Сборник диагностических методик
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Диагностика особенностей адаптации, деятельности
и профессионально-личностных затруднений молодого педагога ДОУ
Сборник диагностических методик
Автор-составитель:
воспитатель - наставник
Селезнева Е.А.
2021
 
№ п/п
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование Стр.
 
- Пояснительная записка ………………………………………………………………………………. 3
- Структура самоанализа и самооценки педагогов ДОУ в контексте профессионального стандарта педагога ……………………………………………………. 4
- Карта «Затруднения педагогов» ………………………………………………………………… 5
- Анкета «Определение профессиональных затруднений педагога» …………... 6
- Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы» …………… 8
- Анкета «Проблемы информационной направленности» …………………………. 9
- Диагностический комплект по изучению здоровьесберегающей
компетентности педагогов ………………………………………………………………………… 10
Опросник по самоанализу инновационной деятельности ………………………… 10
Диагностическая карта по оценке профессиональной компетентности …... 11
Диагностическая карта для изучения профессиональных умений и
качеств педагога ………………………………………………………………………………………… 12
Диагностическая карта для изучения педагогической культуры педагога.. 13
- Критерии оценки системы повышения результативности
здоровьесберегающей деятельности педагогов ………………………………………… 14
- Комплексная диагностическая методика «Профессиональные
потребности и затруднения педагогов» …………………………………………………….. 15
- Используемая литература………………………………………………………………………….. 17
Пояснительная записка.
Сборник диагностических методик по изучению профессиональных затруднений педагогов разработан в рамках реализации системы наставничества в ДОУ.
Цель диагностических методик: выявить затруднения педагогов, согласно профстандарту; определить уровень соответствия владения трудовыми функциями воспитателя требованиям профессионального стандарта и выявить те показатели, которые оказали максимальное и минимальное влияние на этот уровень.
Сборник диагностических методик, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создает основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов. Диагностические методики позволяют определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности воспитателей и тем самым влияет на качество образовательной деятельности в ДОУ.
Структура
самоанализа и самооценки педагогов ДОУ
в контексте профессионального стандарта педагога
- Самоанализ особенностей должностных функций воспитателя дошкольного образования.
Анализа профессиональнои˘ деятельности позволяет:
- определить особенности должностных функции˘ в качестве воспитателя конкретнои˘ дошкольнои˘ образовательнои˘ организации;
- уточнить круг своих должностных функции˘ и при осуществлении самоанализа и самооценки профессиональнои˘ деятельности определять дефициты, связанные с этими функциями.
- Самооценка профессиональных достижений воспитателя дошкольного образования.
В этои˘ части анализа:
- педагог соотносит планируемые и реально полученные результаты образовательнои˘ деятельности;
- выявляет, достижение каких целевых ориентиров развития детеи˘ является сильнои˘ сторонои˘ его профессиональнои˘ деятельности;
- обозначить дефициты и пути их решения.
- Самооценка психолого-педагогической компетентности воспитателя дошкольного образования.
В этои˘ части анализа педагогу предстоит определить уровень своеи˘ психолого- педагогическои˘ компетентности.
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
В этои˘ части анализа педагоги:
- анализируют собственную профессиональную деятельность с точки зрения соответствия ее¨ требованиям профессионального стандарта «Педагог»;
- определяют уровень сформированности соответствующих компетенции˘ и обосновывают свою оценку.
Карта «Затруднения педагогов»
Уважаемые коллеги! Данная анкета предназначена для изучения Ваших затруднений с целью оказания Вам практической помощи в организации своего непрерывного образования. Просим Вас внимательно ознакомиться с вариантами ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при …» и ответить на них.
Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.
