Исследовательские технологии
-Картотека проблемных ситуаций
-Картотека проблемных ситуаций на развитие интеллектуальной способностей детей старшего дошкольного возраста
- Картотека экспериментов в средней группе
-Сборник – опытов – экспериментов
Основные направления исследовательских технологий:
- Социально-коммуникативное экспериментирование:
- Изучение эмоций и их проявлений
- Развитие навыков общения
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Развитие социального интеллекта
- Проблемное обучение:
- Создание проблемных ситуаций
- Поиск решений совместно с детьми
- Развитие логического мышления
- Формирование навыков анализа
- Практическое экспериментирование:
- Организация мини-лабораторий
- Проведение опытов
- Наблюдение за изменениями
- Фиксирование результатов
- Игровые эксперименты:
- Социально-ролевые игры
- Проблемные игровые ситуации
- Моделирование социальных взаимодействий
- Эмоциональное экспериментирование
Практические примеры организации:
- Создание уголка экспериментирования в кабинете психолога
- Проведение тематических занятий
- Интеграция экспериментов в обычные занятия
- Организация совместных исследований детей и взрослых
Ожидаемые результаты:
- Расширение представлений об эмоциях
- Развитие коммуникативных навыков
- Улучшение социального интеллекта
- Повышение познавательной мотивации
- Обогащение активного словаря
- Развитие творческого мышления
Особенности организации:
- Учет возрастных особенностей детей
- Обеспечение психологической безопасности
- Постепенное усложнение заданий
- Поддержка инициативы детей
- Индивидуальный подход
- Создание положительной эмоциональной атмосферы
Важно помнить, что исследовательская деятельность должна быть направлена на развитие самостоятельности ребенка, его способности к наблюдению, анализу и выводам. Педагог-психолог выступает при этом в роли помощника, поддерживая интерес детей и направляя их исследовательскую активность в конструктивное русло.
В процессе экспериментирования дети учатся:
- Ставить простые проблемы
- Выдвигать гипотезы
- Проводить опыты
- Наблюдать
- Делать выводы
- Общаться и взаимодействовать
Таким образом, исследовательские технологии являются эффективным инструментом развития познавательной сферы дошкольников и способствуют формированию целостной картины мира через активную практическую деятельность.