a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга красок» (для детей от 1,5 до 3 лет)

Автор: Леванова Ольга Эдуардовна Опубликовано: 2025-05-19 22:14:52

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 города Кузнецка( МБДОУ ДС №7 г. Кузнецка) 442539, Пензенская область, город Кузнецк, улица Железнодорожная, дом № 1 В т. ( 8- 841- 57) 7- 18- 93 Утверждаю заведующий МБДОУ ДС №7 г. Кузнецка Винокурова Н. Н. Приказ № 15 от 30. 08. 2024 г. Протокол педагогического совета № 1 от 30. 08. 2024 г. Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Радуга красок»( для детей от 1, 5 до 3 лет) Срок реализации: 2024- 2025 уч. год Руководитель дополнительной образовательной услуги: Леванова О. Э. город Кузнецк 2024- 2025 Содержание: Пояснительная записка Общие сведения и актуальность. Цели и задачи. Формы организации детей. Методы и приёмы проведения занятий. Нормативные документы. Ожидаемые результаты. Учебно- тематический план Перспективно- календарный план работы для детей 2- 3 лет Мониторинг уровня усвоения программы. Литература. 1. Пояснительная записка Общие сведения и актуальность. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого- изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами- практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно- творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. 1. 2 Цель: Развитие у детей художественно- творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: - Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. - Формировать у детей изобразительные умения и навыки в рисовании, используя нетрадиционные техники рисования. - Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках. - Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д. - Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. - Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе. 1. 3 Формы организации детей- Индивидуальная- Подгрупповая 1. 4 Методы и приёмы проведения занятия: - словесные( беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ; - наглядные( рассматривание иллюстраций, картин, наблюдение, показ способов изобразительной деятельности, показ презентации) - практические( упражнения, опыты) - игровые( создание игровой ситуации, пальчиковые игры, подвижная игра) . 2. Нормативные документы. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва" Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14" Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" " 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11. 12. 2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей». 5. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04. 09. 2014 № 1726- Р. 3. Ожидаемые результаты. - знают различные способы и приемы нетрадиционных техник рисования, используют различные изобразительные материалы- сформированы изобразительные умения и навыки в рисовании, используют нетрадиционные техники рисования. - свободно экспериментируют с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках. - развиты сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, бумагой, солью и т. д. - привиты интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. - действуют с материалами аккуратно, бережно к ним относятся, используют в работе. 4. Учебно- тематический план. № п/ п Тема Кол- во часов 1 Знакомство с изобразительными материалами 1 час 2 Рисование ватными палочками 4. 5 часа 3 Рисование пальчиками. 5, 5 часа 4 Аппликация. 5, 5 часа 5 Печатание листьями. 1, 5 часа 6 Тычок жесткой кисти. 5, 5 часа 7 Оттиск поролоном с использованием трафарета. 2 часа 8 Оттиск печатками. 3, 5 часа 9 Оттиск смятой бумагой. 1 час 10 Отпечаток ладошкой. 3, 5 часа 11 Техника рисования манкой. 1 час 12 Рисование кристалликами соли. 0, 5 часа 13 Тонирование листа бумаги краской. 0, 5 часа 14 Техника печатания стаканчиком, дном бутылки. 3 часа 15 Рисование вилкой. 1, 5 часа Всего: 40 часа 5. Перспективно- календарный план работы для детей 2- 3 лет Тема Цели и задачи, техника Оборудование Сентябрь «Мы рисуем» Познакомить детей с разными изобразительными материалами. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Кисти, ватные палочки, печатки, гуашь. «Осенние деревья» Рисование пальчиками. Учить рисовать пальцами. Развивать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность в обращении с красками. Листы с нарисованным силуэтом дерева, гуашь, баночки с водой. «Ягодка за ягодкой» Рисование ватными палочками. Формировать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета, ритма. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Листы с нарисованным силуэтом рябины, гуашь, ватные палочки. «Коврик для собачки» Аппликация. Учить наносить клей на заготовку и приклеивать к бумаге. Развивать умение равномерно наносить клей на всю поверхность заготовки. Воспитывать аккуратность в обращении с красками, клеем. Листы тонированной бумаги, заготовки для аппликации, клей. Октябрь «Мой любимый дождик» Рисование ватными палочками. Формировать умение создавать коллективное произведение в рисовании. Развивать чувство цвета, ритма. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Лист с изображением тучи, ватные палочки, гуашь. «Веселые мухоморы» Рисование пальчиками, аппликация. Учить рисовать пальцами, наносить клей на бумагу, приклеивать заготовки. Развивать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность в обращении с красками, клеем. Заготовки для аппликации мухомора, гуашь, клей. «Ветерок подуй слегка» Аппликация ствола дерева. Создание образа осеннего дерева с помощью печатания листьев. Учить делать оттиск осеннего листа, равномерно наносить краску на лист. Закреплять умение наносить клей на заготовку и приклеивать её. Развивать умение составлять композицию на альбомном листе. Воспитывать аккуратность в обращении с красками, клеем. Заготовки для аппликации ствола дерева, гуашь, клей. «Вот ёжик- ни головы, ни ножек! » Тычок жесткой кисти. Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок»- коротких прямых линий тычком жесткой кисти. Дополнение образа по своему желанию – аппликации на иголках. Учить рисовать иголки, используя технику рисования тычком жесткой кисти. Развивать умение дополнять образ аппликацией. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Лист с аппликацией ежика, кисти, гуашь, заготовки овощей на иголки, клей. Ноябрь «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться? » Оттиск поролоном с использованием трафарета, печатками. Формировать умение рисовать солнце и тучу, используя технику оттиска поролоном через трафарет, печатания. Развивать цветовосприятие. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Воспитывать аккуратность в обращении с красками. Листы, поролон, трафарет, печатка, гуашь, кисти. «Светофор» Оттиск печаткой из картофеля. Продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. Печатки из картофеля, листы, гуашь. « Картошка» Оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками. Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками внутри изображения, в ограниченном пространстве( «глазки») . Воспитывать желание помогать взрослым. Печатки из картофеля, листы, гуашь, ватные палочки. «Краски осени» Оттиск смятой бумагой. Учить рисовать листву с помощью смятой бумаги, гуаши. Развивать речь, образное мышление, умение подбирать необходимую краску. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Листы А4, смятая бумага, гуашь, кисти. Декабрь «Снежок порхает, кружится» Техника печатания поролоном, рисование пальчиками. Закрепление приемов печатания и рисования пальчиками, создание образного снегопада. Развивать чувства цвета и ритма. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Листы, поролон, гуашь. «Елочка пушистая, нарядная» Тычок жесткой полусухой кистью. Учить заполнять контур елки способом тычка, наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Развивать умение держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Лист с нарисованным стеблем и фоном, кисти. «Веселый снеговик» Тычок жесткой полусухой кистью. Упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти, наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Развивать умение держать кисть вертикально. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Листы с нарисованным контуром, кисти. «Дед Мороз» Отпечаток ладошкой, аппликация.   Продолжать учить делать отпечаток ладошкой. Упражнять в умении наносить клей на бумагу, приклеивать заготовки. Развивать образное мышление. Воспитывать аккуратность в работе клеем.   Тонированная бумага, гуашь, клей, заготовки шапочек Январь «Снегирь» Использование трафарета, пальчиковая живопись. Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя пальчиковую живопись. Закреплять умение работать поролоновым тампоном. Развивать чувство ритма. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Листы, трафарет птички, поролон, гуашь. «Мои рукавички» Оттиск печатками пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развивать чувство ритма, цвета. Заготовки из бумаги «варежка», пробки, гуашь, кисти. «Дерево в инее» Техника рисования манкой. Учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную краску». Развивать восприятие, воображение у детей. Воспитывать интерес к занятиям по рисованию. Заготовка на листе с рисунком или аппликацией «деревья», манка, гуашь кисти, клей. «Витаминный компот» Оттиск печатками из яблок. Упражнять в технике печатания яблоками. Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Печатки сделанные из яблок, гуашь, бумага в форме банки. Февраль «Пушистый зайка» Тычок жесткой полусухой кистью. Совершенствовать умение детей рисовать, используя технику рисования тычком жесткой полусухой кистью. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать заботливое отношение к животным. Листы с нарисованным силуэтом, кисти, гуашь. «Звездное небо» Рисование кристалликами соли, тонирование листа бумаги краской. Учить изображать звезды, используя кристаллики соли. Упражнять в умении тонировать бумагу краской. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию, действиям с красками. Лист А4, соль, клей, краски, поролоновая губка. «Салют для папы» Рисование методом тычка жесткой кисти. Упражнять в рисовании методом тычка. Стимулировать самостоятельность в передаче искр салюта. Закреплять умение держать кисть. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию, действиям с красками. Листы бледно голубого цвета, гуашь основных цветов, жесткие кисти, иллюстрация салюта, салфетки. «Открытка для папы» Рисование пальчиками, аппликация. Учить рисовать пальцами, наносить клей на бумагу, приклеивать заготовки. Развивать умение наносить ритмично и равномерно волнистые линии на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность в обращении с красками, клеем. Заготовки для аппликации мухомора, гуашь, клей. Март «Тюльпаны для мамы» Рисование вилкой. Учить детей рисовать вилкой, опускать её в краску и наносить изображение цветка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие. Воспитывать любовь к близким. Тонированная бумага, пластиковые вилки, гуашь. «Букет для бабушки» Отпечаток ладошкой. Продолжать учить рисовать ладошкой. Закреплять умение наносить аккуратно краску на ладонь и прикладывать её к бумаге. Р азвивать чувство композиции, цветовосприятие. Воспитывать любовь к близким. Тонированная бумага, гуашь. «Капают сосульки» Рисование пальчиками, ватными палочками. Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы. Тонированная бумага, ватные палочки, гуашь. «Солнышко» Отпечаток ладошкой. Закреплять умение детей использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Развивать умение составлять композицию на альбомном листе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Тонированная бумага, гуашь. Апрель «Ёжик проснулся» Рисование вилкой, аппликация. Учить детей рисовать вилкой, опускать её в краску и наносить изображение иголок ёжика. Развивать чувство композиции, умение аккуратно наносить клей на бумагу, приклеивать заготовки. Воспитывать аккуратность в обращении с красками, клеем. Тонированная бумага, пластиковые вилки, гуашь, заготовки из цветной бумаги. «Дерево с весенними листочками» Рисование пальчиками, аппликация. Учить рисовать пальцами, наносить клей на бумагу, приклеивать заготовки. Развивать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность в обращении с красками, клеем. Заготовки для аппликации ствола дерева, гуашь, клей, тонированная бумага. «Расцвели одуванчики» Рисование жесткой полусухой кистью. Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги бледно- зеленого цвета с силуэтом одуванчика, гуашь желтого и зеленого цветов. «Рыбка» Отпечаток ладошкой. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями( дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза) . Воспитывать интерес к занятиям по рисованию. Листы тонированной бумаги, гуашь. Май «Полетели воздушные шары» Техника печатания стаканчиком. Закрепление приемов печатания стаканчиком, изображая воздушные шары. Развивать чувства цвета и ритма, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к рисованию, используя нетрадиционную технику рисования. Листы тонированной бумаги, гуашь, одноразовые стаканчики. «Носит одуванчик белый сарафанчик» Рисование ватными палочками, оттиск поролоном через трафарет. Упражнять в рисовании ватными палочками, рисовании поролоном, используя технику оттиска через трафарет. Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать аккуратность в обращении с красками. Листы тонированной бумаги, гуашь, трафареты одуванчика, ватные палочки. «Бабочка» Печатание листьями. Продолжать у чить делать оттиск листа, равномерно наносить краску на лист. Развивать чувство композиции, воображение. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы. Листья, гуашь, тонированная бумага. «Яблонька цветет» Рисование пальчиками, аппликация. Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к весенним явлениям природы. Заготовки для аппликации ствола дерева, гуашь, клей, тонированная бумага. Июнь «Гусеница ползет по травке» Техника печатания стаканчиком. Закрепление приемов печатания стаканчиком, изображая тело гусеницы. Развивать чувства цвета и ритма, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к рисованию, используя нетрадиционную технику рисования. Листы тонированной бумаги, гуашь, одноразовые стаканчики. «Платье в горошек» Оттиск печатками пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать аккуратность в обращении красками. Заготовки из бумаги «платье», пробки, гуашь, кисти. «Цветочек радуется солнышку» Техника печатания дном бутылки. Закреплять умение детей печатать цветок дном бутылки. Развивать умение детей доводить дело до конца. Воспитывать интерес к занятиям по рисованию. Тонированная бумага, гуашь «Летний дождик» Рисование ватными палочками, аппликация. Закреплять умение рисовать палочками, наносить клей на бумагу, приклеивать заготовки. Формировать умение создавать коллективное произведение в рисовании. Развивать чувство цвета, ритма. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Тонированная бумага, гуашь, ватные палочки, клей. Мониторинг уровня усвоения программы. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в ходе проведения дней открытых дверей, тематических выставок детских работ, досугов. Литература. 1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»- авторская программа М. : «Карапуз- дидактика», 2007. 2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : ТЦ Сфера, 2005 3. Т. Н. Доронова Т. Н. « Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 4. И. А. Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. », 2011г 5. Е. А. Дудко «Рисуй со мной: парциальная программа художественно- эстетического развития детей раннего возраста», 2018 6. Т. Г. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г. 7. Г. Н. Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. » Москва 2007г

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы