a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сборник диагностических методик

Автор: Селезнева Елена Александровна Опубликовано: 2025-02-22 16:40:19

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»  СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика особенностей адаптации, деятельности

и профессионально-личностных затруднений молодого педагога ДОУ

Сборник диагностических методик

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

воспитатель - наставник

Селезнева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021


 

 

п/п

 

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование                                                               Стр.


  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………. 3
  2. Структура самоанализа и самооценки педагогов ДОУ в контексте профессионального стандарта педагога ……………………………………………………. 4
  3. Карта «Затруднения педагогов» ………………………………………………………………… 5
  4. Анкета «Определение профессиональных затруднений педагога» …………... 6
  5. Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы» …………… 8
  6. Анкета «Проблемы информационной направленности» …………………………. 9
  7. Диагностический комплект по изучению здоровьесберегающей

компетентности педагогов …………………………………………………………………………            10

Опросник по самоанализу инновационной деятельности …………………………            10

Диагностическая карта по оценке профессиональной компетентности …...           11

Диагностическая карта для изучения профессиональных умений и

качеств педагога …………………………………………………………………………………………            12

Диагностическая карта для изучения педагогической культуры педагога..          13

  1. Критерии оценки системы повышения результативности

здоровьесберегающей деятельности педагогов …………………………………………           14

  1. Комплексная диагностическая методика «Профессиональные

потребности и затруднения педагогов» ……………………………………………………..            15

 

  1. Используемая литература…………………………………………………………………………..               17

 

Пояснительная записка.

Сборник диагностических методик по изучению профессиональных затруднений педагогов разработан в рамках реализации системы наставничества в ДОУ.

Цель диагностических методик: выявить затруднения педагогов, согласно профстандарту; определить уровень соответствия владения трудовыми функциями воспитателя требованиям профессионального стандарта и выявить те показатели, которые оказали максимальное и минимальное влияние на этот уровень.

Сборник диагностических методик, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создает основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов. Диагностические методики позволяют определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности воспитателей и тем самым влияет на качество образовательной деятельности в ДОУ.

 

Структура

самоанализа и самооценки педагогов ДОУ

в контексте профессионального стандарта педагога

 

  1. Самоанализ особенностей должностных функций воспитателя дошкольного образования.

Анализа профессиональнои˘ деятельности позволяет:

  • определить особенности должностных функции˘ в качестве воспитателя конкретнои˘ дошкольнои˘ образовательнои˘ организации;
  • уточнить круг своих должностных функции˘ и при осуществлении самоанализа и самооценки профессиональнои˘ деятельности определять дефициты, связанные с этими функциями.
  1. Самооценка профессиональных достижений воспитателя дошкольного образования.

В этои˘ части анализа:

  • педагог соотносит    планируемые    и    реально    полученные    результаты образовательнои˘ деятельности;
  • выявляет, достижение каких целевых ориентиров развития детеи˘ является сильнои˘ сторонои˘ его профессиональнои˘ деятельности;
  • обозначить дефициты и пути их решения.
  1. Самооценка психолого-педагогической   компетентности    воспитателя дошкольного образования.

В этои˘ части анализа педагогу предстоит определить уровень своеи˘ психолого- педагогическои˘ компетентности.

  1. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

В этои˘ части анализа педагоги:

  • анализируют собственную профессиональную деятельность с точки зрения соответствия ее¨ требованиям профессионального стандарта «Педагог»;
  • определяют уровень сформированности соответствующих компетенции˘ и обосновывают свою оценку.

 

Карта «Затруднения педагогов»

Уважаемые коллеги! Данная анкета предназначена для изучения Ваших затруднений с целью оказания Вам практической помощи в организации своего непрерывного образования. Просим Вас внимательно ознакомиться с вариантами ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при …» и ответить на них.

Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

 

Вид деятельности

Нет. Могу поделиться

опытом

Скорее нет, чем

да

Скорее да, чем нет

Да. Хотелось бы получить

помощь

Умение поставить цель и задачи в

воспитательной работе, знание современных воспитательных технологий

 

 

 

 

Тематическое планирование, календарное планирование

 

 

 

 

Рациональное использование традиционных методов, использование современных

воспитательных технологий

 

 

 

 

Знание эффективных форм работы с детьми

 

 

 

 

Осуществление дифференцированного подхода к обучению

 

 

 

 

Формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся

 

 

 

 

Организация индивидуальной работы с воспитанниками

 

 

 

 

Проведение различных типов обучающих занятий

 

 

 

 

Планирование и проведение совместной

деятельности с воспитанниками

 

 

 

 

Использование межпредметных связей

 

 

 

 

Использование технических средств обучения, знание и применение ИКТ

 

 

 

 

Знание детской возрастной психологии,

работа с "трудными" воспитанниками

 

 

 

 

Работа с родителями воспитанников,

проведение родительских собраний и других форм взаимодействия

 

 

 

 

Организация детей и родителей для

общесадовских мероприятий Привлечение родителей к участию воспитательно-

образовательного процесса

 

 

 

 

Владение коллективом детей при организации совместной деятельности

 

 

 

 

Составление авторской воспитательной программы

 

 

 

 

Организация самообразования

 

 

 

 

Другие затруднения (назовите):

 

АНКЕТА

«Определение профессиональных затруднений педагога»

Уважаемые коллеги! Определите степень своих затруднений: поставьте "галочку" в соответствующей графе

 

 

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

 

Очень сильная

 

Сильная

 

Средняя

Слабая или

отсутствует

1

2

3

4

5

Создание образовательной среды и использование её возможностей

Умение обосновывать выбор учебно- методической литературы

 

 

 

 

Составление учебно-тематического плана

 

 

 

 

Ведение планов-конспектов

 

 

 

 

Умение ставить цели занятий

 

 

 

 

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и

индивидуальным особенностям обучающихся

 

 

 

 

Умение отработать содержание материала к занятию в

соответствии с поставленной целью

 

 

 

 

Использование элементов современных педагогических технологий

 

 

 

 

Самоанализ занятия

 

 

 

 

Анализ занятия коллеги

 

 

 

 

Описание своего опыта работы, самоанализ деятельности

 

 

 

 

Участие в конкурсах, выставках и других воспитательных мероприятиях,

предусмотренных

образовательной программой

 

 

 

 

Осуществление дифференцированного подхода к

обучению

 

 

 

 

Использование межпредметных связей (интеграция)

 

 

 

 

Затруднения в составлении рабочих

образовательных программ

 

 

 

 

Владение различными методами оценивания

 

 

 

 

Профессиональное развитие

Знание методик развития дошкольника

 

 

 

 

Планирование самообразования и

повышения педагогического мастерства

 

 

 

 

Овладение содержанием новых программ и изучение современной литературы

 

 

 

 

Умение использовать компьютерные и

 

 

 

 

 

мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы

 

 

 

 

Умение квалифицированно работать с

различными информационными ресурсами

 

 

 

 

Проблемы с выбором методов, форм и средств обучения

 

 

 

 

Знание образовательных стандартов и реализующих их программ

 

 

 

 

Профессиональные затруднения при реализации образовательной программы

 

 

 

 

Умение осуществлять системно-

деятельностный подход в обучении

 

 

 

 

Использование опыта творческой деятельности других педагогов

 

 

 

 

Необходимость в повышении своего профессионального уровня

 

 

 

 

Решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты нового поколения

 

 

 

 

Организация взаимодействия и общения

Знание возрастных особенностей

 

 

 

 

Организация индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом возраста детей

 

 

 

 

Применение современных способов, методов, приёмов активизации,

обучающихся в обучении

 

 

 

 

Демонстрация успехов обучающихся перед родителями, на сайте учреждения

 

 

 

 

Умение создания ситуаций успеха в

обучении

 

 

 

 

Обеспечение разумной дисциплины на занятии

 

 

 

 

Учёт психологических особенностей,

обучающихся в образовательном процессе

 

 

 

 

Организация досуговой деятельности

 

 

 

 

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии

 

 

 

 

Работа с одаренными детьми

 

 

 

 

Диагностика уровня обученности обучающихся

 

 

 

 

Организация проектной деятельности

обучающихся

 

 

 

 

Организация самостоятельной творческой деятельности

обучающихся

 

 

 

 

Развитие у обучающихся интереса к вашему виду деятельности

 

 

 

 

Умение принимать решение в сложных

педагогических ситуация

 

 

 

 

 

Анкета

«Степень владения навыками самостоятельной работы»

Критерии оценки:

  • владею свободно - 3 балла;
  • владею посредственно – 2;
  • балла; не владею - 1 балл.

