Выступление " Типовое фантазирование"
Документы для скачивания
Слайд 1. Сегодня хоти м поделиться опытом работы, целью создания кот орой, является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования приема типового фантазирования в развитии творческого воображения и нестандартного мышления, связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста. Слайд 2. Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Представленный опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и связной речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться. Слайд 3. Цель: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире. Задачи: - формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; - развивать способность быстро входить в новые предметные области; - развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли; - адаптировать к динамичной картине мира; - воспитывать творческую личность. Слайд 4. В практике дошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов: Прием" Увеличение- уменьшение" , Прием" Деление- объединение" , Прием" Ускорение- замедление" Прием" Оживление- окаменение" , Прием" Специализация – универсализация" , Прием" Наоборот" . Особое место при работе по программе занимает работа с проблемными ситуациями как фантастического, так и реального плана. На занятиях используется совместная с педагогом групповая и индивидуальная работа. Программа «Удивительный мир фантазий» рассчитана на три года обучения, но каждый год можно рассматривать как самостоятельный законченный этап. Разработано тематическое планирование на каждую возрастную группу, которое состоит из 72 занятий. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю. Также разработаны картотеки игр, упражнений способствующих развитию творческого воображения, нестандартного мышления и связной речи дошкольников. Знакомство с волшебниками Увеличение- Уменьшение», «Ускорение- Замедление», «Дробление- Объединение», «Оживление- Окаменение». «Могу только- Могу все» происходит в средней группе. С волшебником «Наоборот» дети знакомятся в старшей группе. В дальнейшем волшебники включаются в игры и беседы. На занятиях изучаются типовые приемы разрешения противоречий, которые позволяют дошкольникам посмотреть на самые простые, привычные предметы и явления глазами фантазеров и исследователей. Основные формы работы: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность. Слайд 5. Реализация парциальной образовательной программы способствует достижению следующих результатов: - Возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям; - Развивается творческое воображение и нестандартное мышление; - Возрастают познавательная активность и интерес; - Детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; - У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; - Речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении. Слайд 6. В основу работы положены следующие принципы: - Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора. - Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами( не имеющими единственно правильного решения) . В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения. - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность. - Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. - Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей. Слайд 7. Волшебники «Увеличения- Уменьшения». С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличить их или наоборот уменьшить: например, - мы пригласим в группу волшебника «Увеличения- Уменьшения» по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нужен такой большой стул? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не всего стула, а только его спинки? Что произойдет? Для чего нужен стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник « Увеличения – Уменьшение» не будет касаться стула, а увеличит только то место, где он расположен( группу) … Слайд 8. Волшебники «С пециализации- Универсализации» Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могу только( магазины специализированные – обувь, одежда…) Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Все могу( универсам, супермаркет) . Слайд 9. Волшебник «Наоборот». Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными. Слайд 10. Волшебники «Оживления – Окаменения». Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным. Слайд 1 1. Волшебники «Ускорение – Замедление» Эти волшебники могут творить со времен ем все, что захотят: убыстрить, поменять местами временные отрезки, переместить события на дальние временные отрезки, на ближние, может остановить время. Слайд 12. Волшебники «Дробления- Объединения» Волшебник «Дробления» делит на час ти все и перепутывает их. Волшебник «Объединения» – объединяет все части, которые попадаются под руку. Слайд 13, 14, 15 Также нами были разработаны картотеки игр направленные на развитие творческого воображения и нестандартного мышления. Ребятам очень нравится составлять, а потом рассказывать сказку с помощью камешков с нарисованными на них сказочными героями. Слайд 16. Для родителей были разработаны консультации и рекомендации для развития творческого воображения и нестандартного мышления детей дома. Слайд 17. Перед началом работы по данной теме была проведена скрининг диагностика с детьми средней группы по методике О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой на выявление уровня развития творческого воображения и нестандартного мышления. Были получены следующие результаты: Высокой уровень – 25% , средний – 46% и низкий уровень составил 29% . Результаты диагностики выявили недостаточный уровень развития творческого воображения и нестандартного мышления. В конце учебного 2022- 2023 года была проведена промежуточная скрининг диагностика с детьми старшей группы по методи ке О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой на выявление уровня развития творческого воображения и нестандартного мышления. Результаты показали увеличение уровня развития нестандартного мышления и творческого воображения у детей старшей группы: высокий уровень составил – 68% , средний уровень – 29% и низкий – 3% . На заключительном этапе работы была проведена заключительная скрининг диагностика с детьми подготовительной группы и были получены такие результаты: высокий 79% , средний 21% , низкий уровень – отсутствует. Результаты показали значительное увеличение развития нестандартного мышления и творческого воображения и доказали эффективность внедрения приема типового фантазирования. Данный опыт доказал, что прием типового фантазирования способствует тому, что дети могут самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; развивается нестандартное мышление, творческое воображение; способность быстро входить в новые предметные области; умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.
- Презентация «Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей дошкольного возраста посредством применения приема типового фантазирования»
- Мой профсоюз
- Аналитическая справка по мониторингу здоровья детей
- Кроссворд от Бони "Дикие звери"
- Родительское собрание на тему: «Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».