''Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья''
Документы для скачивания
' ' Сюжетно- ролевая игра как средство социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья' ' «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». ( В. А. Сухомлинский) Сюжетно- ролевая игра – один из видов детской деятельности, помогающий ребенку адаптироваться в этом сложном мире, научиться вести себя в общественных местах и различных ситуациях. Используется в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Сюжетно- ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным методом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. В игре ребёнок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Играя, он учится действовать в соответствии с правилами в коллективе, дружить, сопереживать, помогать друг другу. В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. Разыгрывание ролей детьми формирует представление о различных профессиях и обогащает знания о значимости каждой профессии для общества. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. У детей с ОВЗ, отмечаются сложности в овладении коммуникативными навыками. В большинстве случаев эти дети оказываются социально несостоятельными в силу ряда обстоятельств: они не имеют достаточного набора адаптируемых способов поведения и не способны искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения. Для того чтобы у детей возникла игра, необходимо, во- первых, чтобы жизнь их была насыщена впечатлениями, которые могли бы быть отражены в игре, явились бы ее содержанием, и, во- вторых, чтобы дети умели пользоваться игрушками и с их помощью отображать то, что почерпнули из окружающей их жизни, передавать творчески переработанные ими впечатления. Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов. Первым этапом является подготовка их к соответствующей экскурсии, цель которой- познакомить детей с тем, во что они потом будут играть. Следующим звеном в подготовке к сюжетно- ролевой игре там, где это, возможно, является проведение дидактической или подвижной игры с элементами сюжета. Совершенно необходимо обыграть с детьми те игрушки, которые они должны будут использовать в процессе сюжетно- ролевой игры, научить детей адекватно пользоваться ими. Затем надо организовать изготовление детьми игровых атрибутов( кошельков, билетов, медикаментов и т. д. ) и научить детей способам их игрового использования. Систематизировать все впечатления и знания детей хорошо при рассматривании с ними рисунков, картин( конечно, не тех, по которым уже проводились беседы) , при просмотре презентаций соответствующего содержания. После совместного рассматривания рисунки, картины вывешивают в группе, чтобы дети при желании могли рассмотреть их снова. Беседа о просмотренных рисунках, картинах должна быть яркой, эмоциональной; только в этом случае она повысит интерес детей к игре, вызовет у них желание играть. Только проделав предварительно всю описанную выше работу, можно приступить к соответствующей сюжетно- ролевой игре. В первых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя в качестве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все основные роли. Делать это необходимо, так как детям нужно показать все игровые возможности каждой роли. К проведению игры воспитатель должен готовиться так же, как к проведению занятия. Эта подготовка включает в себя подбор игровых атрибутов, которые должны использоваться в игре, и отбор того словаря, который необходим для проведения игры и общения детей. Очень важно во время игры следить за положительными эмоциями ребёнка, такими как восторг, интерес, удивление. Когда воспитанники делают успехи, нужно часто их хвалить. Сюжетно- ролевая игра достигает высокого развития тогда, когда социальные нормы и правила поведения становятся определяющими и способны регулировать позицию ребёнка в игре и его отношения со сверстниками и взрослыми. Сюжетно- ролевые игры уточняют и углубляют представления детей об окружающем мире, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать их знания, речевой запас и расширять значения слов. В ходе этих игр ребенок познает мир. Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрослых, дети отражают и их отношения, познают их, усваивают. В игре происходит нравственное развитие ребенка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива. То, что пережито ребенком в игре, становится ему особенно- близким и понятным. Пережитые в игре чувства и отношения к другим, взятые на себя обязанности и умение их выполнить, умение подчинять свои желания правилам, - Мы хотим видеть наших детей счастливыми, нужными, востребованными, уверенными в завтрашнем дне. Это и есть наша основная задача.
- Наркологическая клиника АлкоСпас: путь к свободе начинается здесь
- Просветительское мероприятие с родителями на тему «Как ребенку помочь стать успешным?»
- "Музейное пространство "О Родине. О мужестве. О славе." как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста "
- Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга красок» (для детей от 1,5 до 3 лет)
- Сценарий физкультурного развлечения «На лесной полянке » для 2-й младшей группы