| 
 Вид деятельности | Нет. Могу поделиться опытом | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Да. Хотелось бы получить помощь | 
| Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе, знание современных воспитательных технологий | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Тематическое планирование, календарное планирование | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Рациональное использование традиционных методов, использование современных воспитательных технологий | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Знание эффективных форм работы с детьми | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Осуществление дифференцированного подхода к обучению | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация индивидуальной работы с воспитанниками | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Проведение различных типов обучающих занятий | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Планирование и проведение совместной деятельности с воспитанниками | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Использование межпредметных связей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Использование технических средств обучения, знание и применение ИКТ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Знание детской возрастной психологии, работа с "трудными" воспитанниками | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Работа с родителями воспитанников, проведение родительских собраний и других форм взаимодействия | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация детей и родителей для общесадовских мероприятий Привлечение родителей к участию воспитательно- образовательного процесса | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Владение коллективом детей при организации совместной деятельности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Составление авторской воспитательной программы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация самообразования | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Другие затруднения (назовите): | ||||
АНКЕТА
«Определение профессиональных затруднений педагога»
Уважаемые коллеги! Определите степень своих затруднений: поставьте "галочку" в соответствующей графе
| 
 Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | |||
| 
 Очень сильная | 
 Сильная | 
 Средняя | Слабая или отсутствует | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| Создание образовательной среды и использование её возможностей | ||||
| Умение обосновывать выбор учебно- методической литературы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Составление учебно-тематического плана | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Ведение планов-конспектов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение ставить цели занятий | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение отработать содержание материала к занятию в соответствии с поставленной целью | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Использование элементов современных педагогических технологий | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Самоанализ занятия | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Анализ занятия коллеги | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Описание своего опыта работы, самоанализ деятельности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Участие в конкурсах, выставках и других воспитательных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Осуществление дифференцированного подхода к обучению | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Использование межпредметных связей (интеграция) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Затруднения в составлении рабочих образовательных программ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Владение различными методами оценивания | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Профессиональное развитие | ||||
| Знание методик развития дошкольника | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Овладение содержанием новых программ и изучение современной литературы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение использовать компьютерные и | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение квалифицированно работать с различными информационными ресурсами | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Проблемы с выбором методов, форм и средств обучения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Знание образовательных стандартов и реализующих их программ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Профессиональные затруднения при реализации образовательной программы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение осуществлять системно- деятельностный подход в обучении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Использование опыта творческой деятельности других педагогов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Необходимость в повышении своего профессионального уровня | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты нового поколения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация взаимодействия и общения | ||||
| Знание возрастных особенностей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом возраста детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Применение современных способов, методов, приёмов активизации, обучающихся в обучении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Демонстрация успехов обучающихся перед родителями, на сайте учреждения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение создания ситуаций успеха в обучении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Обеспечение разумной дисциплины на занятии | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Учёт психологических особенностей, обучающихся в образовательном процессе | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация досуговой деятельности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Работа с детьми, имеющими особенности в развитии | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Работа с одаренными детьми | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Диагностика уровня обученности обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация проектной деятельности обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Организация самостоятельной творческой деятельности обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Развитие у обучающихся интереса к вашему виду деятельности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Умение принимать решение в сложных педагогических ситуация | 
 | 
 | 
 | 
 | 
Анкета
«Степень владения навыками самостоятельной работы»
Критерии оценки:
- владею свободно - 3 балла;
- владею посредственно – 2;
- балла; не владею - 1 балл.
| № п/п | Навыки | Баллы | 
| 1. | Работа с учебной, справочной, научно - методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. | 
 | 
| 2. | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка | 
 | 
| 3. | Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти. | 
 | 
| 4. | Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы | 
 | 
| 5. | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов | 
 | 
| 6. | Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц. | 
 | 
| 7. | Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение | 
 | 
| 8. | Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения | 
 | 
| 9. | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой | 
 | 
| 10. | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию | 
 | 
| 11. | Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе | 
 | 
Уровень владения навыками самостоятельной работы:
24- 33 балла - высокий
15 - 23 балла - средний
1 - 14 баллов - низкий
Анкета
«Проблемы информационной направленности»
Критерии оценки:
- да - 1 балл;
- не знаю – 2 балла;
- нет - 3 балла.
| № п/п | Проблема | Баллы | 
| 1. | При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | 
 | 
| 2. | При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | 
 | 
| 3. | При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается | 
 | 
| 4. | Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации | 
 | 
| 5. | Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса | 
 | 
| 6. | В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать. | 
 | 
| 7. | Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения | 
 | 
| 8. | Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике | 
 | 
Возможные проблемы:
- 8 - 10 баллов - испытываю трудности в работе по самообразованию;
- 11 - 18 баллов - необходимо систематизировать работу по самообразованию;
- 19 - 24 балла - правильная организация работы по самообразованию.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
*Опросник
по самоанализу инновационной деятельности
Уважаемый педагог! Ответы оцениваются в баллах следующим образом:
- по уровневым характеристикам позиции 1 и 9: «5» баллов – высокий уровень; «4» балла – выше среднего; «3» балла – средний; «2» балла – ниже среднего;
«1» балл – низкий;
- по частоте использования позиции 3, 4 и 8: «5» баллов – всегда, «4» балла
– часто, «3» балла – иногда, «2» балла – редко, «1» балл – никогда;
- позиции 2, 4, 5, 6 и 7 оцениваются следующим образом: «1» балл – нет;
«2» балла – скорее нет, чем да; «3» балла – и да и нет; «4» балла – скорее да, чем нет;
«5» баллов – да.
| № п/п | Показатели оценки | Баллы | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| 1 | Уровень информированности о педагогических инновациях | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2 | Ваше отношение к педагогическим инновациям, их целесообразность применения в ОУ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 3 | Использование новых обучающих технологий (использование алгоритмов, проблемных ситуаций, ролевой игры, дискуссий, психоэтюдов и др.) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 4 | Использование педагогического опыта по направлению педагогика здоровья других педагогов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 5 | Накопление собственного педагогического опыта по направлению педагогика здоровья | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 6 | Разработка новых методик по формированию, укреплению, сохранению здоровья детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 7 | Подготовка авторских пособий по формированию ЗОЖ детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 8 | Внедрение в учебный процесс новых методик и их экспериментальная апробация | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 9 | Личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Общая сумма баллов: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | |
*Диагностическая карта
по изучению профессиональной компетентности педагога
Уважаемый педагог!
Ответы следует оценить в баллах следующим образом: «1» балл – знания отсутствуют; «2» балла – имеются частично; «3» балла – знаю, но не применяю; «4» балла – применяю иногда; «5» баллов – применяю всегда.
| № п/п | Диагностические параметры | Баллы | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| Профессиональная компетентность педагога | ||||||
| 1.1 | Знает нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагогов в области педагогики здоровья | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.2 | Знает базовые понятия по педагогике здоровья | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.3 | Знает основные направления работы по формированию ЗОЖ детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.4 | Знает индивидуальные особенности развития ребенка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.5 | Знает принципы построения здоровьесберегающей среды | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.6 | Знает специализированные (парциальные) программы по педагогике здоровья | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.7 | Знает построение рационального двигательного режима | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.8 | Знает формы, методы и приемы активного отдыха детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.9 | Знает современные педагогические оздоровительные технологии | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.10 | Знает дидактические игры, направленные на формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.11 | Знает игры и упражнения, направленные на практическую оздоровительную работу | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.12 | Знает игры для коррекции неконструктивного поведения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Общая сумма баллов: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | |
*Диагностическая карта
для изучения профессиональных умений и качеств педагога
Ответы следует оценить в баллах следующим образом: «1» балл – никогда; «2» балла
– редко; «3» балла – иногда; «4» балла – часто; «5» баллов – всегда.
| № п/п | Диагностические параметры | Баллы | ||||
| 1 | 2 | 3 | 
 | 5 | ||
| 2.1 | Умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми в процессе проведения занятия (урока) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.2 | Способность организовывать отдельные виды воспитательно-образовательной работы с учетом интересов детей, возрастно-половых различий, состояния здоровья | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.3 | Умение легко и быстро устанавливать контакт в процессе дидактического общения (в беседе личностного характера с подгруппой детей или в индивидуальной беседе) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.4 | Умение регулировать отношения в группе детей, решать детские конфликты | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.5 | Умения анализировать и диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.6 | Использование активных форм и методов обучения на занятии как средства общения с детьми | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.7 | Умение стимулировать положительные проявления в поступках детей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.8 | Умения применять поощрение и наказание в разумных пределах | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.9 | Использование оздоровительных моментов в процессе проведения занятии. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.10 | Способность проявлять педагогический и психологический такт в общении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.11 | Умение организовать работу с родителями | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.12 | Умение управлять своим поведением, своевременно проявить гибкость в общении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.13 | Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Общая сумма баллов: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | |
Диагностическая карта
для изучения педагогической культуры педагога
Ответы следует оценить в баллах следующим образом: «1» балл – никогда; «2» балла
– редко; «3» балла – иногда; «4» балла – часто; «5» баллов – всегда.
| № п/п | Диагностические параметры | Баллы | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| Коммуникативная культура педагога | ||||||
| 1.1 | Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпимость в общении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.2 | Умение вызвать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к совместной деятельности. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.3 | Умение создать зону успеха каждому ребенку | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.4 | Умение слушать и слышать ребенка, умение понять его чувства и настроение (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.5 | Речевые умения: умение ясно и четко излагать мысли, умение задавать вопросы. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.6 | Умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.7 | Умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.8 | Умение выявить свой стиль общения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1.9 | Умение организовать общение не «от себя», а «от детей» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Личностно-педагогическая саморегуляция | ||||||
| 2.1 | Умение всегда быть терпеливым | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.2 | Умение владеть собой в любой ситуации | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.3 | Умение всегда управлять своими эмоциями | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.4 | Умение постоянно контролировать себя | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.5 | Умение быть деликатным и предупредительным в общении с людьми | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.6 | Умение бороться с несправедливостью, нечестными поступками | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.7 | Умение проявить к себе повышенную требовательность | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.8 | Умение поступиться своими интересами, потребностями ради других людей | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.9 | Умение правильно воспринимать и учитывать критику | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.10 | Умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2.11 | Умение применять шутку, юмор в общении | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Общая сумма баллов: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | |
Критерии оценки системы повышения результативности здоровьесберегающей деятельности педагогов (по каждому блоку)
| Уровни | Баллы | |
| 1. | Низкий | 1,0 – 1,5 | 
| 2. | Ниже среднего | 1,6 – 2,5 | 
| 3. | Средний | 2,6 – 3,5 | 
| 4. | Выше среднего | 3,6 – 4,5 | 
| 5. | Высокий | 4,6 – 5 | 
Критерии оценки системы повышения результативности здоровьесберегающей деятельности педагогов по уровням
(примерные нормативы)
| Уровни | Баллы | |
| 1. | Низкий | 56 и меньше | 
| 2. | Ниже среднего | 55 – 112 | 
| 3. | Средний | 113 – 168 | 
| 4. | Выше среднего | 169 – 223 | 
| 5. | Высокий | 224 – 280 | 
Комплексная диагностическая методика
«Профессиональные потребности и затруднения педагогов
Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные критерии для оценки профессионализма современного педагога ДОУ.
Цель диагностической методики: Изучить удовлетворенность педагога профессиональной подготовкой.
Задание участникам диагностирования:
Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:
- Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы).
- Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.
Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В). Если разность окажется отрицательной, то педагог испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения педагога удовлетворены, какие - нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).
| № п/п | Показатели/индикаторы профессиональных потребностей и затруднений | А | Б | В | 
| 1. Личностная подготовка | ||||
| 1.1. | Уверенность в своих силах | 
 | 
 | 
 | 
| 1.2. | Контактность с людьми | 
 | 
 | 
 | 
| 1.3. | Системность в работе | 
 | 
 | 
 | 
| 1.4. | Понимание происходящих в ДОО изменений | 
 | 
 | 
 | 
| 1.5. | Понимание норм отношений в коллективе | 
 | 
 | 
 | 
| 2. Правовая подготовка | ||||
| 2.1. | Знание своих гражданских и профессиональных прав | 
 | 
 | 
 | 
| 2.2. | Знание основ законодательства в сфере образования | 
 | 
 | 
 | 
| 2.3. | Знание норм и прав обучающегося | 
 | 
 | 
 | 
| 2.4. | Умение обучить правовой самозащите старших дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 2.5. | Умение отстоять свои права | 
 | 
 | 
 | 
| 3. Экономическая подготовка | ||||
| 3.1. | Знание основ рыночной экономики | 
 | 
 | 
 | 
| 3.2. | Знание хозяйственного механизма работы ДОО | 
 | 
 | 
 | 
| 3.3. | Умение рационально организовать свой труд | 
 | 
 | 
 | 
| 3.4. | Умение рационально организовать трудовое воспитание дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 3.5. | Умение формировать экономическое мышление дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 4. Управленческая подготовка | ||||
| 4.1. | Знание основ управления ДОО | 
 | 
 | 
 | 
| 4.2. | Умение управлять развитием обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
| 4.3. | Умение корректировать свой стиль руководства | 
 | 
 | 
 | 
| 4.4. | Умение развивать навыки самостоятельность дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 4.5. | Умение стимулировать качество образования обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
| 5. Общекультурная работа | ||||
| 5.1. | Способность к творчеству | 
 | 
 | 
 | 
| 5.2. | Знание основ искусств | 
 | 
 | 
 | 
