наш проект актуальным и значимым для педагогической практики. Для достижения поставленных целей мы используем разнообразные методы исследования, включая наблюдение, эксперимент, анкетирование и анализ данных. Наблюдение позволит нам оценить динамику речевого развития детей в процессе взаимодействия с" Говорящей стеной" . Эксперимент даст возможность внедрить технологию в практику и проанализировать ее влияние на детей. Анкетирование поможет собрать мнения педагогов и родителей о результатах внедрения технологии, а анализ данных позволит систематизировать и обобщить полученные результаты. Название: « Внедрение технологии «Говорящая стена» в практику ДОУ в группу раннего возраста». Участники проекта: педагоги, дети и родители группы раннего возраста. Методы: Наблюдение, диагностика, анкетирование, анализ данных. Срок реализации проекта: 2024–2025 учебный год. Цель: с оздание развивающей предметно- пространственной среды для развития каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования технологии «Говорящая стена». Задачи: - о рганизовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов; - создать условия для проявления игровой и познавательной активности детей; - создать атмосферу эмоционального комфорта для детей; - изменять предметно- пространственную среду с учетом образовательной ситуации; - развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки; - развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук; - развивать понимание речи и активизировать словарь. - повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности. Принципы: 1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 2. Принцип занимательности и эмоциональности игры усиливает познавательную активность детей в процессе участия и завершения игры. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который предполагает доброжелательность и эмоциональную выразительность взрослого, внимание ребёнку, отношение к нему как к самоценной личности. 4. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. Таким образом, наш проект направлен на решение актуальной проблемы недостаточного развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, может способствовать улучшению качества дошкольного образования и подготовке детей к дальнейшему обучению. Ожидаемые результаты проекта: Преобразование развивающей предметно- пространственной среды позволит повысить степень активности педагогов, родителей. В центрах активности появится достаточно дидактических материалов, рассчитанных на детей, имеющих различные познавательные сложности и возможности. Повысится инициативность и активность детей в организации своего игрового пространства. У детей сформируется позитивное отношение к участию в речевой, позна вательной, игровой деятельности. У детей появится желание идти в детский сад, т. к. группа наполнена интересным, увлекательным игровым и дидактическим материалом. Возможные риски: 1. Недостаточная заинтересованность участников проекта. Пути решения: Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка. Реклама предстоящих мероприятий. Привлечение детей к некоторым мероприятиям. 2. Пассивность участников проекта. Пути решения: Использование активных форм работы. Использование принципа: участвовать может каждый. 1. Технология «Говорящая стена» 1. 1 Описание технологии и ее потенциала для развития детей Технология" Говорящая стена" представляет собой инновационный подход к обучению и развитию детей дошкольного возраста, направленный на стимулирование речевой активности и развитие коммуникативных навыков. Эта технология включает в себя создание интерактивной стенды, на которой размещаются различные материалы, такие как изображения, текстовые карточки, аудиозаписи и видеоматериалы. Основная идея заключается в том, что" Говорящая стена" становится своеобразным источником информации и общения для детей, предоставляя им возможность взаимодействовать с материалами в игровой и увлекательной форме. Одним из ключевых аспектов технологии является ее интерактивность. Дети могут не только наблюдать за размещенными на стене материалами, но и активно взаимодействовать с ними. Например, они могут нажимать на кнопки, чтобы услышать звук, связанный с изображением, или прослушать короткие истории и стихи. Это создает условия для активного участия детей в образовательном процессе, что, в свою очередь, способствует развитию их речевых навыков. Взаимодействие с" Говорящей стеной" позволяет детям расширять свой словарный запас, учиться формулировать свои мысли и выражать эмоции. Технология" Говорящая стена" также предоставляет возможность для индивидуального и группового обучения. Дети могут работать с материалами как самостоятельно, так и в малых группах, что способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации. В процессе работы с" Говорящей стеной" они учатся слушать друг друга, обсуждать увиденное и услышанное, а также делиться своими впечатлениями. Это создает атмосферу поддержки и взаимопомощи, что особенно важно для детей в раннем возрасте. Кроме того, " Говорящая стена" может быть адаптирована под различные темы и интересы детей. Педагоги могут обновлять материалы, добавляя новые изображения, аудиозаписи и задания, что позволяет поддерживать интерес детей и стимулировать их любознательность. Например, можно создать стену, посвященную природе, где дети смогут изучать животных и растения, или стену, посвященную сказкам, где они смогут слушать и обсуждать любимые истории. Это разнообразие тем способствует не только развитию речи, но и расширению кругозора детей. Технология" Говорящая стена" также может быть использована для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Интерактивные элементы и возможность индивидуального подхода позволяют адаптировать материалы под потребности каждого ребенка, что делает обучение более доступным и эффективным. Педагоги могут использовать" Говорящую стену" для создания специализированных заданий, направленных на развитие определенных навыков, таких как артикуляция, фонематический слух или понимание речи. Использование технологий в обучении, таких как" Говорящая стена" , открывает новые горизонты для развития речи и коммуникативных навыков у детей, создавая активную и поддерживающую образовательную среду. Внедрение технологии" Говорящая стена" в практику дошкольных учреждений открывает новые горизонты для развития речи и коммуникативных навыков детей. Она способствует созданию активной и поддерживающей образовательной среды, где каждый ребенок может проявить себя, развивать свои способности и учиться взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог может увидеть положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. В основе работы с развивающей стеной лежит интерактивное обучение. Используя в работе интерактивную стену, это дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Развивающая интерактивная стена −это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно- развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран. Сенсорная стена- одно из направлений развивающей стены, которую мы планируем использовать. Слово сенсорный происходит от латинского « senstus » – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорная стена – это особая предметно- развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику. Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр. Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками( выключатели) , кусочки тканей и разные на ощупь материалы( шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы) . Для детей младшего возраста панель размещена на небольшой высоте таким образом, что дети могут поиграть с заинтересовавшим их предметом. Ребенок работает руками, но развивает мышление. Он звонит в велосипедный звонок, прикрепленный к доске, слышит звук, запоминает, какой объект его издает, анализирует свои действия и решает, что нужно сделать, чтобы снова услышать звон. Затем он делится своими открытиями с другими воспитанниками. При этом взрослый не принуждает детей к действию: ребенок сам – инициатор деятельности. Если другие дети тоже хотят позвонить, но не могут дождаться своей очереди, они договариваются между собой, зачастую обращаются к взрослому либо переключают внимание на другой объект стены( социально- коммуникативное развитие) . При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции. Самое ценное − объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико? », «Что спрятано в кармашке? », «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет? ». Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы. Зачастую в группе не хватает места для рисования. В этом случае, возможно организовать зону творческого самовыражения прямо на стене. Можно на высоте двух метров закрепить металлическую трубу при помощи специальных держателей. На трубу повесить рулон обоев, его конец пропустить под неплотно закрепленной на стене рамкой. Выбирая высоту для закрепления рамы, учитывается рост ребенка. Прямо на стене рядом с рамой расположить контейнеры с материалами для рисования: восковые мелки и фломастеры, так как они значительно мягче при нажатии, чем цветные карандаши, оставляют более толстые и яркие линии, не текут( в отличие от красок) . Во время индивидуальной работы рисование на стене позволяет переключить внимание детей на творческую деятельность, дать выход энергии, увлечь пассивного или загрустившего ребенка. Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно- пространственной среды ДОО в условиях малых групповых помещений. Так же в «Говорящую стену» входят игры на липучках, пазлы. Такие игры помогают развивать воображение, мышление, память, речевые навыки и моторику пальцев рук, обогащающее словарный запас. Используя карточки с иллюстрациями, дети сопоставляют сельскохозяйственных животных, лесных зверей, птиц, рыб с местами, где они живут, с природными и построенными человеком жилищами. Круги Луллия- д анная методика- это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня заинтересовали круги Луллия и мне захотелось сделать их. Совместно с родителями мы изготовили круги из пластика разного цвета. Разместила круги, картинки. И стала применять их в своей работе с детьми. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир. Электровикторины- это самый современный метод изучения чего либо. Они относятся к серии игр «Надо думать». Они помогут детям младшего школьного возраста получить самые разнообразные знания, расширят кругозор, увеличат словарный запас, разовьют память, произвольное внимание и логическое мышление, стимулируют ребенка к дополнительному получению знаний по заинтересовавшим его темам. 1. 2 Примеры успешного применения в других образовательных учреждениях Внедрение технологии" Говорящая стена" в образовательный процесс дошкольных учреждений стало успешным опытом в ряде стран и регионов, что подтверждает ее эффективность в развитии речи и коммуникативных навыков детей. В различных образовательных учреждениях были разработаны уникальные подходы к использованию этой технологии, что позволило адаптировать ее под специфические нужды и интересы детей. Одним из ярких примеров является детский сад в Финляндии, где" Говорящая стена" была интегрирована в программу обучения. Педагоги создали стену, посвященную культуре и традициям разных стран. На стене размещались изображения, аудиозаписи и видеофрагменты, которые знакомили детей с обычаями и языками различных народов. Дети не только слушали рассказы, но и обсуждали их, что способствовало развитию их критического мышления и способности к диалогу. Этот проект не только расширил кругозор детей, но и способствовал формированию уважения к многообразию культур. В России также наблюдается успешное применение" Говорящей стены" . В одном из детских садов Москвы была создана стена, посвященная экологии. На ней размещались изображения животных и растений, а также аудиозаписи звуков природы. Дети активно участвовали в обсуждении, задавали вопросы и делились своими знаниями о природе. Это не только способствовало развитию их речи, но и формировало у них экологическую сознательность и заботу о окружающем мире. В другом детском саду, расположенном в Санкт- Петербурге, " Говорящая стена" стала основой для проведения тематических мероприятий. Педагоги организовали выставки, на которых дети могли представлять свои творческие работы, а также делиться впечатлениями о прочитанных книгах. Стена служила площадкой для обмена мнениями, что способствовало развитию критического мышления и навыков публичного выступления у детей. Родители активно участвовали в этих мероприятиях, что укрепило связь между домом и детским садом. Важным аспектом успешного внедрения" Говорящей стены" является ее адаптация под нужды конкретного учреждения. Например, в одном из детских садов в Екатеринбурге была разработана уникальная методика использования технологии для обучения детей иностранным языкам. Стена использовалась для размещения аудиозаписей с произношением слов и фраз, что позволяло детям слышать и повторять их в интерактивной форме. Такой подход способствовал улучшению фонетических навыков и расширению словарного запаса у детей. В Великобритании" Говорящая стена" была использована в рамках программы по инклюзивному образованию. В одном из детских садов была создана стена, на которой размещались материалы, адаптированные для детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги использовали визуальные и аудиовизуальные элементы, чтобы облегчить восприятие информации. Это позволило детям с различными потребностями активно участвовать в образовательном процессе, развивать свои навыки и уверенность в себе. В Испании" Говорящая стена" стала частью проекта по изучению языков. В детском саду была создана многоязычная стена, на которой размещались слова и фразы на разных языках, сопровождаемые аудиозаписями. Дети имели возможность слушать произношение слов и фраз, а также учиться их правильно произносить. Это способствовало не только развитию языковых навыков, но и формированию интереса к изучению иностранных языков с раннего возраста. В каждой из этих практик" Говорящая стена" продемонстрировала свою универсальность и адаптивность. Педагоги смогли использовать ее для решения различных задач, связанных с развитием речи, коммуникации и социальной интеграции детей. Благодаря возможности обновления материалов и адаптации под интересы детей, " Говорящая стена" остается актуальным инструментом в образовательном процессе. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов, что соответствует требованиям ФГОС ДО о необходимости изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Это не только способствует развитию речи, но и формирует у детей интерес к окружающему миру, уважение к многообразию культур и готовность к сотрудничеству. Таким образом, внедрение данной технологии открывает новые горизонты для образовательного процесса и создает условия для всестороннего развития детей. Таким образом, успешные примеры применения технологии" Говорящая стена" в различных образовательных учреждениях подтверждают ее эффективность и значимость. Она не только способствует развитию речи и коммуникативных навыков, но и формирует у детей интерес к окружающему миру, уважение к многообразию культур и готовность к сотрудничеству. Внедрение этой технологии в практику дошкольных учреждений открывает новые горизонты для образовательного процесса и создает условия для всестороннего развития детей. 2. этапы реализации проекта 2. 1. Анализ потенциала технологии для образовательного процесса Технология" Говорящая стена" представляет собой инновационный подход к обучению, который активно внедряется в образовательный процесс дошкольных учреждений. Основная идея заключается в создании интерактивного пространства, где дети могут взаимодействовать с образовательным контентом, получая доступ к информации в удобной и увлекательной форме. Анализ потенциала данной технологии показывает, что она может значительно обогатить образовательный процесс, способствуя развитию различных навыков у детей. Во- первых, " Говорящая стена" способствует развитию речевых навыков. Размещение аудиозаписей, видеороликов и других мультимедийных материалов на стене позволяет детям слышать правильное произношение слов и фраз, что особенно важно для формирования фонетических навыков. Дети могут повторять услышанное, что способствует улучшению их речевой активности и расширению словарного запаса. Кроме того, использование технологии для создания собственных видеороликов и презентаций развивает у детей креативность и уверенность в своих силах. Во- вторых, в будущем" Говорящая стена" может быть эффективным инструментом для обучения иностранным языкам. Размещение материалов на разных языках, включая аудиозаписи с произношением, помогает детям погружаться в языковую среду. Это создает возможность для естественного усвоения языка через игру и взаимодействие, что значительно повышает мотивацию детей к изучению нового. В- третьих, данная технология способствует формированию сообщества внутри детского сада. Педагоги, родители и дети могут активно взаимодействовать, обсуждая достижения и планы на будущее. Это создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, что положительно сказывается на общем климате в учреждении. Родители могут быть вовлечены в образовательный процесс, что укрепляет связь между домом и детским садом. Кроме того, " Говорящая стена" может использоваться для организации различных мероприятий и проектов, что способствует развитию критического мышления и навыков работы в команде. Дети могут работать над совместными проектами, обсуждая идеи и делясь мнениями, что развивает их коммуникативные навыки и умение слушать других. Технология также открывает новые горизонты для индивидуализации обучения. Каждый ребенок может взаимодействовать с контентом в своем темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда дети находятся на разных этапах развития. Наконец, " Говорящая стена" способствует интеграции различных предметных областей. Например, на стене можно размещать материалы по математике, естествознанию, искусству и другим дисциплинам, что позволяет детям видеть взаимосвязь между различными знаниями и навыками. Это формирует у них целостное представление о мире и способствует развитию системного мышления. Таким образом, анализ потенциала технологии" Говорящая стена" показывает, что она может значительно обогатить образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Ее многофункциональность и адаптивность позволяют использовать ее для решения различных задач, связанных с развитием детей. Внедрение данной технологии открывает новые возможности для обучения и взаимодействия, делая образовательный процесс более доступным и интересным для детей. 2. 2. Реализация проекта I этап: подготовительно- диагностический Диагностические данные( развитие речи и коммуникативных навыков, анкетирование родителей) Задача: обеспечить условия для реализации проекта № Мероприятия Сроки 1. Выбор темы и разработка проекта сентябрь 2024г. 2. Самостоятельное изучение данной темы через методическую литературу, интернет- сайты. сентябрь 2024г. 3. Поиск возможных компонентов для пополнения развивающей предметно- пространственной среды будущего проекта сентябрь 2024г. 4. Разработать и подготовить информационную копилку для родителей( беседы, консультации, буклеты, памятки) сентябрь 2024г. 5. Анкета для родителей сентябрь 2024 Педагогическая диагностика детей группы раннего возраста на начало учебного года( сентябрь) В начале учебного года было обследовано 12 детей группы раннего возраста. Итоги обследования представлены в таблице. Развитие речи Коммуникативные навыки Познавательное развитие Физическое развитие Выс. : 0% Выс. : 0% Выс. : 0% Выс. : 0% Сред. : 45% Сред. : 60% Сред. : 56% Сред. : 50% Низ. : 55% Низ. : 40% Низ. : 44% Низ. : 50% Вывод: в течение года продолжать углубленную работу по направлениям и проблемам, выявленным в ходе обследования на основе комплексного подхода, развивать мелкую моторику. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям. Анализ анкетирования родителей( законных представителей) детей группы раннего возраста на тему: «Внедрение технологии «Говорящая стена» в практику ДОУ в группу раннего возраста». В анкетировании приняло участие 12 человек, что составило 100% от числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы к взаимодействию и сотрудничеству с воспитателями дошкольной образовательной организации. Родителям было предложено ответить на 10 вопросов. Анкета для родителей б ыла сосредоточена на их восприятии изменений в речевом развитии и коммуникации их детей. Родители смог ли оценить, замечают ли они улучшения в словарном запасе и способности детей выражать свои мысли. Вопросы каса лись того, как часто дети используют новые слова и фразы в повседневной жизни, а также насколько охотно они делятся своими впечатлениями о занятиях с" Говорящей стеной" . Кроме того, с помощью анкетирования, мы смогли узнать, как родители оценивают уровень взаимодействия своих детей с другими детьми и взрослыми, и как это взаимодействие изменилось после внедрения технологии. Анкетирование также включа ло открытые вопросы, позволяющие родителям выразить свои мысли и предложения по улучшению работы с" Говорящей стеной" . Это, стало быть, полезно для выявления новых идей и подходов, которые смогли быть использованы в дальнейшем. Также родители смогли предложить свои рекомендации по улучшению процесса внедрения технологии, а также поделиться личным опытом и наблюдениями. Важно отметить, что анкетирование провод илось анонимно для того, чтобы участники могли свободно выражать свои мнения и не опасаться негативных последствий. Это созда ло атмосферу доверия и откровенности, что, в свою очередь, повыси ло качество собранной информации. Таким образом, анкетирование родителей является ключевым инструментом для оценки эффективности технологии" Говорящая стена" и ее влияния на развитие детей. Оно позволит собрать ценную информацию, которая будет использована для дальнейшего улучшения образовательного процесса и создания более эффективной среды для развития речевых и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Образец анкетирования представлен в прило ж ении. Задача: реализация проекта Работа с родителями № Мероприятия Сроки 1. Совместно – образовательная деятельность с родителями «Предупреждение пожара» октябрь 2024г. 2. Родительское собрание «Играют родители – играют дети»- представление проекта «Говорящие стены» декабрь 2024г. 3. Мастер – класс «Нестандартные игры на развитие мелкой моторики дома» февраль 2025г. 4. Развлечение с родителями «Сказочное путешествие» март 2025г. 5. Выставка – конкурс «Игры на липучках» март 2025г. 6. Консультации, беседы, рекомендации по теме проекта декабрь 2024г. – апрель 2025г. 7. Организация родительского всеобуча «Домашние игры» декабрь 2024г. – апрель 2025г. № Дидактические игры Дидактический материал Сроки 1. Стена «Времена года» «Кто где живёт? » Цель. Закрепление знаний детей о жилищах животных, птиц, насекомых. « Дом, в котором мы живем » Цель: продолжать знакомить детей друг с другом, узнавать их по фото. «Что происходит в природе» Цель. Продолжать знакомить детей с природными явлениями. «Что бывает осенью, зимой, весной, летом? » Цель. Учить временам года, по их основным признакам. «Четвёртый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. «Животные и их детёныши» Цель. Закрепление в речи детей названия детёнышей животных; навыков словообразования. Развитие внимания, памяти. «Угадай, что в коробочке» Цель. Способствовать умению детей определять фрукты и овощи на ощупь. «Сложи животное» Цель. Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Развивающие липучки Фотографии детей на липучках, дом из фетра Книжки- липучки Пазлы Магнитная доска Наборное полотно Схемы Магниты Круги Луллия Лото Фотографии Съёмные картинки Мозаика Обобщающие иллюстрации Светофильтры Плоскостные геометрические фигуры Тематические открытки Вкладыши Развивающие электро викторины Схемы конструирования Схемы описания Геоборды октябрь 2024г. – апрель 2025г. 2. Стена «Занимательная математика» «Разложи фигурки по домикам» Цель. Учить подбирать нужные формы разными методами. «Длинное – короткое» Цель. Развитие у детей чёткого дифференцированного восприятия новых качеств величины. «Наш день» Цель. Закрепить представление о частях суток. «Помоги цыплятам» Цель. Учить детей умению устанавливать соответствие между множествами. «Футбольное поле» Цель. Учить различать положение предметов в пространстве( посередине, внизу, вверху) «Кому сколько? » Цель. Усвоить понятие «сколько» «Незаконченные картинки» Цель. Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм. «Найди на ощупь» Цель. Формировать умение детей сопоставлять результаты тактильного обследования формы предмета. «Когда ты это делаешь? » Цель. Закрепить культурно – гигиенические навыки и знание частей суток. 3. Стена «Безопасность» «Чрезвычайные ситуации». Цель. Закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях. Воспитание сочувственного отношения к пострадавшему. «Не играй с огнём» Цель. Формирование знаний о пожароопасных ситуациях дома, на улице, в окружающем мире. «Дорожные знаки» Цель. Учить детей различать дорожные знаки. «Профессии и транспорт» Цель. Закрепить знание спецтехники, профессий. «Дорожная азбука» Цель. Закрепить правила безопасного передвижения по улице. «Светофор» Цель. Развивать умение соотносить сигнал светофора со своими действиями( красный – стоим, зелёный – идём, внимание и наблюдательность. октябрь 2024г. – апрель 2025г. 4. 5. Стена «Умелые ручки» «Составь натюрморт» Цель. Совершенствовать композиционные навыки через умение создавать композицию на определённую тему( натюрморт) . «Найди друзей среди красок» Цель. Учить соотносить предметы по цвету. «Весёлый гном» Цель. Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета. «Светофильтры» Цель. Расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак одного цвета. «Сказка Репка» Цель. Создание условий для развития у детей творческого потенциала посредством театрализации сказки. «Сказка курочка Ряба» Цель. Развивать фантазию, воображение, интонационную выразительность речи. «Сказка Колобок» Цель. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. «На что похожи облака» Цель. Упражнять детей в нахождении форм облаков похожих на животное. Сменяемость: - дидактические игры по темам недели; - картинки и иллюстрации по темам недели и времени года; октябрь 2024г. – апрель 2025г. 6. Консультации, буклеты для родителей: - «Капризы и упрямство»- «Поговорим о пазлах»- «Улицы города( профилактика детского травматизма) - «Сенсорное развитие»- «Влияние семьи на развитие детей»- «Нетрадиционные игры дома»- «Экспериментирование на кухне»- «Игры с крупой»- «Игры на развитие мелкой моторики»- «Огород на подоконнике»- «Вместе весело играть»- «Какие игрушки нужны детям в группе раннего возраста» октябрь 2024г. – апрель 2025г. 7. Составление перспективного плана работы сменяемости дидактического материала на «говорящей» стене октябрь 2024г. – апрель 2025г. 8. Изготовление новых нестандартных дидактических игр своими руками октябрь 2024г. – апрель 2025г. П ромежуточная диагностика детей группы раннего возраста на январь В январе было обследовано 1 2 детей группы раннего возраста. Итоги обследования представлены в таблице. Развитие речи Коммуникативные навыки Познавательное развитие Физическое развитие Выс. : 0% Выс. : 10% Выс. : 15% Выс. : 0% Сред. : % 55 Сред. : 60 0% Сред. : 5 0% Сред. : 66% Низ. : 45% Низ. : 30% Низ. : 35% Низ. : 35% Выводы: продолжить вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям в течение второго полугодия. В течение оставшегося времени развивать речевые и коммуникативные умения детей в образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода. Развивать и расширять активный и пассивный словари детей. Развивать интерес у детей к художественному творчеству. Развивать у детей игровые навыки. Развивать самостоятельность, элементарные навыки самообслуживания. Формировать интерес и любовь у детей к спорту, к физическим упражнениям. Формировать у детей сенсорные эталоны, развивать навыки конструирования, формировать познавательный интерес, развивать наблюдательность. III этап: заключительный Задача: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате реализации проекта. № Мероприятия Сроки 1. Презентация проекта «Говорящие стены»- создание развивающей предметно- пространственной среды в группе раннего возраста октябрь – декабрь 2024г. 2. Развлечение с родителями «Сказочное путешествие» февраль 2025г. 3. Мастер – класс для педагогов детского сада- «Технология «Говорящая среда»- как средство организации РППС по ФГОС. февраль 2025г. 5. Публикации, на педагогических советах, в конкурсах различного уровня и разного направления 2024–2025 учебный год 6. Заключительная диагностика детей, анкетирование родителей май 2025 3. Оценка эффективности Оценка эффективности технологии" Говорящая стена" в контексте речевого развития детей дошкольного возраста представляет собой важный этап в исследовании, направленном на улучшение образовательного процесса в детских образовательных учреждениях. Данная технология предполагает использование визуальных и аудиовизуальных материалов, которые могут стимулировать интерес детей к обучению и развитию их речевых навыков. Для того чтобы оценить ее влияние, необходимо провести комплексную диагностику, включающую тесты, игры и другие задания, направленные на выявление изменений в речевых навыках детей. В процессе диагностики важно учитывать индивидуальные особенности детей, что позволит адаптировать методику под конкретные условия. Сравнительный анализ может быть использован для оценки различий в восприятии технологии среди детей, что даст возможность выявить наиболее эффективные подходы к внедрению" Говорящей стены" . Сбор данных о речевом развитии детей может включать как количественные, так и качественные показатели, что позволит получить более полное представление о результатах. Качественные данные, полученные в ходе наблюдений и анкетирования, могут быть проанализированы с помощью контент- анализа. Этот метод позволит выявить основные темы и паттерны, которые возникают в процессе использования технологии. Например, можно обратить внимание на то, как дети реагируют на различные материалы, какие задания вызывают наибольший интерес и как они взаимодействуют друг с другом в процессе обучения. Качественный анализ поможет глубже понять, как именно" Говорящая стена" влияет на детей и какие аспекты технологии наиболее эффективны. Количественные данные, полученные в результате диагностики, будут обработаны с использованием статистических методов. Это позволит получить объективные результаты и выявить значимые изменения в речевом развитии детей. Например, можно провести анализ до и после внедрения технологии, сравнив результаты тестов на уровень речевых навыков. Такой подход позволит определить, насколько успешно технология способствует развитию речи и обучению детей. Обобщение результатов станет завершающим этапом анализа данных. На основе собранной информации будет подготовлен отчет, в котором будут представлены основные выводы о влиянии технологии" Говорящая стена" на образовательный процесс. Важно, чтобы отчет содержал не только количественные показатели, но и качественные описания, которые помогут лучше понять, как именно технология влияет на детей и педагогов. Такой подход обеспечит более глубокое понимание результатов и позволит сформулировать рекомендации по дальнейшему использованию технологии в ДОУ. Рекомендации будут основаны на фактических данных и учтут разнообразие групп детей, что позволит адаптировать методику под конкретные условия. Например, если в одной группе дети лучше реагируют на визуальные материалы, а в другой — на аудиовизуальные, это можно учесть при дальнейшем использовании технологии. Также в отчете будет предложено создать сообщество практиков, где педагоги смогут обмениваться опытом и находить поддержку друг у друга. Это позволит не только улучшить качество образовательного процесса, но и создать условия для профессионального роста педагогов. Таким образом, оценка эффективности технологии" Говорящая стена" является важным этапом, который обеспечит успешное внедрение данной технологии в образовательный процесс. Комплексный подход к сбору данных, включающий наблюдение, анкетирование и сравнительный анализ, позволит получить полное представление о влиянии технологии на развитие детей и сформулировать рекомендации для ее дальнейшего использования. 3. 1 Наблюдение за изменениями в познавательном развитии у детей Наблюдение за изменениями в развитии речи и коммуникативных навыков у детей является важным аспектом работы педагогов в дошкольных учреждениях. В процессе внедрения технологии" Говорящая стена" в практику работы с детьми раннего возраста, наблюдение становится ключевым инструментом для оценки эффективности данного метода. Педагоги могут фиксировать, как изменяется уровень речевой активности детей, их способность к самовыражению и взаимодействию с окружающими. Первоначально, в начале эксперимента, многие дети могут испытывать трудности в формулировании своих мыслей и чувств. Наблюдая за ними, педагог может заметить, что некоторые дети предпочитают молчать или отвечать односложно, в то время как другие могут проявлять большую инициативу. Важно зафиксировать эти начальные уровни, чтобы затем сравнить их с результатами после внедрения технологии. С течением времени, по мере активного использования" Говорящей стены" , можно заметить, как дети начинают более уверенно выражать свои мысли. Педагог может задать вопросы, побуждая детей рассказывать о своих работах, и в этот момент важно наблюдать за их реакцией. Уверенность в себе, которая формируется в процессе взаимодействия с" Говорящей стеной" , способствует тому, что дети начинают не только отвечать на вопросы, но и задавать их, что является важным показателем развития их коммуникативных навыков. Кроме того, наблюдение за тем, как дети используют новые слова и фразы, также имеет большое значение. Педагог может фиксировать, как часто дети применяют новые лексические единицы в своей речи, а также в каких контекстах они это делают. Это позволит оценить, насколько эффективно происходит закрепление новых знаний и умений. Например, если в процессе занятий на тему" Природа" дети начинают активно использовать слова, связанные с растениями и животными, это будет свидетельствовать о положительном влиянии технологии на их речевое развитие. Не менее важным является наблюдение за взаимодействием детей друг с другом. " Говорящая стена" создает уникальную возможность для совместной деятельности, где дети могут обсуждать свои работы, обмениваться мнениями и предлагать идеи. Педагог может фиксировать, как меняется динамика общения между детьми: становятся ли они более открытыми, готовы ли к сотрудничеству и как реагируют на мнения сверстников. Это наблюдение позволит сделать выводы о том, как внедрение технологии влияет на развитие социальных навыков у детей. Важно также учитывать, что наблюдение должно быть систематическим и регулярным. Педагог может вести дневник наблюдений, в котором будут фиксироваться изменения в речевой активности и коммуникативных навыках детей на протяжении всего периода внедрения технологии. Это позволит не только оценить эффективность метода, но и скорректировать дальнейшую работу в зависимости от полученных результатов. Таким образом, наблюдение за изменениями в развитии речи и коммуникативных навыков у детей является важным компонентом внедрения технологии" Говорящая стена" . Оно позволяет педагогам оценивать эффективность метода, фиксировать достижения детей и вносить необходимые коррективы в образовательный процесс. В конечном итоге, цель наблюдения заключается в создании максимально благоприятной среды для развития детей, где они смогут уверенно выражать свои мысли, взаимодействовать с окружающими и развивать свои коммуникативные навыки. 3. 2 Формулирование рекомендаций для ДОУ Прежде всего, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок уникален, и его восприятие информации может различаться. Рекомендуется проводить предварительную диагностику речевых навыков и предпочтений детей, чтобы адаптировать использование технологии" Говорящая стена" под конкретные группы. Например, если в одной группе дети лучше воспринимают визуальные материалы, то акцент следует делать на яркие изображения и графику. В другой группе, где дети более восприимчивы к аудиовизуальным материалам, можно использовать мультимедийные элементы, такие как видео и аудиозаписи. Также стоит обратить внимание на активное вовлечение родителей в процесс обучения. Педагоги могут организовать мастер- классы и семинары для родителей, где они смогут узнать о технологии" Говорящая стена" и ее преимуществах. Это поможет создать единое образовательное пространство, где родители смогут поддерживать речевое развитие своих детей и активно участвовать в образовательном процессе. Важно, чтобы родители понимали, как они могут использовать элементы технологии в домашних условиях, что позволит продлить эффект обучения за пределами ДОУ. Не менее значимым является создание сообщества практиков, где педагоги смогут обмениваться опытом и находить поддержку друг у друга. Регулярные встречи, семинары и конференции помогут педагогам делиться успешными практиками и методами работы с технологией" Говорящая стена" . Это также создаст условия для профессионального роста и повышения квалификации педагогов, что в свою очередь отразится на качестве образовательного процесса. Внедрение технологии" Говорящая стена" требует системного подхода. Рекомендуется разработать методические рекомендации, которые будут включать в себя не только теоретические аспекты, но и практические советы по использованию технологии в различных образовательных ситуациях. Методические материалы могут содержать примеры успешных практик, сценарии занятий и задания для детей, что облегчит процесс внедрения технологии в повседневную практику ДОУ. Кроме того, важно регулярно проводить мониторинг и оценку результатов внедрения технологии. Педагоги должны иметь возможность отслеживать прогресс детей и вносить коррективы в свою работу. Для этого можно использовать различные формы оценки, такие как наблюдение, анкетирование, а также анализ результатов тестирования речевых навыков. Регулярный анализ данных позволит выявить сильные и слабые стороны внедрения технологии и скорректировать подходы к обучению. В заключение, успешное внедрение технологии" Говорящая стена" в практику ДОУ возможно при условии комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности детей, активное вовлечение родителей, создание сообщества практиков и регулярный мониторинг результатов. Эти рекомендации помогут педагогам максимально эффективно использовать технологию в образовательном процессе, способствуя развитию речевых навыков и общему развитию детей. 4. Заключение В ходе реализации научного проекта, посвященного внедрению технологии" Говорящая стена" в практику, этот проект стал первым шагом к систематическому изучению и внедрению инновационных методов в образовательный процесс, что имеет важное значение для повышения качества дошкольного образования. Для достижения поставленной цели были определены и успешно выполнены несколько задач. В первую очередь, была проведена глубокая теоретическая проработка технологии" Говорящая стена" , что позволило понять ее потенциал в контексте речевого развития детей. В рамках этой задачи мы изучили существующие исследования и практики, связанные с использованием визуальных и интерактивных методов обучения, а также их влияние на развитие речи и коммуникации у детей. Следующим этапом стало экспериментальное внедрение технологии в практику. Мы организовали специальные занятия, на которых дети имели возможность взаимодействовать с" Говорящей стеной" . В процессе этих занятий дети использовали различные материалы, которые способствовали развитию их речевых навыков. Это включало в себя не только произнесение слов и фраз, но и активное участие в диалогах, что значительно обогатило их словарный запас и улучшило коммуникативные навыки. Методы исследования, примененные в проекте, включали наблюдение, эксперимент, анкетирование и анализ данных. Наблюдение за детьми во время занятий с" Говорящей стеной" позволило нам фиксировать изменения в их поведении и речевом развитии. Таким образом, проект не только подтвердил гипотезу о положительном влиянии технологии" Говорящая стена" на развитие речи и коммуникативных навыков детей, но и открыл новые горизонты для дальнейших исследований в этой области. Мы уверены, что дальнейшее изучение и внедрение подобных технологий в образовательный процесс поможет создать более эффективные условия для развития детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, положительно скажется на их будущем обучении и социализации. Важным аспектом является необходимость продолжения работы в этом направлении. Мы рекомендуем дальнейшие исследования, направленные на изучение долгосрочных эффектов использования" Говорящей стены" и других инновационных технологий в дошкольном образовании. Также стоит обратить внимание на возможность адаптации технологии для детей с особыми образовательными потребностями, что может значительно расширить ее применение и повысить доступность качественного образования для всех детей. В целом, проект стал важным шагом к внедрению инновационных методов в дошкольное образование и подтвердил необходимость активного использования технологий, способствующих развитию речи и коммуникации у детей. Мы надеемся, что результаты нашего исследования будут полезны как для педагогов, так и для специалистов в области дошкольного образования, а также для родителей, заинтересованных в развитии своих детей. 5. Список использованных источников 1. Год семьи[ Электронный ресурс] / / brgu. ru- Режим доступа: https: / / brgu. ru/ university/ fakultet/ fpp/ god_ pedagoga_ i_ nast_ fpip_ 2023/ , свободный. - Загл. с экрана 2. Программа «Говорящая стена»( 2 фото) . Воспитателям детских. . . [ Электронный ресурс] / / www. maam. ru- Режим доступа: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ programa- govorjaschaja- stena. html, свободный. - Загл. с экрана 3. Мероприятия с педагогами[ Электронный ресурс] / / detsad365. ru- Режим доступа: https: / / detsad365. ru/ educate/ kruzhok/ meropriyatiya- s- pedagogami. html, свободный. - Загл. с экрана 4. Технология «Говорящая стена». Теория и практика( 6 фото. . . [ Электронный ресурс] / / www. maam. ru- Режим доступа: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ tehnologija- govorjaschaja- stena- teorija- i- praktika. html, свободный. - Загл. с экрана 5. " Говорящая стена" [ Электронный ресурс] / / bur- 96- ka. tvoysadik. ru- Режим доступа: https: / / bur- 96- ka. tvoysadik. ru/ news- svc/ item? id= 794740& amp; lang= ru& amp; type= news& amp; site_ type= school, свободный. - Загл. с экрана 6. Фестиваль успешных образовательных практик[ Электронный ресурс] / / kimc. ms- Режим доступа: https: / / kimc. ms/ events/ gfop/ 2022/ , свободный. - Загл. с экрана 7. Без заголовка[ Электронный ресурс] / / kolosoknt. ru- Режим доступа: https: / / kolosoknt. ru/ upload/ txt/ 2021/ 04/ e7468ca5f8bcfaac3f12195560629108. docx, свободный. - Загл. с экрана 8. ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА: ЛУЧШИЕ ТЕХНОЛОГИИ И. . . [ Электронный ресурс] / / mp. uspu. ru- Режим доступа: https: / / mp. uspu. ru/ wp- content/ uploads/ 2020/ 11/ Prostranstvo- detskogo- sada_ 02. 12. 2021. pdf, свободный. - Загл. с экрана 9. Публикации по ключевому слову «предметно- пространственная. . . [ Электронный ресурс] / / interactive- plus. ru- Режим доступа: https: / / interactive- plus. ru/ ru/ keyword/ 2110/ articles, свободный. - Загл. с экрана 10. ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА. . . [ Электронный ресурс] / / edcsamara. ru- Режим доступа: https: / / edcsamara. ru/ meee_ seminars_ 2024, свободный. - Загл. с экрана 11. Год семьи[ Электронный ресурс] / / brgu. ru- Режим доступа: https: / / brgu. ru/ university/ fakultet/ fpp/ god_ pedagoga_ i_ nast_ fpip_ 2023/ , свободный. - Загл. с экрана 12. Технология «говорящих стен» как система визуализации знаний. . . [ Электронный ресурс] / / www. maam. ru- Режим доступа: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ tehnologija- govorjaschih- sten- kak- sistema- vizualizaci- znanii- i- kak- proces- pogruzhenija- v- obrazovatelnuyu- sredu- doshkolnikov. html, свободный. - Загл. с экрана 13. Фестиваль успешных образовательных практик[ Электронный ресурс] / / kimc. ms- Режим доступа: https: / / kimc. ms/ events/ gfop/ 2022/ , свободный. - Загл. с экрана 14. Программа «Говорящая стена»( 2 фото) . Воспитателям детских. . . [ Электронный ресурс] / / www. maam. ru- Режим доступа: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ programa- govorjaschaja- stena. html, свободный. - Загл. с экрана 15. Мероприятия с педагогами[ Электронный ресурс] / / detsad365. ru- Режим доступа: https: / / detsad365. ru/ educate/ kruzhok/ meropriyatiya- s- pedagogami. html, свободный. - Загл. с экрана 16. ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА. . . [ Электронный ресурс] / / edcsamara. ru- Режим доступа: https: / / edcsamara. ru/ meee_ seminars_ 2024, свободный. - Загл. с экрана 17. " Говорящая стена" [ Электронный ресурс] / / bur- 96- ka. tvoysadik. ru- Режим доступа: https: / / bur- 96- ka. tvoysadik. ru/ news- svc/ item? id= 794740& amp; lang= ru& amp; type= news& amp; site_ type= school, свободный. - Загл. с экрана 18. ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА: ЛУЧШИЕ ТЕХНОЛОГИИ И. . . [ Электронный ресурс] / / mp. uspu. ru- Режим доступа: https: / / mp. uspu. ru/ wp- content/ uploads/ 2020/ 11/ Prostranstvo- detskogo- sada_ 02. 12. 2021. pdf, свободный. - Загл. с экрана 19. Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ- читать. . . [ Электронный ресурс] / / mcoip. ru- Режим доступа: https: / / mcoip. ru/ blog/ 2022/ 01/ 09/ vidy- innovaczionnyh- tehnologij- primenyaemyh- v- dou/ , свободный. - Загл. с экрана 20. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА[ Электронный ресурс] / / tobolsk. utmn. ru- Режим доступа: https: / / tobolsk. utmn. ru/ upload/ medialibrary/ bb4/ sbornik- oik- _ - 2016. pdf, свободный. - Загл. с экрана
- Буклет для родителей Современная образовательная технология «Говорящая стена»
- Анкета для родителей
- Методические рекомендации по использованию РППС в рамках технологии «Говорящая стена» в образовательном процессе и режимных действиях //дидактический материал
- Конспект "Моя семья"
- Весенние чистоговорки