Программа «Школы молодого воспитателя» на 2022-2023 учебный год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»
Смоленского района Смоленской области
Программа «Школы молодого воспитателя»
на 2022-2023 учебный год.
Разработал воспитатель-наставник:
Селезнева Е.А.
2022
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………. 2
- Актуальность программы………………………. 3
- Цели и задачи программы ………………………4
- Предполагаемый результат …………………….. 4
- Содержательный раздел
- Содержание программы ………………………... 4
- Структура реализации программы……………...5
- Перспективный план работы…………………….7
- Организационный раздел
- Методы программы……………………………….9
- Материально – техническое оснащение программы
4.1. Условия реализации программы…………………..9
- Материально – техническое оснащение………….10
- Критерии оценки эффективности
выполнения программы …………………………………. 10
- Литература…………………………………………………….11
1.Целевой раздел
- Пояснительная записка
Современное дошкольное образование переживает сложный период
своего развития. Общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника.
В соответствии с Концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов является подготовка педагогов нового формата - творческих, инициативных, способных не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики. Целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В управленческой деятельности ДОУ необходимо использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов. Это позволит начинающему педагогу быстрее адаптироваться к работе в детском саду, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Поэтому разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального развития молодых педагогов является своевременной и актуальной.
С этой целью в МБДОУ д\с «Светлячок» создана «Школа молодого педагога», в которой рассматриваются теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками. Возглавляет ШМП воспитатель высшей квалификационной категории Селезнева Е.А. Работа ШМП осуществляется в соответствии с Положением о «Школе молодого педагога» и Планом работы на учебный год, утвержденными заведующем МБДОУ д\с «Светлячок». В состав группы входят начинающие и опытные воспитатели.
№п/п |
Ф.И.О. молодого воспитателя |
Наставник |
1
|
Божкова Александра Владимировна |
Селезнева Елена Александровна |
2
|
Пухненкова Ирина Витальевна |
Селезнева Елена Александровна |
3
|
Дровненкова Марина Валерьевна |
Степанова Виктория Александровна |
4
|
Логачёва Елена Николаевна |
Смирнова Екатерина Юрьевна |
5
|
Белей Алёна Алексеевна |
Ефременкова Анастасия Владимировна |
В Программе используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Актуальность программы
Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач.
Особенностью труда начинающих педагогов является и то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодой воспитатель часто испытывает неуверенность во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации.
Профессиональное становление молодого специалиста во многом зависит от оказанной ему помощи со стороны всех субъектов педагогического процесса: администрации, старшего воспитателя, коллег, родителей. Отсутствие такой поддержки может привести к конфликтным ситуациям, к сомнениям в профессиональной и личностной самостоятельности, поэтому первостепенной задачей руководителя ДОУ является не просто привлечение молодых специалистов, но и удержание их на педагогическом поприще.
- Цель и задачи программы
Цель:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов.
Задачи:
Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства педагогов.
Обеспечить наиболее легкую адаптацию в коллективе и успешное вхождение в профессиональную деятельность молодого педагога.
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности.
Формировать профессионально значимые качества, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Создать информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Осуществлять совместное планирование образовательного процесса начинающих педагогов с наставниками.
Способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической практики.
1.4.Предполагаемый результат
Профессиональные умения, приобретенные молодыми специалистами в результате реализации программы:
Применение психолого-педагогических знаний в организации воспитательно-образовательного процесса.
Планирование, подготовка и осуществление образовательной деятельности.
Проведение педагогической диагностики.
Анализ индивидуальных особенностей ребенка и осуществление психолого-педагогического сопровождения с учетом специфики его развития.
Создание комфортной, грамотно и эстетически оформленной, развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Использование в работе современных инновационных технологий.
- Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Школа молодого педагога осуществляет следующие функции:
Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу.
Оказывает консультативную методическую помощь.
Определяет соответствие создания предметно-развивающей среды и организации образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям ФГОС.
Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей.
Система методической работы с молодыми кадрами
Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов;
Обучение на рабочем месте;
Осуществление практики наставничества;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Содержание работы с молодыми специалистами строится с учетом следующих аспектов их взаимодействия:
Молодой специалист – руководитель ДОУ.
Изучение нормативно-правовой базы: должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, Устава ДОУ.
Молодой специалист – опытные коллеги.
Выявление стартовых возможностей и потенциала педагога. Знакомство с методическим кабинетом, с его программно-методическим обеспечением. Инструкция по ведению документации, организации воспитательно-образовательного процесса.
Оказание поддержки и помощи в планировании образовательной деятельности, организации режимных моментов, в проведении диагностики, в использовании разнообразных приемов и методов педагогической практики.
Молодой специалист – родители.
Выстраивание конструктивного и бесконфликтного взаимодействия, формирование авторитета педагога.
Молодой специалист – дети.
Выстраивание личностно-ориентированной модели взаимодействия, формирование уважения, интереса у детей.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
Уровень базового образования, теоретическая подготовленность,
наличие практического опыта, учет индивидуальных особенностей педагога.
2.2. Структура реализации Программы
Работа «Школы молодого педагога» осуществляется в три этапа:
1-й этап – адаптационный.
На первом этапе проводится анкетирование с целью определения личностных качеств, профессиональных возможностей и трудностей педагога.
2-й этап – основной «Руководство качеством»
На втором этапе осуществляется оказание адресной помощи в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышении профессиональной компетентности.
3-й этап – контрольно-оценочный «Творческий поиск»
На третьем этапе проводится Неделя молодого специалиста, открытые показы различных видов образовательной деятельности.
Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Занятия Школы молодого педагога планируются в течение года в соответствии с планом работы, заседания 1 раз в 3 месяца.
Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.
Перед составлением плана работы Школы проводится анкетирование (См. Приложение) среди начинающих педагогов, чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем.
2.3 Перспективное планирование на 2022 – 2023 учебный год
«Школы молодого педагога»
Содержание работы |
Форма проведения |
Сроки |
1. Организация наставничества: определение педагогов - наставников для молодых специалистов. 2. Организационные мероприятия: собеседование с молодыми специалистами; анкетирование. |
Консультации и ответы на интересующие вопросы. |
Сентябрь |
1. Оформление документации группы. 2.Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. 3. Алгоритм самоанализа НОД, совместная разработка. |
Консультация, оказание помощи.
Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника.
Методические рекомендации по самоанализу НОД. |
Октябрь |
1.Просмотр конспекта и проведение непосредственно образовательной деятельности молодым специалистом. 2.Самоанализ НОД молодого педагога. 3.Молодым педагогам опубликовать на сайте https://infourok.ru/ методическую разработку конспекта НОД.
|
Посещения НОД и режимных моментов наставниками.
Просмотр, обсуждение.
Консультация, оказание помощи.
|
Ноябрь |
1. Аналитическая справка по результатам просмотра НОД. 2. Презентация «Визитная карточка». 3.Семинар – практикум с проведением мастер – классов для молодых педагогов «Пути и средства повышения эффективности НОД» |
Обсуждения и рекомендации для молодых педагогов. Выступление на педсовете (молодые педагоги).
Просмотр, обсуждение.
|
Декабрь |
1.Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с воспитанниками. 2. Здоровье сберегающие технологии. Показ молодым специалистом закаливающих процедур. |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Обсуждение темы, составление плана, помощь в подготовке и проведении молодым специалистом закаливающих процедур. |
Январь |
1.Использование современных технологий в воспитательном процессе. 2.Использование в работе проектов. |
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Консультация и ответы на интересующие вопросы |
Февраль |
1. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. 2. Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОУ в процессе образовательной деятельности |
Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей.
Методические рекомендации
|
Март |
1. Роль игры в развитии дошкольников. 2.Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. |
Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. |
Апрель |
1.Отчет молодого специалиста о проделанной за учебный год работе по теме самообразования. 2.Подготовка к летне-оздоровительному периоду. 3.Подведение итогов работы. |
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.
|
Май |
3.Организационный раздел
- 1. Формы и методы работы с молодыми специалистами
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальные особенности педагога;
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- наличие практического опыта работы с детьми.
Формы и методы работы
- диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность;
- беседы;
- индивидуальная работа с опытными педагогами;
- анализ собственной деятельности;
- индивидуальные и групповые консультации;
- педсоветы и семинары;
- открытые занятия, взаимные посещения занятий;
- тренинги по совершенствованию профессиональных умений;
- самообразование, изучение методической литературы;
- анкетирование и опросы.
Условия эффективности работы
- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- сочетание теоретических и практических форм;
- оценка результатов работы (диагностика развития детей);
- своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
- Материально – техническое оснащение программы
4.1.Условия реализации программы
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;
- Адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и отмечается в методической работе ДОУ;
-В организации педагогической деятельности имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка профессионального роста воспитателя.
- Материально – техническое оснащение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса МБДОУ д\с «Светлячок»:
Технические средства обучения:
- ноутбуки
- телевизор
- музыкальный центр
- принтер
Методическое обеспечение:
- библиотека методической, справочной литературы и подписных методических изданий;
- копилка педагогического опыта коллектива;
- дидактический материал;
- библиотека учебно-методической литературы.
- Критерии оценки эффективности выполнения программы
При определении уровня профессиональной компетентности педагога используется система оценки, состоящая из следующих блоков: - Проявление профессиональных качеств педагогов. - Проявление организационно-методических умений. - Проявление личностных качеств.
Оценка деятельности специалиста проводится по двум направлениям: - аттестация на квалификационную категорию - материальное стимулирование. В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется Положением МБДОУ д\с «Светлячок».
Система мониторинга
В процессе реализации Программы Школы предусмотрено наблюдение за профессиональной деятельностью молодого специалиста, которое позволяет проследить за уровнем его профессионального роста. На каждого педагога создается профессиональное портфолио, позволяющее осуществлять мониторинг его деятельности. Данный материал даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития и создания наиболее благоприятных условий для его творческой деятельности. Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники. Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути начинающего специалиста. По окончании реализации программы с педагогами планируется собеседование. С учетом возникающих затруднений – в план работы ШМП вносятся необходимые коррективы.
- Список литературы:
- Книга под редакцией: Управление персоналом. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина, М.ЮНИТИ, 2002.
- Статья из журнала: Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15
- Книга авторов: Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.,2008
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
- Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
.
- План работы «Школы молодого воспитателя» на 2021-2022 год.
- Чем занять ребенка 3-6 лет на улице в зимний период. Активный отдых. Часть 2.
- Индивидуальная программа наставничества на 2023-2024
- Мастер-класс с родителями «Открытка для участника СВО на 23 февраля» в рамках родительского клуба
- Сборник диагностических методик