Разработанные методические материалы
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 34 «Теремок» город Димитровград Ульяновская область Конспект занятия в средней группе( 4- 5лет) по образовательной области «Познавательное развитие» р аздел «Основы науки и естествознания» «Сударыня Масленица! » Подготовил воспитатель: Пырова Екатерина Анатольевна телефон 89020045349 Актуальность: Патриотическое воспитание и культурное развитие детей в дошкольном возрасте, включая формирование гордости за Родину и уважения к народным традициям, занимает центральную позицию. Знакомство с русскими праздниками наглядно объединяет ребят с богатыми историческими корнями народа. Масленица – яркий символ весеннего обновления и радости для русских людей, который через игровые формы обучения способствует глубокому погружению в народное творчество. Занятие «Сударыня Масленица» превращает процесс познания традиций в захватывающее приключение. Планируемые результаты: В ходе проведения занятия дети получают новые знания, так же закрепляют полученные ран ее, происходит развитие основных видов движений дошкольников, формируются доброжелательные взаимоотношения сверстников. Цель: Развить у дошкольников понимание и осознание значимости русского праздника Масленица как символа встречи весны, а также вовлечь их в активное участие в народных обрядах. Задачи: Образовательные: - Раскрыть сущность последнего зимнего праздника; – Масленицы, его связь с солнцем и приходом весны; - Стимулировать речевую активность через участие в диалогах и обсуждениях; - Развивающие: - Повышать познавательный интерес к народным обычаям, развивать внимание и память детей; - Формировать навыки исполнения характерных песенок и танцев Масленицы; - Улучшить координацию движений через участие в подвижных играх; - Воспитательные: - Воспитание любознательности к национальным праздникам, фольклору и традициям России; - Создание атмосферы радости и позитивного настроения от совместных народных забав; Оборудование: Иллюстрации с яркими сценами Масленицы, солнечная маска для подвижно й игры «Солнышко- колоколнышко », пазлы в виде разноцветных б линов, ИКТ – музыкальная колонка, флэш накопитель с музыкальным сопровождением( русский народный фольклор) Предварительная работа: - Тематические беседы о значении и истории праздника; - Разгадывание народных загадок; - Заучивание по словиц, связанных с Масленицей; - Разучивание физкультминутки « Снежки », «Веснянка», русской народной игры( считалки) « Солнышко- колоколнышко », закличек Весны. Ход занятия: Воспитатель: " Ребята, попробуйте разгадать, что за праздник такой, о котором в этих строчках говорится: Круглый, румяный символ, Зиму с собой гонит прочь, Весну встречает с радостью, В каждом доме на столе" Воспитатель: " Какие мысли возникли у вас, ребята, когда вы услышали загадку? О каком празднике, связанном с блинами и встречей весны, идет речь? " Воспитатель: Верно ребята Масленица! Воспитатель: " Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир Масленицы – самого радостного и долгожданного народного праздника, который отмечается уже много веков. Это целая неделя веселья и общения, когда каждый дом наполняется ароматом свежих блинов, напоминающих солнечный круг, и гостеприимства. " Воспитатель: В первый день, «Понедельник», созд авали чучело Масленицы – символ зимы. Люди в песнях и хороводах провожали его на санках к вершине холма, где сжигали, прощаясь с зимой Воспитатель: Во вторник, « Заигрыши », этот день- " В домах звучали песни и смех, ведь взрослые и дети ходили от порога к порогу, обмениваясь веселыми песнями на горячие блины. Улицы оживляли скоморохи с их шутками и плясками, создавая н еповторимую атмосферу праздника" Воспитатель: " А теперь, друзья, давайте, и мы окунемся в атмосферу Масленицы, поиграем и почувствуем, как весело провожают зиму и встречают весну! " ( Демонстрация иллюстраций и проведение игр ы) . . . Русская народная игр а « Солнышко- колоколнышко» В центре круга хоровода – водящий- «солнышко». Хоровод идет по кругу и произносит считалочку: Гори, солнце, ярче- Летом будет жарче, ( хоровод расширяется до максимума) А зима теплее, ( хоровод сужается, дети подходят к «солнышку») А весна милее! Как только считалочка заканчивается, ведущий со словами «Ой, горю, горю! » старается догнать кого- то из игроков, а хоровод при этом пускается врассыпную. Кого догонит – тот новое «солнышко»! Воспитатель: На третий день Масленицы р одственники ходили, друг к другу семьями в гости, лакомились блинами и другими масленичными угощениями. Давайте и мы с вами тоже напечем блинов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать! Словесная игра «Блины» Кто ингредиенты блинов знает, тот быстро мне да- нет, отвечает. Парное молоко- да! Капуста кочанная- нет! Куриное яйцо- да! Солёный огурец- нет! Мясной холодец- нет! Сахар да соль- да! Белая фасоль- нет! Мука, да сода – да! Рыба солёная- нет! Лавровый лист- нет! Масло топлёное- да! Воспитатель: Молодцы! Итак теперь можно и приступать к выпеканию, а для этого нужно разделиться на две команды и собрать пазлы- блины. Кто быстрее справит ся тот и победил! ! Воспитатель: Молодцы ребята! Победила- д ружба! В четвёртый день Масленицы, который называют « Разгуляй- четверток », было особенно весело. Люди с утра до вечера участвовали в различных забавах. Строили снежный городок и штурмовали его. Катались на санях, запряжённых лошадьми, по всей деревне. Ряженые веселили народ. Все ели блины. Чучело возили на колесе, пели частушки, танцевали и водили хороводы. Воспитатель: Я вам предлагаю поигра ть в снежки! Физкультминутка «Снежк и » Мы зимой в снежки играем, мы играем( имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем( шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим( пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим( плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снежки лепим мы, лепим мы( соответствующие движения) Гостью- зиму любим мы, любим мы( развести руки в поклоне и поставить на пояс) Воспитатель: Пятница — Тещины вечерки. В это день зятья( наши папы) угощали своих тещ( наших баб ушек) блинами. В этот день девушки в полдень выносили блины на голове и шли к горке. Тот юноша, который хотел узнать, хорошая ли из девушки хозяйка, спешил попробовать блин. Воспитатель: А в субботу — золовкины посиделки. В этот день молодые невестки принимали гостей и угощали их вкусными угощениями и блинами. Они также дарили друг другу подарки. Воспитатель: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица! Игра с мячом: «Назови ласково» Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. ( б лин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д) Воспитатель: Воскресенье- п рощеный день или проводы. И вот наступал последний день Масленицы – «Проводы Масленицы» или « Прощеный день». В этот день люди просили друг у друга прощения со словами «Прости меня пожалуйста», кланялись друг другу и целовались. Так же в этот день прощались с зимой и звали весну. Физкультминутка Веснянка» Солнышко, солнышко! Золотое донышко! Идут по кругу, взявшись за руки Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Бегут по кругу, на носочках Побежал в саду ручей, Бегут, как птички прилетели сто грачей! Бегут, как птички А сугробы тают, тают, Медленно приседают А цветочки подрастают! Тянутся вверх, встав на носочки За кличка весны Масленица загорела – Всему миру надоела! Весело гуляла, Пела и играла. Здорово, прощай, На тот год приезжай! Уж Весна у дверей, Так гори- сгорай скорей! Чучело Масленицы катали на санях, веселились, а потом наступал самый главный момент, сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. ( Демонстрация иллюстраций) После окончания праздника Масленицы пепел развеивали по полю, чтобы обеспечить хороший урожай. Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?