a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект экологической тропы

Автор: Беркумбаева Асия Ракимбаевна Опубликовано: 2025-06-10 11:05:46

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кизильский детский сад №3» ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «Тропинка в природу» 1673881173019 ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «Тропинка в природу» МДОУ «Кизильский детский № 3» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа МДОУ «Кизильский детский сад №3» – специально оборудованная в образовательных и воспитатель ных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них. Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Основные характеристики экологической тропы Вид тропы: экологическая Местонахождения–МДОУ «Кизильский детский сад №3». Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года. ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ: Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе. Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ 4438650- 63424 Хозяин тропы- ученная сова. Объект Э Т- « Смешанный лес» Объект Э Т- «А птека на земле » Объект ЭТ– «Б ерезовая роща» Объект Э Т- « Метеоплощадка » Объект ЭТ– «А льпийская горка » Объект Э Т- « Птичья гостиная » Объект ЭТ– « Ф онтан чудес » Объект ЭТ – « Огород» Объект Э Т- «Цветочная полянка» Объект Э Т- «В гостях у сказки » Объект Э Т- «Сбор мусора » Объект Э Т- «Фруктово- ягодный сад» 1. Объект ЭТ «Смешанный лес». Фитонцидный уголок. Информация об объекте: «Шишкин лес»( фитонцидный уголок) - это оздоровительный участок на территории детского сада, засаженный хвойными деревьями( сосна, ель) , насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений. Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Объекты для наблюдений* : * группа сосен, ель разного возраста и высоты, крона деревьев, хвоя, шишки. Образовательные задачи: - Способствовать оздоровлению детей, используя дыхательную гимнастику. - Развивать любознательность у детей. Воспитывать бережное отношение к природе.   2. Объект ЭТ «Зеленая аптека» Информация об объекте: «Зеленая аптека»- это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный некоторыми видами лекарственных растений. Лекарственные растени я- обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Применяют лекарственные растения в виде сборов, настоев, отваров, чаёв, порошков и т. д. О бъекты для исследования: лекарственные растения Образовательные задачи: - Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть. - Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений. - Обогащать природоведческий, обществоведческий словарь детей.   3. Объект ЭТ «Березовая роща» Информация об объекте: Специально отведенный участок на территории детского сада, насажденный березами. Большинство видов берѐз- деревья высотой 30- 45 м, с обхватом ствола 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землѐй. Объекты для исследования: Береза Образовательные задачи: - Расширять представления детей о березе как символе нашей Родины, о частях березы, ее целебных свойствах. - Пополнить словарный запас словами: береста, деготь, чечевички и др. - Развивать эстетический вкус, мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.   4. Объект ЭТ «Липа» Информация об объекте: Липа- дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами- орешками. Высота до 30 метров. Цветет в мае- июне. Липа издавна считалась полезным деревом. Липа- растение медогон. В медицине используется кора, листья, цветы и почки. Липовый мед полезен при простуде. Объекты для наблюдения: Липа Образовательные задачи: Формировать представление о жизни дерева- липы, расширять знания об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии. Обогащать словарь детей посредством разучивания пословиц и поговорок о липе, о пчелах и т. п. Познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, в изобразительном искусстве, художественной литературе. Воспитывать любовь к природе, желание ее охранять.   5. Объект ЭТ «Альпийская горка» Информация об объекте: Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, устроенная на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария характерен подбор растений горных ландшафтов. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. Объекты для наблюдения: Альпийская горка, цветник. Образовательные задачи: - Формировать представления об «альпинарии» как разновидности цветника; - Дать детям знания о составляющих частях «альпинария »( сочетание объектов живой и неживой природы) .   6. Объект ЭТ «Природная лаборатория»( может быть на каждом игровом участке) Информация об объекте: Объе кт вкл ючает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов( песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал) , необходимое оборудование( лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей. ) Образовательные задачи: Расширять и уточняют знания детей о свойствах объектов живой и неживой природы( вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья, шишки и т. п. ) ; проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, развивать мелкую моторику. 7. Объект ЭТ «Птичья гостиная» Информация об объекте: Объекты для наблюдения:   Образовательные задачи: - Уточнять представления детей о птицах; Развивать умение наблюдать за пернатыми. Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности.   8. Объект ЭТ – «Живая изгородь»   Информация об объекте: Живая изгородь это забор( изгородь, ограда) , представляющий собой посадку растений, служащую для ограждения( защиты) и обрамления( обозначения границы) той или иной территории. Обычно живые изгороди состоят. 9. Объект ЭТ «Огород» Информация об объекте: «Огород» на территории детского сада способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, помогая им лучше ознакомиться с растительным миром. Он расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда. Объекты для наблюдения: овощные культуры. Образовательные задачи: Расширять и обобщать знания детей о культурных огородных растениях( помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке) . Обучать навыкам ухода за ними. Формировать представления о значении овощей в жизни человека. 10. Объект ЭТ «Луговая полянка» Информация об объекте: Луг — это биоценоз, растительный компонент которого составляют сообщества многолетних трав. Большая часть лугов возникла на месте сведенных лесов и кустарниковых зарослей, осушенных болот и озер. Различают пойменные( заливные) и материковые( например, суходольные) , а также горные луга. Луга являются ценными сенокосами и пастбищами. Образовательные задачи: Формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. Углублять представления детей о насекомых, формировать знания о характерных особенностях их внешнего вида, способах передвижения. Учить находить сходство и различие во внешнем строении насекомых. Воспитывать познавательный интерес к насекомым. Пополнять словарный запас детей названиями растений и насекомых, населяющих луг. Закреплять знания о луге и его обитателях в различных видах детской деятельности. Формы работы по реализации экологической тропы: наблюдения, беседы и экологические экскурсии на экологической тропе; уроки доброты; создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу; познавательное чтение; конкурсы и викторины, КВН; продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; лаборатори я( опыты и эксперименты) ; инсценировки и театрализации; экологические акции; решение экологических ситуативных задач; коллекционирование; экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия; эколого- познавательные праздники и развлечения. С оставление экологических карт; Э кологические выставки и экспозиции; Э кологические музеи. Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада: использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе; использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка; познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы; формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах; проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности. Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: изготовление поделок, рисунков; субботники по благоустройству территории детского сада; участие в конкурсах; участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; фотовыставки; изготовление экологической газеты; изготовление книжек- малыше к( сочиняем экологические сказки) . Вывод: Оснащенная таким образом эколого- развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально- нравственных и эстетических чувств воспитанников. Список литературы Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детейот3до7лет. –М. , 2007. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006. Николаева С. Н. , Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М. , 2003. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М. , 2003. Почемучка. \ Под ред. Д итрих А. , Юрмин Г. –М. , 1987. Рыжова Н. А. Я и природа. – М. , 1996. Энциклопедия Почемучки\ П од ред. Кутузова С. М. – М. , 2003. Приложение 1 ИНСТРУКЦИЯ П о организации охраны жизни здоровья детей на" Экологической тропе" Общие требования безопасности Педагог дошкольного учреждения обязан: Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра. Требования безопасности к оснащению территории: Оборудование, расположенное на территории" Экологической тропы" ( малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательскойдеятельности, ф изкультурныепособияидр. ) , должнобыть висправномсостоянии: безострыхвыступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям. Требования безопасности перед выходом на" Э кологическую тропу" Завхоз обязан: Ежедневно осматривать территорию" Экологической тропы" , не допускатьналичиянанейтравмоопасныхпредметов: с ломанныхкустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др. Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на" Э кологической тропе" , надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков. Ежедневно менять воду в водоемах. Ежедневно проверять наличие препаратов медицинской аптечке. Требования безопасности во время нахождения на" Э кологической тропе" Педагог дошкольного учреждения обязан: Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на" Экологической тропе" , исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории. 3. 3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком. 3. 4. Ч тобы избежать перегрева в жаркую погоду, дети должны носить легкую одежду головные уборы. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях Педагог дошкольного учреждения обязан: При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории" Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника. Требования безопасности по выходу с территории" Э кологической тропы" Педагог дошкольного учреждения обязан: Организовать гигиенические процедуры воспитанников. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка. Заведующий « » 20 г. С инструкцией ознакомлены: Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ: Объект ЭТ «К убанское подворье» Информация об объекте: Специально созданный объект на территории детского сада с малыми архитектурными формами. Дети рассматривают объекты кубанского подворья( деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки, домашних животных( петух, курица, утка, гусь, поросенок и др. ) . Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные». С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей, и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим. Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела. Образовательные задачи: - Познакомить детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. - Развивать познавательный интерес к миру домашних животных и птиц. - Воспитывать доброе отношение к животным, желание за ними ухаживать. - Закреплять знания о домашних животных и птицах в различных видах детской деятельности. Формы организации детской деятельности: - Экскурсии к объекту. - Познавательные занятия. - Беседы с детьми о домашних животных и птицах. - Чтение художественной литературы К. Ушинский «Б одливая корова», М. Яснов «Лошадь», заучивание стихов о домашних животных и птицах, отгадывание загадок. - Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, птиц и их детенышей. - Дидактические игры «Кто, где живет», « Назови детеныша», «Кто кричит»- Подвижные игры «Гуси», Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев о домашних животных и птицах «Корова» муз. Раухвергера, «Гуси» муз. Филиппенко, - Музыкальные игры «Курочки и петушок» муз. Ф рида, «Гости ходят в огород» муз. Кабалевского, «Кто пасется на лугу? »- Проведение досугов «На бабушкином дворе», « Наши друзья». Выставка детского творчества «С ельский дворик». Информация об объекте: « Пчелиный домик» Пчелиные домики называется ульями. Ульи размещаются на специально отведенном месте- пасеке. В них пчелы живут большой семьей и выполняют различные функции: молодые пчелы кормят молодняк, так как у них очень хорошо развито маточное молочко. Более взрослые пчелы занимаются устройством жилья- у них усиленно работают восковые железы. В улье пчелы строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Пчелы среднего возраста выполняют роль санитарки, пожилые- вентиляторщицы. И только старые пчелы носят мед. Д ля получения ложки меда 200 пчел должны вовремя собирать нектар в течение дня. Мужская часть семьи- трутни. Они крупнее и сильнее самок. Никаких работ трутни не выполняют ни в гнезде, ни в поле: они не собирают нектар, не строят соты, не защищают гнезд о- у них нет жала и яда, они не могут добывать себе пищу. Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого- то или чего- то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком, а страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора( погибших пчёл) делают лекарство. Ухаживает за пчелами человек- пчеловод. Образовательные задачи: Расширять представления детей о жизни пчёл и профессии пчеловода. Познакомить со строением и стадиями развития пчелы. Расширять и активизировать словарный запас детей( улей, рой, пасека, пчеловод, нектар, соты, опыление, жало, матка, рабочая пчела, трутень) . Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми. Закреплять знания о пчёлах в различных видах детской деятельности. Формы организации детской деятельности: Экскурсии в природу. Наблюдение за пчёлами во время прогулки. Познавательные занятия о пчёлах. Беседы на темы: «Пчёлы — наши друзья», «Пасека», «Куда летит пчела? ». Просмотр презентации «Пчёлки- труженицы». - Чтение художественных произведений – К. Ушинский « Пчелки на разведках», Г. Зайцев«Цветы и пчелы», К. Паустовский«Муха и пчела», «Паук и пчела», « Пчелиный доктор», «Пчелы и трутни», М. Пришвин« Цветущие травы», заучивание стихов о пчелах, отгадывание загадок. - Рассматривание иллюстраций о пчелах. - Дидактические игры «Правильно- неправильно», « Что лишнее? »и др. - Подвижные игры «М едведь и пчелы», «пчелки собирают мед»и др. Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев про пчел «На пасеке», «Полет шмеля» муз. Римского- Корсакова, « Пчелочка златая» рус. н ар. песня и др. Выставка детского творчеств а- лепка «Удивительные пчелки», рисование « Пчелиный домик», и др. Объект ЭТ «Шишкин лес» Информация об объекте: «Смешанный лес» — объект экологической тропы, насажденный различными породами деревьев и кустарников( сосна, ель, береза, дуб, рябина и др. ) , мхами и лишайниками, лесными ягодами( земляника) , цветами( ландыши, подснежники и др. ) , макетами лесных зверей, птиц и насекомых. Объекты для наблюдения: деревья, кустарники, мхи, лишайники, цветы, ягоды, грибы, макеты лесных зверей и птиц. Образовательные задачи: Расширять и закреплять знания детей о лесе, растениях и деревьях, растущих в лесу, о лесных обитателях. Формировать элементарные экологические знания о лесе. Научить детей устанавливать и понимать причинно- следственные связи в лесном сообществе. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, зрительное внимание, мышление, воображение и творческие способности. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть прекрасное в природе, наслаждаться красотой леса в любое время года. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, знание правил поведения в лесу. Формы организации детской деятельности: Экскурсия в уголок леса в разное время года. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений. Познавательные занятия с детьми.  - Беседы на тему «Лес — наше богатство». Просмотр презентаций: «Лес — многоэтажный дом», «Деревья и растения нашего леса», «Грибы», «Обитатели леса», «Правила поведения в лесу» и др. Чтение художественной литературы:  - С. Вохринцева «Деревья и листья»,  - мини- энциклопедия в картинках «Деревья»,  - Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,  - Ф. Тютчев «Подснежник»,  - стихи о лесе, природе, деревьях,  - стихи о зверях,  - пословицы, поговорки,  - отгадывание загадок. Просмотр мультфильмов по мотивам сказок:  - В. Бианки «Путешествие муравья»,  - «Сказка старого дуба»,  - «Дерево желаний». Дидактические игры:  - «С какого дерева листок? »,  - «Когда это бывает? »,  - «У кого листочки, у кого иголки»,  - «Четвертый лишний» и др. Подвижные игры:  - «У медведя во бору»,  - «Зайцы и волк»,  - «Лиса и зайцы» и др. Драматизация сказок:  - «Теремок»,  - «Капризный медвежонок». Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев о лесе, лесных обитателях:  - «Лесная песенка» муз. Попатенко,  - «Лесной марш» муз. Чичкова,  - «Ландыш» муз. Красева,  - «Подснежник» муз. Чайковского,  - «Спят деревья на опушке» муз. Иорданского,  - «Грибы» муз. Сидельникова,  - «Танец грибочков» и др. Проведение досугов:  - «Путешествие в лесное царство»,  - «В гости к Лесовичку » и др. Выставка детского творчества:  - «Лес в разные времена года»,  - «Берегите лес от пожара». Объект ЭТ« Рябина» Информация об объекте: Рябина — широко распространённое многоценное плодовое деревце или кустарник до 2 метров высотой, имеющее непарноперистые листы и щитковидные соцветия из белых цветков. Рябина заметна своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени, даже иногда на всю зиму. Рябина разводится как декоративное дерево, плоды ее идут в пищу, а тяжелая, упругая, прочная древесина — для столярных изделий. Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также моченая и маринованная. Порошок, приготовленный из сушеных плодов, идет на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в народной медицине как кровоостанавливающее, потогонное средство и как средство от головной боли. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению сорбиновой кислоты, и горечь исчезает. Объекты для наблюдения: Рябина. Образовательные задачи: — Расширять представления детей о рябине, узнать о лечебных свойствах ее ягод. — Расширять словарный запас детей словами: рябинник, гроздья, терпкие. — Развивать мелкую моторику, творческие способности детей через продуктивные виды деятельности. — Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять. Формы организации детской деятельности: Экскурсии к рябине в разное время года. Познавательные беседы о рябине «Почему на рябине птиц больше, чем на соседних деревьях? » и др. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы М. Пришвин «Разговор деревьев», Г. Эйнар «Осенние листики», «Легенда о рябине», заучивание стихов С. Завьялов «Зеленый друг», К. Найденов «Зарумянились рябинки», Н. Шумов «Что за ягода алеет? » и др. , загадки о рябине, знакомство с приметами, связанными с рябиной. Дидактические игры «С какого дерева листок? », «Подбери пару», «Что за ягодка? » Подвижные игры «Кто быстрее до рябинки! », « Помосточку до рябины», «Собери ветку рябины» и пр. Разучивание песен, танцев про рябину. Поделка рябиновых бус, коллективная лепка «Чудесная рябинка на нашем участке». Объект ЭТ «З еленая аптека» Информация об объекте: «Зеленая аптека»- это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный некоторыми видами лекарственных растений. Лекарственные растения- обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определённых Х имических соединений, называемых действующими веществами: а лкалоидов, гликозидов, витаминов, дубильных веществ и др. Обычно используются лишь те части растения, где накапливается максимальное количество действующих веществ. Состав и количество действующих веществ в лекарственных растениях изменяется в течение года, с возрастом растения и в зависимости от условий его местообитания, температуры, освещенности, влажности воздуха, почвенных условий и др. Применяют лекарственные растения в виде сборов, настоев, отваров, чаёв, порошков и т. д. Объекты для исследования: лекарственные растения. Образовательные задачи: - Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть. - Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений. - Обогащать природоведческий, обществоведческий словарь детей. - Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. - Научить пользоваться некоторыми растениями в целях оказания первой медицинской помощи. - Обучать правилам сбора и сушки лекарственных растений. - Познакомить со словом «гербарий», совместно с детьми изготовить его. - Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формы организации детской деятельности: - Экскурсии к объекту. - Наблюдения за лекарственными растениями. - Познавательные беседы с детьми. - Просмотр презентации «Зеленая аптека». - Чтение литературы о лекарственных растениях: В. Бианки «О травах», Р. Кудашев «Песенка долгой жизни», Б. Заходер «Дождик и зернышко», М. Пришвин «Золотой луг», заучивание стихов о лекарственных растениях, пословиц и поговорок. - Рассматривание м иллюстраций, энциклопедии «Лекарственные растения нашего края». - Дидактические игры «Можно и нельзя», «Узнай лекарственное растение», «Угадай, кто я», «Приготовь лекарство». - Изготовление книги совместно с родителями «Интересное о лекарственных растениях». - Изготовление гербария «Лекарственные растения детского сада». Объект ЭТ «Б ерезовая роща» Информация об объекте: Специально отведенный участок на территории детского сада, насажденный березами. Большинство видов берѐз- деревья высотой 30- 45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землѐй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани. Образовательные задачи: - Расширять представления детей о березе, как символе нашей Родины, очастях березы, ее целебных свойствах. - Познакомить с народными приметами и обрядами, а так жехудожественными произведениями поэтов- С. Есенина, А. Фета, А. Прокофьева, художников- И. Левитана, Е. Волкова, Ю. Клевера. - Пополнить словарный запас словами: береста, дёготь, чечевички и др. - Развивать эстетический вкус, мелкую моторику, координацию движений. - Воспитывать бережное отношение к природе, потребность её охранять. Формы организации детской деятельности: - Экскурсии в берёзовую рощу в разное время года. - Наблюдение за деревьями в разное время года, сравнение их между собой. - Познавательные беседы с детьми. - Проведение исследований: измерение толщины и высоты деревьев, рисование тени дерева. - Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений. - Просмотр презентаций «Люблю берёзку русскую! », «Берёзовая роща». - Чтение художественной литературы С. Вохринцева «Деревья и листья», заучивание стихов о берёзе: С. Есенин «Берёза», А. Фет «Печальная берёза», А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую», отгадывание загадок, народные приметы о берёзе и др. - Слушание и разучивание песен и хороводов «Берёзка» муз. Е. Тиличеевой, «Хоровод у берёзки», инсценировка рус. н ар. песни «Во поле берёза стояла». Объект Э Т« Липа» Информация об объекте: Липа- дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистым цветками и плодами- орешками. Высота до 30 метров. Цветет в мае- июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали ее в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина такженаходилаприменение: и знееделалискакалки, ложки, веретена, мискии другую утварь. В медицине используется кора, листья, цветыи почки. Липовый мед полезен при простуде. Липа- – крупное лиственное дерево, обильно цветущее ароматными мелкими цветами. Липа лекарственное растение. В медицине используют цветки липы. Липовый мед считается одним из лучших сортов. Объекты для наблюдения: Липа Образовательные задачи: Формировать представление о жизни дерева- липы, расширять знания об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии. - Обогащать словарь детей посредством разучивания пословиц и поговорок о липе, о пчелах и т. п. - Познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, в изобразительном искусстве, художественной литературе. - Воспитывать любовь к природе, желание ее охранять. Формы организации детской деятельности: - Экскурсии детей к липе в разное время года. - Наблюдение за сезонными изменениями в природе. - Познавательно- исследовательская деятельность. - Игры и эксперименты с липой( ее листьями, цветами и пр. ) . - Беседы с детьми «Цветы и семена липы», «Какая польза от липы», «Семь фактов о липе ». - Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и стихов про липу: «Липа пахнет свежим медом»( неизв. авт. ) , А. Фет «Как свежо под липою густой», С. Маршак «Липка» и др. - Рассматривание иллюстраций, рассматривание поделок из липы. - Просмотр мультфильма «Золотая липа». - Дидактические игры «С какого дерева листок? », «Узнай по описанию». - Сюжетно- ролевая игра «Столярная мастерская». - Драматизация сказок. - Выставка детского творчества «Липа». Объект Э Т « Альпинарий» Информация об объекте: Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, устроенна я на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария характерен подбор растений горных ландшафтов. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. Объекты для наблюдения: Альпийская горка, несколько на участке. Образовательные задачи: Формировать представления об «альпинарии», к ак разновидности цветника; - Дать детям знания о составляющих частя х« альпинария»( сочетание объектов живой и неживой природы) . Формы организации детской деятельности: - Экскурсии по объекту экологической тропы, рассматривание объектов. - Наблюдение за объектами живой и неживой природы. - Исследовательская деятельность. - Познавательные беседы с детьми. - Чтение художественной и познавательной литературы. - Коллекционирование камешков для альпийской горки. - Рассматривание иллюстраций, фотографий альпинариев. - Слушание и исполнение песен и танцев «Лягушки», «Про лягушку и комара»- Выставка детского творчества – коллективная работа «Наш альпинарий» Объект ЭТ« Природная лаборатория»( может быть на каждом игровом участке) Информация об объекте: 1.   Объект ЭТ «Долина папоротника» Информация об объекте: Папоротник и другие зеленые насаждения на этом участке( Доброе утро, К олокольчик и т. д. ) Папоротник – травянистые или древесные растения. Папоротник не цветет. Папоротники появились на нашей планете более 400 тыс. лет назад, имеют большое значение в природе и используются человеком. Педагог обращает внимание детей на полянку с большим грецким орехом и папоротником, разные цветы по краям полянки. * * * Объекты для наблюдения: * * * папоротник, а также многолетние и однолетние цветущие растения. Образовательные задачи: Уточнять представления детей о папоротнике; Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе. Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности. Формы организации детской деятельности: Можно отдохнуть в долине папоротников вместе со Старичком- Лесовиком и напомнить детям: «Правила поведения в природе». Дети закрепляют знания о правилах поведения в природе при помощи плакатов, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила: Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума. Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение! Прогулки по территории детского сада с целью изучения цветов на цветнике. Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми. Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой. Рассматривание иллюстраций цветов. Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними. Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Разучивание песен о цветах. Дидактические игры «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Что изменилось? » Подвижная игра «Чей кружок скорее соберется? », игра «Садовник». Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян. Выставка детского творчества «Поделки из природного материала», коллективная работа «В мире цветов», создание коллажа «Цветы нашего края». П роведение развлечения «Праздник цветов». Объект ЭТ «Д олина папоротника» Информация об объекте: Папоротник и другие зеленые насаждения на этом участке( «Доброе утро», «Колокольчик» и т. д. ) . Папоротник – травянистые или древесные растения. Папоротник не цветет. Папоротники появились на нашей планете более 400 тыс. лет назад, имеют большое значение в природе и используются человеком. Педагог обращает внимание детей на полянку с большим грецким орехом и папоротником, разные цветы по краям полянки. Объекты для наблюдения: * папоротник, а также многолетние и однолетние цветущие растения. Образовательные задачи: Уточнять представления детей о папоротнике; Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе; Расширять представления о сезонных изменениях в природе; Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности. Формы организации детской деятельности: Можно отдохнуть в долине папоротников вместе со Старичком- Лесовиком и напомнить детям: «Правила поведения в природе». Дети закрепляют знания о правилах поведения в природе при помощи плакатов, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила: Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума; Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор; С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п. ; С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение! Прогулки по территории детского сада с целью изучения цветов на цветнике; Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми; Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой; Рассматривание иллюстраций цветов; Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними; Чтение художественной литературы, заучивание стихов; Разучивание песен о цветах; Дидактические игры «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Что изменилось? »; Подвижная игра «Чей кружок скорее соберется? », игра «Садовник»; Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян; Выставка детского творчества «Поделки из природного материала», коллективная работа «В мире цветов», создание коллажа «Цветы нашего края»; Проведение развлечения «Праздник цветов». «Птичий дом» Информация об объекте: «Птичий дом» — это объект на территории детского сада, на котором размещены домики для птиц — скворечники, кормушки для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках. Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка»( скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц) , беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке». Объекты для наблюдений: кормушки, скворечники, птицы — голуби, сойки, вороны, воробьи, синички, снегири, скворцы. Образовательные задачи: Формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; Закреплять знания детей о птицах, учить находить между ними сходство и различия, различать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе; Знакомить детей с повадками, условиями жизни птиц; Развивать познавательные способности дошкольников; Воспитывать трудолюбие, доброе и заботливое отношение к птицам; Активизировать словарь, развивать мышление; Закреплять знания детей о птицах в различных видах детской деятельности. Формы организации детской деятельности: Экскурсии в природу в разное время года; Наблюдения за птицами в разное время года, слушание голосов птиц; Познавательные занятия; Беседы с детьми «Зачем нужны птицы в природе», «Чем питаются птицы», «Пернатые»; Чтение художественной литературы М. Горький « Воробьишко », В. Бианки «Лесные домишки », «Сова», «Чьи это ноги? », «Чей нос лучше? », заучивание стихов, пословиц о птицах; Дидактические игры «Что за птица? », «Зимующие и перелетные птицы» и др. ; Подвижные игры « Совушка- сова », «Перелет птиц», «Воробьи- вороны» и др. ; Слушание музыкальных произведений, пение песен о птицах «Песня жаворонка» муз. Чайковского, «Жаворонок» муз. Глинки, «Пляска птиц» муз. Римского- Корсакова, «Воробей» муз. Герчик, «Кукушка» р. н. м. обр. Арсеева, «Птички» муз. Тиличеевой, «Ой, кулики! Весна поет! » и « Жаворонушки, прилетите» р. н. песни, «Журавли» муз. Лившиц, «Птичий дом» муз. Слонова и др. ; Музыкальный игры «Ворон» рус. н ар. песня; Проигрывание сценки « Птицеград »; Проведение праздника «День птиц». Объект ЭТ «Живая изгородь» Информация об объекте: Живая изгородь — это забор( изгородь, ограда) , представляющий собой посадку растений, служащую для ограждения( защиты) и обрамления( обозначения границы) той или иной территории. Обычно живые изгороди состоят из деревьев или кустарников, но могут быть устроены и из травянистых растений; в качестве дополнительных растений для устройства живых изгородей могут применяться и вьющиеся растения( лианы) . Зеленый забор выполняет множество функций: плотная листва за. Объект ЭТ «Л уговая полянка» Информация об объекте: Луг- биоценоз, растительный компонент которого составляют сообщества многолетних трав. Большая часть лугов возникла на месте сведенных лесов и кустарниковых зарослей, осушенных болот и озер. Различают пойменные( заливные) и материковые( напр. , суходольные) , а также горные луга. Луга — ценные сенокосы и пастбища. Образовательные задачи: - Формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. Углублять представления детей о насекомых, формировать знания о характерных особенностях внешнего вида, о способах передвижения, учить находить сходство и различие во внешнем строении. Воспитывать познавательный интерес к насекомым. Пополнять словарный запас детей названиями растений и насекомых, населяющих луг. Закреплять знания о луге и его обитателях в различных видах детской деятельности. Формы организации детской деятельности: Экскурсии в природу. Наблюдения за цветами, насекомыми, сравнение их по внешнему виду, способам передвижения. Познавательные беседы с детьми «Луговые цветы», «Как бабочки зимовали» и др. Чтение художественной литературы А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить! », А. Блок «На лугу», заучивание стихов о луговых цветах, о насекомых; отгадывание загадок. Рассматривание альбомов «Бабочки», «Жучки», «Насекомые нашего края». Дидактические игры «Четвертый лишний», «Как бабочка растет». Подвижные игры «Чей кружок быстрее соберется», «Собери цветок». Слушание музыки о луговых цветах, о насекомых: «Бабочка» муз. Грига, «Полет шмеля» муз. Римского- Корсакова, «Мотылек» муз. Майкапара, «Песенка про кузнечика» муз. Шаинского и др. Разучивание песен и танцев «Бабочки» муз. Варламова, «Жучки», «Летние цветы» муз. Тиличеевой и др. Проведение досугов «Летняя полянка» и др. Приложение 3 Паспорт объекта ЭТ «Зеленая аптека» Местонахождение объекта экологической тропы: 4 «Зеленая аптека» — это специально выделенный участок на территории детского сада, насаженный некоторыми видами лекарственных растений. Лекарственные растения — обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определённых химических соединений, называемых действующими веществами: алкалоидов, гликозидов, витаминов, дубильных веществ и др. Обычно используются лишь те части растения, где накапливается максимальное количество действующих веществ. Состав и количество действующих веществ в лекарственных растениях изменяется в течение года, с возрастом растения и в зависимости от условий его местообитания: температуры, освещенности, влажности воздуха, почвенных условий и др. Применяют лекарственные растения в виде сборов, настоев, отваров, чаёв, порошков и т. д. Объекты для исследования: лекарственные растения Режимы использования: Экскурсионные познавательные занятия Экологические прогулки Отдых Место для проведения досуговых мероприятий Поэтические тексты Естественн о- научные сведения об отдельных природных объектах Актуальность: Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. * * Цель: * * Расширение представления детей о многообразии и значении растений- лекарей, об особенностях их строения. Задачи: Развивать умения детей наблюдать, устанавливать связи. Учить находить общее и различное в разных видах растений( ромашка, валерьяна и т. д. ) . Формировать отношение к пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых. Формировать умение ухаживать за растениями и бережно к ним относиться. Воспитывать в детях интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, воспитывать у детей трудолюбие. * * Назначение: * * познавательное, развивающее. Предполагаемые результаты: продолжается развитие неравнодушной личности с эмоционально- ценностным, эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, образного мышления, творческих способностей. формируется осознанно- правильное отношение к объектам и явлениям природы. развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе. Содержание деятельности: · Сравнение лекарственной и нелекарственной ромашек Изготовление гербария Беседа « Розовая кашка» Приготовим чай из лекарственных растений Экскурсия в «Зелёную аптеку» Наблюдения за лекарственными растениями. Познавательные беседы с детьми. Просмотр презентации «Зеленая аптека» Чтение литературы о лекарственных растениях: В. Бианки « Отравах », Р. Кудашев «Песенка долгой жизни», Б. Заходер «Дождик и зернышко», М. Пришвин «Золотой луг», заучивание стихов о лекарственных растениях, пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций, энциклопедии «Лекарственные растения нашего края». Дидактические игры «Можно и нельзя», «Узнай лекарственное растение», «Угадай, кто я». ПРИЛОЖЕНИЕ к объекту ЭТ№ 4. М етодическая копилка Конспект занятия на тему: «Как лечили муравья? »( объектЭТ№4«Зеленая аптека») Программно е содержание: Расширять представления детей о многообразии и значении растений- лекарей, об особенностях их строения, о жизни муравьиного семейства, о роли этих насекомых в семействе. Воспитывать привычку оберегать этих маленьких тружеников, понимание недопустимости разорения муравейников. Ход занятия 1. Дети, вы любите путешествовать? ( Отправляемся в лес, к муравейнику) Дети, посмотрите, здесь кто- то плачет( ребенок старшего возраста) . Кто это? Что с ним случилось? Давайте узнаем у него об этом! Кто такое сотворил? Муравейник, муравейник разорил? Муравьишки бедные остались без жилья. Многолетняя работа их пропала зря! Кто же это здесь не знает, Что без муравейника лес здоровым не бывает? Кто живет в муравейнике? Посмотрите на них — какие они? Есть такая поговорка: «Трудолюбив, как муравей». О ком так говорят? Муравьи — труженики. Из чего они строят дома? ( Веточки, кусочки коры, хвои, укрепляют почвой, смоченной слюной) . Какие муравьи? ( Сильные, выносливые, носят всё сами) . Какая семья у муравьев? Кто заботится о потомстве? ( Муравьи- «няньки») . Кто главный в семье? ( Самка- мама) . Каких муравьев называют «пастухами»? ( Достают ГМ из- под земли, собирают капельки, которые выделяет для, и несут в муравейник для голодных муравьев) . В каком доме муравьи чувствуют себя спокойнее — в лесном или городском? Почему муравьев называют санитарами леса? ( Они защищают от вредных насекомых, которые поедают листья и кору деревьев, стаскивают в муравейник личинок, личинок, гусениц, жучков, мошек) . Давайте около муравейника повесим знак: «Нельзя убивать муравьев, разорять муравейники». Муравьишка, теперь тебе нечего бояться. Наши ребята будут оберегать вас. II. Чтение произведения «Зеленая аптека» П. Синявского. Беседа по вопросам: что делал муравей около муравейника? Как он трудился? Что случилось однажды с муравьишкой? Кто ему помог? Как они помогали? Какую лекарственную травку принесли звери: зайчик, медведь, ежик, лиса, пчелки? Как вы думаете, понравится ли муравьишке? Муравей пощиплет травки И попьет цветочный мед, Значит, дело на поправку Обязательно пойдет. Итог: Ведь зеленая аптека Л ечит даже человека, А не только муравья! Конспект занятия на тему: «Гуляем на лугу» Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи их потребностей с условиями окружающей среды. Воспитывать интерес к растениям, желание узнавать, как они себя чувствуют, и как на них влияют сезонные явления. I. Игровой сюрпризный момент:   Приходит Карлсон и приносит три вида клевера. Карлсон: «Гулял я, как- то вижу, растут красивые деревья. Дай, думаю, сорву их и отнесу детям в подарок». Вопрос детям: «А вы тоже считаете, что это деревья? » Вопрос Карлсону: «Правильно ли ты сделал, что сорвал клевер? »( Ставим клевер в воду. ) Карлсон: «На крыше может расти этот клевер? А в воде? Где же тогда он растет? »( На земле. ) Вопрос детям: «Мне кажется, что земля такая твердая. Как на ней может что- то расти? »( Дети доказывают с помощью опытов. ) II. Рассматривание строения:   Вопрос детям: «Чем отличается белый, розовый клевер от красного? Где он растет? »( На лугах, его специально выращивают на полях как кормовое растение. ) Клевер растет и цветет все лето. Лекарственным является только красный клевер. Его сушат в качестве лекарственного сырья в начале зацветания. «С колокольчиком, с ромашкой Клевер весело цветет, И его пчелиной кашкой Н азывает наш народ». В медицине используются головки только красного клевера( для укрепления сердца, как грудной сбор, и для приготовления желудочного чая) . С давних времен сырье клевера употребляется как ароматическая примесь для ванн. III. Игра «Собери цветок».   IV. Игра «Что нужно растению для роста? »:   Дети должны выбрать карточки- схемы: свет, тепло, вода, воздух. V. Игра «Как развеселить цветок? »:   Описание цветка: определение, какой он, чего ему не хватает, почему у него хмурое, вялое настроение. Можно использовать игру «Найди, о чем расскажу? »( Воспитатель описывает цветок, семена, плоды, а дети отгадывают. ) Игра «Найди цветок по названию». Конспект занятия на тему: «Одуванчик золотой — солнышка сынок родной» Знакомить детей с представителем растительного мира — одуванчиком, местами его произрастания, внешним видом, пользой, которую он приносит людям. Формировать бережное отношение к зеленым друзьям. Развивать у детей умение наблюдать и устанавливать связи. I. Появление Дедушки- АУ на полянке:   «Золотой глазок, умытый росой, В небо синее глядит, И за солнышком следит. Стоит солнышку нахмуриться — Золотой глазок прищурится». Вопрос детям: «На что похож одуванчик? »( Одуванчик золотой — солнышка сынок родной…) Вопрос детям: «Где растет одуванчик? » Подходим ближе, рассматриваем. Из каких частей он состоит? Гденаходится его корень? ( Показываю картинку: корень большой, растение многолетнее, с каждым годом углубляется в землю. ) Вопрос детям: «Какой у одуванчика стебель? » Вопрос детям: «Где листья у одуванчика? »( У земли, собраны в розетку. Если бы они были отдельно, то при дожде могли бы повредиться. ) Вопрос детям: «Для чего это растение? У какого растения точно так же устроен цветок? »( Мать- и- мачеха. ) Понюхайте цветок одуванчика. Они привлекают своим запахом насекомых( пчел, шмелей, жуков) . Вопрос детям: «Что хотят насекомые от растения? » Шагаем по тропинке. «Зеленым лугом мы шагаем друг за другом». ( Ходьба обычная, с подниманием ног, «змейкой», со сменой темпа, врассыпную, построение в круг. ) Вопрос детям: «А сейчас посмотрите — некоторые одуванчики надели белые шапочки. Почему? » Вопрос детям: «На что похожи семена? » Давайте подуем на одуванчики, посмотрим, что произойдет. Дедушка- АУ: «А я знаю, что одуванчик любит наблюдать за солнышком. Где солнце — туда и повернутся цветы». ( Посмотрите, где сейчас солнышко. ) Дедушка- АУ: «А самое главное, что они дарят всем красоту и хорошее настроение». Вопрос детям: «Что произойдет с одуванчиком, если его сорвать? » Дедушка- АУ: «Я шел по зеленому лугу, Высыхала на листьях роса. Ветер, травы качая упруго, И я слышал цветов голоса.   Они шепчут: „Не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не рви!   Мы для глаз и для сердца отрада, Украшение любимой земли“».   II. Творческая часть:   Игра «Фотографируем лужайку». Изготовление фото- аппликации «Одуванчики» из комочков желтой салфетки. Конспект занятия на тему: « Знакомимся с мать- и- мачехой» Программные содержание: Формировать у детей представления о цветах. Закреплять признаки весны. Познакомить детей с мать- и- мачехой( из каких частей состоит, ее роль в природе) . Воспитывать бережное отношение, желание заботиться о них. Ход занятия I. Приходит д. « Лесовик», говорит: «Шел к вам и никак не пойму, зима сейчас или весна наступила? »- А как вы узнали, что весна? Но ведь еще холодно? - А вы говорили, что можно встретить первые растения? А вы знаете, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну? ( Первоцветы) - Какие первоцветы вы еще знаете? - Давайте отправимся на волшебном паровозике на волшебную полянку. Рассматриваем мать- и- мачеху( мощное корневище, имеет разветвление, на стебле буроватые чешуйки, покрытые легким пушком. ) - Как вы думаете, какая польза от чешуек и пушка? ( Утепляют стебелек ранней весной) - На цветок какого растения похожа мать- и- мачеха? ( Одуванчик) - Чего же мы не видим сейчас у этого растения? ( Листочков) - Чего же мы не видим сейчас у этого растения? ( Листочки появляются позже, в начале лета) Посмотрите на картинку, какие листья по цвету и форме? ( Проводим обследование) Д. «Лесовик»: «А я вот еще что знаю, что у мать- и- мачехи стебелек вытягивает свою головку, стебель становится длиннее и разбрасывает свои семена. Утром она открывает цветки, а перед ненастьем на ночь закрывать, чтобы сохранить сок- нектар. Этот сок любят пчелки, и за это любят мать- и- мачеху пчеловоды. А листочки мать- и- мачехи сушат и применяют как средство от кашля. Д. Лесовик читает стихотворение: На проталинке первый цветок, Как же он беззащитен и мал. Резкий ветер его трепетал, пригибал стебелек к земле. Но отважный цветок устал, Опущусь перед ним на колени, Прикоснусь к лепесткам рукой- Сколько мудрости и терпения В этой капельке золотой! Конспектзанятиянатему: « Знакомствосполевой ромашкой » Конспект занятия на тему: «Знакомство с полевой ромашкой» Программное содержание Учить находить общее и различное в разных видах растений, знакомить с разными видами ромашек. Закрепить и систематизировать знания о садовых и полевых растениях. Формировать отношение к пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых. Ход занятия Ребята, угадайте, о каком растении говорится в загадке: «Стоят в поле сестрички — жёлтый глазок, белые реснички»( Ромашки) . Воспитатель загадывает: «На лугу растёт кудряшка — белая рубашка. Сердечко золотое — что это такое? » Кто из вас видел, где растёт ромашка? Ромашка бывает садовая и полевая. Дети объясняют, что садовая ромашка растёт на клумбе, за ней ухаживают люди, поэтому она крупная. Человеку приходится немало потрудиться. Идём показывать умной сове полевую ромашку. Сравниваем( низкая, цветок мелкий, листья разные) . Значит, они родственники, а живут в разных местах. Верно? Кто ухаживает за полевыми цветами? «Ромашка похожа на солнышко, лепестки- лучи, солнце- донышко». «Цветок на лугу я сорвал набегу. Сорвал, а зачем, объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, а сколько бы он на лугу простоял? » Полевые цветы могут жить без помощи человека( солнце согревает, ветер разносит семена, дождик поливает) . Правильно ли поступают дети, которые рвут растения? ( Нет, от них чище воздух, краше наш город, польза насекомым, птицам и зверям) . А ещё это растение лекарственное. Сушат только цветочек. Готовят отвары для приёма внутрь при простуде, делают примочки, полоскание. А также используют в парфюмерии. Итог: не рвите, не ломайте растения, а лишь смотрите на них и радуйтесь их красоте. Поле — это дом. В этот дом мы будем приходить, чтобы поздороваться с полевыми ромашками и другими растениями. «И я всегда так буду делать. Сфотографирую их и буду любоваться фото». Кому понравилась ромашка? Кому — полевая? Кому — садовая? Но мы договорились, что рвать их не будем? Предлагаю нарисовать мелками на асфальте полевую или садовую ромашку и придумать ей ласковое имя( Ромочка, Машенька, Беляночка, Ресничка и др. ) . «Большеглазые ромашки дружат с клевером- милашкой. То на луг бегут, то в поле порезвиться на просторе». Конспект занятия на тему: «Прогулка по весеннему лесу( берёза и ёлочка) » Программное содержание Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лекарственных растениях. Формировать элементарные представления о связи в природе. Ход занятия В группе оформлена панорама весеннего леса. Воспитатель: «Дети, я приглашаю вас на прогулку. Оживились ручьи, прилетели грачи. В свой дом- улей пчела сладкий мёд принесла». Кто знает, когда это бывает? Сейчас весна, ярко светит солнце. Какие из них вы знаете? Ой, кто это? ( Лесовичок, здоровается, приглашает к себе в гости) . «Я старик совсем седой, Лесовик я добрый. Поиграйте вы со мной, но совсем немного. Весной у Лесовичка много работы — надо за всеми посмотреть, всем помочь». Весной дни длиннее. Ярко светит солнце, идут весенние дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы. Дети, посмотрите, надвигается туча, значит, скоро пойдёт дождь. Зонтики мы не взяли, что же делать? Лесовичок: «Вы можете спрятаться под дерево( спрятались) . Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей». Побежим под такое дерево( берёзка) . Берёз в нашей стране очень много. Это очень красивые и полезные деревья. А ещё очень полезны лекарственные почки и листочки. Можно лечить суставы, желудок, делать мази и лечить заболевания кожи. Конечно же, березку можно узнать издалека: В платьице в полоску Ты узнаешь березку. Чем же она отличается от других деревьев? - Давайте сравним: ее отличия от ёлочки в чем? Обращаемся к ёлочке, грозим ей пальчиком: «Не коли нас, ёлочка, веточкой мохнатой! Убери иголочки дальше от ребяток…» Лесовичок: А я- то же не понял, что это за иголка уколола мне руку? Воспитатель: На лесной опушке у старой ел и- коричневые шишки, колючие иголки. А у её дочурки, её малютки- ёлочки- зеленые шишки, мягкие иголочки…( В. Лисичкин) - Лесовичок, хвоя колючая, а если аккуратно взять, то руку не наколешь. У ёлочки это вместо листочков — хвоя, острая, как иголочки. Эти иголочки она не сбрасывает даже зимой, поэтому про ёлочку говорят: «Зимой и летом одним цветом». Дети, в этих иголочках оченьмного витаминов. Зимой нижние веточкиобрезают, дают на корм коровам, и молоко, которое мы пьем, тоже будет «витаминным». - Как вы думаете, хорошо ли ёлочке на нашем участке? ( Да, ёлочка красиво растет, и ее иголочки упругие, зеленые. ) Находим под ёлочкой ежа. «Ель на ёжика похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже». Он под ёлкой клубочком свернулся, мы его и не заметили. А еще ёлка является домом для зайчика, белки, птичек… 11. Давайте поводим хоровод вокруг берёзки и ёлочки. ( Хоровод, сл. Метлиной, муз. Рустамовой) Мы вокруг берёзки хороводом встали, Яркие платочки высоко подняли. Ты, берёзка, посмотри, посмотри — пляшут наши малыши, малыши… Мы вокруг берёзки весело гуляли, Весело гуляли, ножками шагали. Мы с тобой, берёзка, поиграем в прятки, Отгадай, берёзка, где твои ребятки… А теперь, берёзка, нам пора проститься, Нам пора проститься — Низко поклониться. - Ребята, давайте порадуем Лесовичка и сделаем ему веселую картинку с берёзкой. Сделаем берёзке серёжки. ( Коллективная работа детей: скручиваем жгутики из бумаги, приклеиваем на берёзку. ) Лесовичок благодарит ребят. Воспитатель: Погуляли мы в лесу, Повидали всю красу. А теперь пора прощаться, В детский садик возвращаться. Конспект занятия на тему: « В гости к лекарственным растениям( мятаи крапива) » Программное содержание: Способствовать формированию представлений детей о лекарственных растениях: мята и крапива, их целебных свойствах. Формировать умения ухаживать за растениями. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Ход занятия: I. Игровой момент- письмо от Лесовичка. Он приглашает «на тропу». Беседа по карте- схеме: Лесовичок: - Здравствуйте, дети. Я очень рад приветствовать вас на нашей тропинке. 1) Найдите на грядке мяту( по запаху, по внешнему виду) . Дети рассматривают строение листа мяты через лупу. Воспитатель: Как надо ухаживать за растением? Что нужно нашим растениям сейчас? ( Заранее приготовлены грабли, вода, палочки для пробы почвы( рыхлая, мокрая, влажная, сухая…) . Дети выполняют трудовые действия. 2) А какую лекарственную траву знает даже слепой? ( Крапиву) . Загадки о крапиве: «Растет зеленый кустик, Дотронешься – укусит…» «Только тронь – отдернешь ладонь: Найдите крапиву. Можно взять ее в руки? Почему нет? А как можно рассмотреть? ( Через лупу) . Берут ее в голицах, в рукавицах. Крапива – очень витаминная трава. Она растет кругом, как сорняк. Когда крапива еще молодая, её срывают и варят щи. Вы, наверное, видели, как бабушка на даче набивают крапивой бочки, настаивают и поливают растения. Это является удобрением. В банный день срывают крапиву и замачивают в тазу. Вода становится мягкая и шелковистая. Такой водой полезно мыть голову, и шампуня не надо. Она укрепляет корни волос и уменьшает их «сальность». Также настой крапивы принимают в качестве кровоостанавливающего средства- это для внутреннего применения. А также готовят настой для наружного применения- делают компрессы и примочки при лечении ожогов и ранах. Заготовку лекарственных трав следует производить только в период цветения. Сушат на чердаке, под навесом, в помещении с хорошей вентиляцией. А мята применяется как успокаивающее средство. II. Игра с мячом « Лекарственное – не лекарственное». III. Изготовление гербария. Конспект занятия на тему: «Экологическая тропа( сирень) » Программное содержание: Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. Ход занятия: I. Прилетела «Умная Сова», хозяйка тропы, и зазвала с собой. Давайте прогуляемся по нашей тропинке, на которой растут разные растения. В нашем садочке сирень расцвела, Всех насекомых туда привлекла. Очень красиво стало кругом, пахнет сиренью и ночью, и днем. ( Дети показывают сирень) Сирень – это кустарник. В отличие от дерева у кустарника не один, а много стволов. Расскажем Сове об этом растении, она украшает наш участок. Сирень бывает 2- х видов: сиреневая и белая. Из ее соцветий делают духи. ( Даем Сове понюхать, сами нюхаем) А белая сирень – лекарственное растение, из нее делают настойки для растирания суставов. Цветы у сирени ароматные, красивые. Она украшает наш участок А сколько насекомых кружатся вокруг! А сейчас для Совы мы сделаем открытку «Ветка сирени»( из смятых комочков салфетки) . Пусть Сова – Умная голова покажет открытку зверям из «Лесной школы». Сова благодарит ребят, дети прощаются с Совой.

Оставить комментарий: