Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей раннего возраста»
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей раннего возраста» Ранний возраст детей – эт о очень удачный период для развития, воспитания. Психика детей раннего возраста очень гибка, поэтому из них можно «слепить» что угодно, главное четко знать на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается с самого младенчества. М ожно сказать так, что дети впитывают патриотизм с колыбели, с песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, частушками, потешками и т. д. Патриотическое воспитание также начинается с устного народного творчества. В младенчестве воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные отношения между мамой и папой, через русский фольклор. В раннем детстве воспитательные средства будут немного усложняться. Ранний возраст - период от 1 года до 3 лет, поэтому ведущая доля патриотического воспитания ложится на родителей, семью- знакомство с семейными традициями; знакомство с детским садом; знакомство с улицей. Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с ближайшего окружения ребёнка. И формирование отношений в семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средства воспитания: - совместная деятельность в семейном кругу( настольные игры в кругу семьи, организация хозяйственно- бытовой деятельности( обязанности по дому, поручить малышу какую- нибудь деятельность, как пример, поливать цветы или вытирать пыль) . - с емейный досуг. ( совместные выходные в кругу семьи, беседы) - семейный фотоальбом. ( п росмотр фотографий, обсуждение) - семейные традиции. В каждой семье ест ь свои традиции, но если их нет, можно придумать и придерживаться их. - ч тение ребёнку сказок, в которых отображены семейные отношения. - и зготовление подарков своими руками на праздники ( День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год) . Это воспитывает внимательное и заботливое отношение к близким. Патриотическое воспитание ребёнка раннего возраста можно считать зачисление его в детский сад и, соответственно, формирование доброжелательного отношения к садику. Основная нагрузка по воспитанию патриотизма ложится на воспитателя, нянечек( экскурсии по детскому садику, на которых ребенка знакомят с группой, показывают саму группу, игрушки, рассказывают истории) . Можно организовать экскурсию на кухню, где ребенок знакомится с поваром, видят, где для детей готовят еду, как всё там устроено. Обязательно знакомится с медицинским кабинетом, музыкальным залом и спортивным залом, басс ейном, территорией детского сада. Родителям ежедневно нужно проводить беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т. д. Также средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания в рамках детского сада является организация и проведение праздников, досугов. Здорово, когда в детском саду проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями своего народа. Следующее средство патриотического воспитания подходит как для семьи, так и воспитания в детском саду – народные игры. Это могут быть подвижные игры, устное народное творчество, изготовление поделок. Ф ормирование отношения к улице, двору, бережного отношения к оборудованию участка, площадки, к игрушкам во дворе и т. д. Здесь отличным средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. К примеру, с ребенком можно полить цветы на клумбе, убрать листья детскими граблями, смести песок в горку, наполнить кормушки и т. д. Не нужно забывать про игры во дворе. Задачами нравственно- патриотического воспитания детей раннего возраста являются: * воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; * формирование бережного отно шения к природе и всему живому; * воспитание уважения к труду; * развитие интереса к русским традициям и промыслам; * формирование элемент арных знаний о правах человека; * ра звитие чувства ответственности; * формирование взаимопонимания и друж бы между детьми, сопереживания. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быт у- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношен ия со взрослыми и сверстниками. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется( строится) жизненное знание нравственности и благородства. » Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное знать на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста( от года до трех) , а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через заботу и любовь близких людей, через положительные отношения между мамой и папой, через русский фольклор. Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребенка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям- отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Вторым этапом патриотического воспитания ребенка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка лежит на сотрудников детского сада. Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Задачами нравственно- патриотического воспитания детей раннего возраста являются: * воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; * формирование бережного отношения к природе и всему живому; * воспитание уважения к труду; * развитие интереса к русским традициям и промыслам; * формирование элементарных знаний о правах человека; * развитие чувства ответственности; * формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быт у- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основная цель работы с детьми раннего возраст а- ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушку и подкармливать птиц зимой и т. д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения. Педагогами планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи- фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы. Работая с детьми раннего возраста, большое внимание педагоги детского сада уделяют понятию «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, День Победы и т. д. Воспитатели организуют беседы с детьми( «Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой») , дидактические игры( «Чей малыш», «У кого какая мама») , пальчиковые игры( «Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка») , сюжетн о- ролевые игры( «Семья», «Дочки- матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие») , разучивают песни и стихи о маме и семье. Следующим средством приобщения ребенка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа. Еще одно средство реализации нравственно- патриотического воспитани я- ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребенок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома. Богатый материал для воспитания патриотических чувст в- устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но, чтобы он использовал их в подходящих случаях, играх. С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка- водичка», так в детях воспитывают аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошел котик на торжок », способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока- сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К. Д. Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Так, например, рассказываю сказку «Курочка ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок»- дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе и животном мире. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.