 

п/п

Навыки

Баллы

1.

Работа с учебной, справочной, научно - методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

2.

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка

 

3.

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

4.

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном

материале, составление опорных схем изученной темы

 

5.

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов

 

6.

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

 

7.

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме,

аргументировано доказать или опровергнуть суждение

 

8.

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения

 

9.

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой

 

10.

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для

работы по самообразованию

 

11.

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе

 

 

Уровень владения навыками самостоятельной работы:

24- 33 балла - высокий

15 - 23 балла - средний

1 - 14 баллов - низкий

 

Анкета

«Проблемы информационной направленности»

Критерии оценки:

  • да - 1 балл;
  • не знаю – 2 балла;
  • нет - 3 балла.

 

п/п

Проблема

Баллы

1.

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

2.

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

 

3.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается

 

4.

Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации

 

5.

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса

 

6.

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать.

 

7.

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым,

показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения

 

8.

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике

 

 

Возможные проблемы:

 

  • 8 - 10 баллов - испытываю трудности в работе по самообразованию;
  • 11 - 18 баллов - необходимо систематизировать работу по самообразованию;
  • 19 - 24 балла - правильная организация работы по самообразованию.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

*Опросник

по самоанализу инновационной деятельности

Уважаемый педагог! Ответы оцениваются в баллах следующим образом:

  • по уровневым характеристикам позиции 1 и 9: «5» баллов – высокий уровень; «4» балла – выше среднего; «3» балла – средний; «2» балла – ниже среднего;

«1» балл – низкий;

  • по частоте использования позиции 3, 4 и 8: «5» баллов – всегда, «4» балла

– часто, «3» балла – иногда, «2» балла – редко, «1» балл – никогда;

  • позиции 2, 4, 5, 6 и 7 оцениваются следующим образом: «1» балл – нет;

«2» балла – скорее нет, чем да; «3» балла – и да и нет; «4» балла – скорее да, чем нет;

«5» баллов – да.

 

п/п

Показатели оценки

Баллы

1

2

3

4

5

1

Уровень     информированности     о                    педагогических инновациях

 

 

 

 

 

2

Ваше отношение к педагогическим инновациям, их целесообразность применения в ОУ

 

 

 

 

 

3

Использование      новых     обучающих     технологий

(использование алгоритмов, проблемных ситуаций, ролевой игры, дискуссий, психоэтюдов и др.)

 

 

 

 

 

4

Использование        педагогического        опыта        по

направлению педагогика здоровья других педагогов

 

 

 

 

 

5

Накопление собственного педагогического опыта по направлению педагогика здоровья

 

 

 

 

 

6

Разработка    новых    методик    по    формированию, укреплению, сохранению здоровья детей

 

 

 

 

 

7

Подготовка авторских пособий по формированию

ЗОЖ детей

 

 

 

 

 

8

Внедрение в учебный процесс новых методик и их экспериментальная апробация

 

 

 

 

 

9

Личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

 

 

 

*Диагностическая карта

по изучению профессиональной компетентности педагога

 

 

Уважаемый педагог!

Ответы следует оценить в баллах следующим образом: «1» балл – знания отсутствуют; «2» балла – имеются частично; «3» балла – знаю, но не применяю; «4» балла – применяю иногда; «5» баллов – применяю всегда.

 

п/п

Диагностические параметры

Баллы

1

2

3

4

5

Профессиональная компетентность педагога

1.1

Знает нормативно-правовые документы,

регламентирующие деятельность педагогов в области педагогики здоровья

 

 

 

 

 

1.2

Знает базовые понятия по педагогике здоровья

 

 

 

 

 

1.3

Знает     основные     направления     работы    по формированию ЗОЖ детей

 

 

 

 

 

1.4

Знает индивидуальные особенности развития ребенка

 

 

 

 

 

1.5

Знает                   принципы                             построения здоровьесберегающей среды

 

 

 

 

 

1.6

Знает      специализированные      (парциальные)

программы по педагогике здоровья

 

 

 

 

 

1.7

Знает               построение              рационального двигательного режима

 

 

 

 

 

1.8

Знает формы, методы и приемы активного отдыха детей

 

 

 

 

 

1.9

Знает            современные                       педагогические оздоровительные технологии

 

 

 

 

 

1.10

Знает дидактические игры, направленные на формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у детей

 

 

 

 

 

1.11

Знает игры и упражнения, направленные на практическую оздоровительную работу

 

 

 

 

 

1.12

Знает игры для коррекции неконструктивного поведения

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

 

 

 

*Диагностическая карта

для изучения профессиональных умений и качеств педагога

Ответы следует оценить в баллах следующим образом: «1» балл – никогда; «2» балла

– редко; «3» балла – иногда; «4» балла – часто; «5» баллов – всегда.

 

п/п

Диагностические параметры

Баллы

1

2

3

 

5

2.1

Умение легко и быстро устанавливать контакт с    детьми    в    процессе    проведения      занятия

(урока)

 

 

 

 

 

2.2

Способность организовывать отдельные виды воспитательно-образовательной работы с учетом  интересов  детей,  возрастно-половых

различий, состояния здоровья

 

 

 

 

 

2.3

Умение легко и быстро устанавливать контакт в процессе дидактического общения (в беседе

личностного характера с подгруппой детей или в индивидуальной беседе)

 

 

 

 

 

2.4

Умение    регулировать    отношения    в    группе детей, решать детские конфликты

 

 

 

 

 

2.5

Умения    анализировать     и     диагностировать

уровень         развития,         воспитанности         и обученности каждого ребенка

 

 

 

 

 

2.6

Использование активных форм и методов обучения на занятии как средства общения с детьми

 

 

 

 

 

2.7

Умение         стимулировать         положительные проявления в поступках детей

 

 

 

 

 

2.8

Умения применять поощрение и наказание в разумных пределах

 

 

 

 

 

2.9

Использование оздоровительных моментов в

процессе проведения занятии.

 

 

 

 

 

2.10

Способность     проявлять     педагогический     и психологический такт в общении

 

 

 

 

 

2.11

Умение организовать работу с родителями

 

 

 

 

 

2.12

Умение       управлять       своим       поведением, своевременно проявить гибкость в общении

 

 

 

 

 

2.13

Умение     владеть     голосом,     придавать     ему различные интонации

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта

для изучения педагогической культуры педагога

Ответы следует оценить в баллах следующим образом: «1» балл – никогда; «2» балла

– редко; «3» балла – иногда; «4» балла – часто; «5» баллов – всегда.

 

п/п

Диагностические параметры

Баллы

1

2

3

4

5

Коммуникативная культура педагога

1.1

Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпимость в общении

 

 

 

 

 

1.2

Умение вызвать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к совместной деятельности.

 

 

 

 

 

1.3

Умение создать зону успеха каждому ребенку

 

 

 

 

 

1.4

Умение слушать и слышать ребенка, умение понять его чувства и настроение (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания)

 

 

 

 

 

1.5

Речевые умения: умение ясно и четко излагать мысли, умение задавать вопросы.

 

 

 

 

 

1.6

Умение       анализировать       (способность       к рефлексии и саморефлексии)

 

 

 

 

 

1.7

Умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении

 

 

 

 

 

1.8

Умение выявить свой стиль общения

 

 

 

 

 

1.9

Умение организовать общение не «от себя», а

«от детей»

 

 

 

 

 

Личностно-педагогическая саморегуляция

2.1

Умение всегда быть терпеливым

 

 

 

 

 

2.2

Умение владеть собой в любой ситуации

 

 

 

 

 

2.3

Умение всегда управлять своими эмоциями

 

 

 

 

 

2.4

Умение постоянно контролировать себя

 

 

 

 

 

2.5

Умение быть деликатным и

предупредительным в общении с людьми

 

 

 

 

 

2.6

Умение бороться с несправедливостью, нечестными поступками

 

 

 

 

 

2.7

Умение проявить к себе повышенную требовательность

 

 

 

 

 

2.8

Умение поступиться своими интересами, потребностями ради других людей

 

 

 

 

 

2.9

Умение правильно воспринимать и учитывать критику

 

 

 

 

 

2.10

Умение             быть             корректным             во взаимоотношениях               с                коллегами, администрацией.

 

 

 

 

 

2.11

Умение применять шутку, юмор в общении

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки системы повышения результативности здоровьесберегающей деятельности педагогов (по каждому блоку)

 

Уровни

Баллы

1.

Низкий

1,0 – 1,5

2.

Ниже среднего

1,6 – 2,5

3.

Средний

2,6 – 3,5

4.

Выше среднего

3,6 – 4,5

5.

Высокий

4,6 – 5

 

 

Критерии оценки системы повышения результативности здоровьесберегающей деятельности педагогов по уровням

(примерные нормативы)

 

Уровни

Баллы

1.

Низкий

56 и меньше

2.

Ниже среднего

55 – 112

3.

Средний

113 – 168

4.

Выше среднего

169 – 223

5.

Высокий

224 – 280

 

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов

Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные критерии для оценки профессионализма современного педагога ДОУ.

Цель диагностической методики: Изучить удовлетворенность педагога профессиональной подготовкой.

Задание участникам диагностирования:

Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:

  1. Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы).
  2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.

Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В). Если разность окажется отрицательной, то педагог испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения педагога удовлетворены, какие - нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).

 

п/п

Показатели/индикаторы

профессиональных потребностей и затруднений

А

Б

В

1. Личностная подготовка

1.1.

Уверенность в своих силах

 

 

 

1.2.

Контактность с людьми

 

 

 

1.3.

Системность в работе

 

 

 

1.4.

Понимание происходящих в ДОО изменений

 

 

 

1.5.

Понимание норм отношений в коллективе

 

 

 

2. Правовая подготовка

2.1.

Знание своих гражданских и профессиональных прав

 

 

 

2.2.

Знание основ законодательства в сфере образования

 

 

 

2.3.

Знание норм и прав обучающегося

 

 

 

2.4.

Умение обучить правовой самозащите старших дошкольников

 

 

 

2.5.

Умение отстоять свои права

 

 

 

3. Экономическая подготовка

3.1.

Знание основ рыночной экономики

 

 

 

3.2.

Знание хозяйственного механизма работы ДОО

 

 

 

3.3.

Умение рационально организовать свой труд

 

 

 

3.4.

Умение рационально организовать трудовое воспитание дошкольников

 

 

 

3.5.

Умение формировать экономическое мышление дошкольников

 

 

 

4. Управленческая подготовка

4.1.

Знание основ управления ДОО

 

 

 

4.2.

Умение управлять развитием обучающихся

 

 

 

 

4.3.

Умение корректировать свой стиль руководства

 

 

 

4.4.

Умение развивать навыки самостоятельность дошкольников

 

 

 

4.5.

Умение стимулировать качество образования обучающихся

 

 

 

5. Общекультурная работа

5.1.

Способность к творчеству

 

 

 

5.2.

Знание основ искусств

 

 

 

5.3.

Умение развивать творческие способности дошкольников

 

 

 

5.4.

Поддержание своей спортивной формы

 

 

 

5.5.

Умение соблюдать режим труда и отдыха

 

 

 

6. Общеобразовательная подготовка

6.1.

Знание ФГОС ДО

 

 

 

6.2.

Умение использовать межпредметные связей (интеграция)

 

 

 

6.3.

Умение осваивать передовой педагогический опыт

 

 

 

6.4.

Умение развивать у старших дошкольников общие учебные навыки и умения

 

 

 

6.5.

Умение использовать в работе ТСО

 

 

 

7. Коммуникативная подготовка

7.1.

Знание основ делового общения

 

 

 

7.2.

Умение бесконфликтно общаться с воспитанниками / личностно-ориентированная модель взаимодействия

 

 

 

7.3.

Умение разрешать конфликты с родителями

 

 

 

7.4.

Умение избегать конфликтов с коллегами

 

 

 

7.5.

Умение бесконфликтно общаться с руководством

 

 

 

8. Психологическая подготовка

8.1.

Умение управлять своим состоянием

 

 

 

8.2.

Знание основ детской психологии

 

 

 

8.3.

Умение изучать личность дошкольников

 

 

 

8.4.

Умение развивать память дошкольников

 

 

 

8.5.

Умение развивать мышление дошкольников

 

 

 

9. Методологическая подготовка

9.1.

Знание теории поэтапного формирования умственных действий

 

 

 

9.2.

Знание теории развивающего обучения

 

 

 

9.3.

Знание интегрированного обучения воспитанников

 

 

 

9.4.

Умение самостоятельно изучать дидактические теории

 

 

 

9.5.

Знание основ дидактики

 

 

 

10. Технологическая подготовка

10.1.

Умение планировать изучение тем

 

 

 

10.2.

Умение проводить занятия разных типов

 

 

 

10.3.

Умение управлять учебно-познавательной деятельностью дошкольников

 

 

 

10.4

Умение организовать самостоятельную деятельность воспитанников

 

 

 

10.5

Умение организовать систему оценки знаний, умений и навыков обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В. А. Абабков, М. Пере. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
  2. Андреева, Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре [Текст] / Л. Д. Андреева // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 170-172.
  3. Вершловский, С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя [Текст] / С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т. М. Симонова // Советская Педагогика. – 1984. – №4. – С. 76-84.
  4. Виноградова, А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе [Электронный ресурс] / А. П. Виноградова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: science-education.ru/127-20976 (дата обращения: 06.11.2017).
  5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  6. Володина, Т. В. Психологические факторы жизнестойкости педаго- га Текст] / Т. В. Володина, Н. В. Калинина // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – Самара. – 2009. – № 4(2). – Т.11. – С. 398-
  7. Дмитриева, М. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала [Текст] / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С. 18-30.
  8. Дружилов, С. А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности [Текст]

/ С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. – М.: ИД «ЭКО». – 2004. –

№ 6. – С. 40-45.

  1. Калинина, Н. В. Развитие профессиональной рефлексии учителя: трудности и условия [Текст] / Н. В. Калинина // Сб. научных трудов «Проблемы и перспективы развития профессиональной рефлексии педагогов и психологов образовательных учреждений». – Ульяновск, УИПКПРО, 2007. – С. 17-20.

 

  1. Ковалёва, Т. М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалёва, Е. И. Кобыща. – М. Тверь: «СФК-офис». – 246 с.
  2. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. [Текст] / Л. М. Митина. – М., Флинта, 1998. – 200 с.
  4. Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности [Текст]: Сборник материалов научно- практической конференции / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 321 с.
  5. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М.: 1999. – 354 с.
  6. Профконсультационная работа со старшеклассниками [Текст] / Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. – 158 с.
  7. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д. Я. Райгородский. – Самара: «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
  8. Чурекова, Т. М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя средней общеобразовательной школы [Текст]: Дис. … канд. пед. наук / Т. М. Чурекова. – Кемерово, 1989. – 208 с.
  9. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 98-102.
  10. Щербаков, А. В. Роль института повышения квалификации в успешной профессиональной адаптации молодых педагогов / А. В. Щербаков // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 72-75.
  11. Щербаков, А. И. Современные методы оценки знаний и интеллекта [Текст]: уч. пособие для преподавателей – слушателей ФПК / А. И. Щербаков. – Краснодар, 1997. – 156 с.
  12. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.

 

Оставить комментарий: