a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие межполушарных связей посредством кинезиологических упражнений

Автор: Рубайло Светлана Анатольевна Опубликовано: 2025-03-18 17:40:23

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 « Семицветик » комбинированного вида» ИНН 2455019030, КПП 245501001 р/ с 03234643047230001900 662610, Россия, Красноярский край, город Минусинск, улица Сургуладзе, дом 1, телефон 8( 39132) 41715       Консультация для воспитателей « Развитие межполушарных связей посредством кинезиологических упражнений у детей с РАС                 Учитель- логопед, учитель- дефектолог     Минусинск, 2024 Ум ребенка  находится н а его пальцах. В. А. Сухомлинский     Актуальност ь.      Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс в работе с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.       Кинезиология  – наука о развитии головного мозга через движение. Основателем образовательной кинезиологии является американский педагог, доктор наук Пол Деннисон. Система разработана более 40 лет назад.   Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. По исследованиям физиологов  правое полушарие головного мозга  – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга  – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон( мозолистое тело) . Мозолистое тело  необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.   Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Мозолистое тело( межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.       Кинезиологические упражнения  – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.   Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Эффект артикуляционной гимнастики усиливается, если она сочетается с кинезиологическими  упражнениями под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук( попеременно каждой рукой и  двумя руками вместе, с движением глаз) . У детей с ОВЗ происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, продуктивнее идёт запуск речи, развивается речь. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи развития межполушарной специализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.   Для эффективности и результативности работы необходимо учитывать следующие условия: - Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиков ые игры от простого к сложному; - занятия проводятся утром; - занятия проводятся ежедневно, без пропусков; - занятия проводятся в доброжелательной обстановке; - от детей требуется точное выполнение движений и приемов; - упражнения проводятся стоя или сидя за столом; - упражнения можно выполнять на балансировочной доске. Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников       Комплекс движений, в которые включены: 1. Растяжки  нормализуют гипертонус( неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус( неконтролируемая мышечная вялость) . 2. Дыхательные упражнения  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. 3. Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. 4. Телесные упражнения  развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное непреднамеренные движения и мышечные зажимы. 5. Упражнения для развития мелкой моторики 6. Упражнения для релаксации  способствуют расслаблению, снятию напряжения. 1. Растяжки « Снегови к» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.   2. «Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы- семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.   3. «Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. 4. « Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. 2. Дыхательные упражнения 1. «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.   2. «Дышим носом» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.   3. «Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.   4. «Надуй шарик» Исходное положение-   лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета( цвета необходимо менять) . Пауза- задержка дыхания. Выдох- втянуть живот как можно сильнее. Пауза- вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.   5. «Дыхание» Тихо- тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И. п. - о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос. 6. «Губы трубкой» Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать. И. п. - о. с. 1 — полный вдох через нос, втягивая живот; 2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа; 3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух; 4 — пауза в течение 2- 3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. 3. Глазодвигательные упражнения  1. «Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. ( 7 сек. ) . Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.  2. « Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. 3. «Слон». Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.   4. « Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем. 5. «Глазки» Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2- 3 секунды( 6 раз) . 6. «Глазки» Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу( из стороны в сторону) .   7. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1- 2 секунда.   4. Телесные упражнения 1.   « Перекрестное марширование » Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.   2. «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1- 2 минуты. Дыхание произвольное.   3. «Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.   4. «Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.   5. «Колено – локоть». Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.  6. «Яйцо»  Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться. 7. « Дерево » Мы растем, растем, растем И до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        ( 10 раз)  8. «Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. 5. Упражнения н а развитие мелкой моторики 1. «Колечко1» Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.    Задание сначала нужно сделать пальцами одной  руки, затем другой. Усвоив алгоритм,      движения выполняют синхронно обеими руками. 2. «Колечко2» Обратные колечки – самый сложный вариант. На левой руке смыкаются указательный и большой пальцы, на правой— большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении. 3. «Кулак – ребро – ладонь» Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно( до десяти раз) . 4. «Лезгинка»   Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак( у основания мизинца) . Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально( правая рука собрана в кулак, левая распрямлена) . Вернуться к исходному положению и повторить еще 6- 8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу. 5. «Лягушка» Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут, А пруд зарос травой, Зеленой и густой. Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. 6. «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. 7. «Ухо – нос» Села на нос мне, на правое ухо – Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо- Кыш, улетай от меня, Цокотуха! Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 8. «Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.   9. «Крючки» Давайте, люди. Дружить друг с другом, Как птицы с небом, Как ветер с лугом, Как парус с морем, Трава с дождями, Как дружит солнце, Со всеми нами. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках. 10. «Бабочка» Бабочка- коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На березовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. 11. «Цепочка» Хоть и вредный мухомор, Я его не трону. Вдруг понадобиться он Жителю лесному. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики. 12. «Домик» Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально — «труба».   13. «Фонарик» Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.   14. «Ладушки- оладушки» «Мы играли в ладушки – Жарили оладушки, Так пожарим, повернем И опять играть начнем». Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами. 6.  Упражнения на релаксацию 1. « Дирижер» Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром( включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. 2. « Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.   3. «Ковер- самолет» Исходное положение- лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.  Мы ложимся на волшебный ковер- самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер- самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе( пауза) … Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся. Методическое обеспечение: Литература: Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с Сазонов В. Ф. , Кириллова Л. П. , Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно- методическое пособие/ РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

Оставить комментарий: