a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Самоанализ по самообразованию "Финансовая грамотность"

Автор: Рассадникова Юлия Михайловна Опубликовано: 2025-04-13 18:47:18

Документы для скачивания

Самоанализ по теме самообразования: « Формирование основ финансовой грамотности у детей 5- 7 лет » воспитателя МБДОУ № 104 Рассадниковой Юлии Михайловны Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Задачи: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные( личные) деньги; дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово- экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. ; способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. В соответствии с темой самообразования прорабатывался опыт Стахович Л. В. , Семенков ой Е. В. , Рыжановск ой Л. Ю. , Крючков ой Н. А. . И зучались нормативно‑правовые документы: Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 ФЗ «Об образовании». Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся». Указ Президента РФ от 02. 07. 2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства РФ от 29. 11. 2020 № 2945 Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в  2021–2025  годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Актуальность В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. Анализ актуальности позволил сформулировать  тему самообразования:   «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5- 7 лет» Этапы: 1 этап   – организационно- ознакомительный: П одбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний, определение содержания и объема работы. П одбор программно- методического обеспечения и демонстрационного материала. С оздание предметно- развивающей среды. Р азработка перспективного плана работы. Изучение литературы по данной теме. Определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами, родителями. Выявление уровня оснащенности педагогического процесса методическими пособиями по теме проекта. Анкетирование родителей с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта. Диагностика воспитанников по выявлению уровня финансовой грамотности. Разработка плана реализации проекта. Создание мини- музея по финансовой грамотности в группе Разработ ка конспектов занятий и консультаций. Создание игр по финансовой грамотности. Использовались следующие методы работы: 2 этап  – основной. Внедрение в работу подготовленного материала по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ. 1. с детьми: ознакомительные экскурсии в банк; проведение НОД по познавательному развитию; разучивание с детьми песен по финансовой грамотности; разучивание с детьми и реализация в самостоятельной игровой деятельности сюжетно- ролевых по теме проекта; рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; выставки в мини- музее денежных купюр, монет, копилок; дидактические игры; работа с различными художественными материалами; развлечени я; заучивание считалок, прибауток, небылиц, потешек, стихов; 2. П роведение консультаций и экскурсий для родителей и педагогов. 3. Разработана картотека игр по финансовой грамотности для использования в ДОУ. Составлен перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с мини- музеем и план работы. Составлены сценарии мероприятий, конспектов НОД, дидактических и сюжетно- ролевых игр, развлечений. 1 этап – выполнение сроков предварительной и подготовительной работы над проектом. 2 этап – выявление уровня сформированности знаний у детей о основах финансовой грамотности. 3 этап – результаты участия в конкурсах по теме проекта. 3 этап   – заключительный. проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Продукт проекта: Создан мини- музей финансовой грамотности с различными экспонатами, расположен в группе, что дает возможность в любое время проводить занятия, беседы. ; Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно. Созданы картотеки игр. Собраны материалы для проведения продуктивной деятельности с воспитанниками. Создана «методическая копилка»: конспекты, сценарии, иллюстративный и художественный материал. Оценка результативности проекта     Оценка результатов деятельности проекта проходит по трём направлениям: родители, педагоги, дети. Оценка включенности родителей в проектную деятельность детского сада, их заинтересованности проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, в степени активности родителей в совместных мероприятиях. Оценка компетентности и творческой активности педагогов отслеживается в ходе участия педагогов в мероприятиях по теме проекта: проведение консультаций, участие в круглых столах, в конкурсах, оформлении наглядно- информационного материала, непосредственное участие в мероприятиях, анкетировании. Механизм отслеживания результатов работы с детьми: активность участия детей в совместных мероприятиях; анализ детской деятельности( рассказы, творческие работы, детские проекты, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры) ; наблюдение за поведением и играми детей( положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах) . Результаты по выполнению проекта подведены  на педагогическом совете. В результате реализации проекта: У детей: • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет- магазин; • знают российские деньги; • знакомы с понятием «банк», назначением банка; • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности( например: предприниматель, фермер, программист, модельер и др. ) ; профессии рекламного дела( рекламодатель, реклам н о- изготовитель, участники рекламной деятельности и др. ) . • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия. • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий( бумагу, карандаши, краски, материю и др. ) ; • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость. • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых( кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д. ) замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; • объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. У родителей: - проявилась позиция активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса. - повысилась эффективность взаимодействия по личностному развитию детей на основе финансовой грамотности; - пробудилось желание открывать и систематизировать собственные познания в мире финансов. У педагогов: - Пополнились знания о возможностях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом финансовой грамотности, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения. Практическая значимость Практическая значимость проекта по теме моего самообразования состоит в возможности его реализации в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.         Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме. Работа над реализацией проекта позволила раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ • активнее использовать парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени; интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО; • разработать методические рекомендации для педагогических работников по использованию социо- игровых технологий проведения занятий; • обеспечить для педагогов соответствующее обучение( система повышения квалификации) для последующего проведения занятий по основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях; • организовать непрерывную профессиональную поддержку педагогов посредством библиотеки методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию; • стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления; • развивать социальное партнерство ДОО с образовательными, финансовыми организациями, профессиональными сообществами в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико- ориентированными занятиями.

Оставить комментарий: