Консультация для воспитателей
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. А. Сохин говорил, что «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. » Основная функция связной речи – коммуникативная. Она существует в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде вопросов – ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников. Монолог – форма речи, развёрнутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. Это сообщение о каких- либо фактах действительности. Основные свойства монолога: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развёрнутость, логическая последовательность изложения. Связная речь может быть ситуативной ( связана с конкретной наглядной ситуацией) и контекстной ( содержание понятно из самого контекста) . Данная тема является насущной проблемой детей, т. к. в речи детей дошкольного возраста прослеживается множество недостатков. В чем же кроются причины? Давайте вместе определим их. Проводится игра «Паутина». ( Все становятся в круг, у ведущего клубок ниток. Он называет одну из причин, ухудшающих речь детей и катит по полу клубок другому педагогу, тот в свою очередь, наступив на нитку и назвав свою причину перекатывает её следующему и т. д) . №3 В речи детей существуют множество проблем. • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. • Употребление нелитературных слов и выражений. • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. • Плохая дикция. Вывод: как говорят: Потяни за ниточку и такой клубок размотаешь. И мы с вами тоже нашли множество существующих проблем в речи дошкольников, над которыми нам нужно работать. Теперь рассмотрим методику и этапы работы по развитию связной речи, а конкретно составление рассказов по картине. Пересказ – творческое воспроизведение литературного текста. Ребёнок должен запомнить текст и образные выражения. - подробный или последовательный ( близкий к тексту; со средней группы) - пересказ фрагментов ( выборочный) - коллективный ( со старшей гр. ) - пересказ с изменением лица- пересказ по аналогии- инсценированный пересказ ( с использованием настольного театра) - драматизация ( дети сами берут на себя какую- либо роль) Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение. Виды рассказов: • фактический( о реальных явлениях, может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта; • творческий ( воображаемая ситуация, фантазии, мечты) . Формы рассказывания: 1) описательные рассказы: - по восприятию- по памяти; 2) сюжетные рассказы: - реалистические- сказочные. Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности. Детям даём представление о типичной структуре таких рассказов: 1) вначале называется герой, иногда даётся описание внешнего вида – экспозиция; 2) затем излагается первое событие, по возможности, объясняется, когда, где оно происходит – завязка; 3) действие развивается, устанавливается причинно- следственная связь между вторым, третьим эпизодами. И в заключении даётся развязка, которая чаще всего носит эмоциональный характер( «Они стали настоящими друзьями! ») . Методические приёмы. 1. Вопросы. Они учат детей логически выстраивать свой рассказ. 2. Образец рассказа: а) частичный; б) дублирование образца ( по куклам Маше и Кате) ; в) разбор образца ( о чём я рассказала в начале, потом, в конце) . 3. План рассказа: - составление плана совместно с детьми; - воспроизведение детьми предложенного педагогом плана; - коллективный разбор отдельных пунктов плана. 4. Коллективное составление рассказа. 5. Составление рассказа по частям ( Пример: «Сначала расскажем, как выглядит ёж, затем – что с ним произошло, как он попал к детям, и в конце- как дети кормили ёжа») . 6. Подсказ, указания. 7. Оценка. Первые два рассказа должны оцениваться очень подробно. Это ещё раз напоминает детям последовательность изложения; обращается внимание на качество изложения, на инициативу и творчество. Последующие рассказы могут оцениваться короче, где отмечается только самое яркое и индивидуальное. Методика рассматривания и составления рассказов по картине в разных возрастных группах 1. Задачи работы при обучении детей рассказыванию по картине. 1) Учить понимать и рассматривать содержание картин. 2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения. 3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины. В детском саду проводят 2 вида занятий по картинам: • Рассматривание картины – 1мл. , 2 мл. , средняя группы; • Составление рассказов по картине – средняя, старшая, подготовительная группы. №7 Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа: I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине. Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи. II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1- ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2- ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ. III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов. 2. Типы и серии картин. Требования к ним. • Предметные картинки; • Предмет в действии; • Сюжетные картинки; • Пейзажные картины; • Натюрморт; Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. №10 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу». Требования к картинам. Картины должны быть: а) крупного размера; б) графически грамотны; в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям; г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4; д) они должны затрагивать эмоциональные чувства. 3. Виды рассказывания по картине. 1. По настенным картинам: а) сюжетные ( во всех возрастных группах) б) пейзажные ( в подготовительной группе) в) натюрморт ( в подготовительной группе) 2. Картинки, открытки, иллюстрации: а) предметные ( работа проводиться как по игрушкам) б) сюжетные картинки, изображающие объект в действии ( в старшей группе) 3. Картинки с последовательно развивающимся сюжетом. 4. Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах. Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Например: картина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их. Требования к рассказу. 1. 1, 2 младшие группы – 4- 6 предложений. Средняя группа – 7- 8 предложений, к концу года 10- 13 предложений Старшая группа – 8- 13 предложений и более. 2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер. ( Пример: «Решили дети катать шары… », «Подарили детям поезд. Ну и поезд! … », «Хорошо ребятам играть вместе. …. ») . 3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. ( Пример: «… Пей лошадка, пей! », «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо! ») . 4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа. 5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.