Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Вершина знаний"
Документы для скачивания
Цель: Отразить систему работы и адекватно показать знания, умения и навыки детей за год.
Задачи:
Активизация словаря по теме: «Виды спорта». Закрепить представления о временах года.
Совершенствовать умение проводить звуковой и слоговой анализ слова,
работать в тетради, составлять предложение по предметным картинкам, с заданным словом, пересказывать текст.
Закрепить умение называть слова с заданным звуком, составлять предложение.
Тренировать речевой слух, развивать внимание и сообразительность, образное мышление – умение отгадывать загадки, читать стихотворения.
Демонстрационный материал: макет горы, флажки, картины «Времена года», микрофон, мяч, cкалка, яйцо, стрела, яблоко, горошина, «красная шапочка», репка, короб, ложка, картинка «пенал».
Раздаточный материал: лист в клетку, цветные карандаши (красный, зеленый, синий), предметные картинки,
Ход занятия.
I.Орг момент.
1-2-3-4-5-становитесь в круг играть.
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях.
-Ребята, а вы любите заниматься спортом?
-А какие виды спорта вы знаете? (дети перечисляют)
-Людей, которые играют в футбол, как называют?
-Футболисты.
-Волейбол – волейболисты.
-Хоккей – хоккеисты и т.д.
-А вы, ребята, слышали про такой вид спорта- альпинизм? Люди, которые этим спортом занимаются, называются – альпинистами. Они покоряют вершины гор.
Сегодня мы, как настоящие альпинисты будем покорять «Вершину знаний». Но подняться будет нелегко, вас будут ждать разные препятствия.
-Ребята, но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем.
-Да?
-Тогда вперед!
-Это зима, лето, осень, весна.
Сейчас с вами поиграем и узнаем, как хорошо мы знаем времена года по их признакам.
Солнце печет,
Липа цветет,
Комары кусаются,
Дети купаются. (лето)
Снег на полях,
Лед на лугах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)
Я называю загадки и провокационные ответы:
Послушайте загадку про осень:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети отгадывают правильно – весна.
А теперь загадка про зиму:
Птицы улетели,
Деревья пожелтели,
Дни похудели,
Овощи созрели.
Дети отгадывают – осень.
-Молодцы, вы правильно отгадали загадки.
- и покажите это время года на картине. ( вывешиваю картины).
А. Еремеев «Наступила осень».
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
С. Маршак «Январь».
Открываем календарь – начинается январь
В январе, в январе много снега на дворе.
Снег – на крыше. На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом.
И. Токмакова «К нам весна шагает…»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.
С. Маршак «Июнь».
Пришел июнь, июнь, июнь
В саду щебечут птицы,
На одуванчик только дунь,
И весь он разлетится.
- Молодцы ребята, с этим заданием справились. (Ставим флажок на уступ горы).
Слово, которое начинается на звук “я”?
Птицы, в названии которых звук “р” посередине?
Фрукт, первый звук “б”?
Дни недели?
Сколько месяцев в году?
Назвать весенние месяцы?
Назвать текущий месяц?
Сколько слогов в слове «ласточка»?
Кем был раньше цыпленок?
Что можно варить?
Последний месяц года?
Кем раньше была лошадь?
Что можно купить?
Кто может плавать?
Чем раньше был лед?
-С этими трудными вопросами вы тоже справились, ставим флажок на уступ горы.
- пересказ отрывка из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» - «Отважный пингвиненок».
-Еще с одним испытанием справились, ставим флажок.
Высоко-низко
Далеко-близко
Слева-справа
Впереди-сзади
Утро-вечер
День-ночь
Толстый-тонкий
Широкий-узкий
Плюс-минус
Лето-зима
Длинный-короткий
Холодный-горячий
Старый-молодой
Чистый-грязный.
- Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил. (Кот в сапогах)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка,
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножка)
Что старик закинул в море,
Чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою,
А хозяйкой моря быть? (Невод)
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. (Царевна-лягушка)
Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал. (Емеля)
-Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все предметы перепутал
Сказки все мои он спутал
Предметы лежат на столе. Дети должны выбрать предмет и назвать, из какой он сказки.
Скалка («Лисичка со скалочкой»), яйцо («Курочка Ряба»), стрела («Царевна – лягушка»), яблоко («Белоснежка и семь гномов»), горошина («Принцесса на горошине»), красная шапочка («Красная шапочка»), репка («Репка»).
-Молодцы ребята, заработали еще один флажок.
Физкультминутка
Скоро в школу мы пойдем два пальчика ходят по столу.
И портфель с собой возьмем, показывают квадрат руками.
Книжку, ручку, карандаш, загибают пальчики на руке.
Мы в портфель положим наш показывают квадрат руками.
Будем мы читать, писать показывают себе ладони,
И учиться все на пять поднимают руки, показывая пять пальцев.
-Из чего состоит слово?
-Какие бывают звуки?
-Сколько слогов в слове ?
-Молодцы и с этим испытанием справились, ставим флажок.
-С какой буквы пишется первое слово в предложение?
-Какой знак ставится в конце предложения?
- Сколько слов в предложении?
III. Итог: Молодцы! Мы достигли вершины знаний! Вам понравилось покорять вершину? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым сложным? Если были затруднения – не беда, в школе вы всему научитесь и будете покорять следующую вершину знаний – школьную. Дети получают сюрприз.