Конспект занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет на тему «Поможем Незнайке»
Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.
Образовательные задачи:
-развивать знания детей о разделении слова на слоги;
-развивать мышление путём формирования умений обобщать, классифицировать, выделять лишнее;
-деление слов на слоги;
-составлять схему предложения;
-расширять словарный запас.
Развивающие задачи:
-развивать связную речь;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к образовательной деятельности;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
-воспитывать нравственные качества: ответственность, дружбу;
-воспитывать самостоятельность.
Оборудование: посылка с сундуком и письмом; ключи с заданиями (6 конвертов с заданиями), картинки предметные, дидактическая игра «Четвертый лишний»; мяч; листы и карандаши на каждого ребенка.
Форма проведения: игра
Ход занятия
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А, как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Незнайки» Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети!
Пишет вам Незнайка! Вы очень любознательные ребята и любите заниматься, вы готовитесь к школе.
Я прислал для вас подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный ключик от загадки этой.
Как только ключик вы найдете,
Подарок мой тотчас возьмёте.
Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи.
Приложите все четыре ключа к сундучку и он откроется! Желаю успеха!
Незнайка»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Как вы думаете? Что может пригодиться вам при подготовке к школе? (Ответы детей)
Будем искать ключи? (Ответы детей)
Воспитатель: Прежде, чем начать, давайте вспомним правила поведения. Напомните их мне
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: А, вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
(зеркало)
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А, ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Незнайки! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1. Послушайте внимательно рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг?
Вспомните имена девочек.
Сколько слогов в именах девочек. (Дети делят имена на слоги с помощью хлопков).
- Вы, хорошо справились с заданием.
- Ребята из чего состоит наша речь? (Правильно, наша речь состоит из предложений)
А, Тимур, как думает? Артем, как думает?
- А из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)
- А на что делятся слова? (Слова делятся на слоги)
- Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
Восп.: -Справились с этим заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
(книга)
- Правильно, книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.
Задание №2. Игра «Один – много».
У кого в руках окажется мячик, быстро дает мне ответ.
Один карандаш – много … (карандашей)
(Яблоко, мяч, елка, игрушка, стол, дерево, зверь, лист, птица, цыпленок, цветок, машина, кубик, ягода…)
- Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём, попрыгаем как мячики.
А теперь подпрыгнем столько раз, сколько слогов в слове жук.
Присядем столько раз, сколько слогов в слове утка.
Наклонимся столько раз, сколько слогов в слове молоко.
Похлопаем столько раз, сколько слогов в слове коза.
Повернемся столько раз, сколько слогов в слове лук.
А теперь опять, попрыгаем как мячики.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
(карандаш)
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №3. Упражнение «Четвёртый лишний».
Для того, чтобы выполнить задание, вам нужно сесть за столы.
Перед вами задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Лишнюю картинку зачеркнуть, а оставшиеся назовите одним словом».
- Лишние сапоги, потому что платье, штаны, свитер – это одежда, а сапоги – это обувь.
- Лишний самолет, потому что автобус, машина, трактор – это наземный транспорт, а самолет – это воздушный транспорт.
- Лишний стол, потому что тарелка, ложка с вилкой, чашка – это посуда, а стол – это мебель.
- Лишняя чашка, потому что матрешка, кубик и кукла – это игрушки, а чашка – это посуда.
- Лишняя девочка, потому что глобус, портфель, доска – это школьные принадлежности, а девочка – это человек.
- Справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
Воспитатель: А, четвертый ключ будем искать вот где:
Он у нас прекрасный-
Белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота,
Синий – это небеса,
Красный – мужество, отвага…
Вот цвета родного…! (флага).
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Задание №4
- Незнайка стал нам другом, правда? Давайте составим предложение из трех слов про Незнайку.
Дорогой друг Незнайка.
Какое первое слово в этом предложении?
Какое второе?
Записываем. (Ребенок комментирует: Предложение начинается с заглавной буквы… в конце предложения ставим точку).
-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «прикладывают» ключи к сундучку, он открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит! (карандаш с ластиком и записка)
«Ребята, вы справились со всеми заданиями! Вы молодцы! За хорошую работу я дарю вам ластики. Они вам очень пригодятся!».
А, для чего они вам могут пригодиться?
Как вы думаете, нужный подарок подарил Незнайка?
- Ребята, скажите, что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам было сложно? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? (ответы детей).
- Что вам было легко? (ответы детей).
- Что запомнилось? (ответы детей)
- Ребята, мне очень понравилось наше занятие.
Вы все молодцы!
С вашей помощью можно открывать любые замки!
Спасибо вам!
- Родительское собрание на тему: «Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».
- Кроссворд от Бони "Дикие звери"
- Аналитическая справка по мониторингу здоровья детей
- Мой профсоюз
- Презентация «Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей дошкольного возраста посредством применения приема типового фантазирования»
- Здоровьесберегающие технологии. Картотеки
- Рекомендации для родителей «Поделки к 9 мая дома и в детском саду своими руками»
- проект «Путешествие по экологической тропе . Осень» 2020г.
- Проект "Ракушка"
- Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»