a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер класс для педагогов Тема: Применение квест-игры в формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Жукова Наталия Александровна Опубликовано: 2025-02-25 13:19:30

Документы для скачивания

Мастер класс для педагогов Тема: Применение квест- игры в формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Цель:   Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности дошкольников посредством квест- технологии. Задачи: 1. Сформировать у участников  представления о квест- технологии по формированию финансовой грамотности дошкольников. 2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением данной технологии. Ход мастер класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать, как можно использовать квест- игру в работе с детьми по формированию финансовой грамотности дошкольников Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах( бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности) . Без сформированных первичных экономических представлений невозможно форми рование финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. И, поэтому, наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться денежными средствами. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания. Поэтому, формирование элементарных экономических представлений и формирование финансовой грамотности целесообразно начинать с дошкольного возраста. Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации. • загадки • пословицы • сказки • экономические задачи • дидактические игры • сюжетно- ролевые игры с экономическим содержанием • занятия • кроссворды • проблемные ситуации. Таким образом, основной формой организации деятельности дошкольников по изучению финансовой грамотности – это игра! Квес т- игра – одна из таких форм. Квест( от англ. Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений») - приключенческая игра, участники которой перемещаются по локациям, находят и выполняют задания, чтобы достичь итоговой цели и получить награду. В образовательном процессе детского сада квест- игра – это организованная исследовательская деятельность. Чтобы провести квест с детьми, воспитатели должны определить правила и участников, написать сценарий, задействовать помещения, рассчитать время и продумать задания. Эта форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна и увлекательна для воспитанников. Особенность квест – игр в том, что они выполняют не только развлекательную функцию, но и помогают реализовать образовательные задачи. Очень хорошо квест – игры проходят, как обобщающие мероприятия с детьми. Квест – игра позволяет педагогам: 1. Комплексно решать образовательные задачи, объединить несколько видов детской деятельности, а значит и несколько образовательных областей. 2. Реализовать образовательные задачи не на специально организованной деятельности, а в игре, а правильно организованная игра для воспитателя это эффективное педагогическое средство. 3. Возможность для педагога в необычной форме сотрудничать с родителями, не поучая и настаивая, что финансовая грамотность детей – это необходимость, а в квест – игре создать условия, где родители сами придут к такому выводу. 4. Использовать квест – игру в диагностических целях. Несмотря на все развивающие задачи, которые можно решить, для детей игра остается игрой. Во время игры дети путешествуют, кому то помогают, ищут клад, летают в космос, встречаются с трудными препятствиями и преодолевают их. Дети не догадываются о том, что они сами добывают себе знания, но для нас, воспитателей, это то, к чему мы стремимся. Хоть воспитатель и играет важную роль, но он направляет детей, «наталкивает их на правильное решение», но выводы дети делают сами. Алгоритм проведения квеста Перед подготовкой к квесту определите главную цель проведения: чтобы дошкольники закрепили понятия по конкретной теме из курса по финансовой грамотности или продемонстрировали обобщенные знания по нескольким темам. В этом случае вы сможете создать ситуацию успеха, в которой воспитанники выполнят все задания и продемонстрируют свои знания. Обычно квест выступает как диагностический инструмент, с помощью которого вы можете провести мониторинг освоения программы по финансовой грамотности. Поэтому лучше квест- игру проводить после того, как дети изучат отдельную тему, или в конце годового курса. 1. Выбрать вид квеста. Квест может быть линейным, кольцевым или штурмовым. Во всех видах участники сразу узнают цель, которую им нужно достичь. Она должна быть понятна всем участникам. Для этого педагог придумывает легенду, которая заинтересует детей и будет мотивировать их выполнять задания. Чаще всего в своей работе я использую линейные квесты, где участники по определенному маршруту перемещаются от одной точки к другой выполняя различные задания пока не достигнут цели. Для составления маршрута использую разные варианты: Маршрутный лист( на нем могут быть написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, ответ на которые и будет то место, куда надо следовать) ; «Волшебный клубок»( на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции) ; - Карта( схематическое изображение маршрута) ; «Волшебный экран»( ноутбук или планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны отправиться участники) ; 2. Выберите направленность сюжета. Направленность поможет придумать и развить сюжет. Это может быть соревнование, исследование, расследование чего- то загадочного, помощь кому- то, путешествие. 3. Подготовьте примерный сюжет Подумайте, с чего начнется квест, как участники будут продвигаться по нему, к чему придут в итоге. Сюжет квест- игры должен быть основан на прохождении участниками заданного маршрута. Например, дети отправляются на поиски клада, посещают разные станции, где выполняют задания по финансовой грамотности, и в конце находят, например, сундук с шоколадными монетами. При создании сценария квеста педагогам особенно важно продумать логичный финал. Если вспомогательные предметы, которые дети зарабатывают в процессе игры, например монеты или ключи, потеряют назначение в конце игры – работа, которую проделали дети, обесценивается. 4. Продумайте задания и реквизит. Необходимо спланировать интересные задания, чтобы дети захотели их выполнить, а также чередовать активные и спокойные виды деятельности. Это могут быть игры и обсуждения, трудовые поручения, восприятие художественной литературы, конструирование, двигательная активность, ребуса, шифр, пазл, творческие задания, задания- опыты, лабиринт. Однотипные задания не вызовут у детей эмоциональный отклик. Дошкольники быстро устанут и начнут отвлекаться, и воспитателям будет сложно вернуть их в игру. 5. Проверьте сценарий квеста на логичность и продолжительность В сюжете не должно быть противоречий. Участники должны логично передвигаться от завязки к развязке сюжета. Воспитателю- организатору квеста важно посчитать, сколько времени понадобится участникам квеста на путь от станции к станции, на выполнение заданий. Ожидаемый результат квеста – вызвать у дошкольников желание изучать финансовую грамоту дальше. Вы должны в игровой форме заинтересовать их финансовой тематикой, заложить азы финансовой культуры. Это позволит сформировать у дошкольников необходимые установки по отношению к деньгам и систему финансовых ценностей, которая в дальнейшем поможет им стать финансово благополучными людьми. Предлагаю вам стать на время детьми и поиграть в квест- игру «П о дорогам финансовой грамотности», Нам надо добраться до сокровищ. Но чтобы до них добраться, нам необходимо побывать на разных станциях и выполнить много интересных заданий. Желаю успеха! » ХОД ИГРЫ: Станция№ 1. «Все свое ношу с собой»- Чтоб складывать заработанные нами сегодня деньги, нам нужно обзавестись кошельком. Люди издавна ценили это приспособление и даже складывали поговорки с его участием: Тяжел кошелек, зато настроение легкое. У кого кошелек толст, у того разговор прост. У лентяя кошелек пуст. А мы сегодня сделаем кошелек в технике оригами. Станция № 2. " Лови выгоду! " - Вам нужно выбрать тему и номер вопроса, правильно на него ответить. Тема « Мульти- пульти »- отгадайте из какого мультфильма эти слова. ( участники выбирают тему и номер вопроса) 1 задание. « Tаити, Tаити … Н е были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. »( «Возвращение блудного попугая») 2 задани е- «Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем. - Это что, сказка такая? - Это жизня такая. »( «Приключения домовенка Кузи») 3 задание. «Безвозмездно — то есть даром. »( « Винни- Пух и все- все- все») 4 задания. «Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… «( «Каникулы в Простоквашино») 5 задание. «За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать! » « Чиполлино » — мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино » Джанни Родари. Станция № 3 Тема «Валюта»- вам надо отгадать валюту страны. 1задание. Назовите валюту России. ( р убль) 2задание. Назовите валюту Китая. ( ю ань) 3. задание. Назовите валюту Америки. ( доллар) 4. задание. Назовите валюту Таиланда. ( тайский бат) 5задание. Назовите валюту Вьетнама. ( донг) Так же достопримечательности какого города изображены на российской купюре достоинством: 1. Десять рублей? ( Красноярск) 2. Пятьдесят рублей? ( Санкт- Петербург) 3. Сто рублей? ( Москва) 4. Пятьсот рублей? ( Архангельск) 5. Тысяча рублей? ( Ярославль) 6. Пять тысяч рублей? ( Хабаровск) Станция № 4 «Банки» Задание «Раздумье». Ответь на вопросы теста. 1. Центральный банк оказывает услуги: а) гражданам; б) организациям; в) коммерческим банкам; г) всем перечисленным субъектам. 2. Коммерческие банки не могут оказывать банковские услуги, если: а) у них нет лицензии на осуществление банковских операций; б) они не принимают деньги во вклады; в) они не выдают кредиты; г) они устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам. 3. Считывающие устройства устанавливаются на: а) компьютере; б) эскалаторе; в) банкомате; г) мобильном телефоне. 4. Если банк принимает денежные средства при отсутствии у него лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады, то такая операция: а) допустима, но проценты по вкладу будут ниже, чем в других банках; б) допустима, но проценты по вкладу будут выше, чем в других банках; в) допустима, но проценты по вкладу будут на том же уровне, что и в других банках; г) недопустима. 5. Центральный банк регулирует денежно- кредитную сферу для того, чтобы: а) контролировать уровень инфляции; б) контролировать издержки производства предприятий; в) повышать уровень собираемости налогов; г) поддерживать экологическую ситуацию в стране. Ключ 1- в, 2- а, 3- в, 4- г, 5 – а Станция № 5 «Угадай- ка» 1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. С колько морковок осталось? ( 5) 2. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? ( Нисколько, ) 3. Плавали 6 уток на пруду. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось на пруду? ( 1, остальные улетели) . 4. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет она весить, если встанет на обе ноги? ( Ее вес не изменится) . 5. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ( Одна – Маша) . 6. На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? ( 7) . 7. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? ( 3) . 8. Горело 9 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? ( 2, остальные свечи сгорели) . 9. Что произошло 30 февраля 2015 года в Москве? ( 30 февраля не бывает Станция № 6. " Стратегия" - Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! Рекламу вашего товара показывали в прямом эфире по телевидению, но вдруг из- за технических неполадок отключился звук. Вам нужно жестами и мимикой разрекламировать так, чтоб окружающие, потенциальные покупатели, догадались, о чем речь. Кому какой товар достанется, решит «слепой жребий». ( Пример: торт собственного изготовления, тур в жаркие страны, услуги няни) . Вот мы и добрались до сокровищ. Но здесь замок и просто так его не открыть. Для этого давайте проговорим заклинание. Пальчиковая гимнастика На двери замок- чудак. Не открыть его никак. ( пальцы сцеплены в замок) Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда. ( несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны) Не открою никогда! ( выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок») Вынул связку я ключей- ну- ка, ключик, поскорей! ( энергично встряхивать кистью одной руки) Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. ( поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой) Этот ключик- от сарая. ( поднять большой палец вверх) Вынул связку я другую. Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. ( те же движения выполнить другой рукой) Этот ключик- повертели, покрутили, Постучали и открыли. ( р азвести руки в стороны) Заклинание сработало и наша шкатулка открылась. ( Награждение участников игры шоколадными деньгами) . Всем спасибо за участие!

Оставить комментарий: