«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности среднего возраста» 2020-2021 уч.год
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Ягодка » п. Сосенки План по самообразованию на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности среднего возраста » Воспитатель высшей квалификационной категории Солдатченко Лариса Владимировна п. Сосенки 20 20 – 20 21 год. ЦЕЛЬ: 1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование». 2. Повышение профессионального мастерства. 3. Повышение собственного общекультурного уровня развития. 4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности. Актуальность: Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; с оздают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Месяц Содержание работы Область применения Сентябрь 1. Создание плана работы. 2. Подбор материала по теме: « Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста »; 3. Постановка целей и задач по данной теме. 1. Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность» 2. Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». 2. Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. Октябрь 1. Изучение темы: «Организация мини- лаборатории в детском саду». 2. Составление примерн ого алгоритма проведения занятий- экспериментирования. 3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». . 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. « Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово! » 3. Практические опыты с детьми с бумагой. 4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» Ноябрь 1. Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» 2. Подбор приборов и оборудования для мини- лаборатории. 1. Привлечение родителей к созданию мини- лаборатории в группе. 2. Консультация для родителей на тему: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей » 3. Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо. 4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко» Декабрь 1. Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты»( С воздухом, с водой, с бумагой) 2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома»( снег, вода) 2. Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3. Пополнение « Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями » для родителей. Январь 1. Работа с Интернетом( nsportal. ru) : изучение интернет – ресурсов. 2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность» 1. Подборка материала для консультаций родителям по теме. 2. Формирование картотеки опытов и экспериментов. 3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами. 4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» Февраль 1. Посещение детского сада № 15 2. Изучение пособия Тугушевой Г. П. , Чистяковой А. Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ». Методическое пособие. — СПб. : « ДЕТСТВО- ПРЕСС » 2007. 1. Знакомство с опытом коллег по теме самообразования; обмен опытом. 2. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом. 3. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» Март 1. Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 2. Работа с Интернетом( изучение интернет – ресурса по теме плана) 1. Создание фото коллажа: «Мы экспериментируем». 2. Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». ( Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) 3. Практическое экспериментирование с детьми( очищение воды) Апрель Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. 1. Проведение с детьми опытов и экспериментов. 2. Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях» Май Самоанализ плана самообразования Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег. Примечания: Посещение городских методических объединений в течение года. Регулярно пополнять и видоизме нять развивающую среду в группе. Список литературы, рекомендуемой для изучения данной темы. 1. С истематическое изучение статей на данную тему в журналах «В оспитатель », «О бруч », «Д ошкольное воспитание ». 2. Э. Г. П илюгина «С енсорные способности малыша » – «М озаика – С интез », 2003 год. 3. М. Султанова: «Простые опыты с водой( с воздухом, с бумагой) ». 4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» 5. Е. А. Алябьева «Природа»( сказки и игры для детей) 6. С. Н. Николаева «Юный эколог»( для работы с детьми 3 – 5 лет) 7. Кайе В. А. « Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет ». — М. : ТЦ «Сфера», 2008. 8. Куликовская И. Э. , Совгир Н. Н. « Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст » — М. : Педагогическое общество России, 2003. 9. « Организация экспериментал ьной деятельности дошкольников» Методические рекомендации/ П од ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008. 10. « Ребенок в мире поиска » Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ П од ред. О. В. Дыбиной. — М. : ТЦ «Сфера», 2005. 11. Менщикова Л. Н. « Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет »( из опыта работы) . — Волгоград: Учитель, 2009. 12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»( «Метод. р екомендации» издательство Арки 2005 год. 13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
- «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности» 2021-2022уч.год
- Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
- Проект "Ракушка"
- проект «Путешествие по экологической тропе . Осень» 2020г.
- Рекомендации для родителей «Поделки к 9 мая дома и в детском саду своими руками»