Семинар-практикум для педагогов и родителей "Криотерапия"
Документы для скачивания
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Инновационные методы работы, при реализации здоровьесберегающих технологий с детьми ОВЗ для педагогов и родителей Тема: « Криотерапия » Цель: Практическое овладение наиболее эффективными приёмами и способами здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Задачи: 1. Обобщить теоретический материал по данному вопросу. 2. Овладеть эффективными приёмами и способами криотерапии. 3. Повышать уровень профессионального мастерства путём практического овладения новыми технологиями логопедической работы. Ме сто проведения: МАДОУ «Детский сад №3», кабинет учителя- логопеда, учителя- дефектолога Целевая аудитория: родители. Продолжительность семинара- практикума: 40- 50 минут. Оборудование: мультимедия, лед, тазики, салфетки, горячая вода. Структура семинара –практикума: 1. Организационный момент: Приветствие: 1мин. Введение в тему: 4мин. 2. Основной этап: Информационная часть: 12 мин; Практикум выполнения: 26 мин. 3. Заключительный этап: Обмен мнениями: 5 мин. Рефликсия: 2мин. Ход семинара Цель: Вооружить участников логопедическими знаниями в области логопедии. Задачи: Активизировать обмен информацией, практическими знаниями, опытом Выработать потребность в непрерывном образовании. организационная часть Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга»- «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным( например, веселая Валентина, ласковая Лариса) . Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д. Теоретическая часть семинара. Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья( ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно- волевой сфер. С какими трудностями сталкиваются такие дети? У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОВЗ отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально- волевой сфере. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций( манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов) . При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Особое место у детей с детским церебральным параличом занимают расстройства речи. Степень выраженности этих расстройств зависит от локализации и тяжести поражения мозга, от вида церебрального паралича. Для детей с ДЦП, имеющих дизартрические расстройства, характерны повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы язычной и мимической мускулатуры. Проявление артикуляционной( оральной) диспраксии затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушение звукопроизношения. Значительно усложняет работу логопеда гиперсаливация. Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики. У детей с ДЦП грубо нарушены двигательные функции. . Л. С. Выготский, указывая на важность изучения в совершенствовании двигательной сферы у детей, нуждающимся в специальном коррекционном обучении писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта. В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев ». «Рука- это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. « Рука –это своего рода внешний мозг», писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития как самого ребенка, так и его речи. Одной из важнейших задач коррекционной педагогики- повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными потребностями, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности. Современные здоровьесберегающие те хнологии позволяют развивать, корректировать и реабилитировать речевые расстройства всех категорий. К ак показала практика, ч то здоровьесберегающие технологии очень эффективно воздействует на речевое развитие ребёнка. Но останавливаться на достигнутом мне не хочется, да и учитывая то, что некоторые дети приезжают повторн о, мне захотелось чем то новым, еще более эффективным помочь ребёнку в коррекции речи. Интересным для меня стало обратить внимание на нетрадиционные методы, малораспространнные. Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использовани е контрастотерапии, криотерапии. Криотерапия( от латинского слова «крио»- холод и « терапия»- лечение, воздействие) . Этот м етод пришел из медецины, которая успешно использует его в лечении и оздоравливании. Поэтому я решила изучить и внедрить в свою практику метод искусственной локальной контрастотермии. Так как этот метод использует для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, язычной и мимической мускулатуры, при артикуляционной апраксии, а также при развитии мелкой моторики возникающих при дизартрии. Мною был накоплен определенный опыт в этом направлении. Хотелось бы остановиться на этом поподробнее. Искусственная локальная контрастотермия- это контрастное воздействие низкотемпературных и высокотемпературных агентов. По- простому это криомассаж и термомассаж. В качестве низкотемпературных агентов могут выступать ледяная крошка, холодная вода, кубики или шарики льда, а высокотемпературных- горячая вода, грубые шерстяные варежки, опущенные в горячий настой трав, тепломассажеры или нагретая ложка. Криомассаж и термомассаж можно применять поочередно или избирательно. Существуют различные варианты их применения: только криомассаж; только термомассаж; криомассаж затем термомассаж; попеременное использование крио- и термоаппликаций. Криотерапия- одн а из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов- первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением( от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление) , что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка. Использо вание данного метода способствуе т: развитию тактильной чувствительности, активизации мышц как артикуляционной так и мелкой моторики, а также развити ю моторных центров коры головного мозга. Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценны м в домашних условиях особенно. Метод криотерапии способствует не только активизации мелких мышц, развитию мелкой моторики, но и интеллектуальной сфере ребёнка. Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатые инструкции, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная а ктивность, и интерес к игре, за нятию, а также происходит оздоравливание организма. Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу: у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятие. Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно: поб еседовать с родителями детей; рассказать им, о сущности процедуры, правилах е е проведения, ожидаемом эффекте; п одготовить консультацию с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий; запустить анкету, чтобы родители, написали согласие или не согласие на проведения данной игры с их ребенком. Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от рабо ты всех участников – педагогов, родителей. Методика проведения криотерапии. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10- 12 часов без холодильника, в обычном термосе. Обычно игры со льдом очень нравятся детям. Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов: 1 этап – чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории: 1 категория игр Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками( игра «Достань игрушку») на 5- 8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки» 2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10- 15 секунд. 3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25- 30 секунд. 4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд. 2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога. 3 этап- развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом( шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак) ; развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом. С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений я так же использую элементы методики искусственной локальной гипотермии( криотерапия) . Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6- ти точкам: у крыльев носа – 2 точки; верхняя губа – 1 точка; нижняя губа – 1 точка; уголки губ – 2 точки. Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15- 20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков. Рис. 1. Схема расположения активных точек в области губ. 1273175194310 При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими: эписиндром, с миопатией; с осторожностью длительно и часто болеющими; Гипервозбудимыми; при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре( непереносимость холода если присутствует лихорадочное состояние( жар, повышенная температура тела) , при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных( ОРВИ, ОРЗ и др) . Необходимо сочетать логопедическую работу по формированию управления артикуляционным праксисом с развитием функци и рук и общей моторики ребенка. Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей( особенно кисть правой руки, а у детей с ДЦП –левой) . Емкость для криотерапии- это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки, опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10- 12 часов без холодильника, в обычном термосе. игры со льдом( «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выклады вание льда в трафаретах и др. ) ; · массаж рук кубиками льда; · наложение на руки холодных повязок; Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее. Криотерапия проводилась в три этапа. 1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд( начинают с 10–15 секунд) . Затем разогревают руки на горячей грелке( в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой) . Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. 2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика. 3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д. По разработанной методике О. Ф. Кузнецова осуществлялся криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10- 12 процедур в течении осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией. Контрастотерапия- использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью. Оптимальное сочетание температур 45° С( горячая вода) и 16- 18°С( холодная вода) . Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3- 5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2- 3 раз в неделю. Обычно проводится 10 сеансов, . Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день. Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии- не менее 2, 5- 3 месяцев. Практическая часть Цель: Обучение практическим умениям Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность по проблеме. 2. Закрепить знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приёмов, направленных на коррекцию Ход практических навыков 1. Снятия спастичности мышц. Цель: снятия спастичности мышц и уменьшения саливации у детей с ОВЗ. Криомассаж осуществляется следующим образом: ледяной брусок в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата – круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки язычную мускулатуру) . При ИЛК на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой, обязательно воздействуя на: корень, спинку, кончик, боковые края языка. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса от 2 до 7 минут( время экспозиции увеличиваем постепенно) . Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия — от 5 до 20 секунд. Курс ИКЛ составляет 15- 20 сеансов, проводимых ежедневно. Как правило, дети имеющие нарушения речи скованные, апатичны мало заинтересованы в занятиях и для этого при проведении криомассажа я использую художественное слово в виде четверостиший — Холодок бежит по кругу, Улыбнемся мы друг другу. — Скользит льдинка по щекам, Гладит ото рта к ушам. — Льдинка тает и ласкает, Твои( мои) мышцы закаляет, ( напрягает, расслабляет) . — Покажись- ка, язычок, Подставляй нам свой бочок. На него мы нажимаем, Быть послушны заставляем Язычок ленивым был, Не хватало ему сил. Помассируем слегка- Нет послушней язычка! А также для развития сомато – пространственной ориентации, во время криомассажа я использую игры с куклами, прошу ребенка показать части лица на которые в данный момент оказывается воздействие, с какой стороны они находятся и т. п. Аналогично проводится термомассаж артикуляционной мускулатуры. При этом можно использовать специализированную грелку для лица. Аналогично проводится гипертермия( тепломассаж артикуляционной мускулатуры) . Причем существуют различные варианты их применения: Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. 2. Проведение имитационной игры. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить все этапы криотерапии на практике. Названия этапов будут выведены на экран. Работать мы будем вместе, но чтобы максимально приблизить наши действия к логопедической рабо те с детьми, все этапы объеди нит лексическая тема «Весна ». 1 этап- Криотерапия. Участникам раздают льдинки, ароматизированные маслом апельсина( тех участников, у кого аллергия на цитрусовые просят воздержаться от выполнения задания) . У каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10- 15 секунд( над тарелкой) . Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой- либо желательно стихотворный текст, связанный с нашей темой. Напр имер: «Льдинку сильно я сжимаю, а теперь ладошку поменяю» и т. д. В нашем случае, я могу акцентировать внимание на запахе и обыграть это: Я вдыхаю апельсин, Он дает мне много сил. Буду лучше заниматься, На занятиях стараться. Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Мы с вами взрослые, поэтому не будем использовать дополнительное оборудование, достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до поя вления приятного чувства тепла. Так как перед нами сейчас не стоит оздоровительной цели, а исключительно ознакомительная, мы эту последовательность 3 раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу. 2 этап- Пальчиковая гимнастика( придумать движения к словам пальчиковой гимнастики) Раз- весна, Есть у солнышка лучи – Два – капель, И ясны и горячи. Три – сосульки тают, Тянутся они от солнца Март прошёл, Прямо к нашему оконцу. Идет апрель, Первый лучик дарит свет, Птицы прилетели. А второй – весны привет. Третий лучик самый яркий, А четвёртый самый жаркий. Пятый нас зовёт гулять. Раз, два, три, четыре, пять! На экране вы видите текст пальчиковой гимнастики, связанный с нашей лексической темой. Вам нужно придумать последовательность действий к этому тексту. П роводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслит ельную деятельность. 3 этап- развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом( шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак) ; развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом. С помощью игр основанных на криотерапии кисти рук приобретают подвижность, точность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма Рефлексия «Закончи фразу» Участникам предлагается встать в круг и закончит фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнала…, Меня сегодня удивило…. , Больше всего мне понравилось…. , Хотелось бы добавить… и. т. д. Литература: 1. О. Г. Приходько, " Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии" . " Развитие и коррекция" 1999г. № 5. 2. О. В. Степанченко, В. И. Виноградова. " Методика искусственной локальной гипотермии" . Сборник" Современные технологии реабилитации в педиатрии" . П\ р. Е. Т. Лильина. " ОДИinternational" Москва- 2000. 3. Акименко В. М. Новые логопедические технологии 2- е изд. , - Ростов- на- Дону: Феникс, 2009, - 105с 4. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М. : Астрель, 2006, - 223с. 5. Баранов А. Ю. , Кидалов В. Н. Лечение холодом. – М. : Апрель, 2000. – 160с. 6. Дедюхина Г. В. , Яньшина Т. А. , Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3- 5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно- практическое пособие для логопедов и мед. работников. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000, - 32с. 7. Семенова К. А. , Степанченко О. В. , Виноградова Л. И. , Панченко И. И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с ДЦП/ / Дефектология, 2000, №6.