Консультация для родителей по теме: «Домашняя игротека»
Документы для скачивания
Консультация для родителей по теме: «Домашняя игротека»( группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) Домашняя игротека Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, учитываю и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочего, дома рекомендуется «играть на кухне». Предлагаю игровые упражнения и развитие мелкой моторики рук, на обогащение словаря ребенка, на слоговую структуру слов, на развитие грамматического строя речи. * « Перепутаница » Жили- были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака( собака) , ловосы( волосы) , лекосос( колесо) , носаги( сапоги) и т. п. * «Доскажи словечко» Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …( чирикает) . Сова летает, а заяц…( прыгает) . У коровы теленок, а у лошади…( жеребенок) . * «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются( кофе, платье, какао, кино, пианино, метро) . «Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах. * «Игры с мячом» «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…». * « Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, я, ю, э, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «А», а на другие звуки опускаем низко руки». ( То же с другими звуками) . * « Мастерская Золушки» — пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры. — попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать( с Вашей помощью) , а можно укрепить их на тонком слое пластилина( без Вашей помощи) . — очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки( в целях безопасности) . Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон. * «Я заметил»( По дороге из детского сада или в детский сад) . «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. * «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным( синим, зеленым и т. д. ) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный забор и пр. »* «Помогаю маме» Большую часть времени Вы проводите на кухне. Все заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь, и потренирует свои пальчики* «Волшебные палочки» Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками) . Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнять упражнения. * « Давай искать на кухне слова» Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр. * «Угощаю» «Давай вспомним вкусные слова и угостим ими друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» к Вам на ладошку, затем Вы, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно проиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. * «Приготовим сок» Из яблок сок…( яблочный) , из груш…( грушевый) , из вишни…( вишневый) , из моркови…( морковный) , из лимона…, апельсина… и т. д. . А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д. « Я дарю тебе словечко» Цель: расширить словарь детей, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но и объясняют значение. Слова самые разные: «весенние»( капель, проталина, наст и т. д. ) , «сладкие»( мармелад, шербет, джем и т. д. ) , «тяжелые»( гиря, штанга и т. д) , «легкие»( пух, снежинка, перышко и т. д. ) , «холодные, «горячие» и т. д. Каждый понедельник дети приносят в группу «подаренные слова и знакомят с ними других детей. Родители пишут на маленьких листочках слово, а с другой стороны имя своего ребенка. Все бумажки складываются в «шкатулочку». Затем любой вытаскивает слово, воспитатель его читает, а дети объясняют его значения. За каждое правильное объясненное слово ребенок получает фишку. В конце каждого квартала подводится итог. Тема: «Обогащение словарного запаса детей через игру» Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых» словечек и выражений, родители порой не уделяют должного внимания пополнению необходимого словарного запаса своего крохи. Как исправить ситуацию? Больше слов, больше интеллекта Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь- символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь. Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3- 4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4- 5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками. Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. «С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире». К пяти- шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 2500- 3000 слов. «Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни человечка контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально- культурного уровня семьи». Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги. Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи. Слушая и повторяя, ребенок учится напевать слова, что значительно облегчает процесс их заучивания. Через стихи ребенок узнает, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова со схожим значением. По подсчетам педиатров, в 2- 3 года ребенок знает 50- 300 слов. В возрасте 3- 4 лет запас увеличивается до 500- 1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1, 5- 2 тыс. слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов. Учимся играючи Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи. К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений( лото, предметных и тематических картинок и т. п. ) малютка узнает новые слова. Во время таких занятий рекомендуется использовать некоторые приемы: * называние предмета( или явления) и его толкование: например, аквариум- - это стеклянный ящик, где живут рыбки( рекомендуется применять с 3 лет) ; * подбор эпитетов: можно спросить, какие бывают собаки: большие, сторожевые и т. д. ( желательно с 4 лет) ; * узнавание предмета по эпитету: например, острая, колкая- иголка( с 4 лет) ; * «скажи по- другому»: заяц, зайчишка, зайка, зайчонок и т. д. ( с 4 лет) ; * объяснение происхождения слова: например, грузовик- машина, которая перевозит грузы( с 5 лет) ; Занимаясь со своим малышом, вы обязательно получите желаемый результат. Копилка советов Веселые игры повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, вызовут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10- 15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице. Главное, вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз «объевшись», он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени «проигрывать». Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно «поддаваться». Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре- учебе. Первая игра очень простая в использовании. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты? » Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите: мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного( теплого, зеленого, белого, поющего) ? Вторая игра предполагает использование анализа. Взрослый говорит три слова: сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона- птицы, а лиса- нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. Еще примеры: молоко, сок, хлеб- все три слова означают съедобное. Но молоко и сок- пьют, а хлеб кушают. Игры для детей на обогащение словарного запаса В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами- предметами, словами- признаками, словами- действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов. Игра «Наоборот» Цель — упражнение в подборе антонимов( слов- неприятелей) . Взрослый говорит ребенку, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама- ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама- ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и тебя решил научить этой игре. Далее взрослый играет с ребенком в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову( высокий — низкий) и бросить мяч логопеду. Еще при работе со словами- антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»: Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. . . ( «низко») . Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. . . . ( « близко») . Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. . . ( «пол») . Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. . . ( «нашел») ! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. . . ( «храбрец») . Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. . . ( «конец») . Игровое упражнение «Закончи фразу» Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова( слова- неприятели) . Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон. . . Луна видна ночью, а солнце. . . Огонь горячий, а лед. . . Река широкая, а ручей. . . Камень тяжелый, а пух. . . Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все- таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давай, ему поможем. Игровое упражнение «Скажи по- другому» Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу( слов- приятелей) . Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? ( печальный, расстроенный) . Слова « печальный, грустный и расстроенный»- это слова- приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? ( идет) . Что значит «дождь идет»? Скажи по- другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по- другому. Как можно сказать по- другому: весна идет? ( весна наступает) . Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: Чистый воздух( свежий воздух) . Чистая вода( прозрачная вода) . Чистая посуда( вымытая посуда) . Самолет сел( приземлился) . Солнце село( зашло) . Река бежит( течет, струится) . Мальчик бежит( мчится, несется) . Как сказать одним словом? Очень большой( громадный, огромный) , очень маленький( малюсенький) . Игра «Какой предмет? » Цель — развитие умения подбирать к слову- предмету как можно больше слов- признаков и правильно их согласовывать. Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову- признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов- предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, . . . Красное — платье, яблоко, знамя, . . . Консультация для родителей Рекомендации к формированию словаря. При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные, прежде всего, на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер( покажи, принеси, выбери и т. д. ) ; а действия легко поддаются демонстрации( подпрыгни, согни руку, присядь и т. д. ) . В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа: «Что помогает птице летать? А у кошки есть крылья? » Необходимо закреплять обобщающее значение слов- «Покажи всех, у кого есть крылья». Для активизации словарного запаса детям предлагается: а) самостоятельно назвать предмет, действие, признак; б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова; в) подбор существительных, глаголов, прилагательных к словам. Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца. Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно- следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного. Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова. На первоначальных этапах образования уменьшительно- ласкательных слов дается сопоставление двух предметов- большого и маленького, подчеркивается, как по- разному они называются. Интонационно выделяется суффикс( кот- котик, куб- кубик, рот- ротик и т. д. ) . Далее детям предлагается поднять только ту картинку, которую называет взрослый: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка. . . Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за взрослым предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения, типа: У Лены кукла, а у Леночки куколка. Маша надевает кофту, а Машенька — кофточку. При этом можно использовать: а) демонстрацию действий; б) картинок; в) опорные слова; г) вопросы. Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал. Так, сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом « ик- ок »( хвостик, бантик, грибок, дубок) , затем существительных женского рода с суффиксом «к»( куколка, машинка) . Путем специальных дидактических упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками. Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется 2 противоположных действия( пришел — ушел) , предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно выделяется 1- ая часть слова, приставка( при- шел, у- шел) , подчеркивая, как по- разному эта часть слова меняет действия. Следующий этап, включает в себя обучение умению определять обобщающее значение слова: раздаются картинки, а дети показывают, про кого можно сказать: пришел — ушел. Предложив детям самостоятельно выполнить аналогичные действия, необходимо затем составить предложения с этими глаголам и. Миша пришел домой, Лена ушла из дома, Оля пришла в детский сад, Даша ушла из детского сада и т. д. Аналогично рассматриваются другие действия( налил — вылил, прибежал — убежал, открыл — закрыл) , при этом обязательно внимание детей привлекается к приставкам, которые придают разные значения действиям. Большое внимание уделяется обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов, например: « ница »( в значении вместилища — сахарница) , «ник»( чайник) , слов, обозначающих лиц по их действиям и способу деятельности( суффиксы: ница, ка, унья, ист — артистка, шалунья, покупательница, воспитательница, машинист, журналист) . Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.