a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине» (старший воспитатель Шумилина Н.Н.)

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

МАСТЕР- КЛАСС « Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине »( в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) Тема: Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине. Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыт а обучения рассказыванию по картине. Задачи: 1. Дем онстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста. 2. Разработк а модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями. 3. Ф ормирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности. 4. Стимуляция познавательного интерес а, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками. 5. Осуществление индивидуального поход а по отношению к каждому учас тнику мастер- класса, отслеживание позитивных рез ультатов деятельности каждого педагога. . Подготовка к мастер- классу: Материал и оборудование: По количеству участников: изображение дерева, овалы желтого и коричневого цвета- почки, зеленые листья, маркеры, цветные листочки. Для трех микр огрупп: таблицы д ля заполнения матрицы. Цветные карточки с 6- ю шляпам и: красная, белая, синяя, че рная, зеленая, желтая из бумаги и текстом рефлексии на каждой; плакат – дерево; ноутбук и компьютерная презентация. Презентация по теме. Маркеры и цветные листочки, 1\ 4 часть ватмана на микрогруппу по 2 штуки. Сюжетная картина на экране. Шкатулка. Ход мастер- класса: Презентация СЛАЙД №1 Название мастер- класса СЛАЙД № 2 СЛАЙД №3- ТЕМА. Эмоциональное начало: - Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему мо его мастер- класса « Развитие речи у дошкольников посредством об учения рассказыванию по картине ». Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего мастер- класса. СЛАЙД № 3 задачи СЛАЙД №4: Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево ». Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику- сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их. Необходи мые материалы: изображение дерева, почки- овалы желтого цвета, зеленые листья- Предлагаю Вам быстро, но внимательно прочитать название мастер- класса. Написать на почках желтого цвета то, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер- класса, а на коричневых – че го опасаетесь. Все разместить на дереве. Оценка результатов: на дереве наглядно видно много ли опасений у участников. СЛАЙД№5: ИНДУКТОР( побудитель участников мастер- класса к активной работе) . Проблемная ситуация – индуктор. - Я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд! »( книга: « Притчи человечества » с оставитель Виктор Лавский) Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: — Иди вперёд, иди вперёд! Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник( саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам найти на нашем семинаре необходимые Вам знания! СЛАЙД №6: ИНДУКТОР « Актуальность темы мастер- класса ». В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы до школьного образования», введённых в действие в 2010 г. , сформулирован социальный заказ дошкольным обра зовательным учреждениям на «реше ние программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей», на «образователь ную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных ви дов детской деятельности( игровой, коммуникативной, трудовой, позна вательно- исследовательской, продук тивной, музыкально- художествен ной, чтения) », на «взаимодействие с семьями детей по реализации основ ной общеобразовательной программы дошкольног о образования». Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуаль ных, в том числе и на ступени до школьного образования. Поэтому о бязательное ре шение задач коммуникативного раз вития личности ребёнка в условиях дошкольного образовательного уч реждения определено на государ ственном уровне( в тексте Федераль ных государственных требований) . В соответствии с этим документом содержание образовательной области «Коммуникация» в ДОУ должно быть «направлено на достижение целей овладения конструктивными спосо бами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через реше ние следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов уст ной речи детей( лексической сто роны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различ ных формах и видах детской деятель ности; практическое овладение во спи танниками нормами речи». Теоретическим фундаментом реше ния данных задач могут являться как общие исследования процесса форми рования речевой культуры( Г. О. Ви нокур, Л. К. Граудина, Н. А. Ипполи това, З. И. Курцева, Т. А. Ладыжен ская, А. К. Михальская и др. ) , так и работы, посвящённые вопросам об щения педагога с детьми дошкольно го возраста( В. К. Котырло, Т. А. Репи на и др. ) и семьями воспитанников( Е. П. Арнаутова, Л. Ф. Островская, З. И. Теплова и др. ) , представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ж. Пиаже, Ф. А. Сохина, Е. А. Флё риной, Д. Б. Эльконина. В общем виде взгляды учёных на природу речевого развития можно пе редать в следующих положениях: речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и соб ственной речевой активности; развитие речи, овладение ребён ком языком связано с различными линиями психического развития( развитие мышления, воображения, памяти, эмоций) ; ориентировка ребёнка в языко вых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за язы ком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер. Именно речевое развитие рассмат ривается сегодня и исследователями, и авторами различных комплексных программ как доминанта становле ния коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования. Решение задач образовательной области « Коммуника ция» требует профессионально подготовленного педагога дошкольного образователь ного учреждения, обладающего( сре ди прочих) коммуникативной компе тентностью. Представление о данной компе тентности сформулировано в «Ква лификационных характеристиках должностей работников образова ния»( 2010 г. ) : коммуникативная компетентность понимается как «качество действий работника, обес печивающих эффективное констру ирование прямой и обратной свя зи с другим человеком; установле ние контакта с обучающимися( воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями( лицами, их замещающими) , коллегами по рабо те; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совме стную деятельность для достиже ния определённых социально зна чимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презен тации». СЛАЙД №7: САМОКОНСТРУКЦИЯ( Индивидуальное выполнение задания участником с целью определ ения своих реальных знаний в рамках поставленной проблемы) ВОПРОС: В каких из образовательных о бластей можно успешно использовать навыки дошкольников, приобретенные при обучении расска зыванию по картине и почему? Слайд №8 Задание №1: Метод «Кирпичики». Цель: выделить основные понятия и проблемы по предложенной теме Необходимые материалы: маркеры, цветные листочки. Л источки с ответами размещаются на ватмане с помощью скотча. Затем эти отдельные кирпичики начинают группировать со схожими, укрупняя групп у. Примечание: каждый участник может напи сать несколько образовательных областей на отдельных листочках. Укрупнение групп идет с согласия автора при обсуждении каждого шага всей микро группой. Затем микрогруппы выставляет плакат на общее обозрение и представляет его. Вывод: Мы с Вами провели «экспертизу» собственных знаний по применению навыков рассказывания по картине детей дошкольного возраста при реализации образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Поэтому и эффективная реализация психолого- педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации. Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса( совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей) . При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах( коллективных разговорах) , в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. СЛАЙД №9: Образовательные области Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная, чтени е. СЛАЙД №10: РЕКОНСТРУКЦИЯ. ( Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования. Реконструкция — воспроизведение процессов, происходивших в прошлом. . . ) - Таким образом, при реализации образовательных областей нам пригодятся следующие Виды высказываний: описание, повествование, рассуждение, приобретенные при обучении рассказыванию по картине. Описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его ко мпоненты. Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая( начало, середина, конец) , перестановка его элементов может нарушить посл едовательность изложения события. Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание. СЛАЙД №11: СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. ( Дидактические методы, а ктивизирующие процесс обучения) ВОПРОС: Какие виды рассказывания по картине вы знаете? Слайд 12 В иды рассказывания по картине: Описание предметных картин — связное после довательное опи сание пред метов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации( дается и описание, и сюжет) . Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. ЗАДАНИЕ № 13: Составьте примерную схему методики проведения об учения рассказыванию по картине. СЛАЙД № №14: Методика проведения обучения рассказыванию по картине: Эмоциональное начало. Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью. Если воспитатель не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине? » или& lt; Что вы видите на картине? » нередко побуждают дошкольников к простому перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще? » нарушают целостное восприятие картины и приводят к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы( Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/ Э. П. Короткова. - М. , 1982. ) . Подготовительная работа по обучению рассказыванию. Основная работа: с оставление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный( воссоздающий, использующий опо ру) вид рассказывания и т ворческий вид рассказывания. Итог. СЛАЙД №15: ВОПРОС: Какие методы используются на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию: Слайд №16 Наглядный метод: Рассматривание. Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Рассматривание картины, т. е. сенсорного обследования, включает: восприятие объекта картины в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга( выше, ниже, слева, справа и т. д. ) ; вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины. Слайд №17 Словесный метод: Беседа по картине. Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизи ровать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов. Слайд №18 Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и пред метах, которые есть на картине. Цели: обогатить речь детей литературными речевыми об разцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изо браженных на картине. Эффективность этого вида работы воз растает в том случае, если педагог соотносит речевые литера турные образцы с картиной. Практический метод: игровые упражнения. СЛАЙД №19 ЗАДАНИЕ №3: Прочитать предложенные на карточке игровые упражнения. Проиграть в одно из них с участниками мастер- класса по представленной на экране картине. Каждой микрогруппе предлагается своя классификация игровых упражнений: на акцентуацию внимания, на установление связи между предметами, сенсорные игры, языковые игры, словарной работе. 1 микрогруппа: Игровые упражнения по словарной работе. Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей. Называние предметов, изображенных на картине, и объ яснение их предназначения: Это спицы, они нужны для того, чтобы вязать шарфы, носки и т. п. Предметы для называния и объяснения: покрывало, кресло, кактус и т. п. Построение антонимичных пар- педагог называет слова, дети подбирают к ним антонимы: большой- маленький; мягкий- твердый, жесткий; белый- черный; темный- светлый. Построение синонимичных рядов- педагог называет слово, дети подбирают к нему синонимы( в том числе и контек стуальные) : кошка- Мурка, домашнее животное, общая люби мица, домашний питомец; лента- бант, украшение; девочка- школьница, дочка, Маша; цветы- растения, зелень. Нахождение на картине предметов, имеющих несколь ко значений( многозначные слова) : ручки( у девочки и у ра мы) , ножки( у стола, кресел, девочки) . Подбор родственных слов, которые можно использо вать при описании картины( с объяснением значения слова в отдельных случаях) : кошка- котенок, котята, кошачий, кошатник, кошатница. 2 микрогруппа: Игровые упражнения на акцентуацию внимания. Цели: развивать зрительное восприятие, зрительную па мять и зрительное внимание; активизировать словарь. «Назови детали картины». Картина демонстрируется, через некоторое время убирается, а дети должны назвать как можно большее количество деталей. Затем картина возвращается и называются те детали, которые выпали из зоны внимания детей. Можно усложнить инструк цию: называть предметы вместе с признаком: красные туфли, каштановые волосы, игривый котенок и т. п. «Найди предмет». Педагог просит найти предмет на картине( обычно это ма ленький, наименее заметный предмет или предмет, имеющий важное значение для понимания ситуации) : кактус, пуговица, молоко и т. п. «Классификации». Педагог просит назвать имеющиеся на картине игрушки, живые предметы, все зеленое, мебель, шерстяное, мягкое и т. п. ; предметы, имеющиеся на картине в нескольких экземплярах, звучащие, имеющие запах и т. п. 3 микрогруппа: И гровые упражнения на установление связи между предметами. Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно- следственные отношения; активизировать словарь. «Что с чем? ». Дети называют по два предмета, имеющихся на картине, и объясняют связь между ними: кошка и котята- у кошки 3 ко тенка; тарелка и рыба- на тарелке лежит рыба. «Ассоциативные ряды или круги». Педагог называет слово, а дети должны найти предметы или слова, ассоциативно связанные с ним: животные- кошки; чело век- девочка; еда- рыба, молоко; мебель- стол, кресла; кошка- корзина, рыба, котята( в этом случае каждая связка объясня ется) . 4 микрогруппа: Сенсорные игровые упражнения. Цели: развивать тактильное чувство; формировать цвето вые представления; обогатить детей сенсорными впечатления ми, ввести их в жизненный опыт ребенка; активизировать сло варь признаков. Такие игры особенно важны для детей младше го дошкольного возраста. «Сенсорная копилка». Подобрать предметы, изображенные на картине, предоста вить их детям для тактильного ознакомления. По мере ознаком ления называть признаки. Здесь можно использовать прием сравнения с другими предметами: клубок- теплый, как мех кошки; кресло мягкое, как подушка. . . «Чудесный мешочек». Подобрать предметы, аналогичные предложенным в сюжете. Дети на ощупь угадывают их, объясняя, что помогло им отга дать предмет. «Раскрась так же». Воспитатель предлагает детям контурные изображения предметов. Нужно найти на картинке соответствующий пред мет, определить его цвет и раскрасить по образцу, назвать пред мет вместе с признаком, называющим цвет( красный мяч) . СЛАЙД №20: ВСЕ: Языковые игровые упражнения. Цели: выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; форми ровать грамматические формы русского языка; развивать языко вое чутье. «Скажи ласково». Нужно найти на картине предметы, которые можно назвать существительными в уменьшительно- ласкательной форме( ко тенок лапки, ушки, мячик) . «Множественное число». Найти предметы, которые можно назвать существительными во множественном числе( котята, растения, кресла, спицы, банты) . «Действия». Назвать действия по картине( несет, лакает, трется, играют) . «Рифмы». К названным словам, подобрать рифмы по картине: ребята- котята; картина- корзина; вскачь- мяч, птицы- спицы. . . «Доскажи словечко». Посмотрите- ка, ребята, Ведь играют тут. . . ( котята) . Вот пустилась что- то вскачь. Рассмотрели- это. . . ( мяч) . Очень чисто вымыт пол, На него поставим. . . ( стол) . СЛАЙД № 21: В ходе этапа подготовительной работы и на других этапах используется основной словесный прием: вопрос. СЛАЙД №22: ЗАДАНИЕ Задай вопрос. Участникам мастер- класса предлагается придумать вопросы по содержанию картины, представленной на экране в микрогруппе: 1 микрогруппа: прямые( «Какого цвета утенок») ( предметная картина) ; создающие стимул к фантазированию: Что могла бы уметь кошка, если бы она выступала в цирке? Откуда могла взяться рыба, которой кормит кошек девочка? направленные на истолкование внутреннего состояния, настроения героев( старший возраст) . 2 микрогруппа: подсказывающие искомые признаки( «Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка? ») ( предметная картина) ; помогающие в логической и временной последовательности передать содержание картины( старший возраст) ; поисковые( «Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом? ») ( предметная картина) ; побуждающие к сравнению, метафоре( «На что похожи глазки лисенка? »; «Что напоминают лапки утенка? ») ( предметная картина) ; 3 микрогуппа: требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает содержание картины( «Почему остановили лошадку? » — «Надо ее напоить»; «Как одеты дети и почему именно так, а не иначе? »( младшая группа) ; требующие ответов- размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать, сопоставлять факты, делать выводы( старший возраст) ; направленные на анализ сюжета картины: Где спят котята? Зачем в корзине лежит покрывало? Для кого девочка приготовила рыбу? Где лежит рыба? 4 микрогруппа: направленные на пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной: Сколько может быть у кошки котят? Чем питаются котята? А кошки? Какие звуки издает кошка, когда она встревожена? сыта? когда она спокойна? Что делает кошка с котятами, если хочет их спасти? Как называют врача, который лечит кошек? мобилизующие прошлый опыт ребенка( «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается? »; & lt; Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе? » и др. ) ( младшая группа) ; требующие ответа- предположения — как бы выхода за пределы изображенного. Такие вопросы помогают устанавливать логические взаимосвязи( «Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может ждет кого- то? »; «Вова поит лошадку и что- то говорит ей. Интересно, что он ей говорит? » и др. ) ( младшая группа) . ВСЕМ: Пресс- конференция. Эту форму работы можно предло жить для старших дошкольников. Дети сами задают вопросы педагогу, а он на них отвечает. Это позволяет повысить позна вательную и коммуникативную мотивацию. СЛАЙД № 23: Методы и п риемы к составлению описательных( репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине. Рассмотрим следующий этап обучения рассказыванию по картине: основной этап работы- с оставление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный( воссоздающий, использующий опо ру) вид рассказывания и т ворческий вид рассказывания. Выясним, какие приемы используются при составлении описательных( репродуктивных) рассказов по предметной, сюжетной картине на основном этапе. СЛАД №24 ЗАДАНИЕ №5: Упражнение «Шкатулка методов и приемов ». Шкатулка передается по кругу. Тот, у кого в руках шкатулка, достает метод или прием и объясняет его правильное проведение. Если участник затрудняется – организуется помощь микрогруппы или помощь ведущего. Слайды №25- 26 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ: игровой прием «Расскажем кому- то»: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке»( М. Конина) . выбор объект а для описания( «Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами») . сочетание рассматривания картины с показом игрушки( «Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок») . Это можно сделать в виде инсценировки( в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними) . Можно предложить описание любого предмета по выбору. и ногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован( «Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок») ; образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой( используются, например, картины из серии «Наша Таня») ; Составление рассказа по вопросам воспитателя: Что это за предмет? Какого он размера? Какой он формы? Какого он цвета? Из каких частей и деталей он состоит? Из какого материала он сделан? ( Если он изготовлен ру ками человека. ) Каким образом им можно манипулировать? Если это живой предмет, то вопросы будут другими. Для де вочки: имя, возраст, внешний вид( волосы, глаза, нос) , одежда, действия. Для кошки: обобщающее слово, внешний вид, где живет, чем питается, детеныши, польза для человека. Составление описательного рассказа по схеме. Разделы обычно соответствуют предыдущим вопросам; можно использовать готовые схемы Т. А. Ткаченко, можно со ставить свои схемы. Пример рассказа: Это мячик. Он красный, круглый, маленький. Сделан мяч из резины, поэтому он упругий и хорошо прыгает. Мячиком играет рыжий котенок. Составление описательного рассказа по сенсорным символам. При составлении рассказа не всегда используются все сим волы, так как предмет исследуется не всегда всеми анализато рами. Пример рассказа: Это корзина. Она желтая, потем невшая от времени. Корзина большая и глубокая. Она овальной формы. Когда в нее запрыгивают котята, корзина протяжно скрипит. Ее сплели из гладких ивовых прутьев, поэтому она очень прочная. Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Мнемотаблицу можно заполнять вместе с детьми; можно предложить готовую таблицу для составления рассказа; можно предложить таблицу- загадку. В последнем случае дети должны отгадать загадку и доказать свое мнение по каждой ячейке таблицы. 189928599060 Составление описательного рассказа по цветовым символам. 934720150495 Пример рассказа: На картине нарисована девочка. Ее зовут Маша. У Маши каштановые волосы и карие глаза. У нее синяя юбочка, белая с полосками кофточка с красными пуговицами. А на голове голубые банты. Составление сравнительного рассказа по аналогии. Воспитатель описывает один предмет, а ребенок, по анало гии выстраивая фразу, описывает другой либо самостоятельно сравнивает два предмета. Пример рассказа: Посмотрите на двух котят. Один котенок рыжий, а другой черный. Рыжий котенок шустрый, игривый, а черный более спокойный. Рыжий котенок играет мячиком вместе с серым котенком. А черный лакает из блюдца молоко. Спят котята с мамой- кошкой в корзине на мягкой под стилке. Девочка поит их молоком. П араллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»( Зрожевская А. А. Обучение монологам- описаниям/ / Дошкольное воспитание. — 1986. — 12. ) : Педагог У меня утенок Ребенок У меня цыпленок Утенок желтый У утенка большие красные лапы И цыпленок желтый У цыпленка лапки маленькие Сначала следует брать предметные картины, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки( лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик) . Слайды №27- 29 ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ: Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану. ПЛАН: Квартира. Девочка Маша. Домашние питомцы. Кормление кошки и котят. Место для сна кошки и котят. Частичное описание сюжетной картины, серии. Описание одной части картины- зала, прихожей и т. п. Можно разделить рассказы или соединить их в коллективный рассказ. Пример рассказа: На картине изображена квартира. В проем двери видна часть зала. Напротив двери находится окно. На окне желтые шторы с зеленым рисунком. На подоконнике много комнатных растений. Справа от окна стоит прямо угольный журнальный столик. На нем лежит стопка книг, го лубой шерстяной клубок с воткнутыми спицами и вязание. Над столом висит картина. По обе стороны от стола стоят мягкие, удобные кресла. Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем. Эти схемы помогают детям ориентироваться в пространстве картины и планировать свой рассказ. Описание картины проис ходит по выделительным символам на картинном пространстве. Можно использовать 5 пошаговых схем, а можно из них соста вить одну общую схему и работать по ней пошагово. 2470785104775 Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. Схематичные детали для описания 11677656350 На картине изображена квартира( описание окна, стола, кресел) . В прихожей стоит девочка Ма ша( описание Маши) . У нее в руках тарелка с рыбой для кошки. Кошка трется о Машины ноги( описание кошки) . На полу иг рают два котенка( сравнительное описание двух котят) . Еще один котенок( описание котенка) пьет из блюдца молоко. В углу прихожей стоит корзина( описание корзины) . Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися дета лями. Воспитатель закрывает всю картину, а потом открывает один за другим фрагменты картины и предлагает детям описывать их. Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изо бражениям. Девочка, кошка, котята, магазин, рыба, молоко, дом, тарелка, блюдце, корзина. Опорные символические изображения для динамического сюжета 1475740- 10160 в старшей группе( по Ушаковой) Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую( начало) , красную( середина) и синюю( конец) , по которой дети самостоятельно составляют текст. Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии. Детям зачитывается рассказ, они по сюжетной картине должны составить свой рассказ аналогично услышанному. Пример рассказа: Жил был мальчик. Его звали Дима. У него жила собачка Жучка. У Жучки было 3 щенка. Все они жили в прихожей, спали на старом одеяле, которое лежало в углу. Дима кормил щенят и Жучку косточками, колбасой. . . Составление рассказа по сюжетной картине п о предложениям, составленным из опорных слов. Жить, девочка, Маша. ( Жила девочка Маша. ) Маша, кошка, Мурка. ( У Маши была кошка Мурка. ) Мурка, родить, котята. . . Маша, кормить, рыба, молоко. . . Кошка, котята, спать, корзина. . . Составление рассказа по сюжетной картине п о картографической схеме( методика В. К. Воробьевой) . Маша- кошка. У девочки Маши жила кошка. Кошка- котята. У кошки были котята. Маша- рыба, молоко. Маша кормила кошек рыбой и молоком. Рыба- тарелка. Рыбу Маша выкладывала на тарелку. Молоко- блюдце. Молоко девочка наливала в блюдце. Кошка котята- корзина. Кошка и котята спали в корзине. в подготовительной группе( по Ушаковой) составление текста коллективно( командами) . При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картина. Рассказ составляет другая группа( команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина( дети видят, чем заканчивается сюжет) , а затем открываются все остальные; открываются 1, 3 и 5- я картины. Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается по ставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет( восприятие себя как героя картины или в качестве объекта с заданной харак теристикой) . Для повышения мотивации рассказывания используется прием «разговор по телефону», когда один ребенок рас сказывает другому о содержании картины( Лебедева) Прием составления письма вводит ребенка в игровую ситуацию. Он заключается в повто рении высказываний ребенка или взрослого и их последую щей записи( Лебедева) . СЛАЙД №30 Повторение приемов Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану Частичное описание сюжетной картины, серии Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися дета лями. Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изо бражениям Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии Составление рассказа по сюжетной картине п о предложениям, составленным из опорных слов Составление рассказа по сюжетной картине п о картографической схеме составление текста коллективно( командами) . Прием вхождения в картину прием «разговор по телефону» Прием составления письма СЛАЙД №31: ЗАДАНИЕ №6: Составить опорные слова для рассказа по картине. Представьте себе, что все персонажи картины ожили, и мы про них сочиним исто рию. Для опоры можно использовать слова- предметы, слова- действия, слова- признаки, слова- наречия и даже предлоги. 1 микрогруппа: Опорные слова- предметы( существительные) : Маша, магазин, рыба, молоко, кошка, котята, корзина. 2 микрогруппа: Опорные слова- действия( глаголы) : Жила, пошла, купила, вернулась, налила, положила, накор мила, забрались, уснули. 3 микрогруппа: Опорные слова- признаки( прилагательные) : Добрая, пушистая, маленькие, вкусную, полезное, удобная, мягкое, тихое. 4 микрогруппа: Опорные предлоги: У, с, в, для, в, на, в, на. Использование для опоры предлогов помогает ввести их в речь ребенка, поупражнять детей в грамматически правильном по строении фразы. СЛАЙДЫ №32- 33: Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов. Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте( Виноградова Я. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой/ Н. Ф. Виноградова. М. , 1978) . Для описание пейзажных картин и натюрмортов можно использовать приемы: использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым? »; Что художнику хотелось рассказать о? . . ». Почему художник так назвал свою картину? Что художнику кажется интересным, красивым? Вопросы типа «про что. . . », «о чем. . . » побуждают ребенка истолковывать картину, а не ограничиваться перечислением отдельных предметов, объектов изображенного( Зубарева Н. М. ) ; использование поэтических произведений( А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и др. ) о природе, музыке. Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры; одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему( например: «Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла; сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что- нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке? »; показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить: «К какой картине они подходя? Почему? » описание того, что больше всего понравилось в картине, а остальные дети должны догадаться, о каком предмете( месте) идет речь; сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Настроение, переданное художником, определяется прежде всего состоянием изображенной природы: начало осени — яркое, солнечное, золотое и середина — хмурая, дождливая, туманная( Зубарева Н. М. ) . СЛАЙД №34: Метод выяснения ожидан ий и опасений «Весеннее дерево». Цель: оценить резул ьтативность проведенного мастер- класса Необходимые мат ериалы: раскрывшиеся почки, зеленые листья Проведение: ведущий обращае т внимание участников на дерево и предлагает участникам, чьи ожидания сбылись и опасения не оправдались заменить почку дерева распустившимся листом. Если же ожидания не оправдались, или сбылись опасения – ничего не менять. Оценка результатов: если дерево стало зеленым – цели достигнуты, мастер- класс прошло прод уктивно, если нет – цели не достигнуты. СЛАЙД №35: РЕФЛЕКСИЯ( Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности. Осознание метода, приведшего к активности познавательной деятельности) : Упражнение «Шесть шляп мышления»: Наш мастер- класс подходит к концу и нужно подвести итог. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Для этого каждая микрогруппа выбирает себе 2 шляпы и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог мастер- класса: СЛАЙД №35: - «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции; - «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом мастер- классе; - «черная шляпа» говорит о «минусах», т. е. что на мастер- классе не понравилось или, что принять нельзя; - «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе мастер- класса; - «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества- где и как еще можно использовать полученный опыт; - «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем. На обсуждение каждой микрогруппе дается 2 минуты. Задание понятно? Тогда – начинаем работу. А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог в той последовательности, которую мы озвучили. Право выбора всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие ус ловия, которые помогут детям самим добы вать информацию и приобретать в рассказывании по картине. Дерзайте, творите! Спасибо за работу! СЛАЙД № 3 7: ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ Если вы испытываете затруднения в работе по составле нию рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью. . . Но знайте: количество вопросов обратно пропорцио нально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди. Литература: Бородич, А. М. Методика развития речи детей[ Текст] / А. М. Борович. - М. , 1981. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи[ Текст] / В. К. Воробьева. - М. , 2006. Выготский, Л. С. Воображение и творче ство в де тском возрасте/ Л. С. Выготский, - М. : Просвещение, 1991. - 93 с. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология( дошк. ) ». В 2 ч. Ч. 2. Методика и организация ко ммунистического вос питания в детском саду/ В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. ; Под р ед. В. И. Логиновой, П. Г. Само руковой. —2- е изд. , испр. и доп. — М. : Просвещение, 1988. — 270 Зрожевская, А. А. Обучение монологам- описаниям/ / Д ошкол ьное Воспитание. — 1986. — 12. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов- н/ Д: ТЦ" Учитель" , 2002. - 32 с. Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду/ Э. П. Короткова. — Ростов н/ д, 1975. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ре бёнка в дошкольном возрасте/ А. Н. Леон тьев/ / Возрастн ая и педагогическая психоло гия; сост. М. О. Шуаре. - М. : Изд- во Моск. ун- та, 1992. - С. 42- 53 Леонтьев, АА. Язык и речевая деятель ность в общей и педагогической психологии/ А. А. Леонтьев/ / Избр. психол. тр. - М. : Изд- во Моск. психолого- социального ин- та; Воро неж: Изд- во НПО «МОДЭК», 2003. - 536 с. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно- методическое пособие/ Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с. Лосева, И. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие. - Ростов- на- Дону: Изд- во ПИ ЮФУ, 2009 с. Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно- метод. пособие/ Авт. - сост. Е. Н. Кутепова. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : РУДН, 2007. – 91 с. Мигунова, Е. В. Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении[ Текст] : учеб. - метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 105 с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2- е изд. , испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил. , 4 л. ил. Стародубова, Н. А. Теория и мето дика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н. А. Стар одубова. — 5- е изд. , стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыва нию по картинам[ Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. , 2005. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов[ Текст] / Т. А. Ткачен ко. - М. : ГНОМ и Д, 2001. Филичева, Т. Б. , Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. — 560 с. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка/ Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. - 250 с. Сластёнин, ВА Педагогика/ В. А. Сластёнин[ и др. ] . - М. : Школа- Пресс, 1997. - 512 с. Сохин, ФА. Психолого- педагогические ос новы развития речи до школьников/ Ф. А. Сохин. - М. : МПСИ; Воронеж: Изд- во НПО МОДЭК, 2002. - 224 с. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко[ и др. ] . - М. : Просвещение, 1984. - 240 с. Флёрина, ЕА. Живо е слово в дошкольном учреждении: учеб. пос. для дошк. отделений пед. техникумов и пед. вузов/ Е. А. Флёрина. – М. : Гос. уч. - пед. изд- во, 1933. - 56 с. Федеральные государственные требова ния к структуре основной образовательной программы дошкольного образования[ Элект ронный ресурс] . - www. rg. ru

Оставить комментарий: