a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Занимательный коврик

Автор: Толмачева Инна Михайловна Опубликовано: 2025-05-19 16:06:25

Документы для скачивания

Занимательный коврик Давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речевых функций и мышления ребенка. Центр мелкой моторики и центр речи анатомически расположены рядом друг с другом, поэтому, развивая одну функцию, мы стимулируем развитие и другой. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук, импульсы поступают в головной мозг, активизируют деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие данного участка стимулирует в том числе и речевой центр. Речь в свою очередь влияет на развитие мышления. Развитие познавательных функций будут замедлены, если уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Но не только восточные мудрецы, а и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что" ум ребенка находится на кончиках пальцев" . В этом плане развивающий коврик незаменим. Выделим пять основных плюсов р Занимательного коврика: Занимательный коврик для детей стимулируют самостоятельную активность. По мере освоения игрушки, новизна визуальных и тактильных ощущений притупляется, зато на первый план выходят логические задачи. Дети увлеченно пристегивает на пуговки цветочки, бабочек, фрукты и т. д. , изучают расположение фигур и общий рисунок, считают фигуры. Когда интерес к Занимательному коврику отпадет, его можно просто разместить в детской игровой зоне на полу, как стильный яркий акцент интерьера. Только задумайтесь: такие простые действия, а сколько пользы! Стимуляция мыслительных функций и речи- это раз. Веселая игра малыша, заряд положительных эмоций- это два. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с применением развивающего коврика уверенно обосновались в арсенале игр с детьми дошкольного возраста. Вывод:   играя на развивающем коврике, ребенок не только будет учиться застегивать и расстегивать, считать, узнавать различные предметы и т. д. , но еще слаженная и умелая работа пальчиков малыша поможет развиться речи и интеллекту, окажет положительное воздействие на весь организм в целом, подготовит непослушную ручку к письму.  Кроме этого, упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Цель моей работы:  Совершенствование условий для развития познавательно- речевой активности детей дошкольного возраста с помощью использования занимательного коврика. Задачи: Формировать у дошкольников познавательный интерес, развивать логическое и творческое мышление. Объединить всех участников образовательных отношений для осуществления единых педагогических подходов, обеспечивающих развитие познавательной активности дошкольников. Совершенствовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Предполагаемый результат: Позитивная динамика познавательно- речевых способностей детей дошкольного возраста. Активная позиция всех участников образовательного процесса. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий мир, приобретает различные навыки, овладевает новыми умениями. Дидактическое пособие «Занимательный коврик»- эффективная форма для формирования познавательного интереса, стремления узнать что- то новое. Это материал для обучающих и развивающих игр с детьми. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов. В детском саду коврики позволяют познавать новое и закреплять пройденное во время веселой игры. Это пособие использую в учебной и в самостоятельной деятельности. «Занимательный коврик» можно использовать как с подгруппой детей, так и при индивидуальной работе с один ребенком. Такое дидактическое пособие могут использовать все воспитатели с детьми дошкольного возраста, а также и родители. Дидактическое пособие включает в себя: - игра «Времена Года»- игра « Огород »- игра « Матрешки »- игра « Тучки »- - игра « Веселая гусеница »- игра «Цветочная поляна »- игра «Геометрический мир»- игра « Бабочки »- игра « В какой банке » 13. - игра «Кто больше увидет » Узнавать времена года, воспитанникам в интересной игровой форме помогают коврик «Цветочная поляна ». На чистом «холсте» ребята создают осень, зиму, весну, лето. Данное пособие помогает детям создать удивительные картины своими руками, а также узнать, а далее и закреплять основные признаки каждого времени года( приложение 1) . Закрепить с детьми умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения, учить определять располо жение предметов, уточнить знания детей об овощах, и месте их произростания, пользе для человека, учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам. Дидактическая игра «Собери урожай» Цель- знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом. Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п. Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус» Цель закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу. Ход игры. На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.    Игра «Кто больше увидит? »  На коврик в произвольном порядке рас- положены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на коврике Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Дидактическая игра «От какого дерева лист? » Цель- знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки. Еще одной интересной формой работы с детьми дошкольного возраста является плоскостное конструирование. Помочь развивать математическое мышление, фантазию и творчество, умение ориентироваться в пространстве сможет игра «Геометрический мир». Из геометрических фигур малыши строят простейшие изображения. Например: дорогу, чередуя фигуры по цвету, форме, величине. Несложные предметы: башню, домики, лестницу, ворота транспорт и т. д. Сначала они строят по образцу воспитателя, а затем по своему замыслу ( приложение 8) . Изучая цветовую гамму с детьми в своей работе активно применяю « Веселая гусеница ». Он состоит из лепестков разного цвета. В игре дети создают красивый цветок, называют цвета и соотносят их с друг другом ( приложение 6) . Дидактическое пособие «Занимательные коврики» позволяет не только развитию познавательных функций детей, но и способствует эффективному формированию сенсорного восприятия детей. Главное достоинство в том, что дает детям и взрослым не только играть готовыми ковриками, но и придумывать их новое содержание, используя при этом все новые материалы. Использование «Занимательных ковриков» в развитии детей дошкольного возраста способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения, речевых функций, мелкой моторики. Дидактическая игра «Бабочки» направлена на развитие моторики ребёнка, координации движений, памяти, а также умения различать цвета и фигуры. Подобный способ изучения в игровой форме, крайне эффективный для детей, так как представляет собой комплекс из запоминающихся образов и ассоциаций. Ход игры: Ребёнок должен найти цветок для бабочки, разложить их на цветы соответствующие им по цвету, значит нужно поместить красную бабочку на красный цветок, желтую на желтый цветок и т. д. Помимо простого совмещения предметов, игра поможет изучению и умению различать цвета. Для этого вам нужно будет называть, какого цвета бабочку, на какой цветок должен положить игрок. Дидактическая игрa" Разложи продукты по баночкам" Умение ребенка различать цвета является одним из важных навыков, способствующих общему и эстетическому развитию. Цель:  Формировать умение различать основные цвета( красный, жёлтый, зеленый, синий) . Дидактическая задачa: 1. Развитие умений различать и называть основные цвета( красный, жёлтый, зеленый, синий) . 2. Aктивизация в речи детей слов: цвет, желтый, красный, синий, зеленый; клубника, слива, лист, рыбка; много, один; баночка, крышка. 3. Группировать предметы по отдельному признаку( по цвету) .  Закреплять умение различать и назвать основные цвета, геометрические фигуры( группировать предметы по цвету, форме) . Учить различать  эмоциональное состояние. Развивать мелкую моторику рук,   тактильные ощущения. Воспитывать самостоятельность в достижении результата. Ребенок самостоятельно выбирает эмоциональное состояние матрешки. Подбирает геометрические фигуры по контуру. И придумывает  короткую историю  о матрешке. На начальном этапе желательно наводящими вопросами, взрослого к ребенку, составить короткую историю. Например: Почему твоя матрешка грустит, или смеётся и т. д. ? Может она расстроилась из- за своего наряда, посмотри все ли в порядке и т. д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результатом работы по развитию познавательной активности детей через игровую деятельность считаю, положительные результаты детей в освоении образовательной программы. Благодаря целенаправленной работе у детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное, делать простейшие умозаключения. Малыши стали более наблюдательными и любознательными, сопровождают речью свои действия, отмечается общение в диалоге с воспитателем, называют основные цвета, геометрические формы, соотносят предметы с друг другом, эмоционально откликаются на игру, проявляют интерес к познавательной деятельности. Родители принимают активное участие и оказывают помощь в создании пособия. В дальнейшей работе планирую обогащать пособие «Занимательный коврик» новыми идеями, в том числе идеями коллег и родителей.

Оставить комментарий: