конспект беседы "Блокада Ленинграда" для детей 6-7 лет
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 города Кузнецка Конспект беседы на тему: «Блокада Ленинграда » для детей 6- 7 лет Восп итатель: Чехлова О. В. Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; воспитывать у детей чувства гордости за защитников Отечества. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, просмотр слайдов презентации. Задачи: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. В оспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Закрепить навыки речевой деятельности Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ чувство благодарности и уважения к его защитникам. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города; Чтение художественных произведений по теме. Прослушивание песен и музыки военных лет Рассказ о блокаде, стихи о блокаде. Пособия: презентация, картинки о блокаде. Введение в тему 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город называется Санкт- Петербург. Слайд 2 Рассказ о блокадном Ленинграде Много лет тому назад на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. - Почему её так называют? Потому что весь народ встал на защиту своей Родины. Это была жестокая война, страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины уходили на фронт. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Слайд 3 Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Вы знаете, что такое блокада? Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный Ленинград. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде. слайд 4 Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города и стрелять по ним. Памятники истории маскировали как могли. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверк нул ночью. Каждую ночь слышался гул самолётов, разрывы бомб. Слайд5 В первые месяцы блокады на улицах Лен инграда было установлено много громкоговорителей. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро. Слайд 6 Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. И кроме фашистов на осажденный город наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная. Пытаясь хоть как- то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем. Слайд 7 За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад. Слайд 8 Но все- таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой( 125 граммов) кусочек в день. Слайд Далеко за кольцом блокады было продовольствие – мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью, и днем. Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера. Под огнем в город на баржах привозили продукты и увозили детей, раненых. Слайд 10 Единственным спасением стала дорога по замерзшему Ладожскому озеру. Слайд 11 Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. В город везли продовольствие, а из города по ледовой дороге вывозили детей. Поэтому её назвали «Дорогой жизни». Слайд 12 Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. - Какой праздник мы отмечаем зимой? Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, д аже в те суровые дни. Взрослые совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. Слайд 13 После долгой, очень долгой зимы, наконец, в Ленинград пришла весна. Голодные люди ели свежие зеленые листочки с деревьев, листья растений. В городских парках и садах разбили огороды. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. Слайд14 Работали во время блокады все: старики, женщины, дети. Дети «чинили» одежду раненных, делали бинты, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали в госпиталях с концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Слайд 15 Ленинградцы выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, этот день наступил – 27 января 1944г. 872 дня люди шли к этому событию! Слайд 16 Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады! » Такого дня не видел Ленинград! Нет. Радости подобной не бывало! Казалось, что всё небо грохотало… Гремел неумолкаемо салют Из боевых прославленных орудий. Смеялись, пели, обнимались люди. Слайд 17 Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна: Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда. Слайд 18 Детям — юным героям Ленинграда установлен памятник «Цветок жизни» Слайд 19 За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой. Слайд 20 Рефлексия Детям задаются вопросы: О чем мы сегодня говорили? Где проходила Дорога жизни? О каких памятниках вы узнали? Что вам запомнилось из моего рассказа? Итог Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой О течественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.