a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа индивидуальной коррекционной помощи

Автор: Рубайло Светлана Анатольевна Опубликовано: 2025-03-17 15:31:35

Документы для скачивания

Российская Федерация Красноярский край муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение_ «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида» 662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Сургуладзе 3д, т. 8( 39132) 4- 17- 15 Программа индивидуальной коррекционно- развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у дошкольника с расстройством аутистического спектра( 3 уров ень степени тяжести) , обучающегося по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра. Содержание. 1 Пояснительная записка: 1. 1. Актуальность. 1. 2. Адресат. 1. 3. Представление. 1. 4. Объем программы. 1. 5. Режим занятий. 2. Цели и задачи. 2. 1. Цель программы. 2. 2. Задачи. 3. Содержание программы. 3. 1 Календарно- тематическое планирование. 4. Планируемые результаты реализации программы. 5. Условия реализации программы. 6. Оценка результативности прохождения программы. 7. Литература Пояснительная записка 1. 1. Актуальность Сенсорное развитие реб ё нка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Формирование сенсорных эталонов готовит реб ё нка к восприятию окружающего мира, оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, расширяет жизненные возможности, формирует предпосылки учебного поведения. Для ребёнка с ОВЗ характерны: затруднения в оценке цвета, формы, величины, пропорций, пространственных отношений; неумение выделять информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета; снижение точности, полноты, целостности представлений о предмет ах; затруднения при обследовании, составления целого из частей, совмещении деталей; сложности группировки, классификации, обобщения объекта по существенным и не существенным признакам; нарушение моторно- двигательной стороны практической деятельности; отклон ения в координации движений, темпа и ритма действий, отсутствие сопряжённых движений обеих рук; снижение познавательной активности, ориентировочно- поисковой деятельности. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания, которое формирует определ ё нное звено сенсорной культуры. Но если усвоение данного опыта реб ё нком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому так важно, чтобы сенсо рное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника. Освоение сенсорных эталонов требует длительного времени и совершенствования во всех сферах. Таким образом, развитие сенсорных эталонов у детей с РАС одно из важных на правлений в личностном развитии детей с ОВЗ, основа для успешного интеллектуального развития в дальнейшем. 1. 2. Адресат: Матвей И. , 19. 08. 2020, 4 года 1 месяц. 1. 3. Дефектологическое представление на дошкольника. ФИО. Матвей П. Дата рождения, возраст: 19. 08. 2020( 4 года 1 месяц) . Детский сад, группа: МАДОУ « Детский сад №3 « Семицветик » комбинированного вида », группа компенсирующей направленности для обучающихся с РАС. Эмоциональное реагирование в ситуации обследования( контактность, проявление негативизма, реакция на успех, похвалу, наличие аффективных реакций) : в контакт вступает постепенно. На протяжении всего обследования присутствует частая отвлекаемость. Эмоциональная реакция не всегда соответствует ситуации, тревожен. Чувство дистанции сни жено. Проявляет низкую активность. Развитие общей и мелкой моторики: наблюдается двигательная вялость, малая дифференцированность движений кистей рук. Испытывает затруднения при закрашивании рисунков, проводя хаотичные линии. Обучаемость: адаптированна я образовательная программа дошкольного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Восприимчивость к помощи( стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая) : ребёнок действует недостаточно осознанно, не способен вербализовать правила, по которым нужно выполнять задание, принимает обучающую, организующую и направляющую помощь при наглядно- действенном методе в индивидуальном обучении. Способность переноса на аналогичные задания: д еятельность осуществляется в большинстве случаев совместно со взрослым. Самостоятельный перенос усвоенных способов деятельности на аналогичное задание затрудн ё н, перенос возможен только при обучающей помощи педагога. Темп работы, работоспособность: у ребёнка пониженная работоспособность, незрелость эмо ционально- волевой сферы, деятельность носит недостаточно целенаправленный характер. Общий темп и продуктивность деятельности низкие. Часто отвлекается и не доводит начатое задание до конца. Способность к волевому усилию не сформирована. Требуются дополните льное стимулирование, направляющая и организующая помощь со стороны педагога. Сформированность учебных навыков: Счёт, счётные операции: счётные операции не выполняет. Не группирует предметы по определённому качественному признаку, не умеет выделять и опред елять количество «Один- много» по подражанию. Решение задач: не решает. Сенсорное развитие: представления о свойствах предметов, их форме, цвете, величине не сформированы. Определ ё нные задания выполняет с помощью при ё ма «рука в руке». Не м ожет сгруппировать предметы по форме и цвету( выбор из двух) . Не различает математические термины «большой – маленький». Не понимает различие объёмных фигур «куб – шар», подбирает формы с помощью зрительного соотнесения. Р азрезную картинку из 2, 4- х част ей не собирает. Собирает пирамидку без учета величины колец. Развитие графических навыков: графомоторные навыки не сформированы. Умение ориентироваться в пространстве( и на плоскости) : не ориентируется на листе бумаги: вверху, внизу, посередине. Не пони мает значение предлогов: на, в, под. Умение ориентироваться во времени: понятие о времени не сформировано. Не определяет и не показывает времена года и части суток на картинках при выборе из двух. Заключение: Знания, умения и навыки ниже возрастной нормы. 1. 4. Объем программы: 10 часов. 1. 5. Режим занятий: 2 раза в неделю по 15- 20 минут. Программа разработана в соответствии с: -  Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №3».  - Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра. 2. Цели и задачи. 2. 1. Цель программы: формирование сенсорных эталонов. 2. 2. Задачи: Обучающие: Устан а в лива ть продуктивное взаимодействие, зрительный контакт. Учить выполнять действия по инструкции, самостоятельно; подражать действиям взрослого. Формировать первоначальные представления о цвете, форме, размере- сличать, различать основные цвета; геометрические фигуры и формы: круг, шар, куб; размер предметов: большой- маленький. Закреплять в самостоятельной деятельности умение сравнивать две группы предметов по цвету, форме, размеру. Развивающие: Развивать познавательный интерес, слуховое, зрительное внимание, тактильно- двигательно е восприятие. Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. 3. Содержание программы. 3. 1. Календарно- тематическое планирование.  № Тема занятия Задачи занятия Содержание: методы и приемы коррекционно- педагогического воздействия( упражнения, игры, практические работы) Развивающая предметно- пространственная среда( средства, оборудование, раздаточный и демонстрационный материал) 1. Соотнесение и различение Ц вет а( красный) , форм ы( шар) . Учить сличать и различать цвет и форму. Выполн ять действия по инструкци и педагога. Воспринимать форму с использованием различных анализаторов. Дидактические игры: « Найди и д ай такой же», «Выбери только шарики», «Дай, что катится». Коррек ционные упражнени я: «Волшебная одежда», «Веселые гномик и», « Делай так! »( выполнение 2- 3 движений подряд) . Дидактические п особия: «Разноцветные мишки », «Веселые гномики». Раздаточный и демонстрационный материал: «Повтори », д омик с вкладышами по формам, мячи, шары красного цвета. 2 Соотнесение и различение ц вет а( красный) , форм ы( шар) ( закрепление) . Закреплять умение выделять красный цвет, форму- шар. Развивать умение повторять действия за педагогом. Дидактические упражнения: «Цветные кубики», «Какой цвет? » Коррек ционные упражнени я: «Дай! »( предмет, фото, картинка) «Покажи»( указательным жестом предмет, фото, картинку) «Кати! »( мяч, машинку) «Лови, бросай! ( мяч) « Повтори »( выполнение 2- 3 движений подряд) «Возьми, что не катится». Дидактические п особия: «Волшебная одежд а», «Веселые гномики». Раздаточный и демонстрационный материал: «Бабочки и цветы», «Цветные банки»( с оотнесение по цвету) , домик с вкладышами по формам, «Повтори», мяч, шары красного цвета. 3. Соотнесение и различение ц вет а( желтый) , форм ы( куб) . Познакомить с формой- куб, цвет ом- желт ый. Учить выделять из множества цвет, форму по образцу и слову. Воспринимать к уб с использованием различных анализаторов. Дидактические игры: «Черепашки», «Покажи, где кубики», «Дай! »( предмет, фото, картинка) . «Дай такой же», Коррек ционные упражнени я: «Возьми, что не катится», «Покажи»( указательным жестом предмет, фото, картинку) «Делай так! »( построить башню по образцу) . Дидактические п особия: игровое пособие Воскобовича, «Разноцветные мишки », «Веселые гномики», доска Сегена. Раздаточный и демонстрационный материал: «Сделай так», «Разложи по цвету», «Разложи по форме», шары, кубики. 