a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты

Автор: Лященко Анастасия Витальевна Опубликовано: 2025-04-22 21:08:16

Документы для скачивания

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме « Вулкан в банке » Автор конспекта непосредственно образовательной деятельности: Лященко Анастасия Витальевна Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии. Задачи: Образовательные: 1. Формировать знания у детей о вулканах их строении, причине извержения,   о типах вулканов; 2. Развивать выразительную речь, внимание, память, творческое воображение, самостоятельность, логическое мышление; 3. Закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи, высказывать собственные суждения, умения доказывать свою мысль. Развивающие: 1. Развивать интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности; 2. Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания. Воспитательные: 1. В оспитывать познавательный интерес и мотивацию к речевому взаимодействию; 2. Воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речево е развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Методы и приёмы: Игровой, наглядный, словесный, практический. Развивающая предметно- пространственная среда темы НОД: иллюстрации вулкана; методическое пособие; стеклянная банка, глубокая тарелка, деревянная палочка, сода, вода, гель для посуды, уксус, кисточка, белые халаты. Предварительная работа: 1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев. 2.  Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов. Вводная часть( мотивационный, подготовительный этап) Задачи Содержание ННОД Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Программы Средства реализации ООП Планируемый Результат Создать эмоционально- положительный настрой и стимулировать готовность к совместной деятельности. Развивать слуховое внимание и восприятие. Здравствуйте, Ребята.   Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли, и они посмотрят, чему мы научились за весь год в старшей группе. Давайте поздороваемся с нашими гостями. ( Здравствуйте! ) Молодцы! А т еперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по- особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом. Ребята, тёплые у нас ладошки? ( Да) Совершенно верно, а тёплые они, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом. Ребята, а давайте мы нашим гостям расскажем, а какое у нас сейчас с вами время года, а то вдруг они забыли, а мы им напомним! ( Весна) Совершенно верно, у нас с вами сейчас идет прекрасное время года- весна. А назовите мне весенние месяцы( Март, апрель и май) А сейчас какой у нас с вами месяц идет? ( Апрель) . Молодцы! А кто мне из вас скажет какой сегодня день недели? ( …. . ) Максим, скажи пожалуйста, а вчера какой был день недели? Молодец! Милана, скажи, а после среды какой день недели у нас пойдёт? А перед пятницей какой день недели? Молодец, тоже четверг! Ребята, сейчас я вам зачитаю загадку, а вы постарайтесь отга дать, о чем сегодня пойдет речь. Слушайте внимательно! Я черный страшный великан Что делать мне – решаю сам Могу я спать, могу вздыхать, Огонь и пепел извергать А ну попробуй угадать Как же меня звать? ( Вулкан) Совершенно верно, это вулкан! Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как  вулкан Ребята, а вы знаете, что такое вулкан? Все правильно! Вулкан- э то большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава. А мне вот интересно, а кто- нибудь из вас видел в живую вулкан? Если видели, какие у вас возникли первые эмоции, впечатления от увиденного? Очень жаль, что никто из вас его не видел. Но это беда, сейчас мы с вами рассмотрим вулкан Рассматривае м иллюстрацию вулкана. Речевое развитие. Речевое развитие Беседа Беседа Картинки времени года «Весна» Картинки вулкана. Иллюстрация Вулкана. Готовность к предстоявшей деятельности, внутренняя мотивация. Основная часть( содержательный, деятельностный этап) Задачи Содержание ННОД Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Программы Средства реализации ООП Планируемый Результат Формировать знания у детей о вулканах их строении, причине извержения,   о типах вулканов. Развивать выразительную речь, внимание, память, творческое воображение, самостоятельность, логическое мышление; Развивать умение координировать речь с движениями Вызвать у детей желание провести опыт. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность. Ребята, давайте внимательно посмотрим какой формы  вулкан, на что он похож? ( Похож на пирамиду, конус) . Верно.   Вулкан  конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть  вулкана? ( Вершина горы из которой извергается  вулкан, называется кратер  вулкана) .   Ребята, а как вы думаете, на что он похож? ( Кратер  вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д) . Ребята, а что внутри  вулкана? ( это магма) . А огненная жидкость, выходящая из  вулкана – это  Лава Ребята, а вы знали, что по активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие? Тогда я вам сейчас расскажу. Слушайте внимательно! Действующий вулкан – это когда идет извержение  вулкана. Во время извержения  вулкан  похож на разбушевавшегося зверя. Спящий- э то  вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться. И наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Ребята, а как вы думаете, что происходит с вулканом когда он извергается? Молодцы! На самом деле в улканы извергаются по- разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».   Ребята, кто мне из вас скажет, а что такое лава? ( Лава- это камни, песок, пепел, глина) . Молодцы, всё правильно вы сказали! Ребята, давайте мы с вами сейчас немного расслабимся, от дохнем, проведем физминутку! Физкультминутка Вулканы начали  « вулканить » - Из жерла лаву  извергать. ( присесть, постепенный подъем на носочки) Вулкан гремит!   Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! ( руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз) Но вот он начал уставать- Огонь в нём начал угасать. ( медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз) Последний раз огнём дыхнул( сидя в приседе, долгий сильный выдох) И на десятки лет уснул. ( складывают руки под щеку «засыпают, спят»)   Ну вот мы с вами взбодрились, отдо хнули, теперь можно продолжать. Ребята, а вам интересно было бы посмотреть, как извергается вулкан? Здорово! Тогда я вам предлагаю провести эксперимент и посмотреть, как извергается вулкан. Сейчас мы с вами оденем белые халаты и будем, как настоящие учёные. Ребята скажите, что вы ведете на столе? ( прозрачная банка с водой, средство д ля мытья посуды, сода, красная гуашь и уксус. ) Совершенно верно! Ребята, а кто нам расскажет, как нужно пользоваться уксусом? Ребята, уксус это опасная жидкость, ей нужно пользоваться аккуратно, чтобы не попала в глаза или на кожу, потому что можно получить ожог. Поэтому пальчики в стакан с уксусом не суём! Ребята, чтобы было интересно, я предлагаю сделать сейчас вам каждый свой вулкан и посмотреть у кого какой получиться. Ну что, начнём! Для начала мы с вами добавим в банку с водой немного геля для мытья посуды. Затем берём соду и насыпаем три столовые ложки в нашу жидкость. Давайте перемещаем. Далее берем краситель, мы взяли обычную красную гуашь и смешали с водой. Выливаем наш краситель. Ребята, посмотрите, какого цвета теперь стала наша жидкость? Совершенно верно, Она стала красного цвета! Ну а теперь, мы с вами берём уксус и аккуратно наливаем его. Здорово получилось? Вам понравилось? Я очень рада, что у каждого из вас получился вулкан. Реб ята, мы с вами провели опыт, а теперь нам предстоит еще одна интересная и очень ответственная работа. Но перед работай давайте разомнем наши ручки Физкультминутка Музыкальное сопровождение «У жирафа пятнышки везде…» Мы с вами сейчас будем рисо вать вулкан акварельными красками. Но, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан? - Какой формы вулкан? ( конус) - Какой вулкан у подножия? ( широкий) - А вершина вулкана( узкая) - Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? ( яркие, красные) . А чтобы вам было легче выполнять эту работу, я на доску сейчас повещаю схему, как поэтапно можно нарисовать вулкан. Можете приступать к работе. Молодцы ребята, у всех получились очень правдоподобные вулканы, давайте мы их покажем нашим гостям, пусть тоже полюбуются вашими рисунками. Познавательное развитие Речевое развитие; Социально коммуникативное развитие. Физическое развитие. Игровая деятельность. Социально коммуникативное развитие. Познавательное развитие Физическое развитие. Игровая деятельность. Художественно- эстетическое развитие Беседа Физкультминутка Экспериментальная деятельнос ть. Беседа. Физкультминутка Выполнение работы. Иллюстрации видов вулкана. Иллюстрации вулкана. Халаты, прозрачная банка с водой, средство для мытья посуды, сода, краситель и уксус Альбомный лист А4, Гуашь, схема вулкана. Закрепляют умение устанавливать причинно- следственные связи, высказывать собственные суждения, умения доказывать свою мысль. Слушают внимательно воспитателя. Дети хотят провести опят. Заключительная часть( рефлексивный этап) Задачи Содержание ННОД Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Программы Средства реализации ООП Планируемый Результат Воспитывать навык диалоги ческого взаимодействия детей с воспитателем; Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Когда вы вырастите большими, наверное некоторые из вас станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю. Ребята, сейчас я вам раздам стаканчики, там находятся коктейльные трубочки, а на этих трубочка приклеены тучка и солнышко. Сейчас вам нужно выбрать что- то одно тучку или солнышко. Кто выберет тучку, значит сегодняшнее занятие вам не понравилась и было оно не интересным, скучным. А кто выберет солнышко, это будет означать, что вам занятие понравилось и вам б ыло все интере сно и вы остались с хорошим настроением. Здорово! Я очень рада, что всем понравилось сегодняшнее занятие. Егор, расскажи, что тебе сегодня больше всего запомнилось, понравилось на занятие? Саша, а тебе что понравилось на занятие? Ребята, вы на занятие сегодня были большие молодцы, все дружно отвечали, у каждого из вас получился очень красивый вулкан. Но на сегодня это все, в следующий раз проведём еще какой- нибудь интересный опыт. Согласны? ( Да) Здорово! Теперь каждый на своем столе наводит порядок. Речевое и социально- коммуникативное развитие Беседа Саморегуляция собственной деятельности.

Оставить комментарий: