Конструкт "Волшебный ритм"
Тема: «Волшебный ритм».
Возрастная группа: стршая группа.
Форма совместной деятельности: музыкальая НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей:«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Учебно-методический комплект:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.Н «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию / Спб, 2011
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»Авторская программа и методические рекомендации / М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
Средства:
- наглядные - игрушка Сова, интерактивная игра, видеосюжет «Баба Яга», ритмическая карточка, презентация.
- литературные - стихотворение.
- оборудование – мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, портативная колонка, индивидуальные коврики, перчатки, круглые фишки двух величин, вазы (нарисованные на листе бумаги), комплект цветов (нарисованные на бумаге).
Цель: Создать условия для формирования музыкальных способностей дошкольников.
Задачи:
- Учить узнавать музыкальное произведение по музыкальному отрывку, высказываться о характере музыки, о средствах музыкальной выразительности, совершенствовать умения сравнивать длительность звуков и обозначать словами длинный-короткий, выкладывать фишками и прохлопывать ритмический рисунок в соответствии с ритмической карточкой, закреплять знание куплета песни, движений танца.
- Развивать творческие способностей детей через новые для ребёнка формы работы.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач, формировать умение договариваться, помогать друг другу, действовать в паре и команде.
Музыкальный репертуар:
- П.И. Чайковский «Баба Яга»
- Е. Железнова «Паучки»
- Латышская мелодия, обр. Я. Кепитиса «Танец в парах»
- Муз. Лазаревского, Сл. Губа. «Становится весною тепло…»
- Муз. М. Парцхаладзе, Сл. Н. Соловьева «Дождик»
Последовательность |
Методы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность.
|
Словесный. |
Музыкальный руководитель (далее М.Р.) приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой (музыкальное приветствие). |
Дети приветствуют друг друга.
|
Дети настроены на общение.
|
Игровая ситуация-проблематизация, побуждающая интерес детей к новому знанию.
Побуждение к практической деятельности, эмоциональный настрой. |
Словесный (рассказ). Метод проблемного обучения. |
В гостях Мудрая Сова. Она рассказывает детям о том, что скоро праздник 8 Марта и все зверята в лесу готовят подарки для своих мам, а Баба Яга всем мешает. Просит прогнать Бабу Ягу из леса и помочь зверятам в подготовке к празднику. М.Р.: -Ребята, мы поможем лесным жителям? - Предлагаю отправиться в лес на ритмическом поезде. М.Р. предлагает проговорить текст стихотворения в заданном ритме: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колёс, Паровоз, паровоз, Едет, едет паровоз. |
Дети проявляют интерес Решают проблему.Дети отвечают.
Дети проговаривают текст и выполняют ритмическое упражнение, используя хлопки и притопы.
|
Появление у детей заинтересованности, желание принять участие в совместной деятельности.
У детей развивается чувство ритма.
|
Включение детей в муз. деятельность «Восприятие».
Видеосюжет «Баба Яга». Муз. П.И. Чайкосвкого.
Игровая ситуация-проблематизация.
Включение детей в творческую («Муз.-ритмич.»)деятельность
Пальчиковая гимнастика Е. Железова «Паучки».
Включение в исследовательскую деятельность.
Проблемный вопрос.
Новое знание.
Включение детей в практическую («Муз.-ритмич.») деятельность
Включение в творческую («Муз.-ритмич.») деятельность. Танец в парах
Включение детей в муз. деятельность «Пение».
Песня «Становится весною тепло..».
Включение детей в муз. деятельность «Игра на детских музыкальных инструментах». М. Парцхаладзе «Дождик»
|
Наглядно-слуховой.
Метод проблемного обучения.
Практический.
Художественно-практический.
Метод проблемного обучения.
Словесный (объяснение).
Наглядно-зрителный.
Художественно-практческий
Наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховой.
Наглядно-слуховой. Художественно-практический.
|
М.Р. обращает внимание детей на то, что они оказались на лесной поляне.
М.Р.: Вот мы и в лесу. Посмотрим, что тут случилось…
М.Р.: Да… Что же мы можем сделать?
М.Р. предлагает детям сложить «заколдованную» ритмическую карточку, для чего разделиться на пары с помощью игры «Составь целое». Для этого нужно взять частички карточек (картинок, на которых изображены муз. инструменты) и составить целую картинку.
М.Р. обращает внимание детей на на предстоящую игру с ритмическими карточками и предлагает размять пальчики.
М.Р: - Ребята, посмотрите,перед нами знакомая нам карточка, а ещё новые фишки.
Посмотрите, они одинакового размера?
- Верно, а величина фишек соответствует длительности музыкальных звуков (так же как величина картинок на карточке) Посмотрите, фишку большого размера зовут «Та», а фишку маленького размера – «Ти» Сейчас я предлагаю вам с помощью фишек сложить свою ритмическую карточку, такую же как из картинок. Выполнять работу будем парами, чтобы помогать друг другу. - Ну а теперь, давайте послушаем, у кого какая ритмическая картинка получилась.
Мудрая Сова хвалит детей за выполненное задание и предлагает посмотреть, что же случилось с Бабой Ягой. М.Р.: Путь свободен. Инересно, чем же занимаются лесные зверята? (на экране – зайчиха мама с зайчатами).
М.Р: Ребята,помотрите, зайчата в подарок для мамы разучивают танец. Мама зайчиха рассказывает им, как правильно повернуться в правую и левую стороны. Поможем им. Вставайте в пары.
М.Р: Продолжаем прогулку по лесу. (на экране медведица с медвежонком). Ребята, у медвежонка не получается весенняя песенка. Посмотрите, что здесь лишнее?
- А мы с вами знаем песню о приметах весны. Давайте споём её. А прежде, покажем голосом, как медвежонок качался на качелях.
М.Р: - Ребята, смотрите, а вот лисёнок. Он будет исполнять музыкальное произведение, чтобы порадовать маму. Поможем ему? Берите ложки.
М.Р: (Сова) - Посмотрите, все зверята благодарят вас и прощаются с вами. Пора возвращаться обратно. Занимайте места в паровозе. Поехали. |
Дети проявляют интерес.Дети смотрят часть видеосюжета, высказываются о характере музыки
Дети решают проблему.
Дети берут карточки, определяют часть какого муз. инструмента на ней изображена и находят вторую частичку, составляя таким образом целую каринку (находят себе пару).Дети выполняют пальчиковую гимастику «Паучки».
Высказывания и рассуждения детей о величине фишек.
Проявляют интерес и желание узнать новое.
Дети слушают.
Дети действуют по образцу, выкладывают фишки в соответствии с картинками на карточке.Дети прохлопывают ритмический рисунок.
Дети смотрят окончание видеосюжета.
Дети рассматривают изображение на экране.
Дети выполняют знакомое упражнение.
Дети играют в игру «Что лишнее?»
Дети выполняют упражнение Дети исполняют первый куплет песни.
Дети исполняют ритмический рисунок на ложках.
Дети выполняют ритмическое упражнение. |
Появление у детей заинтересованности, желание принять участие в совместной деятельности. Активизация мыслительной деятельности. Умение высказываться о средствах музыкальной выразительности.
Активизация мыслительной деятельности.
Активизация мыслительной деятельности. Развивается умение складывать целое из частей.
Развитие мелкой моторики.
Активизация мыслительной деятельности.
Умение детей рассуждать и делать выводы.
Умение слушать.
Взаимодействие друг с другом.
Развитие чувства ритма.
Умение высказываться о средствах музыкальной выразительности.
Проявление у детей заинтересованности.
Закрепление движения «Танца в парах» Ориентируются в пространстве (повороты в правую и левую сторону).
Активизация мыслительной деятельности. Акивизируются знания о сезонных изменениях в природе.
Подготовка голосового аппарата к пению. Закреплено знание первого куплета песни «Становится весною тепло…».
У детей развивается чувство ритма. Развитие творческих способностей. Умение действовать в команде.
У детей развивается чувство ритма.
|
Рефлексия
|
Словесный (беседа) |
М.Р. предлагает детям вспомнить о путешествии и о том, что нового они узнали. М.Р. спрашивает у детей, что им запомнилось. С помощью чего мы сегодня преодолели все препятствия?
|
Дети передают свои впечатления о результатах совместной деятельности. |
Умение оценивать результаты своей деятельности. Готовность рассказать о своих впечатлениях.
|
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье. |
Словесный (объяснение). |
Мудрая Сова хвалит детей за дружелюбие, желание узнавать новое, правильное выполнение заданий и предлагает организовать в группе соревнование «Кто быстрее соберёт букет для мамы» Для этого дарит каждому ребёнку вазу с цветком (нарисованные на бумаге), а воспитателю комплект цветов (распечанные на самоклеющейся бумаге). |
|
Детям предоставляется возможность вспоминать приятное путешествие, делиться впечатлениями с родителями, стремиться активно принимать участие в мероприятиях группы, стараясь победить в соревновании. |