4 Соотнесение и различение ц вет ов( красный, желтый) , форм ы( шар, куб) . Закрепить знания о цвете- красный, желтый, форме- куб, шар. Закрепить умен ие определять и различать их по внешнему виду. Развивать межполушарное взаимодействие. Дидактические упражнения: «Цветные карандаши», «Разноцветные прищепки». Коррек ционные упражнени я: « Разложи по коробкам»( формы, фигуры, предметы, картинки) , «Нейромолоточки», «Игры с кубиками». Дидактические п особия: « Игры с к убик ами »( альбом№1) . Раздаточный и демонстрационный материал: т актильная панель с шариками разного цвета, объёмные к убики разного цвета, р азноцветные молоточки, прищепки, карандаши. 5. Размер- большой- маленький. Формировать понятия большой, маленький. Закрепить умение различать предметы по цвету и форме. Дидактические игры: «Большой- маленький», «Медведь и медвежонок», «Матрёшки», «Найди такой же предмет, такое же изображение». Коррек ционные упражнени я: « Найди место »( формы, фигуры, предметы, картинки) , « Нейромолоточки», «Игры с кубиками». Дидактические п особия: « Игры с к убик ами »( альбом№1) . Раздаточный и демонстрационный материал: тактильная панель с шариками разного размера, матрешки, мишки разных размеров, нейромолоточки. 6. Размер- большой- маленький. Соотнесение и различение ц вет а- зелёный. Познакомить с цветом( зелёный) . Учить классифицировать предметы по цвету и размеру. Дидактические игры: «Какой цвет? », «Чудо крестики». Коррек ционные упражнени я: «Разложи шарики( кубики, колечки) по коробкам: большие и маленькие», «Домики для зайки и мишки», «Пирамидка», «Разложи пуговки по величине», «Игры с кубиками». Дидактические пособия: « Игры с к убик ами »( альбом№1) , «Волшебная одежда», «Весёлые гномики». Раздаточный и демо нстрационный материал: ковролиновое пано, цветные коврики, кубики, колечки, шарики, коробки разного размера, матрёшка, пирамидка. 7. Соотнесение и различение ц вет ов( красный, жёлтый, зелёный) , р азмер а( большой- маленький) . Учить выделять из множества предметы по цвету и размеру. Дидактические упражнения: «Домики для зайки и мишки», «Положи в мешочек предмет», «Матр ё шка», «Разложи камушки по величине». Коррек ционны е упражнени я: « Нейромолоточки», «Игры с кубиками», упражнения с мешочками на балансире. Дидактические пособия: « Игры с к убик ами »( альбом№1) . Раздаточный и демонстрационный материал: «Чудесный мешочек», м озаика мелкая, матрёшка, пирамидка, камушки Марблс, нейромолоточки, балансир, нейромешочки, коврограф. 8. Соотнесение и различение ц вет а( синий) , геометрической фигуры( круг) . П ознакомить с цветом( синий) , геометрической фигурой( круг) . Учить выделять из множества цвет, форму по образцу и слову. Дидактические игры: «Разложи по цвету и форме », «Продолжи ряд», «Чудо крестики », «Фонарики», «Положи на сво ё место». Коррек ционные упражнения: «Нейромолоточки», «Игры с кубиками», упражнения с мешочками на балансире. Дидактические пособия: игровое пособие Воскобовича, « Игры с к убик ами »( альбом№1) . Раздаточный и демонстрационный материал: домики, шишки, камушки разного цвета, нейромолоточки, балансир, нейромешочки. 9. Соотнесение и различение основных ц вет ов, р азмер а( большой- маленький) , формы( круг) . Воспринимать цвет, форму, размер с использованием различных анализаторов. Дидактические упражнения: «Спрячь фигуру », «Разложи в ряд»( по цвету) : размещение мелких цветных предметов на цветные дорожки соответствующего цвета, чередование предметов по цвету через один. Коррек ционные упражнения: «Разложи в ряд»( по цвету, форме, величине) ; «Найди и соедини», «Что лишнее»( исключение из нескольких однородных( по цвету, форме, величине) ; «Светофор»; «Чудесный мешочек»; «Ч то убрали? », «Найди предмет»; « Нейромолоточки», «Игры с кубиками». Дидактические пособия: « Игры с к убик ами »( альбом№1) , «Дары Фребеля», Раздаточный и демонстрационный материал: игрушки разные по цвету и размеру, разноцветные крышки, магнитные фишки, камушк и разного цвета и размера, камушки Марблс, чудесный мешочек, нейромолоточки. 