Рекомендации для родителей "Игры с водой в домашних условиях"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 « Семицветик » комбинированного вида» Красноярский край, город Минусинск, улица Сургуладзе, дом 1, телефон 8( 39132) 41715 Рекомендации для родителей «Игры с водой в домашних условиях» У читель- дефектолог: Рубайло С. А. Минусинск, 2024 Использование и гр с водой в домашних условиях ориентировано как на общее развитие, так и на коррекцию психофизического состояния либо совершенствование определенной группы навыков у детей с РАС. Обращаю ваше внимание на то, что и гры с водой являются наиболее естественной, доступной и универсальной формой деятельности, подхо дящей для наших детей. Такие игры примечательны своей увлекательностью, возможностью освобождения от накопившегося напряжения и отрицательных эмоций. Вода полезна сама по себе, ведь она успокаивает, расслабляет, неминуемо увлекает всех ребят без исключения. А если к взаимодействию с ней добавить игровые элементы с интересными заданиями, игрушками, обо рудованием, то польза от таких игр станет неоценимой. А, еще, неоценимой практической пользой, заключающейся в приобретении жизненного опыта в непринужденной игровой форме, помогающей узнать основные свойства и характеристики воды. Вода обладает уникальными свойствами, которые способствуют развитию моторики, сенсорных навыков и социального взаимодействия. П реимущества игр с водой: и рекомендации по организации таких игр. Э моциональное развитие: вода вызывает положительные эмоции и ассоциации, что помогает детям расслабиться и улучшить общее эмоциональное состояние. С оциальные навыки: игры с водой способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуник ация и умение работать вместе. Родители вместе с детьми учатся взаимодействовать, общаться, доверять друг другу. С енсорное восприятие: вода — это отличный материал для сенсорных игр. Дети могут исследовать текстуру, температуру и движение воды, что способствует развитию сенсорного восприятия и познавательных навыков. Р азвитие моторики: игры с водой развивают как крупную, так и мелкую моторику. Дети могут наливать, переливать, сжимать и разжимать различные предметы, что способствует укреплению мышц и улучшению координации движений. Рекомендации по организации игр с водой: Адаптация: учитывайте индиви дуальные особенности своего ребенка. Возможно, потребуется адаптировать игры, чтобы они были доступн ы, н апример, используйте специальные инструменты для детей с ограниченной подвижностью. Поддержка и вовлечение: важно, чтобы взрослые активно участвовали в играх, поддерживая детей и помогая им. Это создаст атмосферу доверия и комфорта. Обратная связь: после игр обсудите с детьми, что им понравилось, а что нет. Это поможет улучшить будущие мероприятия и сделать их более интересными. Тематика: можно организовать тематические игры, например, «Подводный мир» или «Путешествие по рекам», что добавит элемент фантазии и увлечет детей. Безопасность: обеспечьте безопасность детей во время игр с водой. Используйте неглубокие контейнеры и следите за тем, чтобы дети не скользили. Если игра проходит на улице, позаботьтесь о защите от солнца. Игры с водой способствуют: - всесторон нему физическому развитию ребёнка: совершенствованию тактильно- кинестетической чувствительности, моторики пальцев рук, повышению уровня закаливания; - профилактике простудных заболеваний и запуску оздоровительных процессов; - концентрации внимания, развитию речи, коммуникабельности, логики; - стабилизации различных проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребёнка; - снижению уровня гиперактивности; - развитию двигательной и зрительной координации, пространственного, креативного, логического мышления; - знакомству с окружающим миром посредством изучения свойств воды; - овладению математическими понятиями, навыками сравнения и количественными представлениями путем соотношения и/ или подсчета игрушек, природного материала либо других задействованных в игре элементов; - снятию психического напряжения, коррекции агрессивного поведения. Польза игр с водой для развития детей Водные игры, связанные со счетом и сравнением, помогают малышам освоить простейшие навыки сложения- вычитания. А еще, они позволяют познакомиться с понятиями «полный – пустой», «далекий – близкий», «большой – маленький», «тонкий – толстый», «легкий – тяжелый», «грязный – чистый». В случае задействования в играх различных фигур малыши осваивают основы геометрии. Также они учатся составлять из отдельных простых фигур более сложные( например, из квадрата и треугольника можно получить дом) . При этом умственное и физическое развитие – лишь одна сторона положительного воздействия на малышей. Достаточно понаблюдать, с каким удовольствием дети плещутся в воде, чтобы понять, насколько им нравится это занятие. Навряд ли найдется ребенок, которого не придется уговаривать покинуть речку, на берегу которой он выстроил целую водно- песочную систему, или оставить так увлекший его рыболовный набор, дарящий восторг от пойманной игрушечной добычи. Подобные эмоции благоприятно воздействуют на психику ребенка, помогая ему успокоиться, сосредоточиться и погасить негативные эмоции. Игры с водой могут быть ориентированы как на общее развитие, так и на коррекцию психофизического состояния либо совершенствование определенной группы навыков ребят младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Содержание и оборудование для проведения занятий подбираются с учетом конкретных задач и целей. Меры предосторожности во время игры с водой При подготовке к проведению «водных» игр важно обеспечить комфорт и безопасность для детей. Поэтому лучше отдать предпочтение теплой или слегка прохладной жидкости, заранее вооружиться полотенцами либо салфетками, а также не запо лнять, слишком объемные емкости. Пр авила игр с водой обязательно проведите с ребёнком беседу, рассказав ему о том, что во время занятий нельзя: - пить воду; - обливать друг друга; - бросаться игрушками; - разливать жидкость( если только это не предполагает игра) . Во время игр рекомендуется использовать аудиозаписи природных явлений( шум дождя, капель, водопада или журчание ручейка) , спокойную музыку или сказочное сопровождение. Последнее может значительно разнообразить игру, сделав ее наиболее увлекательной, познавательной. Игрушки для игр с водой Чтобы игры с водой были максимально разнообразными и увлекательными, вам потребуются игрушки. Это могут быть пластиковые, деревянные и/ или резиновые предметы. Что можно положить в таз: - природные материалы: ракушки, камни, перья, листья, шишки и жёлуди; - фигурки рыб и водных животных; - воронки; - маленькие ковши, бутылочки, кувшины и чашки; - резиновые игрушки для ванны; - губки и мочалки; - целые пластиковые контейнеры и контейнеры с отверстиями; - венчики; - трубочки; - большие пипетки или маленькие клизмы; - резиновые уточки; - пена для ванны; - маленький контейнер. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире; - дети осваивают пространственные представления( на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре) . - помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления. - сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно- действенного мышления ребенка. - бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. - в процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество. - в процессе сравнения формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде. - формируются геометрические представления, для чего используются пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д. Виды игр с водой: На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр: • игры в объемном пространстве( ванночка, таз, игрушечный бассейн) ; • игры в двух емкостях одинакового или разного размера( большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п. ) ; • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п. ; • игры с разными сосудами, которые наполняются водой( пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины) . • переливание воды: для этой игры понадобятся различные контейне ры( ведра, чашки, бутылки) . Ребёнок может переливать воду из одного контейнера в другой, экспериментируя с объемами и формами. Это развивает координацию и понимание причинно- следственных связей. • игры с мыльными пузырями: создание мыльных пузырей — это у влекательное занятие. Используйте специальные палочки для пузырей, чтобы ребёнок мог легко создавать и ловить их. Это развивает зрительную координацию и моторику. • водные гонки: наполните бассейн или большую емкость водой и используйте пласт иковые лодочки или игрушки. Взрослый с ребёнком могут соревноваться, чья игрушка быстрее доберется до финиша. Это развивает дух соревнования и командную работу. • сенсорные игры: наполните контейнеры водой и добавьте различные предметы( шарики, камешки, игрушки) . Ребёнок может исследовать, что плавает, а что тонет, а также ощущать текстуры различных предметов. • рисование водой: используйте кисти и ведра с водой для рисования на асфальте или на больших листах бумаги. Это развивает творческие способности и моторику. Упражнения «Хлопни ладошкой». Предложите ребёнку по очереди ударять то одной, то другой ладошкой по воде. Предварительно продемонстрируйте им, как это нужно делать. «Здравствуй, водичка». Опустите руки малыша в тазик, наполненный теплой водой, и предложите ему пошевелить пальчиками. Затем попросите ребенка поочередно соединить их и «поздороваться» с большим пальцем. Действия следует сопровождать словесно. В завершение рекомендуется выполнить пальчиковую гимнастику. «Веселые капельки». Предложи те ребёнку опустить руки в емкость с водой, затем вынуть их, понаблюдать за тем, как капает «дождик». «Тепло – холодно». Приготовьте два тазика. Один наполните теплой водичкой, а второй- прохладной. Попросите ребенка п отрогать наполненную водой. Предложите малышам понаблюдать за ними. Затем попросите их создать волны. Для разнообразия игры кораблики можно изготовить из цветной бумаги или обычной, но предварительно окрашенной красками вместе с детьми. «Тонет – не тонет». Поместите в таз раз личные игрушки. Предложите ребёнку выловить сначала предметы, которые плавают на поверхности, а затем те, что утонули. По аналогии можно попросить достать только круглые элементы или игрушки определенного цвета. «Достань клад». Попросите ребёнка достать со дна емкости с водой камешки, ракушки или другой природный материал. «Фонтанчик». Налейте воду в пластиковый стакан с предварительно проделанными в не м отверстиями. Позвольте ребёнку понаблюдать, как из них вытекает струя, создавая фонтанчик. «Налей – вылей». Предложите переливать жидкость из разных емкостей. Они должны отличаться по размеру, форме( можно по цвету) . «Выжми губку или мочалку ». Попросите ребёнка попеременно мочить, отжимать руками губку. Такое упражнение будет способствовать развитию мышц, моторики руки. Губки и мочалки. Их приятно просто сжать и наблюдать, как падают капли. Можно поэкспериментировать с размером и материалом. Сначала даёте губку, которую буд ет легко взять и сжать. А позже — губки разных размеров. « Спасение уток ». Это другая детская игра с пенной водой. Они любят представлять, будто в тазике — океан, и перемещать жидкость руками, создавая волны. После плескания напомните, что нужно «спасти» уток — собрать их в корзинку и высушить. «Венчики и сито ». Интересней всего взбивать и набирать ими мыльную жидкость. Только необходимо постелить клеёнку, играть в ванной или саду, так как ребёнок не может рассчитать амплитуду движений, и во время подобных игр для детей с водой дома пена расплескается. «Мячики и шарики». Сначала малыш просто гоняет их по тазу, пытаясь схватить. Так он развивает зрительно- моторную координацию и захват ладошкой. Потом игры с мячами можно усложнить: пытаться опустить их на дно или вылавливать щипцами — «поймай рыбку» и смотреть, как они плавают. « Захват воды пипеткой ». Для игры понадобится ёмкость для жидкости и большая пипетка. Сначала показываем, как работать с пипеткой: сжимать и разжимать грушу, захватывать воду и выпускать её. Создавая увлекательные и безопасные условия для игр, мы помогаем детям не только развиваться, но и получать радость от общения и творчества. В естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
- СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ 8 МАРТА" СТАРШАЯ ГРУППА
- Физкультурные занятия в домашних условиях.
- Сценарий выпускного по мотивам сказки " Волшебник Изумрудного города"
- Когда надежность – приоритет
- Счет до 4, основные цвета, фигуры (круг квадрат треугольник прямоугольник)/ ФЭМП