| 5.3. | Умение развивать творческие способности дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 5.4. | Поддержание своей спортивной формы | 
 | 
 | 
 | 
| 5.5. | Умение соблюдать режим труда и отдыха | 
 | 
 | 
 | 
| 6. Общеобразовательная подготовка | ||||
| 6.1. | Знание ФГОС ДО | 
 | 
 | 
 | 
| 6.2. | Умение использовать межпредметные связей (интеграция) | 
 | 
 | 
 | 
| 6.3. | Умение осваивать передовой педагогический опыт | 
 | 
 | 
 | 
| 6.4. | Умение развивать у старших дошкольников общие учебные навыки и умения | 
 | 
 | 
 | 
| 6.5. | Умение использовать в работе ТСО | 
 | 
 | 
 | 
| 7. Коммуникативная подготовка | ||||
| 7.1. | Знание основ делового общения | 
 | 
 | 
 | 
| 7.2. | Умение бесконфликтно общаться с воспитанниками / личностно-ориентированная модель взаимодействия | 
 | 
 | 
 | 
| 7.3. | Умение разрешать конфликты с родителями | 
 | 
 | 
 | 
| 7.4. | Умение избегать конфликтов с коллегами | 
 | 
 | 
 | 
| 7.5. | Умение бесконфликтно общаться с руководством | 
 | 
 | 
 | 
| 8. Психологическая подготовка | ||||
| 8.1. | Умение управлять своим состоянием | 
 | 
 | 
 | 
| 8.2. | Знание основ детской психологии | 
 | 
 | 
 | 
| 8.3. | Умение изучать личность дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 8.4. | Умение развивать память дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 8.5. | Умение развивать мышление дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 9. Методологическая подготовка | ||||
| 9.1. | Знание теории поэтапного формирования умственных действий | 
 | 
 | 
 | 
| 9.2. | Знание теории развивающего обучения | 
 | 
 | 
 | 
| 9.3. | Знание интегрированного обучения воспитанников | 
 | 
 | 
 | 
| 9.4. | Умение самостоятельно изучать дидактические теории | 
 | 
 | 
 | 
| 9.5. | Знание основ дидактики | 
 | 
 | 
 | 
| 10. Технологическая подготовка | ||||
| 10.1. | Умение планировать изучение тем | 
 | 
 | 
 | 
| 10.2. | Умение проводить занятия разных типов | 
 | 
 | 
 | 
| 10.3. | Умение управлять учебно-познавательной деятельностью дошкольников | 
 | 
 | 
 | 
| 10.4 | Умение организовать самостоятельную деятельность воспитанников | 
 | 
 | 
 | 
| 10.5 | Умение организовать систему оценки знаний, умений и навыков обучающихся | 
 | 
 | 
 | 
Используемая литература:
- Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В. А. Абабков, М. Пере. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
- Андреева, Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре [Текст] / Л. Д. Андреева // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 170-172.
- Вершловский, С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя [Текст] / С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т. М. Симонова // Советская Педагогика. – 1984. – №4. – С. 76-84.
- Виноградова, А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе [Электронный ресурс] / А. П. Виноградова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: science-education.ru/127-20976 (дата обращения: 06.11.2017).
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
- Володина, Т. В. Психологические факторы жизнестойкости педаго- га Текст] / Т. В. Володина, Н. В. Калинина // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – Самара. – 2009. – № 4(2). – Т.11. – С. 398-
- Дмитриева, М. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала [Текст] / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С. 18-30.
- Дружилов, С. А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности [Текст]
/ С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. – М.: ИД «ЭКО». – 2004. –
№ 6. – С. 40-45.
- Калинина, Н. В. Развитие профессиональной рефлексии учителя: трудности и условия [Текст] / Н. В. Калинина // Сб. научных трудов «Проблемы и перспективы развития профессиональной рефлексии педагогов и психологов образовательных учреждений». – Ульяновск, УИПКПРО, 2007. – С. 17-20.
- Ковалёва, Т. М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалёва, Е. И. Кобыща. – М. Тверь: «СФК-офис». – 246 с.
- Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
- Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. [Текст] / Л. М. Митина. – М., Флинта, 1998. – 200 с.
- Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности [Текст]: Сборник материалов научно- практической конференции / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 321 с.
- Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М.: 1999. – 354 с.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками [Текст] / Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. – 158 с.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д. Я. Райгородский. – Самара: «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
- Чурекова, Т. М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя средней общеобразовательной школы [Текст]: Дис. … канд. пед. наук / Т. М. Чурекова. – Кемерово, 1989. – 208 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 98-102.
- Щербаков, А. В. Роль института повышения квалификации в успешной профессиональной адаптации молодых педагогов / А. В. Щербаков // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 72-75.
- Щербаков, А. И. Современные методы оценки знаний и интеллекта [Текст]: уч. пособие для преподавателей – слушателей ФПК / А. И. Щербаков. – Краснодар, 1997. – 156 с.
- Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
- Мастер-класс с родителями «Открытка для участника СВО на 23 февраля» в рамках родительского клуба
- Индивидуальная программа наставничества на 2023-2024
- Чем занять ребенка 3-6 лет на улице в зимний период. Активный отдых. Часть 2.
- План работы «Школы молодого воспитателя» на 2021-2022 год.
- Программа «Школы молодого воспитателя» на 2022-2023 учебный год.