10. Классификация предметов по цвету, форме, размеру. Воспринимать цвет, форму, размер с использованием различных анализаторов. Дидактические упражнение: «Дай такой же круг », «Где такое же колечко? ». Коррек ционные упражнени я: «Подбери одежду для гномика », «Подбери к каждому предмету цвет, размер, форму », «Разложи мозаику, пуговицы по цвету, размеру »; «Нейромолоточки», «Игры с кубиками». Дидактические пособия: « Игры с к убик ами »( альбом№1) , «Дары Фребеля», «Деревянные вкладыши». Раздаточный материал: игрушки разные по цвету и размеру, разноцветные пуговицы и мозаика, кубики разного размера, круги разного цвета и размера, нейромолоточки. 4. Планируемые результаты реализации программы. В результате занятий ребёнок будет знать: - основные цвета( красный, жёлтый, зелёный, синий) ; - размер предметов( большой- маленький) ; - геометрические фигуры и формы( круг, шар, куб) . В результате занятий у ребёнка будут сформированы: - умение у стан а в лива ть продуктивное взаимодействие, зрительный контакт; - умение выполнять действия по инструкции, самостоятельно; - умение подражать действиям взрослого; - умение соотносить предмет с картинкой, сличать, различать, показывать, вы делять основные цвета, форму, размер; - умение в самостоятельной деятельности сравнивать две группы предметов по цвету, форме, размеру; развиты: - познавательный интерес, слуховое, зрительное внимание, тактильно- двигательно е восприятие, мелкая и крупная моторика; воспитаны: - самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Условия реализации программы. Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении десяти индивидуальных занятий. Программный материал подобран в определ ё нной последовательности, учитыва ет возрастные особенности ребёнка и дидактические принципы развивающего обучения, направлен на развитие восприятия: з рительн ого, с лухово го, к инестетическо го, т актильн ого и м оторно- двигательную п рограмму. У чебная нагрузка дозирована с учётом темпа и работоспособности ребёнка, учитывает специфику освоения навыков и усвоения информации. Каждое занятие проводится в игровой форме, с созданием проблемной ситуации, что не утомляет ребёнка и способств ует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Ч ередование учебных видов деятельности с сенсорными играми и упражнениями обеспечивает сенсорный и эмоциональный комфорт. Предметно- пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития», даёт возможность уединиться, успокоиться, заняться стереотипными видами деятельности. Ребёнок нуждается в услугах ассистента. Оценка результативности прохождения программы. Уровни освоения программы: Высокий( 4- 5 балла)  - Ребенок умеет соотносить, различать, показывать основные цвета, в различных ситуациях, с разными людьми, без посторонней помощи. Классифицирует предметы – круглой, квадратной формы. Различает, сличает размер предметов: большой- маленький». Выделяет цвет, форму, размер предмета из большей гру ппы. Ребенок самостоятельно устанавливает связи между цветом, размером, формой. Средний( 3- 2 балла) – Ребенок демонстрирует навык при наличии помощи в виде подсказок различной степени интенсивности: частичные физические, жестовые и вербальные подсказки, п оказ образца выполнения, но нуждается в частичной организующей помощи. Так же допускает ошибки при установлении связей между цветом, размером, формой, но при помощи взрослого устраняет их. Низкий( 1 балл) - Ребенок нуждается в полной физической подсказке; самостоятельно к демонстрации навыка не приступает, не понимает обращенную речь. При ослабленной физической подсказки несформированность навыка не демонстрирует. Отказ от выполнения задания. Лист динамического наблюдения. Имя ребенка Параметры диагнос тики Результативность Основные цвета Форма: шар, куб Геометрические фигуры Размер: большой, маленький Группирование по 2 признакам Мелкая моторика балл% уровень н к н к н к н к н к с м с м с м с м Матвей 1 2 2 3 1 2 1 2 1 2 1 2 1, 2 2, 2 24 44 н с Н- н ачало обучения К- к онец обучения Литература. 1. Методика и диагностичекский комплекс психического развития детей дошкольного возраста Е. А. Стребелевой, диагносттические методики кейса М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. 2. Диагностика познавательного развития детей( методика Е. А. Стребелевой) 3- 7лет 3. Екжбанова Е. А. , Стребелева Е. А. Программа коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта. Москва. Просвещение. , 2011г. 4. Екжбанова Е. А. , Стребелева Е. А. Методические рекомендации к программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта. Москва. Просвещение. , 2011г.

Оставить комментарий: