«Учим детей общаться»
«Учим детей общаться»
В последнее время мы, все чаще с тревогой отмечаем, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативы обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться этими средствами в общении с окружающими, и пойдет наш разговор.
Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по направлению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять этого человека. А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим. Такие движения называются выразительными. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно.
Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для этого движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.
Родившись, ребенок не только появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При это культура общения для ребенка выступает двояко.
В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных средств и нормативных, т.е. общепринятых, социально одобренных в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Этот арсенал осваивается постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно – пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций¸ чувств, отношений с окружающими.
Первым, кто передает ребенку опыт в непосредственно эмоциональном общении, становятся близкие взрослые – мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивает звуки (ребенок еще не понимает слов, а вот интонацию улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она с ним играет в «ладушки», «козу рогатую»… Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослыми, другие порицаются - голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый покачивает головой: «Ай –ай=ай!». Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но, чаще всего, и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.
Однако с каждым ребенком общается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель – человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы¸ манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».
Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенном и уверенным в себя, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления.
К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно – агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи¸ ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Это конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.
Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые в детском саду проводит воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам нетрудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.
Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.
Предлагаю несколько упражнений и игр в которые можно игать в детском саду, которые помогут научить детей простейшим способам невербального общения. Цель проведения упражнений и игр – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с ребенком. Понятно, что приведенные игры не являются исчерпывающими, но могут рассматриваться в качестве «отправного момента» для начала работы и придумывания дополнительных вариантов, нового материала. Желательно, чтобы приобретенные умения дети использовали во взаимодействии со сверстниками в игре и в повседневном общении.
1) «Просыпаемся – потягиваемся» (2 – 3 года)
Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии друг от друга.
Воспитатель: - Давайте поиграем, как-будто вы еще спите. Как можно изобразить это движение? (Сложить ладошки под щекой, закрыть глаза.) Вот наступает утро, и раннее солнышко будит детей: кого коснется лучом, тот просыпается, открывает глаза.
Воспитатель, взяв на себя роль солнца, дотрагивается до каждого ребенка, мягко поглаживая по плечу, по голове.
Затем воспитатель читает потешку и выполняет движения, дети их повторяют.
Потягунушки, потягунушки! Потягиваются: руки тянут вверх.
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки, Сидя на стуле, вытягивают ноги.
А в ручки хватунушки, Сжимают – разжимают пальцы рук.
А в роток говорок, Зевают, прикрыв рот ладошкой;
А в головку разумок. Слегка почесывают темя.
2) «Прошу, дай мне, пожалуйста» ( 2 – 3 года)
Воспитатель: - Пришел медвежонок к пчелке и просит мед. Я буду пчелкой, а вы медвежатами. Попросите у пчелки мед голосом и движением.
Если дети затрудняются, воспитатель берет на себя роль медвежонка и, обращаясь к пчелкам, просит ласковым голосом: «Пчелка, пчелка, дай мне, пожалуйста, меду» (протягивает руку с повернутой вверх раскрытой ладошкой). Дети кладут ему на ладонь воображаемое лакомство, и «медвежонок» съедает его с удовольствием.
3) «Ласка» ( 3 -4 года)
Воспитатель просит ребенка ласково погладить любимую игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей стало приятно». Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.
4) «Прошу – не надо» (3 – 4 года)
Воспитатель предлагает ребенку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения.
5) « А – у» ( 4 года)
Воспитатель: - Как – то раз друзья отправились в лес, Собирая грибы, они разошлись в разные стороны и потеряли друг друга из виду. Как же им найти друг друга? Участвующие в игре по очереди аукаются и прислушиваются к откликам, как будто разыскивают друг друга в лесу. В завершении они находят друг друга и радостно устремляются навстречу.
6) «Давай мириться!» (5 лет)
Воспитатель: - Как-то раз поссорились лисенок и волчонок. А потом видят - плохо друг без друга, скучно. Тогда волчонок пришел к лисенку и говорит: «Давай мириться!» и протягивает лапки вот так…. Показывает жест: обе руки вытянуты вперед, к партнеру, и повернуты ладонями вверх. Предлагает ребенку показать, как лисенок согласился мириться: положил свои лапки сверху, с рукопожатием.
Если лисенок продолжает обижаться, то ребенок может изобразить это, спрятав руки за спину или даже отвернувшись. Тогда волчонку надо просить прощения.
7) Этюд « Делай, как я» (5 – 6 лет)
Клоун (Воспитатель) при помощи мимики и жестов старается развеселить детей. Дети повторяют вслед за ним движения:
- растягивают уголки губ;
- показывает длинный нос;
- изображает смешное лицо обезьянки и т. д.
Клоун сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться, и из них могут получиться хорошие клоуны