a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

конспект ОД на тему "Хохлома"

Автор: Чехлова Ольга Вячеславовна Опубликовано: 2025-04-13 23:48:46

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. К узнецка Конспект образовательной деятельности на тему: « Мы рисуем хохлому » для детей 5- 6 лет Составил: воспитатель Чехлова О. В. Цель: Создание условий для развития у детей творческих способностей через декоративно- прикладное искусство. Задачи: Образовательные: Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров- хохломской посуде, особенностях её росписи. Учить детей образовывать  слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, учить выделять и называть признаки предмета. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком. Развивающие: Р азвивать общую и мелкую моторику, речь, образное восприятие, творческий интерес, эмоциональную отзывчивость, желание творить. Воспитательные: В оспитывать интерес к народно- прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Предварительная работа: Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством Хохломы; рассматривание альбома «Русское народное творчество»; чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе; дидактическая игра «Составь красивый узор и расскажи о нем»; просмотр презентации «Золотая хохлома». Технические средства: Ноутбук; музыкальные – аудиозапись мелодии «Гусли», «Золотая хохлома». Материал: Демонстрационный: хохломские изделия, карточки с изображением различных ягод. Раздаточный: гуашь; бумажные силуэты посуды( ложки, доски, чашки, тарелки) ; кисти №2, №5; баночки с водой; салфетки. Форма проведения: интегрированная ОД. Форма организации детей: фронтальная. Методы и приемы: Наглядный метод – демонстрация наглядных пособий. Приемы: показ хохломских изделий, иллюстраций с элементами хохломской росписи, карточки с изображением различных ягод, слушание народных мелодий. Словесный метод – беседа. Приемы: чтение стихотворения, вопросы к детям, объяснение, указание, пояснение, педагогическая оценка. Практический метод – словесное упражнение «Скажи какая посуда», пальчиковая гимнастика «Цветки», физкультминутка «Хохлома», роспись детьми силуэтов посуды. Игровой метод – воображаемая ситуация, д/ и «Найди элемент росписи», «Назови ласково». Вид детской деятельности, лежащей в основе организации ОД: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная. Интегрируемые образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Ход ОД: I Вводная часть: Дети играют в группе. Звучит русская народная музыка, воспитатель выставляет на стол посуду, украшенную хохломской росписью. Дети подходят к столу. II Основная часть: Воспитатель: посмотрите, ребята, на эти изделия, как их можно назвать одним словом? Дети: посуда. Воспитатель: а что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид? Словесное упражнение «Скажи какая посуда» Цель: формировать у детей словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета( дети подбирают прилагательные к слову посуда) . Дети: яркая, красивая, расписная, праздничная, веселая, блестящая, радостная, сказочная, золотая. Воспитатель: ребята, возьмите в руки по одному изделию и назовите его. ( Дети называют- ложка, конфетница, чашка, тарелка, бочонок, кружка, поднос) . Воспитатель: Помогите мне вспомнить, какие элементы узора используются на этой посуде? Дети: ягодки, травка, завитки, осочки, цветочки, листики, капельки. Дидактическая игра «Найди элемент росписи» Цель: закреплять у детей знания об основных элементах хохломской росписи. Развивать внимание, память, мышление, восприятие. Воспитатель: предлагаю поиграть, элементы отыскать. Раз, два, три. Рома, завиток найди. Раз, два, три. Соня, травинку найди. Раз, два, три. Лёва, капельку найди и т. д. Воспитатель:  Соня, какой главный элемент в хохломской росписи? Соня: главный элемент в хохломской росписи это центральная линия- ветка, с которой начинается весь узор. Воспитатель:  вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Я буду вам показывать карточки с изображением ягод, а вы будете их ласково называть. Дидактическая игра «Назови ласково» Цель: учить детей образовывать  слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом. Активизировать и расширять словарный запас детей. Способствовать формированию представлений о культуре речи. Дети: малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, брусничка и т. д. Воспитатель: А как называют эту роспись? Дети: хохломская роспись, хохлома. Воспитатель: ребята, скажите, какое сейчас время года? Дети: зима. Воспитатель: дети, какие времена года вы еще знаете? Дети: весна, лето, осень. Воспитатель: ребята, посмотрите на эту замечательную посуду и скажите, с каким временем года ее можно сравнить? Дети: ее можно сравнит с осенью! Воспитатель: Настя, объясни, почему ты так считаешь. Настя: я считаю так потому, что эта посуда красочная и яркая, точно такая же как природа осенью. Только осенью деревья одевают красочные наряды из желтых, оранжевых, бордовых, красных листьев и ягод. Осень называют золотой и хохлому тоже так называют. Воспитатель: правильно, Настя. Смотрю я на посуду и вспоминаю такие строки: «Золотая осень, алых ягод россыпь Отголоски лета в золоте травы Рощи, перелески, шелковые всплески, Солнечно- медовая красота листвы». Воспитатель: ребята, из какого материала сделаны все эти изделия? Дети: из дерева. Воспитатель: Костя, какие цвета использовали мастера? Костя: черный, красный, золотой, зеленый. Воспитатель: молодцы, много знаете о хохломской росписи. А теперь давайте немного отдохнем. Проводится физкультминутка «Хохлома» Хохлома, да хохлома( руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! ( руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Мы рисуем хохлому( руки перед грудью одна на другой) Красоты невиданной! ( руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) . Нарисуем травку( руки перед грудью одна на другой) Солнечною краской( руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки( руки перед грудью одна на другой) Краской цвета алого( руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома, да хохлома( руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Вот так чудо дивное! ( руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) . Воспитатель: ребята, а вы хотели бы побывать в роли мастеров- художников и заняться росписью посуды? Дети: да! Воспитатель: тогда выбирайте себе любой силуэт посуды и материал, с которым будете работать( дети берут материал и выбирают силуэты) . Воспитатель: а теперь подготовим наши пальчики к работе. Проводится пальчиковая гимнастика «Цветки» Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. ( Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево) . Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. ( Медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад. ) Воспитатель.  Ребята, давайте вспомним последовательности рисования хохломских узоров. Что мы рисуем сначала? Дети.  Сначала мы рисуем центральную ветку. Воспитатель.  Что мы рисуем потом? Дети.  Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.   Воспитатель.  А что потом рисуем? Дети.  Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки. Воспитатель.  Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу. Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств изображения ягод и листьев. III Заключительная часть: Воспитатель.  А теперь ребята возьмите свои работы и прикрепите на магнитную доску. Я предлагаю вам выбрать из этих работ те, которые вам больше понравились, и рассказать о них( 2- 3 анализа работ проводят самими детьми) . Воспитатель.  Молодцы ребята! Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера! Все ваши работы получились яркими, радостными, и немножко сказочными. У нас еще остались силуэты посуды, кто хочет, можете взять домой и расписать их.

Оставить комментарий: